Проект "Юный патриот"
проект по обж (10 класс)
Проект
Развитие социальной компетентности у учащихся через деятельность школьного клуба «Юный патриот»
Актуальность
Актуальнейшей задачей гражданского образования и патриотического воспитания является становление у подростков нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремление к миру, взаимопониманию. Как известно, это непрерывный процесс воздействия на сознание, чувства подростка. События последнего десятилетия подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание. Изменения в состоянии молодежи, произошедшие за последние годы можно охарактеризовать так. Отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов, достойных жизненных целей, а стремление к личному обогащению как жизненный идеал. Падение в глазах множества молодых людей авторитета государства, общества, куль туры. Снижение общего уровня культуры молодых по сравнению с той, что была 20-30 лет назад. Нежелание выпускников школы служить в армии и защищать свою Родину Плохая подготовленность к серьезному труду и семейным отношениям, ранние половые связи. Небывалый рост анархизма, шовинизма и фашистских настроений. Широкая криминализация, наркомания и преступность среди молодежи.
Формирование гражданского общества требует, чтобы система образования готовила сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Качество современного образования определяется тем, насколько у выпускников развиты социально значимые компетенции, т.е способности, качества, определяющие его как гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других.
Основные черты гражданина нового общества можно охарактеризовать следующим образом:
- он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать свои права, уметь жить в условиях демократического общества.
- это должен быть активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.
- гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга, ответственности и патриотизма.
Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые помогут найти свое место в обществе. Большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. Благодаря участию в социальном проектировании и деятельности молодежных объединений они могут определить свою гражданскую позицию. Для решения этих задач в школе в 2005 году и был разработан проект «Юный патриот»
Цель: Формирование социальных компетентностей учащихся, для самореализации, самоутверждения личности с нравственной позицией.
Задачи: 1. Формирование нравственной устойчивости, общественной активности, расширение социального опыта учащихся;
2. Создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребенка через эффективную реализацию образовательных программ;
3. Воспитание самосознания, самовыражения, самооценки своей творческой деятельности в школе и вне ее;
4. Воспитание патриотизма, развитие активного познавательного интереса к родному краю;
5.Формирование морально- психологических качеств и специальных
прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных
понятием ПАТРИОТ;
Теоретическое обоснование
Организация образовательного пространства, основанного на помощи подросткам в решении самых актуальных для них проблем, гибко реагирующего на запросы и потребности старшеклассников может стать эффективным средством развития личности подростка, способствовать формированию коммуникативных навыков.
Реализация проекта связана с применением методов:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме проекта. А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн «Воспитание как управление социализацией личности».
- Н.Мазыкина, А.Монахов «Военно- патриотическое воспитание детей и подростков».
- Н.Ланкова «Гражданское становление личности».
- «Патриотическое воспитание граждан Республики Бурятия на 2007-2010гг.»
- Памятник бурятской литературы Э-Х. Галшиева «Зерцало мудрости».
- Основы врачебной науки Тибета «Жуд-ши» в переводе П.А.Бадмаева.
- реализация программ, задействованных в проекте: «Образовательная программа клуба « Юный патриот».
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- мониторинговые исследования.
- наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_patriot.docx | 544.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кижингинское раойонное управление образования
МБОУ « Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Хоца Намсараева»
Защитил: Преподаватель – организатор Гатапов Чимит Дондокдоржиевич
Проект
Развитие социальной компетентности у учащихся через деятельность школьного клуба «Юный патриот»
Актуальность
Актуальнейшей задачей гражданского образования и патриотического воспитания является становление у подростков нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремление к миру, взаимопониманию. Как известно, это непрерывный процесс воздействия на сознание, чувства подростка. События последнего десятилетия подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание. Изменения в состоянии молодежи, произошедшие за последние годы можно охарактеризовать так. Отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов, достойных жизненных целей, а стремление к личному обогащению как жизненный идеал. Падение в глазах множества молодых людей авторитета государства, общества, куль туры. Снижение общего уровня культуры молодых по сравнению с той, что была 20-30 лет назад. Нежелание выпускников школы служить в армии и защищать свою Родину Плохая подготовленность к серьезному труду и семейным отношениям, ранние половые связи. Небывалый рост анархизма, шовинизма и фашистских настроений. Широкая криминализация, наркомания и преступность среди молодежи.
Формирование гражданского общества требует, чтобы система образования готовила сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Качество современного образования определяется тем, насколько у выпускников развиты социально значимые компетенции, т.е способности, качества, определяющие его как гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других.
Основные черты гражданина нового общества можно охарактеризовать следующим образом:
- он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать свои права, уметь жить в условиях демократического общества.
- это должен быть активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.
- гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга, ответственности и патриотизма.
Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые помогут найти свое место в обществе. Большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. Благодаря участию в социальном проектировании и деятельности молодежных объединений они могут определить свою гражданскую позицию. Для решения этих задач в школе в 2005 году и был разработан проект «Юный патриот»
Цель: Формирование социальных компетентностей учащихся, для самореализации, самоутверждения личности с нравственной позицией.
Задачи: 1. Формирование нравственной устойчивости, общественной активности, расширение социального опыта учащихся;
2. Создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребенка через эффективную реализацию образовательных программ;
3. Воспитание самосознания, самовыражения, самооценки своей творческой деятельности в школе и вне ее;
4. Воспитание патриотизма, развитие активного познавательного интереса к родному краю;
5.Формирование морально- психологических качеств и специальных
прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных
понятием ПАТРИОТ;
Теоретическое обоснование
Организация образовательного пространства, основанного на помощи подросткам в решении самых актуальных для них проблем, гибко реагирующего на запросы и потребности старшеклассников может стать эффективным средством развития личности подростка, способствовать формированию коммуникативных навыков.
Реализация проекта связана с применением методов:
- изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме проекта. А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн «Воспитание как управление социализацией личности».
- Н.Мазыкина, А.Монахов «Военно- патриотическое воспитание детей и подростков».
- Н.Ланкова «Гражданское становление личности».
- «Патриотическое воспитание граждан Республики Бурятия на 2007-2010гг.»
- Памятник бурятской литературы Э-Х. Галшиева «Зерцало мудрости».
- Основы врачебной науки Тибета «Жуд-ши» в переводе П.А.Бадмаева.
- реализация программ, задействованных в проекте: «Образовательная программа клуба « Юный патриот».
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- мониторинговые исследования.
- наблюдение.
Механизм реализации
1 этап. Подготовительный.
Создание:
- нормативно – правовые базы и структурных подразделений для организации проекта по патриотическому воспитанию.
- информационного банка данных
- материально – технической базы
- подготовка методического обеспечения проекта.
2 этап. Основной.
Построение системы патриотического и духовного – нравственного воспитания:
- разработка стратегии и тактики основных направлений
- формирование системы ключевых коллективно – творческих дел
- разработка методического сборника мероприятий по проекту
- реализация проекта
- освещение мероприятий через СМИ
- выпуск методического сборника.
Формы реализации проекта.
Основное содержание проекта
Реализация данного проекта осуществляется через деятельность клуба «Юный патриот» по следующим направлениям:
- духовно- нравственное
- военно – историческое
- подготовка по основам безопасности жизнедеятельности
- подготовка по основам военной службы
- прикладная физическая подготовка
Проектный метод был положен в основу деятельности клуба «Юный патриот».
Учащимися и учителем были разработаны и реализованы следующие проекты: «Моя малая Родина», «С героями сверяя шаг», «Вахта памяти» (к 60- летию Победы), «В нашей памяти» (об учителях – фронтовиках по воспоминаниям бывших учеников), «Обелиск», «Отчий край» (поисково-исследовательская работа), «В здоровом теле – здоровый дух» (об основах здорового образа жизни и безопасного поведения), «Попробуй стать другим», «Статен и строен – уважения достоин!» и другие.
Проектные группы (10-15 человек) привлекали к деятельности различное количество учащихся, педагогов, родителей. Использование ресурсов образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций и жителей села оказалось актуальным и эффективным механизмом.
Система мониторинга изменений
Таблица достижений учащихся
Год | Районная спартакиада | Республиканская спартакиада | Районная зарница | Республиканская зарница |
2006 | 1 | 5 | 1 | 9 |
2007 | 1 | 6 | 1 | 7 |
2008 | 1 | 4 | 1 | 10 |
2009 | 1 | - | 2 | - |
2010 | 1 | 1 | 2 | - |
Результативность проекта
Значимым достижением данного проекта является то,, что его результаты благодаря своей публичности, использования современных информационных технологий стали общедоступными и открытыми для изучения и применения.
- Выявление и обобщение сведений и материалов об учителях – фронтовиках, выпускников школы, ушедших на фронт, о работе школьников в годы Великой Отечественной войны, о Герое Советского Союза Дарма ЖанаевичеЖанаеве.
- Оформление школьного музея в ходе поисковой экспедиции «Продолжим Книгу Памяти», посвященной 63- летию Победы.
- Собран материал о выпускниках – военных, курсантах военных училищ в рамках акции «поколение Защитников Отечества». Широкое сотрудничество четырех поколений в реализации совместной деятельности: ветеранов Великой Отечественной войны, участников войны в Афганистане, боевых действий на Северном Кавказе и современных школьников. Это способствовало формированию патриотических и гражданских качеств.
- Сборная команда – постоянный участник Республиканских игр «Зарница» и Спартакиады допризывной молодежи. Кижингинская средняя общеобразовательная школа является базовой школой по военно – патриотическому воспитанию. Команда клуба «Юный патриот» ежегодно занимает первое место в районных соревнованиях допризывной молодежи и 4 место в республике, в районной военно – спортивной игре «Зарница» 1 место.
Перспективы проекта
Результаты проекта, использование новой модели партнерства, объединение различных ресурсов доказали актуальность использования проектного метода в решении проблем патриотического воспитания и способствовали инициированию новых проектов. Практика показывает применение метода проектирования в решении проблем патриотического воспитания молодежи является эффективной и перспективной технологией развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть патриотом и гражданином
Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....
статья "Легко ли быть патриотом"
"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...