Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).
статья по обж

Васько Александр Васильевич

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._org-ya_proekt._deyat-ti_obuchayushchihsya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Васько А. В., преподаватель-организатор ОБЖ

ГБОУ СОШ №-655 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления:

«Организация проектной деятельности обучающихся

(из опыта работы учителя ОБЖ)».

(№9 Конференция школа).

Сегодня в системе образования происходят постоянные перемены. Изменяются программы, обновляются или выходят новые учебники, вместе с этим возникает необходимость введения и апробирования новых методик обучения. В складывающейся обстановке, каждый преподаватель вынужден самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей, изыскивать приемлемые методы реализации учебного материала. Как преподаватель-организатор ОБЖ могу с уверенностью сказать, что содержание и практическая значимость предмета трудно переоценить, он вооружает обучающихся необходимыми знаниями и умениями, позволяющими обеспечить безопасность своей жизнедеятельности и привить ценностное отношение к здоровому образу жизни, способствует готовности выпускников к новому этапу жизни в современном обществе.

Как учитель ОБЖ я столкнулся с определенной проблемой. Уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на лекционном принципе. Учитель подает ученикам готовый тематический материал, обучающиеся должны выполнить задачу по самостоятельному его изучению, раскрыть (в рамках домашнего задания) поставленные вопросы. Но время диктует свои условия и традиционная система образования, дающая готовые знания, умения и навыки сегодня переориентирована на личность ребёнка, развитие его творческих способностей, умения работать с информацией, самостоятельности мышления. Это обстоятельство заставило искать такие приёмы и методики, которые смогли бы удовлетворить запросам современного общества, современных школьников и сделать обучение интересным и максимально реализуемым в повседневной жизни. Опираясь на личностно-ориентированные технологии, можно сделать вывод, что одним из эффективных для уроков ОБЖ является метод проектов.

Работая на уроках ОБЖ над одной из проблем (тем) «Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности личности и ключевых компетенций школьников», реализовал ее через проектную деятельность. Работа над проектом показала, что такой подход побуждает обучающихся к:

– осуществлению поиска необходимой информации в разных источниках;

- проведению анализа и обобщения полученной информации;

- умению выдвигать гипотезы и проводить исследования;

- самоорганизации и самообразованию;

- умению принимать решения и нести ответственность.

Основным тезисом современного понимания метода проектов выступает высказывание: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Анализ современных УМК по ОБЖ, методической литературы, интернет-ресурсов, педагогических средств и условий реализации программы (отводится 34 часа в год (1 час в неделю) на изучение предмета ОБЖ в 7, 8, 10 и 11 классах), позволили разработать свою систему работы по встраиванию метода проектов на уроках ОБЖ.

Проектная деятельность на уроках ОБЖ должна дополнять и быть органично встроенной в ход реализации содержания программы образования. Поэтому при разработке рабочих программ в начале учебного года выделяются темы, которые можно реализовать в формате «проектирования», анализируя возможности учащихся, продумывается тематика будущих проектов. Изучение наиболее объемных разделов ОБЖ в 10-11 классах строится так, чтобы на зачётных уроках обучающиеся имели возможность представлять проекты по теме изучаемого раздела. Например, в 10 классе по разделу «Основы обороны государства», по особо информативным темам, мои ученики выполняют проекты такие как:

  • Этапы развития инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  • История развития средств индивидуальной защиты, их применение в военный период и чрезвычайных ситуациях мирного времени.
  • История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, память поколений.
  • Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
  • Военно-воздушные силы (ВВС) и войска Воздушно-космической обороны (ВВКО), их состав и предназначение.
  • Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

В ходе работы над проектом, выделяются следующие этапы деятельности:

  1. Постановка проблемы (ситуации);
  2. Планирование деятельности;
  3. Поиск информации;
  4. Оформление проекта;
  5. Защита проекта.

На уроках и во внеурочной деятельности выполняются различные метапредметные проекты, связанных с экологией, химией, обществознанием, географией. Особое внимание придается исследовательским проектам, которые делятся по продолжительности на долгосрочные (рассчитанные на период изучения целого раздела программы) и мини-проекты (1-2 смежные темы урока).

Конечно же работа над проектом требует определённых временных затрат, и поэтому большая часть работы выполняется обучающимися во внеурочное время, самостоятельно. Но, при наличии компьютерных технологий, сегодня организовать работу над проектом значительно проще, это дает возможность обучающимся проявить большую самостоятельность в подборе необходимой информации, проанализировать ее и выделить необходимый материал для проекта. Для этого на уроке формируются группы по 2-3 человека, каждая группа выбирает предложенные темы проектов над которыми планируют работать. У каждой группы есть свой дидактический материал для работы над проектом, поиск информации посредством интернета совмещается с оформлением готового продукта (презентацией, рефератом и т.д.). По готовности проекта обучающиеся защищают свои работы в виде презентаций, что позволяет в старших классах экономить время, что позволяет проводить уроки намного интереснее, продуктивнее и достигать конкретного результата. В процессе защиты проекта обучающиеся учатся выступать перед аудиторией (одноклассниками), кратко, четко и понятно излагать основные мысли, уверенно держаться перед публикой, отстаивать свою точку зрения.

Формы исполнения проекта различны. Рефераты и доклады сопровождаются иллюстративным материалом (презентация, фоторепортаж, плакат, рисунок и др. в зависимости от класса). Единые критерии оценивания и защиты различных типов проектов позволяют практически равнозначно их оценивать как учителю и ученикам, так и самому ученику. Данный вид оценивания позволяет вывести среднеарифметическую оценку результатов проекта.

Реализация на уроках метода проектов позволяет задействовать практически всех учеников, активизировать их познавательную активность, проявить желание к самостоятельной деятельности, использовать свои знания, умения и опыт, полученные ими при освоении других предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектной опытно-экспериментальной деятельности. (Таблица). Из опыта работы учителя географии Прониной А.И.

В данной таблице помещены результаты участия обучающихся в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях с 2011 по 2014 год.  Научный руководитель:учитель географии Пронина А.И....

Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»

В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...