Программа обучения обучающихся правилам пожарной безопасности
учебно-методический материал по обж
Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по обучение обучающихся правилам пожарной безопасности | 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ Ясиновской СОШ
_________О.Н.Максимова
приказ №____-ОД от ___.____.____20___г.
Программа
обучения учащихся
правилам пожарной безопасности
х.Новая Надежда
Пояснительная записка
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности. Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.
Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию детей в МБОУ Ясиновской СОШ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.
Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения в школе, используются адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. В работе с учащимися используются игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.
Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.
Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью оказания практической помощи в сохранении здоровья и имущества от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.
Задачи:
- Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
- Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
- Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
- Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
- Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
- Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
- Привлекать школьников к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся
Противопожарная разъяснительная работа среди школьников проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.
Противопожарная подготовка учащихся включает:
- изучение специального раздела в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ);
- рассмотрение вопросов пожарной безопасности в рамках предметов – природоведения, географии, технологии, изобразительного искусства, литературы, химии, физики и др.
- проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;
- организацию просмотров учебных фильмов, тематических бесед, дней и месячников пожарной безопасности;
- создание специальных детских формирований ( дружин юных пожарных);
- изучение правил пожарной безопасности на классных часах.
Для старшеклассников проводятся инструктажи о правилах пожарной безопасности и поведении в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики.
Огромное значение в противопожарной подготовке учащихся играют внутришкольные мероприятия, в т. ч. дни и месячники пожарной безопасности. К участию в них привлекаются специалисты МЧС России и профессиональные пожарные.
На занятиях (классных часах) по обучению учащихся правилам пожарной безопасности изучаются следующие темы:
ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.
Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства ¾ всенародное дело. Предупреждение пожаров ¾ основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.
ТЕМА 2. Огонь ¾ друг и враг человека.
Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.
Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях ¾ детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка ¾ основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.
ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении. Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.
ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.
Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки , правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.
ТЕМА 7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?
Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводятся с учетом возраста учащихся не реже 1 раза в месяц. С учащимися I-IV классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. С учащимися V-VIII классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.
Порядок проведения и темы занятий определяются классным руководителем с учётом требований и рекомендаций:
Младший школьный возраст (7 -10 лет)
В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребёнка, чтобы она приучала его контролировать себя (своё знание, своё умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребёнку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажжённую плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли её выключить.
В процессе учёбы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нём учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребёнок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.
Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими безобидными на первый взгляд палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно "не видно" в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.
Ещё до школы ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают младшие школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. В первое время школьник ещё не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Интуитивное принятие ребёнком ценности знания необходимо поддержать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. А ведь огонь всегда привлекал детей любого возраста: маленьких – спички, подростков – костры, старшеклассников – различные опыты. Тем более, что раздел "Пожарная безопасность" неразрывно переплетается и с другими предметами (химия, физика), и с бытом, и с отдыхом. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:
- Огонь – друг и враг человека;
- Опасность шалости с огнём;
- Спичка – не для игры;
- Безопасный газ;
- Электричество в доме;
- Что делать при пожаре;
- Отчего возникают пожары и их предупреждение;
- Труд пожарных.
При преподавании учитель, предъявляя одинаковые требования ко всем детям, должен изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволит понять их внутренний мир. Лишь на основе такого специального изучения детей можно выбирать конкретный способ воздействия на них, цель которого состоит в воспитании у детей серьезного отношения к проблеме пожаров, а значит, и в обеспечении их личной безопасности. Для этого необходимо, чтобы детям было интересно на проводимых занятиях. Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребёнка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить "насыщение" предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
- С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
- Т.Юрмин "Кто плохой?";
- В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
- И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
- К.Паустовский "Барсучий нос";
- Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
- С.Михалков "Дядя Стёпа";
- Л.Толстой "Пожарные собаки".
Кроме того, необходим показ имеющихся видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?" и т.д.
К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:
- существование явления "пожар", его опасность и последствия;
- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).
Учащийся должен уметь:
- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
- тушить костёр, выключать электроприборы.
Обучение мерам пожарной безопасности
Средний школьный возраст (11-15 лет)
Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот период обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Но в разных обществах это происходит по-разному. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом, материального уровня семьи и уровня образования родителей. Значительное влияние оказывает стиль взаимоотношений детей с родителями, который отчасти обусловлен их социальным положением.
В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Тем более, что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах.
Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.
Вместе с тем у подростков существенно возрастает ориентация на качества мужественности, начинает формироваться своеобразный идеал мужественности подростка. При этом содержание и характер представлений о себе прямо зависит от меры включения школьника в разные виды деятельности и опыта общения со взрослыми и сверстниками. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина и т.д.
С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы:
1.Пожар как явление. Что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере;
2.Первичные средства тушения пожаров и их применение;
3.Действия при обнаружении пожаров;
4.Пожароопасность веществ и материалов;
5.Правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе;
6.Профилактика курения;
7.Меры предосторожности во время грозы и разведении костров;
8. Причины и последствия лесных пожаров.
9.Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п, так как победители в играх чувствуют себя настоящими героями. Вызывает тревогу и тот факт, что в структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (бесцельное времяпрепровождение, курение). Учитывая, что подобные группы подростков собираются в основном в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи), этот факт не может не настораживать, т.к. стихийно складывающиеся неформальные группировки, в соответствии с присущими им особенностями развития, протекающего вне общественно полезной деятельности, нередко приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара. Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий, колхозов. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Очень много случаев детского травматизма: созданные в составе пожарной службы аварийно-спасательные подразделения неоднократно вызывались для спасения детей из разрытых траншей, канализационных люков, колодцев, обвалов на заброшенных площадях бывших военных построек. Поэтому учебно-воспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель). Мотивировки такого распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: "Хочу интересно проводить время", "Не люблю быть один", "Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей", "Хочется попробовать свои силы в каком-нибудь захватывающем деле" и т.п.
К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:
- пожар как явление;
- основные характеристики горючей среды и источников зажигания;
- общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
- элементарные способы тушения загораний;
- первичные средства пожаротушения и их возможности;
- основы профессии "пожарный";
- ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- выполнять требования правил пожарной безопасности;
- проводить работу среди младших по недопущению пожаров.
Обучение мерам пожарной безопасности
Старший школьный возраст (16-18 лет)
Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы "почему" и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь. В то же время потенциальную опасность с точки зрения возможности возникновения пожара представляет проведение опытно-экспериментальных и практических работ на уроках химии. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии. На самых первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций, наиболее часто встречающихся на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя. В целом изучение курса химии в средней школе представляет широкие возможности для усвоения учащимися правил пожарной безопасности, формирования у подростков умений и навыков обращения с огнеопасными и взрывоопасными веществами.
При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности.
На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы:
1.Первичные средства тушения пожаров,
2.Пожарная профилактика в жилых домах,
3.Пожарная опасность электрических сетей,
4.Противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения,
5. Правила поведения во время пожара,
6.Юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности
В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:
- знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;
- понимание, т.е. объяснение, интерпретация;
- применение полученных знаний;
- анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;
- синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;
- оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;
- навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.
Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твёрдо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.
К завершению среднего образования учащийся должен знать:
- динамику возникновения, развития и тушения пожара;
- основные свойства горючей среды и источников зажигания;
- физико-химические основы горения;
- пожароопасные свойства основных веществ и материалов;
- причины пожаров и меры профилактики;
- принципы и способы тушения пожаров;
- основные средства пожаротушения;
- требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
- первичные средства пожаротушения и их возможности;
- боевую работу пожарных подразделений;
- ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
- оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;
- оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности (5-11 классы)
Календарно тематическое планирование по программе обучения правилам пожарной безопасности в 5-11 классах. Ранее не требовалось такое. Но вот теперь пришла к нам в школу резалюция и прошлось делать. Де...
Обучение учащихся 1 – 11 классов правилам пожарной безопасности
Учебный материал разработан и предназначен в помощь педагогам для формирование навыков у обучающихся по предупреждению пожаров и тушению возгораний, оказанию первой помощи пострадавшим и в...
Конспект беседы по правилам пожарной безопасности в новогодние праздники «Безопасный Новый год»
Цели: знакомить детей с правилами пожарной безопасности в Новый год.Задачи: Образовательные:- дать детям знания о пожароопасной ...
ПРОГРАММА Обучения учащихся правилам пожарной безопасности (5-11 классы)
Обучение учащихся правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к имуществу, оказания практической помощи в сохранении жизни, здоровья и имущества граждан от п...
Дополнительная образовательная программа «Пожарный кадет» как инструмент формирования обучения детей основам пожарной безопасности и умению действовать при пожаре, изучение правил противопожарного режима.
В статье рассматривается актуальность дополнительной образовательной программы "Пожарный кадет" в системе патриотического воспитания и обучения основам жизнедеятельности несовершенноле...
Инструкция о правилах пожарной безопасности для обучающихся в зданиях и на территории школы
Инструкция о правилах пожарной безопасности для обучающихся в зданиях и на территории школы...
Обучение детей правилам пожарной безопасности в школе.
Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случа...