«Межпредметные связи уроков математики и трудового обучения, математики и СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
статья

Никифорова Наталья Николаевна

В докладе рассмотрены вопросы организации межпредметных связей уроков математики, труда, коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировки как условие подготовки учащихся к социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo._mezhpredmetnye_svyazi_matematiki_i_pto_sbo.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Доклад на МО

«Межпредметные связи уроков

математики и трудового обучения, математики и социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Учитель Н.Н. Никифорова

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами, особенно с трудом.

Педагогические и психологические исследования по данной проблеме показывают, что учащиеся с отклонениями в умственном развитии, «даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определёнными математическими знаниями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. Следовательно, задача и учителя математики и учителя труда – создать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи возникали. Процесс обучения математике следует строить так, чтобы знания, полученные на уроках труда, а также трудовой опыт учащихся использовались на уроках математики, повышали интерес учащихся к изучению этого предмета, показывали жизненную необходимость математических знаний».

Предусмотренные программой по математике, измерительные, графические, конструктивные, вычислительные практические умения могут быть применены в любом виде трудовой деятельности. Но применить эти знания и умения на уроках труда учащиеся с отставаниями в интеллектуальном развитии могут лишь при условии включения этих знаний учителями труда и математики в жизненно-практические задачи.

Учитель математики должен хорошо знать программы и программные требования по всем видам трудового обучения: с какими орудиями труда, материалами имеют дело учащиеся, какими измерительными и чертёжными инструментами пользуются, какие практические работы выполняют в мастерских, какие изделия изготавливают. Учитель математики должен знать, какие дидактические и наглядные пособия использует учитель труда на уроке и какие математические знания потребуются учащимся для их осмысления.

Изучив всё это, учитель математики намечает, какие темы курса его предмета наиболее связаны с трудом, как конструктивно применить учащимися знания, полученные при изучении математики, при подготовке к овладению трудовым процессом.

Например, на уроках математики учащиеся знакомятся со всеми мерами длины. На уроках труда учитель по трудовому обучению должен показать учащимся практическое использование этих мер, ставить задачи, требующие выражения заданной величины в различных единицах измерения, требовать точности измерений, вырабатывать у учащихся навыки пользования измерительными инструментами.

В свою очередь учитель математики может использовать знания и опыт учащихся, полученные на уроках труда. Он проводит с учащимися беседу по вопросам: «Какое изделие изготовляли на уроках труда? Из какого материала оно выполнено? Какова толщина листового металла? С помощью какого инструмента определяли толщину металла? В каких мерах производят измерения, когда снимают мерку для шитья юбки, блузки в швейной мастерской? В каких мерах производят измерения, когда делают совок в мастерской?»

Математические знания применяют во всех видах трудового обучения.     На уроках сельскохозяйственного труда при выполнении практических работ «неизбежно приходится иметь дело с различными весовыми и объёмными величинами: минеральные удобрения вносят в почву по массе, почвенные смеси для защищённого грунта приготавливают в определённых объёмных соотношениях, суточные и разовые дачи кормов для животных определяют по массе или по объёму. Кроме того, для практической ориентировки необходимо знать массу или объём наиболее распространённых в сельском хозяйстве ёмкостей: ведра, мешка, конной повозки, кузова автомашины, тракторной тележки».

Математические знания применяются также при измерении периметра и площади участка, засаженного теми или иными культурами; при измерении расстояния между растениями или деревьями; определение их роста, количества семян для посадки, при этом используют измерительные и вычислительные навыки.

Осваивая приёмы и способы работы, специфические для изучаемого ими профиля, ученики должны получать представление о возможности применения полученных при изучении математики знаний и умений в решении повседневных хозяйственно-бытовых задач. Для этого следует проводить специальные упражнения по взвешиванию, измерению объёма и измерению участков полей с последующим определением площади.

Из практики известно, что многие учащиеся старших классов на занятиях по сельскохозяйственному труду затрудняются в выполнении несложных арифметических вычислений, таких как деление двузначного числа на однозначное, устный счёт в пределах 100, не могут решить несложные задачи с однозначными и двузначными числами.  Например, ученику VII класса нужно подсчитать общее количество и получить со склада концентраты на 16 коров из расчёта 3 кг на каждую, за исключением двух коров, которым выдаётся по 2 кг. На решение этой задачи у большинства учащихся уходит очень много времени, а некоторые  вообще не могут её решить. В то же время на уроках математики эти же ученики решают более сложные задачи и производят вычисления в пределах 1000 и более.

На уроках наглядной геометрии учитель развивает пространственные и геометрические представления, учит различать геометрические фигуры, знакомит с их свойствами, учит решать задачи геометрического содержания. Необходимо использование геометрических знаний учащихся в повседневной жизни, на уроках ручного и профессионального труда, в своей будущей трудовой деятельности.

На уроках ручного и профессионального труда учащиеся встречаются с различными геометрическими фигурами, пользуются линейкой, чертёжным треугольником, транспортиром, циркулем.

Как правило, работа над любым изделием начинается с построения чертежа, а в основе любого чертежа лежит прямоугольник, в частности квадрат, иногда круг. Для выполнения чертежа  учащиеся используют чертёжный треугольник, линейку.

При создании выкроек на уроках швейного дела не всегда требуется построение прямоугольника (квадрата), иногда достаточно построить прямой угол, на сторонах которого от вершины откладываются отрезки.

Во многих случаях линии чертежа (отрезки) делятся пополам, на 3, 4 равные части (швейное, столярное дело). Встречаются также параллельные и перпендикулярные прямые линии.

Опыт работы показывает, что «чаще всего на уроках труда учащиеся встречаются с теми или иными геометрическими знаниями раньше, чем на уроках математики. Например, с геометрическими  телами учащиеся работают на уроках слесарного дела в VII классе, а на уроках математики более подробно изучают эти тела в VIII классе. В связи с этим преподаватели труда должны строго придерживаться методики, терминологии, единых приёмов построения и обозначения чертежей, правил при использовании измерительных и чертёжных инструментов, принятых в математике, чтобы оградить изложение материала от логических дефектов и избежать угроз переучивания учащихся в VIII классе». 

На уроках труда в столярной мастерской можно изготовит модели геометрических  тел и фигур. Учитель труда должен ознакомить учащихся с расходом материала на разные изделия, учить их составлению сметы на приобретение необходимых материалов и инструментов для уроков труда. Учитель математики на своих уроках использует эти числовые данные для составления задач.

Роль учителя математики в осуществлении межпредметной связи с трудовым обучением заключается в том, что он учит учащихся применять теоретические знания, вычислительные и измерительные умения при решении задач, которые возникают на уроках труда в мастерских, на пришкольно-опытном участке, промышленным или сельскохозяйственном предприятии, где учащиеся проходят производственную практику.

 Преподаватели труда должны хорошо знать программу по математике, закреплять и углублять математические знания, умения и навыки и использовать их в трудовой практике.

Таким образом, только при совместных усилиях учителей труда и математики возможно взаимно обогатить преподавание. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их использования в различных жизненных и трудовых ситуациях.

Одним из важных факторов облегчения, улучшения и ускорения социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных)  школ является элементарная экономическая грамотность.

Экономическое просвещение осуществляется в коррекционной школе в очень ограниченных масштабах – в рамках внеклассной воспитательной работы и трёх учебных дисциплин – профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка и математика.

Большие проблемы возникают у выпускников с интеллектуальным нарушением в связи с неумением правильно распределить бюджет, посчитать и оплатить коммунальные услуги, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Эти знания можно получить на уроках математики при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

Содержание задач может быть направлено на:

 - формирование экономических понятий на уроках математики;

  - раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;

 - овладение элементарными экономическими понятиями;

 - успешную адаптацию в быту;

 - включение в производственную деятельность.

        Решение этих задач должно помочь учащимся применять математические знания, умения, навыки в жизненной практике. В процессе обучения учитель математики знакомит учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок; разнообразными денежными расчётами, которые подробно изучаются на коррекционных занятиях по социально - бытовой ориентировке, повышает мотивацию учащихся к изучению математики, коррегирует познавательную деятельность учащихся, формирует знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.

В свою очередь изучение разделов  программы по СБО «Экономика домашнего хозяйства», «Торговля», «Средства связи», «Трудоустройство» не может быть успешным без сформированных вычислительных навыков у учащихся, усвоения ими десятичных дробей, навыков  решения задач на проценты.

Десятичные дроби часто «…используются в жизни и имеют большое практическое применение. С десятичными дробями учащиеся будут встречаться и в учебных мастерских, и на производстве, и в быту». При изучении темы: «Проценты» на уроках математики она рекомендует объяснить значение часто встречающихся на производстве и в быту выражений, например: «Рабочий выполнил норму по обработке деталей на 100%.». Это означает, что рабочий обработал за смену то количество деталей, которое было запланировано, например150 деталей. Если рабочий сделал меньше 150 деталей, то он не выполнил норму, т.е. выполнил её меньше, чем на 100%. Если рабочий сделал больше 150 деталей, то он перевыполнил норму, т.е. выполнил её больше, чем на 100%».

Осуществление межпредметной связи уроков математики и коррекционных занятий по социально - бытовой ориентировке наблюдается и при изучении раздела  СБО «Жилище» (планирование и расстановка мебели). Изучение данного раздела базируется на ориентировке ребёнка в пространстве, на его геометрических знаниях.

        Таким образом, изучение методической  литературы, анализ передового педагогического опыта позволяют сделать следующие выводы:

  1.  Реализация задачи подготовки детей с отклонениями в умственном развитии к социально-трудовой адаптации и жизни в современных экономических условиях невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов, в первую очередь математики, трудового обучения и социально бытовой ориентировки.
  2. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их использования в различных жизненных и трудовых ситуациях.
  3. Осуществление межпредметной связи уроков математики и коррекционных занятий по социально - бытовой ориентировке способствует комплексному формированию элементарных экономических знаний, необходимых выпускникам коррекционных школ VIII вида для более успешной социально-трудовой адаптации в современных экономических условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1.    Исто...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Уровневая дифференциация при обучении математике 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД)....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело, 7 класс) для коррекционной школы VIII вида.

Рабочая прграмма по професионально-трудовому обучению (швейное дело, 7класс) для коррекционной школы VIII вида....

Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...