Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса
рабочая программа по обж (9 класс)
Программа ориентирована на учебник Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений /[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._obzh.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основе:
Для учащихся общеобразовательных учреждений /[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Программа ориентирована на учебник Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений /[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Цели и задачи:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Учебно-методический комплект Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений /[ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
• приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
• формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 классы, из расчета 1 час в неделю (что составляет 34 часов в год).
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять подразделов.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает три раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирование у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умения оказывать первую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» и реализуется за счет часов части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. На его изучение отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в соответствии с календарным учебным графиком.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы учебного предмета «ОБЖ»
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание тем учебного курса.
Раздел Учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) 1.Национальная безопасность в России в современном мире | Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России. | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности в обеспечении национальной безопасности России |
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести по- следствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия Определяют отрицательное влияние чрезвы чайных ситуаций на национальную безопасность России Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч.)
3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях. |
4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации |
Раздел3.Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости. | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях |
6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | Основные нормативноправовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | Характеризуют основные нормативно-правовые акты Российской Федерации противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют для себя основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». |
7.Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и её положительные результаты» |
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | . Правила поведения при угрозе террористического акта.. Профилактика наркозависимости | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. |
Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) 9. Здоровье — условие благополучия человека | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.. | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. |
10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, предаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция). |
11.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | . Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) 12. Оказание первой помощи | Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке психоактивных веществ |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Количество часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности | |||
Тема №1. Национальная безопасность России в современном мире | |||
1 | Современный мир и Россия. | 1 | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | 1 | |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | |||
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация. | 1 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | 1 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера их причины. | 1 | |
8 | Угроза военной безопасности России. | 1 | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |||
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени | |||
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | |
10 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | |
11 | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. | 1 | |
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени | |||
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | |
13 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. | 1 | |
14 | Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. | 1 | |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 1 | |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |||
Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | |||
16 | Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. | 1 | |
17 | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1 | |
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |||
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 | |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму. | 1 | |
20 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | 1 | |
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации | |||
21 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 | |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. | 1 | |
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | |||
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | |
24 | Профилактика наркозависимости. | 1 | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | |||
Тема 9. Здоровье - условие благополучия человека | |||
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | |
26 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 1 | |
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | |||
27 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | |
28 | Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. | 1 | |
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | |||
29 | Брак и семья | 1 | |
30 | Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | |||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 1 | |
32 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Профилактика вредных привычек. | 1 | |
33 | Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при травмах. Первая помощь при утоплении. (практическое занятие) | 1 | |
34 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие). Первая медицинская помощь при массовых поражениях. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методическая литература
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция).
- Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: планируемые результаты: система заданий: 5—9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7—9 кл.: поурочные разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения
Компьютер
Принтер
Экран настенный
Тренажеры
Робот-тренажер «Гоша»
Стенды, плакаты
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
оказывать первую помощь при отравлениях;
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Система оценивания планируемых результатов освоения курса
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...