Технологическая карта 10 класс по теме "Защитные сооружения гражданской оброны"
план-конспект урока по обж (10 класс)
Двадцатое столетие стало не только зпохой стремительных величайших научных открытий, оно также "подарило" человечеству и новые угрозы, часть из которых вполне может поставить жирную точку в истории нашей цивилизации - это оружие массового поражения. Может ли человек защитить себя от оружия массового поражения?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОБЖ в 10 классе
Тема: Защитные сооружения гражданской обороны
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.
Задачи:
- Сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений. Познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях;
- Развивать мыслительные операции - анализ, синтез. Развитие автономной и социокультурной компетенций.
- Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих, коммуникативные навыки публичного выступления.
УУД:
- личностные: формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности
- коммуникативные: развитие навыков работы в группе, в паре, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений
- познавательные: извлечение необходимой информации из интернет - источников, дополнительной литературы.
- регулятивные: овладение навыками самоорганизации, целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Технология урока: ИКТ
Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре, фронтальная
Приемы работы: алгоритмизация, использование ИКТ, самостоятельная работа над материалом, перенос знаний в новую ситуацию.
Место урока в системе уроков по теме: урок – закрепление пройденного материала, отработка полученных знаний.
Системно-деятельностный подход: обучающиеся самостоятельно формируют цель своей деятельности и способы ее достижения, т.е. используется деятельностный принцип. Так же учитывался принцип комфортности, вариативности, минимакса и целостности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап: организационный момент Мотивация (цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организация начала урока. Приветствие учеников. Хочу начать урок словами Константина Эдуардовича Циолковского «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». | Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка) – Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности |
II Актуализация знаний | Прежде чем мы приступим к систематизации и обобщению имеющихся у Вас знаний, я предлагаю актуализировать материал прошлых уроков. Для этого вы поделились на три группы (по рядам). Каждой группе будет дано задание. Обучающиеся работают с карточками-заданиями, которые лежат на столах. 2. Выборочная проверка знаний: работа с карточками (Приложение 1). Карточка № 1. Составьте текст оповещения об аварии на химически опасном объекте (хлор) Карточка № 2. Ситуационная задача. Ваши соседи – пожилые люди. Они проживают на третьем этаже пятиэтажного дома. Вы должны рассказать алгоритм действия при утечке хлора и помочь им обезопасить себя. Карточка № 3. Подготовьте текст речевой информации для учащихся нашей школы в случае возгорания в столовой. | Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять главное. Регулятивные УУД: Умение взаимодействовать в группе, коллективе Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, слушать, вступать в диалог.
Личностные УУД: Осознание своих возможностей |
III. Выявление места и причины затруднения | Двадцатое столетие стало не только эпохой стремительного технологического роста и величайших научных открытий, оно также «подарило» человечеству и абсолютно новые угрозы, часть из которых вполне может поставить жирную точку в истории нашей цивилизации. Самой реальной из них, безусловно, является оружие массового поражения, которое вполне способно отправить наш биологический вид в небытие вслед за динозаврами или мамонтами. Первое масштабное использование ОМП произошло во время Первой мировой войны – 22 апреля 1915 года немцы провели знаменитую хлорную атаку под Ипром. «Способности» нового оружия настолько впечатлили военных, что буквально за несколько месяцев конфликт превратился в настоящую химическую войну. Куда более громким получился «бенефис» у другого вида оружия массового поражения – ядерной бомбы. В августе 1945 года американцы сбросили подобные боеприпасы на японские города. В результате этих атак погибло около 200 тыс. человек Проблемный вопрос: Почему погибло так много людей? (учитель должен вывести размышления детей к теме данного урока) Тема урока “Защитные сооружения гражданской обороны” (СЛАЙД №1) Цель урока (проговаривается учащимся): Сегодня на уроке вы узнаете о средствах коллективной защиты населения. Для того чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы. 1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты. 2. Убежища и противорадиационные укрытия. 3. Размещение и правила поведения людей в убежище. Результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Поэтому вам нужно внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в конце урока правильно определить истинно предложенное утверждение или нет. | Учащиеся выдвигают, предлагают свои мнения. Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. |
IV этап: Изучение нового материала Цель: проговаривание нового знания. | Ознакомьтесь с текстом на стр.125-127, ответьте на вопросы: (СЛАЙД №2)
В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера. Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны (Слайд№3) Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения. | Работа в парах с учебником Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из интернет - источников, дополнительной литературы. Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в паре, воспитание толерантности
Учащиеся предлагают определения защитным сооружениям, с помощью учителя приходят к общему мнению и записывают определение в тетрадь. |
V. Реализация построенного проекта | Обсудите в группах факторы, от которых факторов защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения: Учитель подводит итог: перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения: (СЛАЙД № 4) - ядерного оружия (без учета прямого попадания); - бактериальных (биологических) средств; - отравляющих веществ, - от катастрофического затопления, - аварийно – химических отравляющих веществ, - радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, - высоких температур и продуктов горения при пожарах. 2. Убежища и противорадиационные укрытия. Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях. Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно - гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище. Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий. Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются, прежде всего, в подвальных этажах зданий и сооружений. Задание: Работая с учебником стр. 125-127 самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиационные укрытия по расположению. Ответ: По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на: встроенные; отдельно стоящие. | Учащиеся обсуждают в группах факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения. Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений
Выступление подготовленного учащегося. (СЛАЙД № 5-9) Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из интернет - источников, дополнительной литературы. Учащиеся самостоятельно работают с учебником. Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию. |
VI этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево А теперь тихонько сели – Принялись опять за дело 3. Размещение и правила поведения людей в убежище Задание: Допишите в памятке недостающие требования, работая в парах ПАМЯТКА (на столах учащихся) Укрываемые в убежище обязаны: - выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища; -? - соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка; - ? - оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений; - поддерживать чистоту в помещениях. Укрываемым в защитных сооружениях запрещается: -? - приводить (приносить) в сооружение домашних животных; - приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи; - шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения; - ? -в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.). -? Просмотр СЛАЙДОВ 10-21 ПАМЯТКА (выдается каждому ученику) Укрываемые в убежище обязаны: - выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища; - содержать в готовности средства индивидуальной защиты; - соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка; - соблюдать правила техники безопасности; - оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений; - поддерживать чистоту в помещениях. Укрываемым в защитных сооружениях запрещается: - курить и употреблять спиртные напитки; - приводить (приносить) в сооружение домашних животных; - приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи; - шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения; - применять источники освещения с открытым огнем. - в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.). - выход из убежищ производится только с разрешения (коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной). | Выполняют упражнения физкультминутки Учащимся получают памятки с пропущенными предложениями. Задание: дописать недостающие требования, работая в парах. Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда. Знакомятся с правилами размещения и поведения людей в убежищах |
VII этап: Первичное закрепление знаний Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | В начале урока было сказано, что результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Вам предложено 7 высказываний. Определите истинно предложенное утверждение или нет. После выполнения учащимся предлагается взаимопроверка (СЛАЙД № 22) и выставить оценки друг другу. | Выполняют задание. Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности. |
VIII этап: Рефлексия | Выставляет оценки за работу на уроке, за выполнение теста. Рефлексия проводится в режиме свободного микрофона (СЛАЙД № 23) - Мне было понятно - мне было интересно -появился вопрос -появилось мнение | Коммуникативные УУД: аргументация оценивания знаний. |
IX этап: Информация о домашнем задании региональный компонент | Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”. Найти в интернете информацию о защитных сооружениях гражданской обороны Тулы Подберите примеры из специальной литературы, как защитные сооружения спасали население от чрезвычайных ситуаций мирного времени | Фиксируют в дневнике. Записываются желающие |
Приложение 1
Карточки-задания по группам:
Карточка № 1.
Составьте текст оповещения об аварии на химически опасном объекте.
Примерная структура сообщения: «Граждане, произошла авария на химическом объекте — заводе «Азот». Наибольшей опасности подвергается северная часть города. Просьба ко всем жителям — не выходить из домов, загерметизировать квартиру, меньше двигаться, не пользоваться водой из открытых источников. Эвакуация жителей северной части города будет проведена в ближайшее время. Обеспечение жителей города противогазами и средствами защиты уже начато. Проявляйте спокойствие. Радиоприемники, настроенные на местные станции, телевизоры, настроенные на городской канал, держите постоянно включенными»).
Карточка № 2.
Ситуационная задача. Ваши соседи – пожилые люди. Они проживают на третьем этаже пятиэтажного дома. Вы должны рассказать алгоритм действия при утечке хлора и помочь им обезопасить себя при невозможности покинуть квартиру (Плотно закрыть окна и двери. Заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой. Входные двери уплотнить влажными материалами, плотной тканью).
Карточка № 3. Подготовьте текст речевой информации для учащихся нашей школы в случае возгорания в столовой. Используйте для этого план эвакуации из школы при пожаре.
Приложение 2
Памятки для работы в группах
ПАМЯТКА № 1.
Укрываемые в убежище обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;
- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;
- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;
- поддерживать чистоту в помещениях.
ПАМЯТКА № 2.
Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:
- курить и употреблять спиртные напитки;
- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;
- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;
- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;
- применять источники освещения с открытым огнем.
- в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).
- выход из убежищ производится только с разрешения коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).
Приложение 3
Тест «Плюс, минус»
- Убежища защищают людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия
да нет
- Под убежища нельзя использовать горные выработки, метрополитены
да нет
- К герметичным защитным сооружениям ГО относят перекрытые щели
да нет
- Самые доступные простейшие укрытия - щели
Да нет
- Противорадиационные укрытия полностью защищают от ударной волны
Да нет
- Все убежища обозначаются специальными знаками
Да нет
- Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения
Да нет
Ключ для взаимопроверки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | - | - | + | - | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Гражданская война: белые и красные. Создаем ментальную карту. 9 класс
Технологическая карта разработана в рамках требований ФГОС....
Технологическая карта "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право", 10 класс ФГОС СОО...
технологическая карта к учебному занятию "Выполнение объемной модели архитектурного сооружения"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Начальное конструирование и моделирование»...
Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»
Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»...
Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Тема :"Священные сооружения мира "
Работа выполнена в рамках прохождения курсов ОРКиСЭ...
Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».
Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения»....