Программа доп. образования (Спортивное ориентирование) 2021-2022
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поныровская средняя общеобразовательная школа Поныровского района Курской области»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР: _________ Директор школы ________
Приказ № ___________
От__________________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Спортивное ориентирование»
Адресат программы:
дети 13-16 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Ломакин Андрей Сергеевич
Поныри
2021-2022уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Объём и содержание
4. Планируемые результаты
5. Учебный план
6. Учебно-тематический план
7. Оценочные материалы
8. Методическое обеспечение
9. Условия реализации программы
10. Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторской программы Лукашова Ю. и Ченцова В. «Спортивное ориентирование» (2005 г.), рекомендованной Министерством образования РФ для использования в системе дополнительного образования детей.
Направленность программы: туристско-краеведческая;
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Наряду с этим оздоровительное и спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться — это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок. Спортсмен - ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, геометрии, физкультуры.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Ориентирование как вид спорта подходит для детей разных возрастов, способностей и интересов. Оно объединяет в себе и игровую деятельность, и занятия в классе. Этот вид спорта формирует исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, увлекает азартным бегом. Как только дети овладевают основными приёмами ориентирования, у них как бы появляется волшебный ключ, который помогает открыть дверь к познанию окружающего их мира как рядом с домом, так и вдали от него. Подростков больше привлекает социальный и развлекательный аспекты ориентирования, чем его образовательная и познавательная стороны, но по мере взросления их отношение к ориентированию меняется.
Не менее важен и другой аспект становления подрастающего поколения. В настоящее время наблюдается негативное отношение большей части молодежи к службе в армии. Кроме того, существует серьезная опасность терроризма и техногенных катастроф. Молодежь необходимо учить грамотно, действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытия в непогоду и т.д. Все эти жизненно необходимые знания и навыки, обучающиеся получают в ходе походов и на соревнованиях.
В процессе спортивной деятельности расширяется сфера общения обучающихся, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.
Таким образом, спортивное ориентирование способствует всестороннему развитию личности обучающегося, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
Отличительные особенности программы.
В программе «Спортивный ориентирование» подготовка спортсменов рассматривается как комплексный, системный учебно-тренировочный процесс, ориентированный, на оздоровление воспитанников, привлечение к здоровому образу жизни, а также стремление к достижению высоких спортивных результатов, о чем свидетельствуют научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов, занимающихся спортивным ориентированием на различных этапах подготовки и выполнение норм на присвоение спортивных разрядов спортивной классификации.
Содержание программы представлено следующими направлениями: техническая и тактическая подготовка ориентировщика, физическая подготовка ориентировщика, основы туристской подготовки, краеведение. В реализации программы используются методики по физической подготовке (автор Суховольский С.Е.): комплексы упражнений, направленные на развитие специальной выносливости; структура планирования базового микроцикла в предсоревновательный период; адаптированные методики по психологической подготовке спортсменов-туристов.
Участие в многодневных соревнованиях предоставляет обучающимся возможность приобрести практический опыт самообслуживания (обустройство лагеря, приготовление пищи, поддержание гигиены тела, вещей, следят за состоянием снаряжения, чистотой лагеря и т.д.), который является немаловажным в процессе социализации. Занятия в объединении «Спортивное ориентирование» готовят обучающихся к самостоятельной жизни в обществе.
Соревнования – одна из лучших форм пропаганды спортивного ориентирования среди обучающихся. Соревнования способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности спортсменов, происходит обмен опытом работы.
Адресат программы: к занятию по программе привлекаются обучающиеся с 13 до 16 лет.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий…
Количество занятий в неделю 3 раза по 2 часа
Цель программы - всестороннее развитие личности учащегося и его жизненное самоопределение, формирование физических качеств и жизненно важных умений и навыков средствами спортивно-туристской деятельности. Она достигается через решение следующих задач:
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности учащегося;
- формирование и развитие способностей, учащихся адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;
- укрепление здоровья учащихся и выполнение нормативов спортивных разрядов по спортивному ориентированию;
- подготовка учащихся в качестве судей по спорту (со специализацией в спортивном ориентировании);
- профессиональная ориентация учащихся;
- формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию;
- привитие учащимся экологических навыков и бережного отношения к природе.
Обучающие:
- способствовать расширению и углублению знаний, умений и навыков по
спортивному ориентированию, основам туристской подготовки, основам
оказания первой доврачебной медицинской помощи;
- владеть основами техники спортивного ориентирования; содействовать
повышению разносторонней физической и функциональной
подготовленности;
- содействовать развитию специальных физических качеств;
Развивающие:
- способствовать укреплению здоровья;
- создать условия для повышения функциональной подготовленности;
- создать условия для освоения допустимых тренировочных нагрузок; Воспитательные:
- поддерживать воспитанные черты спортивного характера (волевые
качества, целеустремленность и др.);
- обеспечить накопление соревновательного опыта;
- повышать накопление соревновательного опыта.
ОБЬЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Объем программы: Учебный процесс рассчитан программой на 36 учебных недель в течение учебного года с общим объемом нагрузки 210 часа, по 6 часов в неделю.
Содержание программы предусматривает приобретение обучающимися знаний о родном крае, о технике и тактике спортивного ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи. Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом каждой темы.
Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.
Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия по технике и тактике спортивного ориентирования, тренировки по общефизической и специальной физической подготовке (ОФП и СФП). Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения таких видов спорта как, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика и др. К общеразвивающим упражнениям относятся упражнения, направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координационных способностей организма. Занятия по ОФП направлены на комплексную тренировку всех групп мышц с обязательным включением кроссовой подготовки. Специальная физическая подготовка направлена на развитие специфических физических качеств, необходимых в спортивном ориентировании: специальной выносливости, скоростной выносливости, силы, ловкости и быстроты. Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
В теоретической части образовательного процесса используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, презентаций); практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, нормативно-правовыми документами, выполнение заданий, упражнений по спортивному ориентированию).
Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, обмена информацией на специализированных WEB-страницах по спортивному ориентированию, выполнение диагностических тестов и заданий по технике ориентирования, психологической подготовке спортсменов.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Рекомендуемые типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия, тестирование.
Рекомендуемые формы занятий: учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по ОФП и СФП в спортивном зале и на местности. Кроме того, используются такие формы, как соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видео занятие и др.
Основной составляющей подготовки спортсменов-ориентировщиков являются учебно-тренировочные сборы и многодневные соревнования по спортивному ориентированию. Походы, учебно-тренировочные лагеря проводятся, как правило, в каникулярное время вне часов, заложенных в учебно-тематическом плане как средство релаксации и оздоровления, обучающихся в пост- и межсоревновательный период.
Темы, изучаемые в программе:
Раздел 1.Спортивное ориентирование на местности
Тема 1.1. Вводное занятие.
История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы.
Порядок и содержание работы объединения. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России и за рубежом. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования. Прикладное значение ориентирования. Особенности спортивного ориентирования.
Крупнейшие краевые и всероссийские соревнования. Массовые соревнования юных ориентировщиков.
Меры по обеспечению охраны природы в местах проведения тренировок и соревнований.
Тема 1.2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
Одежда и снаряжение ориентировщика.
Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебнотренировочном занятии.
Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки).
Снаряжение спортсменов-ориентировщиков. Компас, планшет, карточка участника. Одежда и обувь ориентировщика. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды ориентировщиков при различных погодных условиях.
Тема 1.3. Топография, условные знаки.
Спортивная карта. Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Особенности топографической подготовки ориентировщиков.
Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, масштаб карты.
Измерение расстояния на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, комнаты и т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту.
Тема 1.4. Техника спортивного ориентирования.
Понятие о технике спортивного ориентирования. Значение техники для достижения высоких спортивных результатов. Приемы и способы ориентирования. Технико-вспомогательные действия. Отметка на контрольном пункте (КП). Восприятие и проверка номера КП. Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и символьные легенды КП. Типичные ошибки при освоении техники спортивного ориентирования.
Держание карты. Держание компаса. Сопоставление карты с местностью. Снятие азимута. Выдерживание азимута. Измерение расстояния на местности парами шагов. Определение точки стояния. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Взятие КП, расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров. Выбор варианта движения между КП.
Ориентирование на коротких этапах с «тормозными» ориентирами. Кратчайший путь, срезки.
Передвижение классическими лыжными ходами. Обучение техники спуска со склонов высокой, основной и низкой стойками. Обучение преодолению
подъемов "елочкой", "полуелочкой", "лесенкой", ступающим шагом. Обучение поворотам на месте и в движении.
Техника кроссового бега по различному грунту, по разной местности. Специализированные качества ориентировщика (чувство расстояния, направления, чтение карты). Изучение понятий: дополнительная привязка, задняя, последняя.
Чтение карты (точное и грубое), опережающее чтение карты, чтение карты по «большому пальцу».
Память (кратковременная, оперативная, долговременная). Слежение за местностью с одновременным чтением карты.
Измерение расстояний на карте. Измерение расстояний на местности парами шагов, по времени, глазомерно, интуитивно. Контроль расстояния с помощью деталей карты, используя толщину пальцев.
Направление. Контроль направления с помощью компаса и карты, по солнцу, по объектам местности, контроль высоты.
Выход на КП с различных привязок (последних, дополнительных, задних). Отметка на КП. Уход с КП.
Тема 1.5. Тактика спортивного ориентирования.
Взаимосвязь техники и тактики в обучении ориентировщиков. Последовательность действий ориентировщиков при прохождении соревновательной дистанции. Понятие о тактическом плане. Понятие: линейные, площадные, точечные ориентиры и привязка.
Планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров. Выбор пути движения между КП. Использование соперника при выходе на КП. Раскладка сил на дистанции соревнований. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
Взаимосвязь скорости передвижения и технико-тактических действий. Действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником. Анализ соревнований.
Приемы ориентирования (азимут с упреждением, бег в «мешок», параллельный заход, бег по ориентирам, удлинение ориентиров.
Предстартовая информация: параметры дистанции (длина, число -КП, набор высоты), параметры карты (размер, масштаб, сечение рельефа), характер местности (проходимость, тип растительности, тип ландшафта), стартовые параметры (номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша), параметры района соревнований (границы района, запретные для бега места), сведения о КП (легенды, наличие совмещенных КП, средства отметки КП), опасные места, стартовые данные соперника.
Тема 1.6. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.
Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Права и обязанности участников.
Подготовка к соревнованиям. Возрастные группы. Контрольное время. Техническая информация о дистанции.
Тема 1.7. Судейская практика.
Судейская коллегия соревнований. Судейские бригады старта и финиша (судья на выдаче карт, судья-хронометрист, судья при участниках). Оборудование старта, финиша. Судья-контролер КП. Обязанности судьи.
Протокол старта, протокол прохождения КЛ. Работа с итоговым протоколом. Предварительная проверка отметок КП в карточке участника. Технология подсчета командных результатов. Участие в работе судейских бригад городских соревнований в должностях контролер КП, судья старта, судья финиша.
Тема 1.8. Контрольные упражнения и соревнования.
Участие в течение года в соревнованиях по спортивному ориентированию по своей возрастной группе согласно календарному плану в Первенствах города, области, межрегиональных и всероссийских соревнованиях.
Контрольные тесты для проверки теоретических знаний и практических умений данного курса с использованием рекомендуемой литературы.
Раздел 2. Общая и специальная физическая подготовка
Тема 2.1. Общая физическая подготовка.
Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании.
Средствами общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта: легкой атлетикой, лыжными гонками, туризмом, скалолазанием.
К числу общеразвивающих упражнений относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Применение общеразвивающих упражнений способствует улучшению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Строевой и походный шаг. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе.
Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки.
Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головой. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа - поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации.
Участие в течение года в соревнованиях по ОФП
Тема 2.2. Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов-ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.
Упражнения для развития выносливости. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, субмаксимальная, максимальная. Фартлек - игра скоростей.
Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Эстафеты с элементами спортивного ориентирования.
Бег в равномерном темпе по равнине и слабопересеченной местности, открытой, закрытой, заболоченной, бег в «гору», специально-беговые упражнения.
Бег с картой. Ходьба на лыжах - на дистанции от 2 до 8 км. Туристские походы.
Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.
Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышения.
Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения 6 предметами (набивные мячи, амортизаторы). Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки многоскоки на одной и двух ногах.
Упражнения на равновесие. Слалом между деревьев.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности
Раздел 3. Туристская подготовка
Тема 3.1. Основы туризма.
Личное и групповое туристское снаряжение. Виды костров. Организация биваков, лагеря. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов,
приготовление пищи на костре. Распределение временных и постоянных обязанностей в группе. Способы преодоления препятствий с использованием специального снаряжения и без него.
Тема 3.2. Правила соревнований по спортивному туризму.
Основные положения. Правила организации и проведения. Участники соревнований. Разрядные требования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формы проведения промежуточной аттестации: тесты, участие в соревнованиях городского уровня, сдача нормативов по ОФП и СФП.
Закончив первый год обучения, обучающийся должен знать:
- место и время проведения занятий объединения дополнительного образования;
- правила пожарной безопасности и необходимые действия при обнаружении первых признаков (задымление, запах горения, повышение температуры и т.д.) пожара;
- меры предосторожности при обращении с огнем и причины возникновения пожаров;
- общие положения правил по спортивному ориентированию, способы проведения соревнований и критерии допуска к соревнованиям;
- снаряжение для проведения тренировочных занятий на местности: спортивные карты, контрольные пункты, компостеры, маркировка трасс;
- специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности; технику лыжных ходов; гимнастические упражнения, подвижные игры и эстафеты, спортивные игры;
- роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства; - понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование;
- правила хранения продуктов в полевых условиях; правила укладки рюкзака
и упаковка продуктов; принципы составления меню для походов и
соревнований.
Закончив первый год обучения, обучающийся должны уметь:
- коллективно участвовать в планировании деятельности объединения;
- совместно участвовать в творческих делах;
- подводить итоги собственных достижений;
- соблюдать права и обязанности участников соревнований;
- участвовать в оборудовании учебных полигонов (маркировка трасс,
установка КП, оборудование мест старта и финиша);
- передвигаться на лыжах выполняя технические приемы; владеть приемами
техники бега; выполнять стандартный набор гимнастических упражнений;
- выполнять специально-беговые упражнения на развитие быстроты, на
развитие гибкости, на развитие ловкости и прыгучести;
- правильно пользоваться компасом; ориентировать карту; определять
расстояние по карте; измерять расстояние на местности (шагами,
визуально); двигаться по азимуту;
- читать карту с одновременным слежением за местностью и аккуратно
производить отметку на КП;
- по возможности преодолевать объективные и субъективные трудности в
тренировочном и соревновательном процессе;
- выполнять комплекс самоподготовки к старту;
- составлять меню, график дежурств; укладывать рюкзак; готовить пищу в полевых условиях; организовывать и проводить бивачные работы: установку палаток, оборудование костра, кухни, заготовку и хранение дров; пользоваться топором и пилой; организовывать индивидуальную походную постель, места для отдыха.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы | Формы промежуточной аттестации |
1 | Ориентирование на местности | Тест, участие в соревнованиях |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | Сдача контрольных нормативов |
3 | Туристская подготовка | Зачетный поход выходного дня |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы занятий | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Ориентирование на местности | 100 | 15 | 85 |
1.1. | Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования. | 4 | 2 | 2 |
1.2. | Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение ориентировщика. | 7 | 3 | 4 |
1.3. | Топография, условные знаки. Спортивная карта. | 20 | 4 | 16 |
1.4. | Техника спортивного ориентирования. | 35 | 4 | 31 |
1.5. | Тактика спортивного ориентирования. | 20 | 4 | 16 |
1.6. | Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. | 6 | 2 | 4 |
1.7. | Судейская практика. | 4 | 2 | 2 |
1.8. | Контрольные упражнения и соревнования. | 4 | - | 4 |
2. | Общая и специальная физическая подготовка | 100 | 4 | 96 |
2.1. | Общая физическая подготовка. | 60 | 2 | 58 |
2.2. | Специальная физическая подготовка | 40 | 2 | 38 |
3. | Туристская подготовка | 10 | 2 | 8 |
3.1. | Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии | Вне сетки часов | - | - |
ВСЕГО: | 210 | 27 | 183 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика проводится два раза в год в форме зачётных занятий при участии обучающихся в соревнованиях различного уровня. Кроме того, уровень физической подготовленности обучающихся на каждом году обучения определяется посредством сдачи контрольно-переводных нормативов предусмотренных данной программой (см. Приложение 1)
- Контрольные упражнения, определяющие физическую подготовку спортсмена. Контрольные упражнения позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса, пресса, прыжковую подготовку; Таким образом, перечисленные упражнения охватывают широкий спектр механизмов и двигательных возможностей человека, уровень функционирования которых в значительной степени определяет общую физическую подготовленность спортсменов по спортивному ориентированию.
- Тесты и контрольные упражнения, определяющие техническую подготовку спортсмена.
- Тесты и контрольные упражнения, определяющие тактическую подготовку. Решение ситуационных тактических задач. При решении задачи оцениваются визуально-пространственные и наглядно-действенные компоненты мышления.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы:
Программа для системы дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование. Для объединений дополнительного образования детей. Лукашов Е.В., Ченцов В.А., М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
Дидактические материалы:
- Колесникова Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика. – Новокузнецк, 2001, 2003г.г.
- Раздаточный материал (карточки, картотренажеры, карты-пазлы и т.д.).
- Раздаточный материал «Приемы ориентирования».
- Раздаточный материал «Условные знаки для карт спортивного ориентирования».
- Раздаточный материал (спортивные карты-схемы).
- Таблица «Описание символов для пояснения легенд контрольных пунктов».
- Таблица «Условные знаки для карт спортивного ориентирования».
- Тесты на тренировку памяти и внимания.
Инструкция по технике безопасности на занятиях по
спортивному ориентированию
Общие требования безопасности.
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
- при несоответствии одежды условиям занятий;
- отсутствие разминки;
- при нарушении дисциплины (самодисциплины) поведения на занятиях.
Требования безопасности перед началом занятий.
1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2. Внимательно выслушать задание и меры безопасности преподавателя.
3. Ознакомиться с программой занятия.
4. Провести разминку.
Требования безопасности во время занятий.
1. Правильно выполнять технико-тактические действия (в соответствии с правилами, условиями занятия, требованиями безопасности).
2. Выполнять все замечания преподавателя по подготовке и на дистанции по устранению ошибок, влекущих за собой нарушение мер безопасности на дистанции.
3. Не покидать места занятий без разрешения преподавателя.
4. Соблюдать дисциплину и этику поведения во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При плохом самочувствии прекратить выполнение заданий и сообщить об этом преподавателю.
2. При получении травмы, немедленно сообщить об этом преподавателю Прекратить движение по дистанции, оказать ДМП, обратиться к врачу по возможности, если необходимо - вызвать скорую помощь.
Требования безопасности по окончании занятий.
1. Сообщить преподавателю о выполнении задания.
2. Убрать личное и групповое снаряжение в места для его хранения, при обнаружении его повреждения, сообщить об этом преподавателю. 3. Покинуть место проведения занятия - с разрешения руководителя или вместе с ним.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личное специальное снаряжение:
- для учебных занятий
Групповое специальное снаряжение:
- частично приобретено
Специально оборудованные с\залы для занятий в зимний период:
- используются на правах аренды согласно договора о сотрудничестве. Полигоны для занятий в природных условиях
- оборудуются по месту организации занятий.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Оценочные материалы
Контрольные упражнения, определяющие физическую подготовку спортсмена.
Оценочные материалы
Тесты и контрольные упражнения, определяющие техническую подготовку спортсмена
Материалы для промежуточной аттестации обучающихся на выявление уровня
знаний для раздела
"Чтение рельефа на спортивной карте"
Материалы для итоговой аттестации обучающихся на выявление уровня знаний для раздела
"Чтение спортивной карты"
Приложение 2.
Методические материалы
Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению:
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн»;
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый»;
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник»;
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя»;
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.
Прямой узел можно вязать двумя способами.
- Одной веревкой делается петля (а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
- Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (е). Далее концах завязываются контрольные узлы (д).
Ткацкий узел. Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (а), потом с другой (б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (в).
Встречный узел. Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (д), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (в).
Грейпвайн. Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (а), затем то же самое с другой (б). Узлы стягиваются (в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке (г).
Брамшкотовый узел. Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке (а, б). Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).
Академический узел. Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю как показано на рисунке (а, б). Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).
Простой проводник вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).
Восьмерка-проводник вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).
Узел «срединный австрийский проводник» вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.
Узел «двойной проводник», или «заячьи уши» вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (а), затягивается (в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы через нее прошли две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (в). Правильно завязанный узел показан на рисунке (г). Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.
Узел «удавка» вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора обносится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (б). Затем узел затягивается.
- Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, показано на рисунке (а). После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.
- Узел «стремя» может применятся как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (а, б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5a класс русский язык 2021/2022
Рабочая программа 5 класс русский язык...
Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год
Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год
Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...