Технологическая карта урока ОБЖ
методическая разработка по обж

Мысов Сергей Клавдиевич

Цель: создать условия для:

- формирования у учащихся знаний о оказании первой помощи при укусах змеями;

- обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий;

- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).

- изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.

- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.

- формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы  урока;

- развития способности применять полученные знания на практике;

 - воспитания мотивов, направленных на стимулирование  интереса  учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_obzh.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  ОБЖ

в 6 классе по теме: 

«Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых»

                 

                 Учитель  ОБЖ

                                  Мысов С.К.

Санкт-Петербург 2019

Технологическая карта урока

Тема Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Цель: создать условия для:

- формирования у учащихся знаний о оказании первой помощи при укусах змеями;

- обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий;

- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).

- изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.

- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.

- формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы  урока;

- развития способности применять полученные знания на практике;

 - воспитания мотивов, направленных на стимулирование  интереса  учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.

Оборудование: пинцет, вазелин,  катушка с нитками, йод, спирт, средства защиты от насекомых: одеколон, мятные капли, плотный защитный костюм, москитная сетка для лица, крем от укусов комаров «Маскитол, средство от клещей «Акрозоль», мультимедийный проектор, компьютер, электронный ресурс (мультимедийные  уроки по  ОБЖ, 6 класс с сайта http://urokicd.ru/obzh).

Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- уметь оказывать первую помощь при укусах змей;

- формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- знать часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;

- уметь защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;

- уметь оказать первую помощь пострадавшим;

- уметь решать ситуационные задачи и творческие упражнения.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;

- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

- оценивать работу одноклассников.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный этап

Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас в кабинете ОБЖ и предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и  вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите  за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок.

Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы.

Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, закрыв глаза и расслабившись.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со  сверстниками.

Личностные:  проявлять интерес к новому содержанию урока.

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Ребята, послушайте рассказ, чтобы определить тему и поставить цели урока.

В июне  группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель  похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов.

На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой.

   Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность – Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща.  Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь? Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят  громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела.

- Что произошло с мальчиком?

 -Как вы думаете, кто укусил мальчика?

- А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи?

 Что мы на уроке будем изучать?

 Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

 

Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

- Его кто-то укусил?

- Змея.

-  (пытаются дать ответы)

- Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

- Выявить правила поведения со змеями, определить способы оказания  ПМП .

Познавательные: 

выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи

Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий.

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Физкультминутка

 Учитель:  Исходя из случая, описанного мной  в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке.

В путь мы отправляемся на нашем корабле (Демонстрация модели корабля). Посмотрите на него внимательно – он не пригоден  для путешествия.  Почему?

- Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться нельзя. На борту нашего корабля 21 пассажир. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга!
Вот такой круг мы и попытаемся сделать.

- Я вам даю вот такой спасательный круг, но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку.

Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку.

Ваш круг разбит на два сектора: каждый сектор состоит из заголовка и свободного поля. В свободном поле необходимо записать правила поведения и запрещающие действия, а также правила оказания ПМП для каждого вопроса.

Для того чтобы заполнить данный пустой сектор, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

Будьте внимательны и по ходу прослушивания заполняйте.  

-   Попросим вторую группу ответить нам, что они записали в сектор своего круга. Может быть, кто-то захочет добавить? Какой мы с вами можем сделать вывод?  

- Проверяем  правильность заполнения таблицы!

Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол -  часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и,  покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки (демонстрация сказанного частично).

Нам на сегодняшнем уроке нужно также выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых. В виртуальный поход мы отправляемся, разделившись на три группы. Каждой группе предлагает подготовить проект «Укусы насекомых и защита от них». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать кровососущих и жалящих насекомых и выработать методы защиты от них.

Предлагает учащимся обратиться к материалу учебнику 141-146 «Укусы насекомых и защита от них», сети Интернет, проанализировать материалы учебника и интернета,  разработать алгоритм своих действий и заполнить таблицу в тетради для оформления результатов (Приложение 2). Результаты проектной деятельности оформить в виде плаката.

Насекомые        Меры по обеспечению личной защищённости

Насекомые

Меры по обеспечению личной

 защищённости

Предлагает учащимся защитить проект.

Проверяет правильность заполнения таблицы.

Оценивает работу групп:

- способность самостоятельно приобретать знания;

- умение раскрыть содержание;

- способность планировать свою деятельность и управлять ею;

- умение ясно оформить и изложить результаты, ответить на вопросы

Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь»

Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть.

1. Бывалые охотники считают, что зверь чувствует, когда человек боится его.

2. При встрече с медведем или тигром можно повернуться к зверю спиной.

3. Большинство диких животных избегают встречи с человеком.

4. Встреча с копытными в брачный  период  не опасна.

5. Звери чуют человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда стараются уйти с его дороги.

6. Большинство животных не опасны во время охоты, когда они ранены, когда защищают своих детёнышей.

7. Медведь сам нападает на человека.

8. Лоси, кабаны, олени, косули — более осторожны, чем хищники.

Вот мы и подошли ко второму сектору спасательного круга? Этот сектор называется  «Укусы змей» (задание 3 (приложение 1)).

- Ребята, а какие виды змей вы знаете?

- Какие змеи обитают в России?  

-Приступаем к выполнению задания.  Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет  материал учебника на странице 120.

- Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить?  

Проверьте правильность выполнения задания.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы.

- Нет парусов!

Слушают правила выполнения работы.

Самостоятельная работа в группах

Работа с текстом, заполнение схемы.

- Просмотр видеофрагмента.

- Самостоятельная работа в группах

Проверка заполнения.

Слушают учителя.

Обсуждают и уточняют идею исследования.

Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом де¬лится на пятерых или шестерых).

Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй – ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый – фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый -  оформляет таблицу на плакате.

- Обсуждают оформление результатов исследования.

- Вносят в таблицу информацию -  результат проектной деятельности.

- Распределяют роли между участниками группы при защите проекта.

Проводят защиту проекта.

В процессе беседы анализируют работу групп.

Проверка и самооценивание.

- Самостоятельная работа в группах.

- Выступление группы, проверка правильности выполнения.

Познавательные: 

извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

работа в группах, управление поведением партнера;

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию.

Регулятивные: способствовать формированию умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:  формировать здоровьесберегающие  мотивы.

4

Этап первичной проверки понимания изученного

Работа в парах.

Нужно продолжить предложения по очереди.  Один учащийся читает текст, с предложенной учителем карточки, а другой внимательно слушает и дополняет не законченное предложение.

«Ответы-продолжения»  открываются учителем (записаны на обратной стороне доски).

1. Пострадавшему от укуса змеи необходим…так как…

2. Рану после укуса нужно…

Активно работают в паре.

Читают по очереди, внимательно слушают и дополняют:

1. (опасны).

2. … (покой), … (это препятствует распространению яда с кровью  по всему организму).

3. … (промыть проточной водой с мылом, наложить стерильную повязку, обратиться в лечебное учреждение).

Регулятивные: контроль, коррекция, способность слушать собеседника, управлять своей деятельностью. Коммуникативные: сотрудничество со  сверстниками.

Познавательные: анализировать предложения и

уметь применять знания на практике.

Личностные:

способствовать развитию умений мыслить и делать правильный выбор.

5

Этап закрепления  изученного

Для закрепления знаний на практике я предлагаю вам выполнить тест.

Выберите один правильный ответ:

1. Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи?

А) ходить босиком по густой траве;

Б) избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви.

2. Какова медицинская помощь при укусах змей?

А) промыть рану проточной водой с мылом (15 мин);

Б) наложить стерильную повязку;

В) обратиться в лечебное учреждение;

Г) всё перечисленное выше.

3. Что нельзя делать при отсасывании яда из раны при укусе змеи?

А) нельзя отсасывать яд, если во рту есть раны;

Б) нельзя глотать слюну;

В) нельзя отсасывать яд, если во рту  есть кариесные зубы.

Г) всё перечисленное выше.

Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой.

- Обменяйтесь с товарищем тетрадями, проверьте и оцените его решение.

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест, проверяют в парах, сравнивая с образцом.

Критерии оценивания для взаимопроверки:

3 правильных ответа – «5»

2 правильных ответа – «4»

1 правильный ответ – «3»

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Познавательные: уметь применять знания для решения познавательных задач.

Личностные: способствовать формированию умения управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки.

6

Этап обобщения и систематизации

Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147.

Отвечают на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения.

Познавательные:

уметь строить высказывание.

7

Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание: параграф 23 стр. 146-147 – ответить на вопросы, дополнительное задание по выбору: составить кроссворд или приготовить реферат о спасении  людей после укусов змей.

Записывают домашнее задание.

Личностные: самостоятельно принимать обоснованные решения

8

Этап подведения итогов учебного занятия

Ну, вот ребята, наш урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Поднимите результат вашей работы. Конечно, это спасательный круг. Вы можете его кинуть любому, и оказать тем самым помощь.

Давайте присоединим наши спасательные круги к нашему кораблю и поднимем паруса. Я думаю, что теперь мы можем двинуться в путь к новым знаниям.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Оснащение корабля спасательными средствами.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

9

Этап рефлексии

1. Ребята, что нового узнали  сегодня на уроке?

Чему научились?

Какова была проблема нашего урока?

Можем ли теперь мы ее решить?

Прошу – ваши выводы?

Делают вывод, что надо знать и выполнять правила поведения, правила безопасности, способы оказания ПМП при укусах.

Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1

Задание 1.

  1. Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи? (избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви)
  2. Медицинская помощь при укусе змей? (лежачее положение, обеспечение неподвижности, удаление капель яда с раны, высасывание яда, обработка места укуса спиртом йодом, обильное питье.
  3. Два важных правила при отсасывании яда из раны? (нельзя глотать слюну, необходимо сплевывать; нельзя высасывать яд, если имеются раны во рту, на губах и кариесные зубы).

Приложение 2

Насекомые

Меры по обеспечению личной защищённости

Комары

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами

Мошки

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица

Слепни

Плотная одежда

Пчёлы

Не подходить близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками, когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями.

Осы

Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой,  не разорять гнёзда ос, не махать руками, когда оса пролетает мимо.

Шмели

Не трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками.

Шершни

Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда шершень  пролетает мимо.

Клещи

Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...