Технологическая карта 10 класс по теме "Защитные сооружения гражданской оброны"
план-конспект урока по обж (10 класс)

Двадцатое столетие стало не только зпохой стремительных величайших научных  открытий, оно также "подарило" человечеству и новые угрозы,  часть из которых вполне может поставить жирную точку в истории нашей цивилизации - это оружие массового поражения. Может ли человек защитить себя  от оружия массового поражения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Защитные сооружения гражданской обороны

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • Сформировать понятие «защитные сооружения», познакомить учащихся с предназначением и видами защитных сооружений; рассмотреть вопросы, связанные с устройством защитных сооружений. Познакомить обучающихся с правилами поведения в защитных сооружениях;
  • Развивать  мыслительные  операции - анализ, синтез. Развитие автономной и социокультурной компетенций.
  • Воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих, коммуникативные навыки публичного выступления.

УУД:

 - личностные:  формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности

 - коммуникативные:  развитие навыков работы в группе, в паре, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений

-  познавательные: извлечение необходимой информации из интернет - источников, дополнительной литературы.

-  регулятивные: овладение навыками самоорганизации, целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технология урока:  ИКТ

Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре, фронтальная

Приемы работы: алгоритмизация, использование ИКТ, самостоятельная работа над материалом, перенос знаний в новую ситуацию.

Место урока в системе уроков по теме: урок – закрепление пройденного материала, отработка полученных знаний.

Системно-деятельностный подход: обучающиеся самостоятельно формируют цель своей деятельности и способы ее достижения, т.е. используется деятельностный принцип. Так же учитывался принцип комфортности, вариативности, минимакса и целостности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: организационный момент

     Мотивация

(цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организация начала урока. Приветствие учеников.

Хочу начать урок словами Константина Эдуардовича Циолковского «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка) –

Личностные УУД: формирование личного, эмоционального отношения к окружающему миру, мотивация к учебной деятельности

                 II

Актуализация

 знаний

Прежде чем мы приступим к систематизации и обобщению имеющихся у Вас знаний, я предлагаю актуализировать материал прошлых уроков. Для этого вы поделились на три группы (по рядам). Каждой группе будет дано задание.

Обучающиеся работают с карточками-заданиями, которые  лежат на столах.

2. Выборочная проверка знаний: работа с карточками  (Приложение 1).

Карточка № 1. Составьте текст оповещения об аварии на химически опасном объекте (хлор)

Карточка № 2. Ситуационная задача. Ваши соседи – пожилые люди. Они проживают на третьем  этаже пятиэтажного дома. Вы должны рассказать алгоритм действия при утечке хлора и помочь им обезопасить себя.

Карточка № 3. Подготовьте текст речевой информации для учащихся нашей школы  в случае возгорания в столовой.  

Познавательные УУД:  

Умение анализировать, выделять главное.

Регулятивные УУД:

Умение взаимодействовать в группе, коллективе

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли,

слушать, вступать в диалог.

        

Личностные УУД:

Осознание своих возможностей

III.

Выявление

места и причины

затруднения

Двадцатое столетие стало не только эпохой стремительного технологического роста и величайших научных открытий, оно также «подарило» человечеству и абсолютно новые угрозы, часть из которых вполне может поставить жирную точку в истории нашей цивилизации. Самой реальной из них, безусловно, является оружие массового поражения, которое вполне способно отправить наш биологический вид в небытие вслед за динозаврами или мамонтами.

Первое масштабное использование ОМП произошло во время Первой мировой войны – 22 апреля 1915 года немцы провели знаменитую хлорную атаку под Ипром. «Способности» нового оружия настолько впечатлили военных, что буквально за несколько месяцев конфликт превратился в настоящую химическую войну.

Куда более громким получился «бенефис» у другого вида оружия массового поражения – ядерной бомбы. В августе 1945 года американцы сбросили подобные боеприпасы на японские города. В результате этих атак погибло около 200 тыс. человек

Проблемный вопрос: Почему погибло так много людей?  (учитель должен вывести  размышления детей  к теме данного урока)

Тема  урока “Защитные сооружения гражданской обороны(СЛАЙД №1)

Цель урока (проговаривается учащимся):

Сегодня  на уроке вы узнаете о средствах коллективной  защиты населения. Для того  чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.

1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

3. Размещение и правила поведения людей в убежище.

Результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Поэтому вам нужно внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в конце урока правильно определить истинно предложенное  утверждение или нет.

Учащиеся выдвигают, предлагают свои мнения.

Общеучебные УУД: 

установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

IV этап:

Изучение

нового материала

Цель: проговаривание

нового знания.

 Ознакомьтесь с текстом на стр.125-127, ответьте на вопросы: (СЛАЙД №2)

  1. Каково предназначение и классификация защитных сооружений.
  2. Что такое защитное сооружение?

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение,  а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло. 

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны

(Слайд№3) Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения.

Работа в парах с  учебником  

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из интернет - источников, дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в паре, воспитание толерантности

 

Учащиеся предлагают определения защитным сооружениям, с помощью учителя приходят к общему мнению и  записывают определение в тетрадь.

V.

Реализация

построенного

проекта

Обсудите в группах факторы, от которых факторов защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

Учитель подводит итог:  перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

(СЛАЙД № 4)

- ядерного оружия (без учета прямого попадания);

- бактериальных (биологических) средств;

- отравляющих веществ,

- от катастрофического затопления,

- аварийно – химических отравляющих веществ,

- радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,

- высоких температур и продуктов горения при пожарах.

2. Убежища и противорадиационные укрытия.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов

В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно - гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений,  от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

 При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий.

Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются, прежде всего, в подвальных этажах зданий и сооружений.

Задание: Работая с учебником стр. 125-127 самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: как классифицируются убежища и противорадиационные укрытия по расположению.

Ответ:

По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:

        встроенные;

        отдельно стоящие.

Учащиеся обсуждают в группах факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения.

Коммуникативные УУД:

формирование культуры публичных выступлений

 

Выступление подготовленного учащегося. (СЛАЙД № 5-9)

Коммуникативные УУД:  

формирование

культуры публичных выступлений

Познавательные УУД: 

извлечение необходимой информации из интернет - источников,

дополнительной литературы.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником.

Общеучебные УУД: 

обобщают информацию,

 делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

VI

этап

Самостоятельная

 работа

 с проверкой

по эталону

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

А теперь тихонько сели –

Принялись опять за дело

3.        Размещение и правила поведения людей в убежище

Задание: Допишите в памятке недостающие требования, работая в парах

ПАМЯТКА  (на столах учащихся)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

-?

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- ?

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

-?

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- ?

-в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

-?

Просмотр СЛАЙДОВ 10-21

ПАМЯТКА  (выдается каждому ученику)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- содержать в готовности средства индивидуальной защиты;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- соблюдать правила техники безопасности;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

- в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

- выход из убежищ производится только с разрешения (коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).

Выполняют упражнения

физкультминутки

Учащимся получают памятки с

 пропущенными предложениями.

Задание: дописать недостающие требования,

работая в парах.

Общеучебные УУД:

обобщают информацию,

делают вывод,

формулируют свое мнение и позицию

Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают  свою точку зрения, принимают чужое мнение,

создают продукт совместного труда.

Знакомятся с правилами размещения и поведения людей в убежищах

VII этап:

Первичное закрепление знаний

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  В начале урока было сказано, что результатом нашего урока будет проверочная работа по принципу «Плюс, минус». Вам предложено 7 высказываний. Определите истинно предложенное  утверждение или нет.

После выполнения учащимся предлагается взаимопроверка (СЛАЙД № 22) и выставить оценки друг другу. 

Выполняют задание.

Регулятивные УУД:

 самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

VIII этап:

Рефлексия

Выставляет оценки за работу на уроке, за выполнение теста.

Рефлексия проводится в режиме свободного микрофона (СЛАЙД № 23)

- Мне было понятно

- мне было интересно

-появился вопрос

-появилось мнение

Коммуникативные УУД: 

аргументация оценивания знаний.

IX этап:

Информация о домашнем задании

 региональный компонент

Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.  

Найти в интернете  информацию о защитных сооружениях гражданской обороны Тулы

Подберите примеры из специальной литературы, как защитные сооружения спасали население от чрезвычайных ситуаций мирного времени

Фиксируют в дневнике.

Записываются желающие

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                           Приложение 1

Карточки-задания по группам:

Карточка № 1.

Составьте  текст оповещения об аварии на химически опасном объекте.

Примерная структура сообщения:  «Граждане,  произошла авария на химическом объекте — заводе  «Азот». Наибольшей опасности подвергается северная часть города. Просьба ко всем жителям — не выходить из домов, загерметизировать квартиру, меньше двигаться, не пользоваться водой из открытых источников. Эвакуация жителей северной части города будет проведена в ближайшее время. Обеспечение жителей города противогазами и средствами защиты уже начато. Проявляйте спокойствие.  Радиоприемники,  настроенные на местные станции, телевизоры, настроенные на городской канал,  держите постоянно включенными»).

Карточка № 2.

Ситуационная задача.  Ваши соседи – пожилые люди. Они проживают на третьем этаже пятиэтажного дома. Вы должны рассказать алгоритм действия при утечке хлора и помочь им обезопасить себя при невозможности покинуть квартиру  (Плотно закрыть окна и двери. Заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой. Входные двери уплотнить влажными материалами,  плотной тканью).

Карточка № 3. Подготовьте текст речевой информации для учащихся нашей школы  в случае возгорания в столовой.  Используйте для этого план эвакуации из школы при пожаре.

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                       Приложение 2

                                                                                              Памятки для работы в группах

ПАМЯТКА № 1.

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

ПАМЯТКА  № 2.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

- в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается  играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

- выход из убежищ производится только с разрешения  коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                  Приложение 3

                                                         Тест «Плюс, минус»

  1. Убежища защищают людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия

да                             нет

  1. Под убежища нельзя использовать горные выработки, метрополитены

да                             нет

  1. К герметичным защитным сооружениям ГО относят перекрытые щели

да                             нет

  1. Самые доступные простейшие укрытия - щели

Да                              нет

  1. Противорадиационные укрытия  полностью защищают от ударной волны

Да                              нет

  1. Все убежища обозначаются специальными знаками

Да                              нет

  1. Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения

Да                              нет

Ключ для  взаимопроверки

1

2

3

4

5

6

7

+

-

-

+

-

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Гражданская война: белые и красные. Создаем ментальную карту. 9 класс

Технологическая карта разработана в рамках требований ФГОС....

Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право", 10 класс ФГОС СОО...

технологическая карта к учебному занятию "Выполнение объемной модели архитектурного сооружения"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе«Начальное конструирование и моделирование»...

Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»

Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»...

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Тема :"Священные сооружения мира "

Работа выполнена в рамках прохождения курсов ОРКиСЭ...

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения»....