Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса
методическая разработка по обж (7 класс) на тему
Учитывая государственную важность данной проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых развёрнута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций и, в том числе, преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Программа этой дисциплины основывается на научных, информационных материалах и опыте лучших специалистов страны. С помощью этой дисциплины можно не только узнать механизмы возникновения опасных природных ситуаций, но и познакомиться с опытом действий по защите от поражающих природных факторов.
За последние годы расширяется география поездок российских граждан, которые становятся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает в месте их проживания. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера, стать участником аварийно-спасательных и восстановительных работ. Природа Земли такова, что всегда были, есть и будут опасные природные явления, и мы должны быть к ним готовы морально, физически и методически.
При более глубоком изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» мною был проведен анализ школьной программы по некоторым школьным предметам: физика, география, биология.
Цель - выявление изучения темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» в данных предметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_chsph.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса
Пономаревой Инессы Анатольевны, ГБОУ лицей № 384
Наша Земля прекрасна в любое время года. Как поётся в известной песне:
« У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать…»
Но почти все природные явления в определённых условиях и масштабах могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека, его родных и окружающей его среды.
И если люди не готовы к опасности, не знают, как защитить себя и свой дом от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, реально угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.
По данным МЧС России количество чрезвычайных ситуаций природного характера увеличивается, но количество пострадавших каждый год уменьшается по отношению к количеству ЧС, что говорит о совершенствовании системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и спасательных служб. Что видно из следующей таблицы.
Таблица 1. Сведения о природных чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации | |||||||||
Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения | 2014 | 2015 | 2017 | ||||||
Всего | Погиб. | Постр. | Всего | Погиб. | Постр. | Всего | Погиб. | Постр. | |
Землетрясения*, извержение вулканов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Опасные геологические явления | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 122 |
Повышение уровня грунтовых вод | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 1742 | 0 | 0 | 0 |
Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели | 10 | 8 | 2649 | 4 | 1 | 1229 | 3 | 12 | 228 |
Сильный дождь, снегопад, град | 16 | 3 | 118562 | 11 | 1 | 8989 | 14 | 6 | 20468 |
Снежные лавины | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | 8 |
Заморозки, засуха | 3 | 3 | 3 | 16 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
Морские опасные гидрологические явления | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отрыв прибрежных льдов | 2 | 0 | 85 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Опасные гидрологические явления | 7 | 0 | 6937 | 4 | 0 | 0 | 13 | 3 | 11756 |
Крупные природные пожары** | 5 | 0 | 0 | 7 | 41 | 6154 | 5 | 5 | 1382 |
Инф. заболеваемость с/х животных | 21 | 0 | 0 | 26 | 0 | 1 | 34 | 0 | 0 |
Поражения с/х растений болезнями и вредителями | 8 | 0 | 0 | 6 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 |
ИТОГО: | 75 | 14 | 128238 | 77 | 43 | 18115 | 80 | 33 | 33956 |
* Землетрясения и извержения вулканов, приведшие к возникновению ЧС | ||||
** Природные пожары, площадь очагов которых составляет 25 га и более для наземной охраны лесов и 200 га и более для авиационной охраны лесов |
Учитывая государственную важность данной проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых развёрнута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций и, в том числе, преподавание дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Программа этой дисциплины основывается на научных, информационных материалах и опыте лучших специалистов страны. С помощью этой дисциплины можно не только узнать механизмы возникновения опасных природных ситуаций, но и познакомиться с опытом действий по защите от поражающих природных факторов.
За последние годы расширяется география поездок российских граждан, которые становятся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает в месте их проживания. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера, стать участником аварийно-спасательных и восстановительных работ. Природа Земли такова, что всегда были, есть и будут опасные природные явления, и мы должны быть к ним готовы морально, физически и методически.
Изучая курс ОБЖ, можно уменьшить вероятность ошибок при действиях в чрезвычайных ситуациях, возникновения страха и паники – главных причин стресса и гибели людей, получить дополнительные знания о преодолении возникающих трудностей, а также больше узнать и полюбить природу и историю родного края.
Знания – основа для нашей безопасности.
При более глубоком изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» мною был проведен анализ школьной программы по некоторым школьным предметам: физика, география, биология.
Цель - выявление изучения темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» в данных предметах.
Таблица 2. Изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» на уроках физики
Класс | Название темы | Автор учебника |
7 | Силы всемирного тяготения. Атмосферное давление | А.В. Перышкин, М: Дрофа |
8 | Конвекция. Перемещение конвекционных потоков | А.В. Перышкин, М: Дрофа |
9 | Радиоактивное излучение | А.В. Перышкин, М: Дрофа |
10 | Адиобатное сжатие и расширение газов Электрический разряд или электрический ток в газах | Мякишев, М: Дрофа |
11 | Радиоактивное излучение | Мякишев, М: Дрофа |
Таблица 3. Изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» на уроках биологии
Класс | Учебник | Тема урока |
6 |
В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс. - М: Дрофа | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. |
Плесневые грибы, дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | ||
7 | В.В.Латюшин В.А.Шапкин Биология. Животные 7 класс. - М: Дрофа | Простейшие.( Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Лучевики) Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории |
Тип плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | ||
Тип круглые черви. | ||
Тип членистоногие. Класс Паукообразные. | ||
Отряды насекомых.( Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки) | ||
Отряды насекомых.( Жуки, Стрекозы, Клопы. Вши.) | ||
Отряды насекомых.( Двукрылые, Чешуекрылые, Равнокрылые, Блохи) | ||
Отряды млекопитающих: Насекомоядные. Рукокрылые. Грызнуы. Зайцеобразные | ||
8 | Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология Человек 8 класс.- М: Дрофа | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет |
Иммунология на службе здоровья | ||
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | ||
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья . Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика Приемы реанимации | ||
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | ||
Уход за кожей .Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | ||
10-11 | А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология 10-11класс. – М: Дрофа | Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. |
ВИЧ-инфекция и СПИД |
Таблица 4. Изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» на уроках географии
Класс | Учебник | Тема |
6 | Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007. | Ориентирование на местности. |
Движения земной коры. Вулканы, гейзеры, горячие источники. | ||
Мировой океан. Движение вод в океане. | ||
Воды суши. Реки | ||
Болота | ||
Ледники | ||
Атмосферное давление. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Ветер. Водяной пар и облака. Атмосферные осадки. Погода. Климат. | ||
Природный комплекс. Воздействие человека на природный комплекс. | ||
7 | В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008. | Движения земной коры |
Рельеф Земли. | ||
Климатообразующие факторы | ||
8 | И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008. | Развитие форм рельефа Опасные явления, связанные с рельефом |
Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы | ||
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Охрана вод. | ||
Разнообразие ПК России. Природное районирование. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность. |
Таким образом, анализ общеобразовательной школьной программы показал глубокие межпредметные связи при изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера», что ещё раз доказывает, что школьные дисциплины взаимно дополняют друг друга.
Задачей наших школ является формирование гармонично развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Обучение, ведущее к развитию творческих способностей учащихся, можно назвать развивающим обучением, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Именно таким обучением является проблемное обучение. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемный метод (озадачивание) заключается в постановке проблемы педагогом перед учащимися. Это можно сделать с помощью вопросов, графиков, чертежей, рисунков, фотографий и т.п.
Цели проблемного метода:
- Активизация мышления учащихся.
- Формирования интереса к изучаемому материалу.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. В проблемной ситуации у учащегося либо недостаточно знаний, либо он не владеет способами действия для решения данной проблемы.
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы:
- Проблему решает педагог – педагог сам ставит проблему и сам их решает, излагая лекционный материал;
- Лекция-беседа – педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает их решать совместно, где сам является ведущим беседы;
- Малые группы (альтернативы) – педагог излагает проблему и дает возможность высказаться нескольким учащимся, фиксирует внимание на двух-трех наиболее часто встречаемых подходах к проблеме, выявляя приверженцев того или иного мнения;
- Малые группы (ваше решение проблемы) – формируются малые группы по 5-7 человек, избирается руководитель, где принимается общее решение проблемы;
- «Мозговой штурм» - выбираются участники штурма, которые пишут своё мнение на карточках, знакомятся с мнением других и заново заполняют карточки, после чего педагог оглашает наиболее распространенные мнения, приводит и доказывает правильный ответ.
- Генераторы-критики – формируются две группы, одна – генераторы, дающие как можно больше вариантов решений проблемы, а другая – критики, выбирающие наиболее подходящие решения.
Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога.
Структура проблемного урока для учащихся 7-ого класса
«Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера»
Цель урока: познакомить учащихся с классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера (от механизма происхождения) путем актуализации мышления учащихся.
Тип урока: проблемный урок (малые группы (ваше решение проблемы))
Задачи урока:
- Способствовать формированию:
- понятий опасное природное явление, чрезвычайная ситуация природного характера;
- представления о многообразии чрезвычайная ситуация природного характера.
- Способствовать развитию:
- навыков определения ЧС по характеристикам;
- ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии, навыков ведения дискуссии, публичного выступления;
- умения обобщать имеющиеся факты.
- Способствовать воспитанию:
- внимания;
- чувства самосохранения;
- любви и бережного отношения к природе;
- информационной культуры.
Знания, умения и навыки, которые актуализируют / приобретут / закрепят / ученики в ходе урока:
- учащиеся приобретут знания о многообразии чрезвычайных ситуаций природного характера, их опасности;
- познакомятся с классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера по механизму их происхождения;
- закрепят умения соотносить собственные знания и полученную новую информацию для наиболее верного и рационального выбора, делать выводы;
- приобретут или закрепят навыки работы в коллективе (работа в малых группах).
Необходимое оборудование и материалы:
- обязательное - раздаточный материал (карточки);
- вспомогательное - экран, проектор, ПК, презентация «Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера».
Ход урока
1)Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация прежних знаний учащихся.
На этом этапе учащимся предлагается вспомнить, что относится к опасным природным явлениям. В чём разница между опасным природным явлением и чрезвычайной ситуацией природного характера.
В соответствии с текстом Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» понятие ЧСПХ можно сформулировать как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Таким образом, ЧСПХ складывается под воздействием опасных природных явлений (стихийных бедствий).
Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Не каждое опасное природное явление приводит к возникновению ЧС.
ЧС складывается только тогда, когда в результате опасного природного явления возникает реальная угроза человеку и его окружающей среде.
2) Усвоение новых знаний и способов действия.
Учитель доносит информацию о множестве классификаций ЧСПХ. Объясняет, что наиболее часто используется классификация от механизма происхождения ЧСПХ. Далее предлагает классу разделиться на группы (3-4 человека) для решения предложенных задач.
3) Формирование умений и навыков.
Учащимся в группах (командах) предлагается выполнить задание по решению проблемы. А именно: найти ЧС, которые относятся конкретно к их виду ЧСПХ.
Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.
Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
А) Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы.
Десять видов ЧСПХ от механизма происхождения. Какие ЧС относятся к каждому конкретному виду. Каждой группе раздаются 3 карточки: две с названием конкретного вида ЧСПХ и его кратким описанием [Приложение 1], а третья с перечислением ЧС [Приложение 2]. Задача – выбрать ЧС, относящиеся только к конкретному виду.
Б) Выдвижение предположений и обоснования гипотезы.
Работа ведётся в группах. Участники внимательно читают карточки, соотносят информацию и выбирают правильные ответы.
В) Доказательство гипотезы.
Каждая группа предлагает свой вариант ответа, доказывая его правильность.
4) Проверка правильности решения проблемы.
Весь класс участвует в обсуждении того или иного выбора групп. Учитель корректирует мнения учащихся и подводит итог.
Проверка и оценивание ЗУН: количество правильных самостоятельно выбранных учащимися ЧС, соответствующих конкретному виду ЧСПХ, что способствует лучшему усвоению материала урока.
Домашнее задание: повторить пройденный на уроке материал, подготовить сообщения о конкретном виде ЧСПХ.
Приложение 1. Примерные карточки с описанием конкретного вида ЧСПХ
(от механизма происхождения)
Геофизические (эндогенные) | Обусловлены внутренними тектоническими процессами развития Земли.Cобытия геофизического происхождения или результат процессов в литосфере, гидросфере, атмосфере Земли, возникающих под действием различных геофизических факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на население, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду. |
Геологические (экзогенные) | Зарождаются и развиваются на поверхности Земли, разрушая горные породы, вышедшие на поверхность земной коры в результате эндогенных процессов. Современные быстротекущие геологические процессы и явления, наносящие значительный материальный ущерб обществу, народному хозяйству и создающие угрозу жизни для людей при нарушении устойчивости природной(геологической среды). |
Метеорологические и агрометеорологические | Связаны с атмосферными процессами (изменения давления, влажности, температуры и скорости движения воздуха). |
Морские гидрологические | Гидрология – наука, занимающаяся изучением вод земли и процессов, протекающих в них, а также явления во взаимосвязи с атмосферой и биосферой. Связаны с гидрологией морей и океанов. |
Гидрологические | Гидрология – наука, занимающаяся изучением вод земли и процессов, протекающих в них, а также явления во взаимосвязи с атмосферой и биосферой. Связаны с гидрологией суши, поверхностных вод |
Гидрогеологические опасные явления | Гидрология – наука, занимающаяся изучением вод земли и процессов, протекающих в них, а также явления во взаимосвязи с атмосферой и биосферой. Связаны с гидрологией подземных вод. |
Природные пожары | Это неконтролируемое стихийно распространяющееся горение растительности или торфяника. Неконтролируемое горение растительности может стихийно распространяться на больших площадях. |
Инфекционная заболеваемость людей | Болезни, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного к здоровому человеку. Появляются в виде эпидемических очагов. Популяция сходных особей, живущих на ограниченной территории и скрещивающихся между собой, называется демом или генетической популяцией. |
Инфекционная заболеваемость с/х животных | Зоо… (от греч. zoon — животное, живое существо), часть сложных слов, указывающая на отношение к животному миру (например, зоология, зоогеография). Заболевания животных – зоотии. |
Поражение с/х растений болезнями и вредителями | Вредители с/х растений - животные, повреждающие культурные растения или вызывающие их гибель. Начальная часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к растениям – фито. |
Приложение 2. Примерная карточка с перечислением ЧС
- землетрясения
- извержения вулканов
- оползни
- сели
- просадка пород
- эрозия (разрушение горных пород водой, ветром, человеком)
- абразия (разрушение берегов волнами)
- пыльные бури
- бури, ураганы, смерчи (торнадо), шквалы
- сильные осадки (ливень, град, метель, гололёд)
- сильный мороз, заморозки
- сильная жара, засуха, суховей
- тропические циклоны (тайфуны)
- внетропические циклоны (ураганы)
- сильное волнение моря (5 баллов и более)
- сильные приливные волны, тягуны (опасные колебания волн в портах)
- обледенение судов и сооружений
- сильный напор и дрейф льдов, отрыв льдин
- непроходимый лёд
- высокие уровни воды – наводнения (паводки, ветровые нагоны, заторы, зажоры, половодья)
- низкие уровни воды
- ранний ледостав, появление льда на судоходных водоёмах и реках
- повышение уровня грунтовых вод
- понижение уровня грунтовых вод
- лесные
- степные
- полевые (хлебных массивов)
- торфяные
- горючих ископаемых (угля, сланцев)
- эпидемии
- пандемии
- опасные инфекции
- эпизоотии
- энзоотии
- панзоотии
- эпифитотии
- панфитотии
- массовое распространение вредителей
Использованные источники и литература
- А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб: КАРО, 2008
- Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под редакцией С.К.Шойгу. - М., 2004
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология 10-11класс. – М: Дрофа
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология Человек 8 класс.- М: Дрофа
- В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные 7 класс. - М: Дрофа
- Мякишев , Физика 10-11 класс. - М: Дрофа
- В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс. - М: Дрофа
- А.В. Перышкин, Физика 7-9 класс. - М: Дрофа
- www.mchs.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок проводится с использованием презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...
Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера».
Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Урок изучение нового материала. Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся ...
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера".
Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"....
разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"
разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера».Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.Оборудование: учебник, р...
Конспект открытого урока ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Конспект открытого урока ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»...