Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
календарно-тематическое планирование по обж (8 класс)
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_obzh_8_kl_12.09.21.docx | 101.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Руновка Кировского района»
Утверждаю:
Директор школы:
______________ А.Д.Черненко
«____» ___________ 2021 г.
|
|
|
У
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
8 класс
Уровень обучения: базовый
Учитель: Шипицын Александр Геннадьевич
с.Руновка
2021 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса разработана в соответствии с:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (2015 г)
3. Методического письма «О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях».
4. Примерной рабочей программы Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2011г.
На основе:
Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 8 класс. -М.: Просвещение. 2018 г.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ; эффективно использовать межпредметные связи;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения;
- повышать эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности при разработке региональных учебных программ.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.
II. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классах на его изучение выделяется по каждому курсу - 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8классов общеобразовательных. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2018.
Уровень программы: базовый
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Личностные результаты
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собст
венным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов тер
рористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 8 классов представлены в трёх учебных модулях и шести разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для этого курса с учётом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количестве тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволяет более рационально распределить учебный материал.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть курса, и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса « Основы безопасности жизнедеятельности».
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел 2.
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Тема 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел 3.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Тема 1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 2. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. ПМП при утоплении.
Поурочное планирование учебной программы по « ОБЖ» - 8 класс
Раздел, тема, урок | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Р - I. | Основы комплексной безопасности. | 16 |
1. | Пожарная безопасность | 3 ч |
1.1. | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 |
1.2. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 |
1.3. | Права , обязанности и ответственность граждан, в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | 1 |
2. | Безопасность на дорогах | 3 ч |
2.1. | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | 1 |
2.2. | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
2.4. | Велосипедист- водитель транспортного средства | 1 |
3. | Безопасность на водоёмах | 3 ч |
3.1. | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 |
3.2. | Безопасный отдых на водоёмах. | 1 |
3.3. | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 |
4. | Экология и безопасность | 2 ч |
4.1. | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 |
4.2. | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 |
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 5ч |
5.1. | Классификация чрезвычайные ситуации техногенного характера. | 1 |
5.2. | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 |
5.3. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 |
5.4 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 |
5.5 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
Р-2 | Защита населения РФ от ЧС | 7 |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4ч |
5.3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 |
5.5. | Обеспечение химической защиты населения | 1 |
5.7. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 |
5.9. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 1 |
6. | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 ч |
6.1. | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 |
6.2. | Эвакуация населения | 1 |
6.3. | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
Р-3. | Основы здорового образа жизни | 8 |
7. | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 ч |
7.1. | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 |
7.2. | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 |
7.3. | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества | 1 |
7.4. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
7.5. | ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 |
7.6. | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
7.7. | Профилактика вредных привычек. | 1 |
7.8 | ЗОЖ и БЖД | 1 |
Р – 4. | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
8 | Первая помощь при неотложных состояниях | 4 |
8.1. | Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение | 1 |
8.2. | Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ | 1 |
8.3. | Первая медицинская помощь при травмах | 1 |
8.4. | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 |
Всего часов | 35 часов |
Приложение к рабочей программе по ОБЖ 8 класс
(Модуль «Школьный урок»)
Модуль «Школьный урок» | Раздел | Содержание | Примечание |
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Раздел-1 | ||
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослых и Социальные сообщества. | Раздел-2 | ||
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Раздел-3 | ||
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи. | Раздел-4 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Элементы дополнительного содержания. Решаемые проблемы | Формируемые УУД Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее Зад. | Дата проведения | |||||||
план | факт | ||||||||||||||
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа) | |||||||||||||||
Раздел 1.Основы комплексной безопасности (16 часов) | |||||||||||||||
Тема 1.Пожарная безопасность (3часа) | |||||||||||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. | ВУ | Сформировать представление о способах добывания огня древним человеком. Изучить наиболее распространённые причины пожаров в быту. | Пожар. Горение. Причины возникновения пожара. Классификация. Статистика. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Исторические факты. Знать наиболее распространённые причины пожаров в быту. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | устный опрос | № 1.1, задание на стр. 12. | ||||||||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | КУ | Познакомить с историческими фактами организации борьбы с пожарами в Древнем мире, в России. Изучить задачи Федеральной противопожарной службы. | Условия возникновения пожара. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Федеральная противопожарная служба. | Знать задачи Федеральной противопожарной службы. Понимать значимость соблюдения правил пожарной безопасности. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Краткая самостоятельная работа | № 1.2, стр. 19. |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | КУ | Изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Формировать умение действовать при пожаре. | Федеральный закон «О пожарной безопасности». Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах: в квартире; в общественном месте; на даче. Знать правила безопасного поведения при пожаре: в квартире; в общественном месте; на даче. Уметь действовать при пожаре. | достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | Усвоение правил пожарной безопасности. | Тестовые заданя | № 1.3, задание на стр. 26. План поведения на случай пожара в школе. | ||||||||||||||
Тема 2.Безопасность на дорогах (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | КУ | Изучить причины дорожно-транспортных происшествий. | Понятие – ДТП. Причины ДТП, травматизм. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Статистика. История развития автомобильного транспорта. Знать причины дорожно-транспортных происшествий. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | устный опрос | № 2.1, задание на стр. 34-35. Вопросы. Письменное задание. | |||||||||||||||
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | КУ | Сформировать представление об организации дорожного движения. Формировать умение соблюдать правила дорожного движения. Изучить обязанности пешеходов и пассажиров. | Понятие - участник дорожного движения. Дорога. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Организация дорожного движения. Сигналы, подаваемые регулировщиком. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Знать обязанности пешехода и пассажира; сигналы, подаваемые регулировщиком. Уметь соблюдать правила дорожного движения. Усвоение правил дорожного движения. | Краткая самостоятельная работа | № 2.2, задание на стр. 44. | |||||||||||||||
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства. | КУ | Познакомить с понятием – водитель; требованиями, предъявляемыми к техническому состоянию велосипеда. Изучить обязанности велосипедиста. | Водитель. Общие обязанности водителя. Основные требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Основные обязанности велосипедиста. | Знать основные обязанности велосипедиста; требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Усвоение правил дорожного движения. | Тестовые задания | № 2.3, задание на стр.50. Вопросы. | ||||||||||||||
Тема 3.Безопасность на водоемах (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | КУ | Изучить правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях. Формировать умение действовать при угрозе и во время наводнения. | Водоемы. Правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Статистика. Правила безопасности при наводнении. Особенности состояние водоемов в различное время года. Безопасность на замёрзших водоёмах. Безопасность пассажиров морских и речных судов. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Усвоение правил безопасного поведения на водоёмах в различных условиях. | устный опрос | № 3.1, задание на стр. 60. Подготовить сообщение. | |||||||||||||||
8 | Безопасный отдых на водоёмах. | КУ | Сформировать представление о безопасном отдыхе на воде. Формировать умение действовать в различных опасных ситуациях на воде. | Правила безопасного поведения на воде: если судорогой свело руки и ноги; если захватило течением; если попали в водоворот; при сильном волнении; с большим количеством водорослей. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации в водном походе. | Знать правила безопасного поведения на воде: если судорогой свело руки и ноги; если захватило течением; если попали в водоворот; при сильном волнении; с большим количеством водорослей. Уметь действовать в различных опасных ситуациях на воде. | устный опрос Краткая самостоятельная работа | № 3.2, задание на стр. 71. | |||||||||||||||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | КУ | Изучить способы транспортировки пострадавшего. | Несчастные случаи на воде. Освобождение от захватов. Способы транспортировки пострадавшего: буксировка за голову; с захватом под мышками; с захватом под руку; с захватом выше локтей; с захватом за волосы или воротник. | Знать способы транспортировки пострадавшего: буксировка за голову; с захватом под мышками; с захватом под руку; с захватом выше локтей; с захватом за волосы или воротник. | Усвоение способов транспортировки пострадавшего. | устный опро | № 3.3, задание на стр. 77. Практикум. | ||||||||||||||
Тема 4. Экология и безопасность (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | КУ | Сформировать представление о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Изучить основные источники загрязнения атмосферы, почвы и вод. | Экология и экологическая система; экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы. Биосфера. Загрязнение окружающей природной среды. Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. . | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой Формирование необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Краткая самостоятельная работа | № 4.1, задание на стр. 83. | |||||||||||||||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | КУ | Изучить способы усиления возможностей организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Мутагенез. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Способы усиления возможностей организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой Формирование необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | Краткая самостоятельная работа | № 4.2, задание на стр. 90. | |||||||||||||||
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов) | ||||||||||||||||||||||
Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | КУ | Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера; критерии ЧС техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий. | Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. Знать термины: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация; объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к возникновению ЧС техногенного характера. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Устный опрос | № 5.1, задание на стр. 97. Ответить на вопросы. | |||||||||||||||
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | КУ | Познакомить с понятиями: ионизирующее излучение, радиационно опасный объект, радиоактивное загрязнение окружающей среды, лучевая болезнь. | Радиоактивность, радиационно опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО. Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. МАГАТЭ. Шкала классификации тяжести аварий на АЭС. Лучевая болезнь; последствия однократного общего облучения. | Знать радиационно опасные объекты; понятие – лучевая болезнь; последствия однократного общего облучения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Тестовые задания | № 5.2, задание на стр. 105. |
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | КУ | Формировать умение действовать при радиационных авариях. Изучить рекомендации по правилам безопасного поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектах. | Основные поражающие факторы при авариях. Правила поведения населения при радиоактивных авариях. Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне. Знать основные способы защиты населения от последствий радиационных аварий. Уметь действовать при радиационных авариях. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения радиационной аварии. | Краткая самостоятельная работа | № 5.3, задание на стр. 112. Письменное задание. | |||||
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | КУ | Познакомить с понятиями: аварийно химически опасные вещества, химически опасный объект, химическая авария. Изучить классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека. | Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты). Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения. Поражающие факторы ХОО. | Знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека. Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения химической аварии. | Устный опрос, тестовые задания | № 5.4, задание на стр. 119. | |||||
16 | Обеспечение химической защиты населения. | КУ | Сформировать представление об обеспечении химической защиты населения. Изучить средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, правила их использования. | Основные правила поведения при авариях на ХОО. Обеспечение химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи. | Знать средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи. Уметь их использовать. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения химической аварии. | тестовые задания | № 5.5, задание на стр. 127. | ||||
17 | Пожары и взрывы на взрыво-пожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | КУ | Изучить причины пожаров и взрывовна объектах экономики и их возможные последствия. | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Причины взрывов. Признаки взрывоопасных объектов. Взрыв; взрывоопасный объект. | Называть последствия пожаров и взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывопожароопасным объектам. | Усвоение правил безопасного поведения при пожарах и взрывах. | Устный опрос, тестовые задания | № 5.6, задание на стр. 130. Подготовить сообщение. | ||||
18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрыво-пожароопасных объектах. | КУ | Формировать умение действовать при угрозе и во время возникновения пожара и взрыва. | Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Действия при внезапном обрушении здания. Правила поведения в завале. Предельное количество опасных веществ, определяющих обязательность разработки декларации промышленной безопасности. | Уметь действовать при внезапном обрушении здания; в завале. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения пожаров и взрывов. | письменный опрос, карточки | № 5.7, задание на стр. 135. Ситуация | ||||
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | КУ | Познакомить с понятиями: гидродинамическая авария, гидротехническое сооружение, бьеф. Формировать умение действовать при угрозе и во время возникновения наводнения. | Гидродинамическая аварии, классификация гидродинамических сооружений. Причины, вызывающие гидродинамические аварии. Последствия. | Знать и уметь действовать при угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения наводнения. | Устный опрос | № 5.8, задание на стр. 140. | ||||
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | КУ | Изучить правила безопасного поведения при угрозе и во время возникновения наводнения. | Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище. Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий. | Знать и уметь действовать при угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. | Усвоение правил безопасного поведения при угрозе и во время возникновения наводнения. | письменный опрос, карточки | № 5.9, задание на стр. 145. | ||||
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) | ||||||||||||
21 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | КУ | Сформировать представление об организации оповещения населения. Изучить способы оповещения. | Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Федеральная; региональная; территориальная; локальная системы оповещения. Знать способы оповещения. Уметь действовать по сигналу «Внимание, всем!». | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | письменный опрос, карточки | № 6.1, задание на стр. 149. | |||||
22 | Эвакуация населения. | КУ | Сформировать представление об организации эвакуации населения. Изучить способы эвакуации населения. | Эвакуация. Виды эвакуации: по видам опасности; по способам эвакуации; по удалённости безопасного района; по длительности проведения; по времени начала проведения. | Знать виды эвакуации. Уметь действовать по сигналу «Внимание, всем!». | Усвоение правил поведения по сигналу «Внимание, всем!». | Устный опрос | № 6.2, задание на стр.156. | ||||
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | КУ | Познакомить с мероприятиями по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. Изучить правила поведения в защитных сооружениях. | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны. План убежища. ПРУ. Обеспечение и снабжение убежищ. Классификация убежищ: по защитным свойствам; по вместимости; по месту расположения; по времени возведения. Правила поведения в защитных сооружениях. | Знать классификацию убежищ. Соблюдать правила поведения в защитных сооружениях. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Устный опрос | № 6.3, задание на стр. 162. Ответить письменно на вопросы |
30 | Профилактика вредных привычек. | КУ | Формировать здоровый образ жизни. Наркотики и психоактивные вещества. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Уголовная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков и ПАВ. | Знать о пагубном влиянии наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | письменный опрос, карточки | № 7.7, задание на стр. 195. Письменно. | ||||||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | КУ | Обобщить знания по пройденным темам. | Общая культура в области безопасности жизнедеятельности. | Уметь обеспечивать личную безопасность в повседневной жизни. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Тестовые задания | № 7.8, стр. 199. | ||||||
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа) | |||||||||||||
Тема 9.Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа) | |||||||||||||
32 | Первая помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие). | КУ | Изучить правила оказания первой помощи пострадавшим при: кровотечении, переломе, лучевой болезни; правила наложения повязок на верхние и нижние конечности, грудь, голову. | Правила оказания первой помощи пострадавшим при: кровотечении, переломе; правила наложения повязок на верхние и нижние конечности, грудь, голову. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах. Аптечка АИ – 2. Содержание; правила использования. Знать правила оказания первой помощи пострадавшим при: кровотечении, переломе; правила наложения повязок на верхние и нижние конечности, грудь, голову. Уметь оказывать первую помощь. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Усвоение правил оказания первой помощи при кровотечении, переломе. | письменный опрос, карточки | № 8.1, задание на стр. 209. Практика. | ||||||
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие). | КУ | Изучить правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. | Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти. | Знать правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. | Усвоение правил оказания первой помощи при отравлении АХОВ. | № 8.2, задание на стр. 212. | ||||||
34 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие). | КУ | Формировать умение оказывать первую помощь при переломе, вывихе, растяжении связок. | Перелом; вывихи; растяжения связок. Правила оказания первой помощи. | Уметь оказывать первую помощь при переломе, вывихе, растяжении связок. | Усвоение правил оказания первой помощи при переломе, вывихе, растяжении связок. | Тестовые задания | № 8.3, задание на стр. 215. | |||||
35 | Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие). | ОУ | Формировать умение оказывать первую помощь при утоплении. | Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении. | Знать правила оказания первой помощи при утоплении. Уметь оказывать первую помощь при утоплении. | Усвоение правил оказания первой помощи при утоплении. | Контрольная работа | № 8.4, задание на стр. 218. |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1.Смирнов А.Т., Хренников Б. О. « Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для учащихся 5- 9 классов ОУ. Издательство М.,«Просвещение», 2011г.
2.ОБЖ: 10 - 11-й кл: учебник для ОУ. Смирнов А.Т., Хренников Б. О. М.«Просвещение»,: 2010 г.
3.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2009.
4. Программы общеобразовательных учреждений « Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 5 – 11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., « Просвещение» 2011 год
5. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
6.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется оценка.
Общую оценку итоговой аттестации по ОБЖ предлагается сформировать с учетом оценок: за защиту реферата, за ответы по теоретическим вопросам и за решение ситуационной задачи. Для формирования общей оценки по ОБЖ преподаватель может использовать материалы для подготовки и проведения экзамена (9 класс) авторов: Б. И. Мишина, А. Т. Смирнова. Москва, Просвещение, 2008. Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов авторов А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова, М. Просвещение 2009 - 2011 г.
В 5-8 классах на изучение программы по ОБЖ отводится 35часов, из Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. для учащихся 5 - 9 классов .общеобразовательных. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня, как по объему, так и глубине.
Для составления контрольно-измерительных материалов используется следующая литература:
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 классе М.: Просвещение, 2007 г.
- ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
- АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
- Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. ОБЖ 5-9 кл. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2001
Приложение 1
Промежуточная контрольная работа по ОБЖ для 8 класса.
Тестовые задания разработаны в соответствии с содержанием обязательного минимума содержания основных образовательных программ по курсу ОБЖ и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса. Уровень их сложности определен таким образом, чтобы на решение всех заданий участник смог затратить в общей сложности не более 90 минут.
- Часть А (не менее 20 вопросов), в которой учащемуся необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Каждый правильный ответ - 1 балл, отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
- Часть В (3 ситуации) представляет собой ситуационные задачи, определяющие порядок безопасного поведения человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Каждая задача содержит пять рекомендаций по безопасному поведению с пропусками по тексту. Учащемуся необходимо заполнить пропущенные слова (фразы). Главное – передать смысл, который соответствует безопасному действию человека в определенной опасной и чрезвычайной ситуации. За каждое вставленное правильное слово (фразу) – 1 балл, в сумме 5 баллов за 1 ситуацию.
- Часть С (2 задания). Учащиеся должны письменно ответить на вопросы. Каждый правильный ответ по каждому заданию оценивается 1 баллом.
Таким образом, при правильных ответах по всем заданиям общее количество баллов составит:
- Часть А из 20-ти заданий – 20 баллов
- Част В из 3-х заданий – 15 баллов
- Часть С из 2-х заданий – 15 баллов
Всего за ответы из 25 заданий можно набрать 50 баллов.
Задания части А.
При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер одного правильного ответа.
I.ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ.
- Что такое пожар?
- Химическая реакция окисления, сопровождающаяся свечением и выделением большого количества тепла
- Неконтролируемое стихийно развивающееся горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей.
- Частный случай горения, протекающий мгновенно, с кратковременным выделением значительным количеством тепла и света.
- Возгорание легковоспламеняющихся материалов.
- В результате пожара на лестничной площадке загорелась входная дверь в вашу квартиру. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?
1.Уйдете в дальнюю комнату, плотно закрыв входную дверь мокрым одеялом.
2. Попытаетесь выломать дверь и выскочить на лестничную площадку.
3.Начнете кричать и звать на помощь соседей.
4.Спрячетесь в ванной комнате.
3. Как нужно покидать сильно задымленную квартиру?
1. Двигаться в полный рост.
2. быстрым шагом или бегом.
3. двигаться в полный рост, накинув на голову влажную ткань.
4. Перемещаться ползком или низко пригнувшись к полу.
4. Во время движения в салоне автобуса начался пожар. Каковы ваши действия?
- Не предупредив водителя, попытаетесь потушить огонь с помощью огнетушителя или накрыть верхней одеждой очаг возгорания.
- Разобьёте боковое окно транспортного средства.
- Предупредив водителя, попытаетесь по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыть верхней одеждой очаг возгорания.
- Займете место в салоне подальше от места возгорания.
II.БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
- Можно ли на мопеде ездить по автомагистрали?
- Да, на любой модели.
- Нет.
- Да, если группа составляет не менее 5 человек.
- Да, если его техническая скорость больше 40 км/ч.
- Каким лицам разрешено управлять мопедом при движении по дорогам?
- Не моложе 14 лет.
- На моложе 15 лет.
- Не моложе 16 лет.
- Не моложе 18 лет
- Может ли пешеход двигаться по проезжей части дороги?
- Да.
- Да, если создает помехи другим пешеходам на тротуаре.
- Нет.
- Да, если на проезжей части нет транспорта.
4.В каком случае можно переходить дорогу без перехода?
1.1. Только при отсутствии ограждений и движущегося транспорта.
1.2. Только при достаточной видимости в обе стороны и отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка.
1.3. Дорогу нельзя переходить вне пешеходного перехода.
1.4. Когда нет близко идущего транспортного средства.
III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АКТИВНОМ ОТДЫХЕ
В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.
- Собираясь в поход, необходимо подобрать одежду. Какой она должна быть?
- В первую очередь водонепроницаемой.
- Однотонной или из камуфлированного материала.
- Из синтетических материалов.
- Свободной и в несколько слоев, чистой и сухой.
- Найдите в перечне требований к месту летнего лагеря ошибку.
- Наличие ровной площадки.
- Наличие красивого вида.
- Наличие воды.
- Наличие мобильной связи.
3. Совершая переход через лес, вы почувствовали, что заблудились. Как нужно действовать?
1.1. Немедленно начать движение в обратном направлении.
1.2. Залезть на самое высокое дерево и попытаться определить направление движения.
1.3. Громко кричать и звать кого-либо на помощь.
1.4. Прекратить движение и сориентироваться с помощью компаса или природных признаков.
4.Нходясь в походе зимой, человек отморозил себе руку. Что нужно делать?
1.1. Растирать руку снегом.
1.2. Растирать руку мягкой шерстяной тканью.
1.3. Согревать руку собственным теплом.
1.4. Согреть руку у костра.
IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
- Основными причинами землетрясений являются:
- Волновые колебания в скальных породах.
- Строительство крупных водохранилищ в зонах тектонических разломов.
- Сдвиг в скальных породах земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой.
- Вулканические проявления в земной коре.
- Укажите самое безопасное место во время урагана, если вы находитесь внутри здания:
- Чердак.
- Подвал.
- Верхние этажи здания.
- Нижние этажи здания.
3.Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного затопления необходимо начинать тогда, когда вода:
1.1. затопила подвальные помещения, в котором вы находитесь.
1.2. затопила первый этаж помещения, в котором вы находитесь.
1.3. достигла отметки вашего пребывания и создается реальная угроза вашей жизни.
1.4. стала резко подниматься.
4.Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это:
1.1. камнепад.
1.2. оползень.
1.3. Обвал.
1.4.Сель.
V.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
1. Как нужно накладывать шину при переломах?
1.1. Выше и ниже перелома, чтобы рана оставалась стерильна.
1.2. На место перелома.
1.3. Выше перелома, закрывая рану.
1.4. Ниже перелома.
- Максимальное время наложения жгута в летнее время не должно превышать:
- 1,5 часов.
- 2-х часов
- 1 час.
- 30 мин.
3.Что нужно делать в первую очередь при наружном кровотечении?
1.1. Наложить на рану сухую стерильную повязку.
1.2. Обработать участок тела вокруг раны.
1.3. Наложить давящую повязку или кровоостанавливающий жгут.
1.4. Обработать рану йодом.
4.Что нужно делать в первую очередь при укусе змеи?
1.1. Часть яда выдавить с кровью и ввести при наличии сыворотку.
1.2. Наложить жгут.
1.3. Прижечь порошком марганцовки.
1.4. Обработать место укуса йодом.
Задания части В
В этой части содержаться задания, которые требуют правильно дописать информацию.
- Обеспечение личной безопасности, если произошел взрыв в здании в результате теракта:
- Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. Продвигайтесь осторожно, не трогайте ____________________________________________.
- В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться _____________________________. При задымлении помещения защитить органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
- В случае необходимой эвакуации взять необходимые носильные вещи, деньги и документы. При невозможности эвакуации необходимо принять меры и дать о себе знать. Для этого надо ______________________________.
- С выходом из дома отойти на _____________________________ расстояние.
- Действуйте в строгом соответствии с указанием _______________________________________________________.
- Правила работы за компьютером:
- В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы школьника не должна превышать ______ минут.
- После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять _________________________________.
- Следить, чтобы положение монитора соответствовало направлению _______________________________________________.
- Установить клавиатуру так, чтобы не надо было _______________________________________________________________.
- Не располагать экран так, чтобы он был обращен в ________________________________________________________________.
3.Уход за ногами в походных условиях:
1.1. Чтобы не натирать ноги в походе, необходимо ______________________________________.
1.2. В походах желательно пользоваться _______________________________, которые следует стирать каждый день.
1.3. Сапоги и другую кожаную обувь необходимо по мере необходимости ___________________________________________________________________.
1.4. Нельзя сушить обувь у костра, так как кожа обуви от этого ________________________ и будет натирать ноги.
1.5. Для просушки обуви на ночь ее можно плотно набить ______________________________________________. К утру она будет сухой.
Задания части С.
- В школе произошло крупное возгорание на 1-ом этаже здания. Назовите 5 основных правил, которые необходимо знать и соблюдать, чтобы спастись при пожаре.
- Первая медицинская помощь при различных ранениях.
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
Ответы.
Задания части А.
I. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ.
- 2
- 1
- 4
- 3
II.БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ
- 4
- 2
- 3
- 2
III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АКТИВНОМ ОТДЫХЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ.
- 4
- 2
- 4
- 3
IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
- 3
- 2
- 4
- 3
V.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
- 1
- 2
- 3
- 1
Задания части В
- … руками поврежденных конструкций и проводов.
- … открытым пламенем (спичками).
- … выйти на балкон или открыть окно и звать на помощь.
- … безопасное…
- … должностных лиц.
- … 25 мин.
- … определенные физические упражнения.
- … взгляда.
- … не надо было далеко тянуться.
- … он был обращен в сторону окна.
3.
1.1. … следить за состоянием обуви.
1.2…. шерстяными или хлопчатобумажными носками.
1.3…. просушивать и смазывать.
1.4…. твердеет и теряет гибкость.
1.5…. сухим сеном, мхом, или колосьями дикорастущих злаков.
Задания части С
- Решение:
- не допускать паники
- закрыть рот и нос влажной тканью
- передвигаться нужно пригнувшись к полу
- исключить движение возле мест возгорания
- исключить движение возле мест сильного задымления
- внимательно слушать указания учителя
- Решение:
- промыть кипяченой водой (перекисью водорода, раствором марганцовки, мочой)
- обработать рану раствором йода, зеленки, спиртосодержащей жидкостью
- при сильном кровотечении остановить кровь известными вам способами
- наложить стерильную или давящую повязку
- наложить холод при ушибах, растяжениях
- обеспечить покой поврежденной части тела
- обратиться к врачу, если это необходимо (вызвать скорую помощь)
- наложить жгут или закрутку выше раны ( на ткань, написать записку со временем)
- дать обезболивающее средство
- придать поврежденной конечности возвышенное положение
- максимально согнуть конечность в суставе
- прижать пальцами соответствующий артериальный сосуд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 8 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Пре...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 10 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.Разработа...
Разработка рабочей программы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 11 класс
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Смирнов А.Т, Хренников ...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...