Статья "Использование азартных технологий в процессе обучения как актуальная психолого-педагогическая проблема"
статья по английскому языку

Шакурова Лилия Равилевна

Современный учитель должен обратить особое внимание на такой феномен, как азарт с положительной коннотацией.  На сегодняшний день, не только дети, но и взрослые большое количество времени проводят, играя в компьютерные игры. Движимые азартом с негативной коннотацией, они полностью поглощены новым и неизведанным, так, возможно есть необходимость сделать процесс обучения также чем-то новым, неизведанным и захватывающим, чтобы мотивировать учащихся на активную и результативную учебную деятельность, а также желание овладеть умением учить и открывать что-то новое самостоятельно.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование азартных технологий в процессе обучения как актуальная психолого-педагогическая проблема

Шакурова Л.Р., учитель английского языка

ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»

г. Санкт-Петербург

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла переход к новой форме образовательного процесса, целью которого является формирование у учащихся умения учиться, а именно способности усваивать новые знания, умения, компетенции, а также способности ставить цель деятельности и организовывать ее. В результате учителя прибегают к использованию разных образовательных технологий для достижения поставленных целей. Объектом нашего исследования являются азартные технологии обучения, использование которых дает педагогам возможность эффективно организовывать учебный процесс на этапах введения, закрепления, повторения материала с учащимися всех возрастов.

Б.Т. Лихачев определяет педагогические технологии, как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса [1, c. 5].

По мнению М.В. Кларина, педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения педагогических целей [1, c. 6].

Г. К. Селевко [1, c. 7 - 9] выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

- научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

М.А. Чошанов [2, c. 2] выделил следующие характерные признаки педагогической технологии, а именно:

- диагностичное целесообразование;

-  результативность;

- экономичность;

- алгоритмируемость;

- проектируемость;

- целостность;

- управляемость;

- корректируемость;

- визуализация.

Диагностическое целесообразование и результативность подразумевают гарантированное достижения целей и эффективность процесса обучения.

Экономичность, как качество педагогической технологии, предполагает обеспечение резерва учебного времени, достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные возможности реализации педагогических технологий.

Используя ту или иную педагогическую технологию, у учителя появляется возможность постоянно оперативной связи, последовательно ориентированной на четно определенные цели, что говорит о ее корректируемости.

Признак визуализации предполагает использование различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также разработку и использование разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий [2, c. 2].

М.А. Чошанов пришел к выводу, что технология обучения - это составная, а именно процессуальная часть дидактической или методической системы, которая отвечает на вопрос: "Как учить результативно?".

На сегодняшний день ни в педагогике, ни в методике не существует определения понятию "азартные технологии".

Слово "азартный" происходит от франц. hasard «шанс, риск, везение», а в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как страстный и увлеченный, делающий что-нибудь с азартом. В этом же словаре слово "азарт" определяется, как сильное возбуждение, задор, увлечение [3].

На сайте "Энциклопедия азарта" азарт определяют, как эмоциональное состояние человека, которое отличается высоким интересом к выполняемому действию и непреодолимым стремлением продолжать начатый процесс [3].

Выделяют два вида азарта:

- ресурсный - азарт, который возникает при работе над любимым делом, при освоении знаний, научной работе и предпринимательский азарт;

- разрушительный - азарт игромана, когда человек утрачивает самоконтроль и адекватную оценку реальности [4].

Л.В. Куликов [5, c. 138] выделил три группы эмоций:

- активационные - бодрость, радость, азарт;

- тензионные - гнев, страх, тревога;

- самооценочные - печаль, вина. стыд, растерянность.

Данное психологическое явление, а точнее эмоция, которой предшествует возбуждение мало изучена психологами, однако на наш взгляд, необходимо уделить особое внимание такой эмоции, как азарт, делая акцент на ее положительные возможности. Положительный эмоциональный фон на предстоящую деятельность, а точнее азарт возникает при условие, что человек не обладает достаточной информацией и не может предугадать исход событий.

Всем известно, что эмоции движут человеком и когда он овладевает способностью контролировать свои чувства и эмоции он достигает положительные и высокие результаты. Умение возбуждать, контролировать и направлять детский азарт может помочь учителю достигнуть положительных результатов в обучении, может явиться отличным инструментом для того, чтобы мотивировать учащихся на деятельность, они буду гореть желанием познавать что-то новое, чтобы решить проблемы появившиеся на пути.

В азартных играх победа достигается больше случайностью, нежели мастерством участников, однако в процессе обучения победа будет зависеть от мастерства учителя, который правильно и в нужное время организует ту или иную деятельность, которая возбудит в учащихся азарт; который заведомо подготовит учащихся к данной деятельность для того, чтобы создать для них ситуацию успеха.

В "Энциклопедии азарта" выделены следующие виды деятельности, в процессе которых активнее всего включается азартность:

- в азартных развлечениях (карты, кости, лото, домино, спортлото и др.);

- в играх на деньги (лотереи, рулетка, тотализаторы);

- в просмотре спортивных состязаний и возбуждающих зрелищ;

- в заключении денежных пари;

- в компьютерных играх;

- в казино (игровых автоматах) [2].

Очевидно, что не все вышеперечисленные виды деятельность допустимо и целесообразно использовать в педагогической практике. В процессе обучения можно использовать карты, лото, ребусы, домино, кроссворд, лотерею, рулетку, различные игры, однако они все должны содержать изучаемый материал и быть направлены на его закрепление, повторение. Азартные технологии могут быть соотнесены с игровыми технологиями, однако несмотря на то, что обе содержат игру как форму обучения и являются инструментом активного обучения, в азартные технологии также могут входить проблемные ситуации и вопросы.

В результате вышесказанного, опираясь на определение технологии М.А. Чошанова, можно предположить, что азартные технологии обучения - это составная, а именно процессуальная часть дидактической или методической системы, которая отвечая на вопрос "Как учить результативно?", предполагает возбуждение, увлечение, заинтересованность учащихся в предстоящей деятельности.  

В заключение необходимо сказать, что современный учитель должен обратить особое внимание на такой феномен, как азарт с положительной коннотацией.  На сегодняшний день, не только дети, но и взрослые большое количество времени проводят, играя в компьютерные игры. Движимые азартом с негативной коннотацией, они полностью поглощены новым и неизведанным, так, возможно есть необходимость сделать процесс обучения также чем-то новым, неизведанным и захватывающим, чтобы мотивировать учащихся на активную и результативную учебную деятельность, а также желание овладеть умением учить и открывать что-то новое самостоятельно.    

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.  - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  2. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
  3. Азарт // Толковый словарь Ожегова С.И. [Электронный ресурс]. URL.: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=223 (дата обращения: 16.11.2021).
  4. Азарт // Энциклопедия азарта. - [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.bingo/wiki-ru/index.php?title=%D0%90%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%82&oldid=3792 (дата обращения: 16.11.2021).
  5. Ильин Е. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскому языку.

Психолого-педагогические технологии в процессе обучения русскомуязыку....

психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"

В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...

Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности

Презентация к родительскому собранию на тему: "Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности"...

Психолого-педагогический семинар "Проблема концентрации внимания учащихся" (конспект + презентация)

Данный психолого-педагогический семинар направлен на просвещение педагогов в области управления вниманием учащихся на уроке. Здесь рассматриваются основные понятия, виды и свойства внимания, условия и...

Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики. Актуальность выбора.

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики.Актуальность выбора.В современных условиях педагогический процесс треб...