Применение мобильных средств связи в процессе обучения истории: педагогические возможности и проблемы
статья на тему
Тотальная телефонизация, или «мобилизация», населения делает актуальным исследование влияния МТ на подростков.
Как влияет МТ на людей, чье мировоззрение еще формируется? Какое воздействие оказывает на их психику, восприятие действительности, развитие мышления?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение мобильных средств связи в процессе обучения истории: педагогические возможности и проблемы
Смоленское областное государственное общеобразовательное учреждение
«Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия»
Kubrakov.dn@mail.ru
Сегодня невозможно представить себе жизнь без мобильного телефона (МТ). Увеличение количества сотовых операторов, расширение зоны покрытия сотовой сети, разнообразие тарифов и услуг сотовой связи, непрерывное обновление модельных рядов фирмами-производителями мобильных телефонов, постоянное расширение функциональных возможностей телефонов, особенно с Интернет-ресурсами, дизайн аппаратов на любой вкус, ценовая общедоступность вместе с агрессивной рекламой МТ обычным предметом современной жизни.
Тотальная телефонизация, или «мобилизация», населения делает актуальным исследование влияния МТ на подростков.
Как влияет МТ на людей, чье мировоззрение еще формируется? Какое воздействие оказывает на их психику, восприятие действительности, развитие мышления?
С социологической точки зрения, можно без преувеличения утверждать, что за последнее десятилетие (2000-е годы) сложилось «сотовое» и «сотово-сетевое» поколение. Сотовый телефон стал фактором социализации личности.
«Мобильник» («сотик», «мобила» и т.п.) стал культовым предметом в подростковой среде, показателем статусности и престижности. «Крутизна» и «навороты» мобильника стратифицируют подростка в групповой иерархии, являясь предметом гордости и зависти (провоцируя, в том числе, и девиантное поведение).
«SMS-культура» общения, рингтоны, музыка, клипы, мультики, картинки… - все это элементы современной молодежной «мобильной субкультуры».
Оставляя в стороне медицинские, социологические и культурологические аспекты «мобилизации», сосредоточимся на психолого-педагогических аспектах проблемы.
- МТ как отвлекающий фактор, влияющий на дисциплину и организацию урока. Из-за звонков МТ проводить уроки в школе стало очень сложно. Когда во время урока раздается звонок МТ, учитель вынужден прекратить урок и подождать, пока ученик не выйдет из класса. Учащиеся на уроке с МТ пытаются играть, подбирают мелодии, настраивают, «скачивают», набирают «SMS-ку». Если у ученика на уроке есть доступ к МТ, он занят только им, тема урока его мало интересует. Учитель лишен возможности вести урок в спокойной обстановке, отвлекаясь на чьи-то звонки, делая замечания. Нарушается целостность объяснения учебного материала, перебиваются ответы учащихся, рассредоточивается внимание, разрушаются единство, последовательность, логика процесса обучения.
Следует отметить, что в ряд стран (напр., в Украине и в КНР) [1] в настоящее время использование МТ на уроках запрещено. У нас этот вопрос вообще в школе пока не имеет соответствующей законодательной базы.
- МТ как фактор деформации мышления учащихся. Постоянное использование школьниками МТ (до уроков, на переменах, после уроков и, к сожалению, во время уроков) ведет к формированию особого типа восприятия. Учащиеся привыкают воспринимать информацию (визуальную, текстовую и др.) в пределах экрана дисплея МТ, т.е. постоянно ограниченную в объёме. Педагогический опыт показывает, что эта «привычка» воспринимать информацию в усеченном объёме порождает проблемы с восприятием и понимаем смысла текстов печатной информации. Несмотря на распространение ИКТ-обучения, учебники (тексты, текстовые комментарии к иллюстрациям, картам, текстовое заполнение таблиц, схем, графиков и др. информации) после «живого слова» учителя в обозримом будущем в образовательном процессе по-прежнему будут играть ведущую роль.
«Сотовое поколение» учащихся, или молодежь с «клиповым мышлением» (термин сатирика М. Задорнова) – клиповым восприятием действительности – сталкивается с трудностями в работе с текстами [2]. Суть проблемы заключается в том, что «SMS-культура общения», ограниченное видение мира, своеобразный «сотовый обскурантизм» восприятие приводит к тому, что при работе с печатной информацией учащиеся оказываются не в состоянии удерживать зрительно и логически предложения, состоящие более чем из 10-ти слов (т.е. в пределах формата SMS-сообщения). Длинные предложения, часто составляющие целые абзацы параграфов, которыми изобилуют современные учебники истории, не воспринимаются учащимися целиком и даже не запоминаются в целом. «Сканируя» текст учебника глазами, ученики не выделяют из общего содержания наиболее важной информации и не понимают смысла отдельного предложения, части текста и текста в целом.
Облегченная в смысловом плане «информационная SMS-культура» не позволяет современным школьникам понять отягощенные логически и терминологически сложные и длинные предложения параграфов учебника. В качестве примера приведем два предложения из параграфа «Россия вступает в революцию» учебника по новейшей истории России под ред. В. А. Шестакова [2]:
- «Дефицит легальных, законных возможностей влиять на власть способствовал утверждению в российском обществе начала XX в. приоритета насильственных методов разрешения общественных противоречий» (стр. 74). В предложении 20 слов (220 знаков).
- «На этом фоне в России складываются условия для развития организованного марксистского революционного движения, быстрого распространения марксистской идеологии, и в первую очередь идеи революционного, насильственного перехода к новому общественному строю» (стр. 74). В предложении 29 слов. Следует отметить, что это не самое длинное предложение в данном учебнике.
Не станем комментировать историческую корректность этих предложений, лишь отметим, что работа на уроке с этими предложениями, организованная с учащимися гуманитарного профиля лицея, показала, что только после комментариев, экскурсов и серии наводящих вопросов учителя школьники смогли уяснить и понять смысл написанного автором учебника, а ведь учебник рассчитан, в первую очередь, на самостоятельную работу ученика. Так, приходится констатировать, что при работе с традиционном учебником «клиповое мышление» проявляется в полной мере.
- МТ как психологический фактор процесса обучения.
Поскольку МТ стал обыденным явлением в повседневной жизни молодежи и школьники буквально «не вылезают» из сотовых телефонов и Интернета, невозможно проигнорировать психологическую сторону данного явления. «Зависание» в компьютере ведет к социальной разобщенности, проблемам в «живом» общении, не способствует развитию коммуникативных навыков.
МТ порождает сходные проблемы. «Зависание» в мобильнике (подростки попросту «пасутся» в сети) ведет к формированию психологической зависимости. МТ словно гипнотизирует подростков, акцентируя внимание на ресурсах и функциональных возможностях данного средства связи, поглощая время, необходимое на учебу, отдых, поддержание здоровья. Впору говорить о новой болезни – мобильной наркомании, или «мобиломании».
Информационные возможности МТ используются «сотовым» поколением в первую очередь в гедонистическом плане, т.е. для развлечения и «убивания» времени. Растущие образовательные ресурсы находятся на втором плане, востребованы пока слабо.
Педагогическая проблема заключается в том, как модную игрушку гармонично включить в образовательный процесс, сделать привычной частью образовательной среды. Не запрещать, а разрешить МТ на уроке. Здесь просматривается два варианта «вмонтирования» МТ в урок и в процесс обучения в целом.
Первое направление – использование МТ на традиционном уроке.
Второе направление – МТ как элемент ИКТ-обучения.
На традиционном уроке МТ можно использовать, во-первых, как диктофон – для записи объяснения учителем, ответов самого ученика и его одноклассников для последующей ликвидации пробелов в поурочных записях, для анализа работы на уроке, доказательства – опровержения адекватности и справедливости оценки, выставленной учителем. Сравнения собственных ответов с работой одноклассников, т.е. для самоанализа учеников работы на уроке, для создания аудиостеннограмм, аудиоконспектов уроков-лекций; в диктофон МТ можно записать вопросы к учителю, возникающие в процессе самоподготовки. Ученик может надиктовать устный ответ для урока и потом сравнить его с тем ответом, который реально получился на уроке, и многое другое.
МТ поможет в дистанционном обучении отсутствующих, болеющих учеников, для оперативного информирования родителей об успеваемости их детей по предмету.
Фото- и видеофункции МТ позволяют быстро фиксировать, переносить и обрабатывать информацию со школьно доски, стендов учебных кабинетов, наглядных пособий, конспектов и т.д. (это могут быть видеозаписи демонстраций различных опытов по физике, химии…).
Зафиксированная фото-, видеоинформация может стать частью конспекта по теме, дополнением/приложением сообщения, доклада, реферата, творческой работы – иными словами, МТ открывает огромный простор для креативного самовыражения ученика через «любимую игрушку». Кроме того, МТ может быть хранилищем, банком данных по школьным предметам (конечно, в пределах объёма памяти телефона).
На уроках возникают ситуации, когда возникает потребность срочного оперативного поиска информации (значение того или иного термина, проверка точности информации фактического материала). Например, на уроке по теме «Экономическое развитие России в начале XX века» в ходе эвристической беседы срочно понадобились данные по переписи населения России 1897 года и по доле иностранного капитала в различных отраслях промышленности России. В течение минуты данные были получены с помощью МТ.
Рекомендации учителя по использованию МТ для чтения энциклопедий избавит учащегося от необходимости посещения библиотеки. Вот далеко неполный перечень образовательно-познавательных возможностей МТ в современно школе.
Если в традиционной системе обучения МТ выглядит необычно и не совсем естественно, то в ИКТ-обучении МТ является имманентным техническим элементом образовательной среды. В комбинации с компьютером, ноутбуком, видеопроектором и мультимедийной доской МТ может творить «чудеса».
Посредством данного средства связи обеспечивается интерактивность обучения. Ученик из объекта обучения превращается в полноценного субъекта.
МТ позволяет включаться в информационные потоки, избирательно, фрагментарно извлекать востребованную информацию, выбирать темп, последовательность работы с информационными источниками и ресурсами – «скачивать», обрабатывать, монтировать нужную информацию. При этом МТ играет скорее посредническую, чем самостоятельную роль. Такая работа будет способствовать формированию ИК-компетентности учащихся и складыванию общей информационной культуры.
В итоге следует отметить, что МТ, с точки зрения обучения, имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Задача педагога современной школы, на наш взгляд, заключается в том, чтобы от запрета перейти к максимально эффективному гносеологическому использованию модного аксессуара в процессе обучения.
Литература
- Приказ министра образования и науки Украины С. Николаенко «Об использовании мобильных телефонов во время учебного процесса» (2007).
- Шестаков В. А. История России XX – начало XXI в.: учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. – М.: «Просвещение», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компьютерных технологий и средств мультимедиа в процессе обучения английскому языку.
реферат...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...
Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")
Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается"....
Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.
Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....