ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
методическая разработка по обж (5 класс)
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klassa_sportivnoy_napravlennosti_na_2021-2022_god_-_kopiya.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Школы № 88 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МБОУ Школа № 88 Протокол № _____от _________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор Школы № 88 ________О. В. Ануфриева ________________2021 г. |
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Уфа, 2021
Класс спортивного направления
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. В этих условиях педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.
Главное системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.
Цель: способствовать становлению личности, как многосторонне развитого гражданина Российской Федерации в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях через систему «школа-семья-социум».
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала;
- формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе;
- использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственного понимания служебного и гражданского долга, правосознания;
- развитие ученического самоуправления;
- дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
- активизация социально- психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;
- создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования.
Воспитательный процесс в классе спортивного направления в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.
Принцип системности –организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.
Основные задачи:
- Создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно – оздоровительной и спортивной работы в школе.
- Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе.
- Организация различных форм спортивной жизни среди учащихся.
- Привлечение учащихся школы к объединению на основе общности интересов в команды по различным видам спорта, пропаганда Всероссийского комплекса ГТО.
- Воспитание у учащихся школы устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, здоровому образу жизни.
- Развитие чувств гордости за свою Родину, область, город, школу, воспитание честности, трудолюбия, ответственности, отзывчивости, толерантности, взаимопомощи.
- Проведение мероприятий по оздоровлению учащихся.
Организации деятельности класса спортивной направленности.
Организация деятельности класса спортивной направленности основывается на представлениях о неразрывности и единстве процесса воспитания и образования.
Образование и воспитание в социально-педагогическом пространстве класса спортивной направленности – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всего педагогического коллектива школы во взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями и организациями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически-направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
В области формирования образовательной программы класса спортивной направленности предусматривается предоставление учащимся возможности получения качественного образования. Основными принципами образовательной программы являются:
- развивающее обучение на основе применения психологических методов активизации и оптимизации умственной деятельности учащихся, совершенствование их когнитивной сферы и повышения степени мотивационного компонента учебной деятельности;
- углубленное обучение отдельных предметов, организуемое на основе современных инновационных обучающих технологий, учебно-методических комплексов и эффективной реструктуризации обучающих программ;
- личностно-ориентированное обучение с учетом интеллектуального, психологического и социального развития каждого ребенка, предоставление ему возможности формировать собственную образовательную траекторию;
- сообщение ребенку всего комплекса знаний, умений и навыков, которые обеспечат ему возможность эффективного государственного служения и личного карьерного роста;
- применение на всех уровнях образования современных коммуникационных технологий;
- повышение роли дополнительного образования и расширение за его счет общего кругозора учащихся;
- введение в образовательный процесс предметов и курсов, способствующих развитию у ребенка навыков психологического самоуправления и развитию эмоционального интеллекта;
- формирование навыков и стимуляция деятельного процесса самообразования ребенка;
- четкая организация системы самоподготовки и постоянного контроля уровня образования,
В области формирования воспитательной программы понимается и принимается необходимость:
- четко определять патриотическую и нравственную направленность всего процесса воспитания, основываясь на потенциале традиций отечественной педагогики и народных систем воспитания;
- учитывать особенности подростка (физические, психологические, социальные);
- давать возможность личностного роста при условии: ценностного отношения к собственному имени и здоровью; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований; ценностное отношение к себе как к гражданину великой державы;
- формировать ценностное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к историческому времени своего народа, страны и человечества;
- формировать ценностное отношение к социальному пространству с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания;
- сочетать принципы национального патриотизма и толерантности, учитывая многонациональные и многоукладные особенности функционирования нашего государства;
- повышать степень социализации личности каждого ребенка как главное средство принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей и формирования у подростков гражданской позиции, правовой культуры, ориентированной на законопослушание и осознанное отношение к правам, свободам и обязанностям;
- развитие лидерских качеств как способности к самоорганизации и организации других.
Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь, сформировать личность, обладающую:
- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
- важнейшими духовно-нравственными качествами, такими как любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан;
- способностью глубокого понимания каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы, убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях;
- формированию основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
При успешной реализации заявленных воспитательных и образовательных программ предполагается формирование следующей модели выпускника класса спортивной направленности как образованной и социально-активной личности:
- Наличие глубоких знаний в пространстве федеральных стандартов образования и дополнительных образовательных программ и способность их эффективно и самостоятельно применять в жизни; сформированность ключевых компетентностей в предметных областях, коммуникативной и деятельностной компетентности.
- Способность проявлять приоритетность общественно-государственных интересов над личными.
- Восприятие патриотизма, преданности своему Отечеству как естественного духовного состояния.
- Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений.
- Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- Социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
- Способность к эффективному управлению, как отдельными людьми, так и коллективами любого уровня и структуры.
- Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям.
Направления | Основные задачи | Формы деятельности |
Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание) (данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств) | -воспитание этической культуры учащихся; -формирование нравственных отношений; -развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей; -развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - желание совершенствоваться; -сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; -развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни. | -тематические классные часы -дискуссии по нравственной тематике -интерактивные игры -самопрезентация и самопредставление -праздники, конкурсы, ролевые игры - акции «Поздравь ветерана», «Помоги другу» и т.д. -посещение музеев, выставок. |
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание) (данное направление ориентировано на создание системы, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека) | -углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье; -воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской; - способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; -содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России; -воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию. | -уроки мужества, -организация встреч с ветеранами, представителями профессий, связанных с военной службой; -торжественные линейки; -вахты памяти; -Дни воинской славы России; -тематические вечера, например, «В жизни всегда есть место подвигу»; -тематические классные часы; - социальные проекты; -творческие конкурсы; - музейные занятия; -конкурсы, викторины по правовой тематике; -оформление классных уголков, посвященные государственным символам (герб, флаг, гимн); - экскурсии; - выезд в военную часть; - участие в смотре допризывной молодежи. |
Здоровьесберегающее (физкультурно – оздоровительное воспитание) (данное направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения) | -создать условия для свободного развития духовных и физических сил ребенка; -показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. Становления; -организация просвещения, учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья; - профилактика вредных привычек; - инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде; - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. | - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады; -марафоны, турниры; - встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом; - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; - спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике и ЗОЖ, конкурсы газет, устные журналы; - беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «Мое здоровье в моих руках» и др.; -тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся. |
Общекультурное (экологическое воспитание) (данное направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения школьников, убеждения в приоритете экологических ценностей над интересами отдельных личностей и групп) | -формировать бережное отношение к природе; -формировать представление учащихся о единстве и взаимосвязи всего живого; -вовлечение учащихся в работу по благоустройству территории школы и города; -изучение экологических проблем района, области; | - беседы; - походы, экскурсии; - фотовыставки, творческие конкуры; проекты. |
Социальное (самоуправление в школе и классе) (данное направление классным руководителем используется в целях воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества) | - предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание; -воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество; - воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты; - сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу. | - беседы; - проекты; - заседания совета класса; - диспуты. |
Семейное воспитание (данное направление классным руководителем используется как процесс психолого – педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и психолого – педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств. | - создать максимальные условия для роста и развития ребенка; - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я. | -совместные мероприятия с родителями |
Трудовое воспитание (данное направление классным руководителем используется как процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. | - формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; - развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; - воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; - вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. | - беседы; -экскурсии на предприятия; - участие в субботниках. |
Образовательные и воспитательные задачи класса спортивной направленности реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе. Таким образом, дополнительное образование класса спортивной направленности представляет собой систему занятий, направленную на гармоническое развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.
Название кружка | Цель и задачи |
Бальные танцы |
|
Спортивная секция тхэквандо | -оздоровление молодого поколения, формирование жизненно важных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, а также формирование всесторонней, гармоничной личности. Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию; -обучение базовых основ вида спорта -развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; -формирование общих представлений о спорте в целом, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; -развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию; -обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности |
Строевая подготовка | -осуществление нормативно-правовых актов РФ (Конституция РФ, Государственные стандарты в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Указ Президента Р «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и т.д.); -формирование уровня военно-профессиональной мотивации; -анализ уровня военно-профессиональной мотивации учащихся; -формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности; -формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности; -помощь в начале практической реализации плана по достижению военно-профессиональной цели; -осуществление государственной политики по подготовке учащихся в области защиты от чрезвычайных ситуаций по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; -приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности; -популяризация и пропаганда среди учащихся здорового и безопасного образа жизни; |
Разборка и сборка автомата | Сформировать у воспитанников преставление о назначении, боевых свойствах АК-74, устройстве его частей и механизмов, а так же умение и навыки при обращении с оружием. Задачи урока: Познакомить обучающихся с назначением, боевыми свойствами АК-74 и устройством его частей и механизмов. Сформировать представления об автоматическом действии автомата АК-74. Научить выполнять разборку и сборку после разборки автомата АК-74. Развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенции в области военной подготовки. Развивать волевые качества воспитанников, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии. Воспитывать патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать ценностное отношение к Отечеству. |
Военная история и литература | Цель курса – развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. Задачи:
|
Стрельба | Совершенствование навыков и умений кадет по огневой подготовке для их последующей готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации |
Работа с родителями
Содержание взаимодействия с родителями – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения, учащихся о семье, конкурс творческих работ, учащихся «Моя семья», деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Педагогические лектории, консультации, тематические родительские собрания.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, организации внеклассных мероприятий, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Совместные мероприятия, участие в конкурсах.
Работа с педагогами, работающими в классе
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов, учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений, учащихся в учебной деятельности;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- индивидуальные консультации;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарь на 2021-2022 на учебный год.
Календарь на 2021-2022 на учебный год. 4 четверти, 35 недель....
Мониторинг воспитанности 2019-2020,2021,2022
Мониторинг воспитанности учащихся. Юноши 2019-2020гг. (методика Н.П. Капустина) Схема предназначена для использования классными руководителями и включает оценивание 6-ти качеств личности: любозн...
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2021-2022 г.
Деятельность в 2020-2021 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 8 класса на 2021 – 2022 учебный год
Программа «Спортивные игры» дополняет курс «Физическая культура». Программа направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе личностного самоопределения, спор...
Анализ уровня воспитанности группы №6 2021-2022 уч.год
сравнительный анализ уровня воспитанности по Фридману...
Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2021-2022 (мониторинг учебной деятельности учащихся)
Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2021-2022 (мониторинг учебной деятельности учащихся)...