Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»
статья на тему

Чергинец Юлия Геннадьевна

В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ-СОШ №85 ПО ТЕМЕ

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ: СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ»

Чергинец Юлия Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №85, г.Екатеринбург

Гордиться славою своих предков не только можно,

но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие.

А.С. Пушкин

В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из главных предметных результатов при изучении истории является формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества [7].

Одним из способов достижения данного результата является, на наш взгляд, работа над родословием. Под термином «родословие» мы понимаем  документально подтверждённую совокупность сведений о предках, связанных родственными узами, их именах, времени жизни, внешних физических данных, социальном и имущественном положении, а также сведений о местах их проживания, основных событиях того времени и данные их биографий [4,с. 16].

Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведёт свою историю из необозримой глубины веков. Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Но, к сожалению, в учебных заведениях генеалогии не учат, хотя всем ясно, «что духовно-нравственное возрождение России во многом зависит от того, как в современных семьях восстанавливается прерванная в XX веке духовная память о предках, как возрождается традиция помнить и продолжать историю семей и чтить родство своё»[5,с. 4].

Поэтому важна работа над родословием в рамках самообразования для взрослых и для детей через урочную и внеурочную деятельность, через индивидуальное руководство поисковой работой учащихся.

В течение трёх лет в нашей школе проводится работа по реализации проекта «Моя родословная: семейный архив».

При реализации школьного проекта активно применяются элементы современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и развивающего обучения, технологии сотрудничества и развития критического мышления, проектные и информационно-коммуникационные технологии.

На уроках истории  в 5-6 классах через создание мини-проектов происходит знакомство учащихся с ключевыми понятиями: род, поколение, предки, традиция, реликвия и др. Ребята создают индивидуальные проекты по определённому плану с соблюдением всех этапов по темам: «История моего имени», «Откуда произошла моя фамилия?»,  «История моей улицы, моего дома». При изучении первых русских летописей в шестом классе учащиеся пытаются написать летопись своей семьи. Причём в роли семейного «летописца» выступают не только дети, но и их родители. Очень интересна для учащихся работа над проектом «Когда они были такими, как я». Цель проекта: отразить преемственность поколений в своей семье. Работая над проектами, ребята используют школьные фотографии родителей, их рисунки, поделки, грамоты, школьные дневники,  старые игрушки и т.д. Презентация проектов проходит в форме выставки на одном из родительских собраний.

В 7-8 классах темы проектов усложняются. Работа над проектами предполагает овладение и конкретизацию знаний по родословию. Продолжается работа по созданию семейного архива. Учащийся учится ставить исследовательские цели, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, рассматривать известные факты с помощью выдвинутых гипотез. Ребята постигают историю своего рода, работая над проектами: «Мы родом из прошлого», «Родословное древо», «Раритеты и семейные реликвии».

История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы. Ученики, как правило, самостоятельно определяют цели и задачи данной работы. Сформулировать их в общих чертах можно следующим образом:

- изучив историю своих предков, составить генеалогическое древо своей семьи;

- выявить влияние исторических и политических процессов, происходивших в нашей стране и за ее пределами на отдельно взятую семью;

- установить взаимосвязь между развитием общества и семьи как социального института.

Ребята работают над  проектами по темам: «Как встретили XX век мои предки», «Октябрьская революция в судьбах моих родственников», «Кем мы гордимся в нашей семье», «Мои предки-герои ВОВ».  История семьи проецируется на историю страны. Темы раскулачивания, депортации, репрессий, оккупации, коммунальных квартир, перестройки начинают звучать по-новому. Информация параграфов учебника истории становится личностно-значимой. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса.  

По окончании работы над проектом  очень важно обсудить с учащимися итоги работы и провести самооценку учащихся.  В процессе самооценки участники проектов могут определить:

- степень самостоятельности при работе над проектом;

- степень личной заинтересованности;

- степень удовлетворённости своей деятельностью;

- степень удовлетворённости результатами проекта;

Для проведения самооценки нами была составлена авторская критериально-оценочная карта, которая используется в процессе проектной деятельности.

Анализ содержания деятельности по реализации школьного проекта «Моя родословная: семейный архив»  позволяет сделать вывод о том, что в процессе проектной деятельности у учащихся возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приёмы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над  родословной превращает каждое занятие в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстранённо смотреть на историю, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она даёт возможность испытать ни с чем несравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.

Список литературы


1. Бибикова, Е.В. Занимательная генеалогия для детей все возрастов / Е.В. Бибикова. – М.: Самиздат, 2006. – 20 с.
2. Бирюкова, Л.В. Генеалогия для начинающих: методическое пособие / Л.В. Бирюкова. – М.: Литавера, 2006. – 48 с.
3. Гузенко, С.В. Твоя родословная: методическое пособие для школьников / С.В. Гузенко. – Тюмень : Слово, 2007. – 28 с.
4. Калистратова, Э.А. Азбука родоведа : методическое пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург : Учебная книга, 2006. – 80 с.
5. Калистратова, Э.А. Изучаем корни своего рода: учебно-справочное пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007. – 128 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. 2004.

7. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prikrmk.sfedor.ru/fgos/1530-stoosnobr.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по организации проектной деятельности по теме «Моя родословная: семейный архив»

Данная работа была представлена на I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе «Творческая педагогическая мастерская» в номинации «Инновации и эксперименты», где заняла ...

Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин

Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного  информационного сайта "СС...

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

Доклад на тему "Преемственность как фактор эффективности при организации проектной деятельности обучающихся по английскому языку"

laquo;Преемственность как фактор эффективности при организации проектной деятельности обучающихся по английскому языку»...