разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"
план-конспект урока по обж (5 класс)

Мантыков Валентин Алексеевич

разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации  природного характера».

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, комплект плакатов «Чрезвычайные ситуации  природного характера»,  магниты, компьютер, СД – диски, проектор.

Интернет – ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh_5_klass_na_seminar.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока 5 класс по теме: «Чрезвычайные ситуации  природного характера».

Учитель ОБЖ Мантыков В.А.

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, комплект плакатов «Чрезвычайные ситуации  природного характера»,  магниты, компьютер, СД – диски, проектор.

Интернет – ресурсы.

Базовое содержание урока:

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

  1. Организационно - мотивационный этап урока.

Определение темы урока

Учитель загадывает детям загадки-подсказки:

Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему нашего урока:

Коллективное отгадывание загадок, создаёт  позитивный настрой на урок

Детям дается задание придумать собственные загадки

 и загадать их классу.

1.Как называются опасные природные явления, которые возникают в местах проживания человека, создают реальную угрозу для его жизни и здоровья?

2.Под ногами дрожит, под землей рябь бежит, строения рушит, никого не слушает!

3.Волны мчатся в быстром беге, закипит пучина вод, и покатится на берег все затопит, все зальет. И кварталы городские, превратятся в остова, поплывут меж них людские вещи, бочки и дрова.

4.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!

5.Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?

Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?

- стихийные бедствия

- землетрясения

- наводнение

- ураган, буря

-оползень, обвал

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, перечисляют вопросы, из которым следуют правильные ответы.

С помощью учителя формулируют тему урока

Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Формулирование задач урока

Что  уже вам известно по новой  теме?

На какие вопросы  вы бы хотели получить ответы?

Совместно с учителем ребята формулируют задачи урока.

  1. Назвать чрезвычайные природные явления.
  2. Определить, что между ними общего.
  3. Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления?

Учащиеся пытаются сформулировать задачи  урока, перечисляют вопросы, по которым следуют правильные ответы.

С помощью учителя формулируют задачи

Совместно с учителем сформулированы задачи, которые необходимо решить  на уроке.

Создание мотивационной установки

Изучение нового материала:

1. Дать определение чрезвычайным природным явлениям.

2.Определить, что между ними общего.

Учитель предлагает ребятам просмотреть презентацию с обсуждением каждого фрагмента по схеме:

-Какое чрезвычайное явление мы с вами наблюдали?

-Что вам известно о данной чрезвычайной ситуации?

слайды:

-землетрясения

- наводнение

- ураган, буря, смерч

-оползень, обвал

  Учащиеся просматривают каждый слайд, идет поочерёдное обсуждение каждого и ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими чр. явлениями (не/приятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.))

Учащиеся делают выводы, что с этими  чрезвычайными природными  явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться  положительно, т.к. сила природы очень велика.

В рабочей тетради учащиеся делают записи определения каждого природного явления.

-землетрясения

- наводнение

- ураган, бури, смерчи

-оползень, обвал

Актуализация полученных знаний

-В каких районах нашей страны  эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

- Встречается ли эти чрезвычайные ситуации природного характера  в нашем регионе? Как часто?

Ученики отвечают на заданные вопросы используя:

1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы).

2.Используя учебник стр. 78.

Что происходит во время землетрясения

Первичная проверка и первичное закрепление понимания полученных новых знаний:

Проверка усвоения полученных знаний Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления?

- Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

 

- Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера  в нашем регионе? Как часто?

Ученики и учитель анализируют правильность ответов,  и делает акцент на верном.

Учитель раздает карточки с заданиями, ученики отвечают.

 Делают акцент на верных ответах.

 Форма контроля: взаимопроверка

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с опасными чрезвычайными ситуациями природного характера. Какие из них вы запомнили?

Ученики  отвечают на вопросы, высказывают свои пожелания

Составьте план самостоятельного знакомства с другими опасными чрезвычайными ситуациями природного характера, которые мы не изучали на уроке.

4.Рефлексивный этап урока.

Рефлексия деятельности

Применяем  прием

закончи фразу:

1.Сегодня на уроке я….

2.Какой вид деятельности я бы хотел повторить на сл. уроке…….

 смотри Приложение № 1

Учитель выдает листочки с заданиями

смотри Приложение № 1.

рефлексия себя на уроке и результативности своей работы

Учитель и ученики выражают своё отношение к работе на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке.

выражают своё эмоциональное настроение и самочувствие.

Анализируется урок, достижение поставленных целей и задач. Подводится общий результат.

5.Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

Прочитать параграф учебника № 4.1.

Ответить на вопросы стр. 82-83.

Заполнить таблицу в дневнике безопасности на стр. учебника № 83, используя знания, полученные при изучении параграфа.

Приложение № 1.

Обведи свой ответ кружочком

Обведи свой ответ кружочком

Сегодня на уроке я работал:

активно / пассивно

Сегодня на уроке я работал:

активно / пассивно

Своей работой на уроке я:

доволен / не доволен

Своей работой на уроке я:

доволен / не доволен

Урок для меня показался:

длинным/ коротким

Урок для меня показался:

длинным/ коротким

За урок я:

устал / не устал

За урок я:

устал / не устал

Моё настроение стало:

стало лучше / стало хуже

Моё настроение стало:

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен / не полезен

интересен / скучен

Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен / не полезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным

Обведи свой ответ кружочком

Обведи свой ответ кружочком

Сегодня на уроке я работал:

активно / пассивно

Сегодня на уроке я работал:

активно / пассивно

Своей работой на уроке я:

доволен / не доволен

Своей работой на уроке я:

доволен / не доволен

Урок для меня показался:

длинным/ коротким

Урок для меня показался:

длинным/ коротким

За урок я:

устал / не устал

За урок я:

устал / не устал

Моё настроение стало:

стало лучше / стало хуже

Моё настроение стало:

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен / не полезен

интересен / скучен

Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен / не полезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока ОБЖ в 7 классе: "Действия людей в ЧС природного характера".

Урок проводится после завершения темы: ЧС природного характера, где изучаются действия людей во время и после стихийных бедствий. Итоговый урок по теме провожу в виде группового занятия, это удобная ф...

Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе: "Действия людей в ЧС природного характера".

Данная презентация является сопровождением к итоговому уроку ОБЖ в 7 классе по теме: Действия людей в ЧС природного характера....

Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе: "Действия людей в ЧС природного характера".

Данная презентация является необходимым дополнением к итоговому уроку ОБЖ в 7 классе....

Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе на тему: "Чрезвычайные ситуации техногенного характера, Общая характеристика"

Презентация предназначена для электронного сопровождения урока по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в 8 классе. основным лейтмаотвом урока является противоречие между сущностью чрезвычайн...

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях  хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; ф...

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири"

Любое дело рук человеческих не рождается вдруг, а растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она ...

Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса

Учитывая государственную важность данной  проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хара...