Рабочая программа внеурочной деятельности ДЮП "Факел"
рабочая программа по обж
Учебно-образовательная программа курса внеурочной деятельности юных друзей пожарных позволяет учащимся приобретать знания и умения по пожарной безопасности.
Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./; под ред. В.А.Горского.-М.: Просвещение, 2010.
В основу программы внеурочной деятельности ДЮП «Факел» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_dyup_fakel_.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район р.п. Шолоховский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ от ___________№__
_____________Войнова Н.А.
М.П.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
ДЮП «Факел»
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 5 класс
Количество часов 35
Учитель Скиба Ирина Николаевна
Программа разработана на основе
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./; под ред. В.А.Горского.-М.: Просвещение, 2010.
Пояснительная записка
Учебно-образовательная программа курса внеурочной деятельности юных друзей пожарных позволяет учащимся приобретать знания и умения по пожарной безопасности.
Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./; под ред. В.А.Горского.-М.: Просвещение, 2010.
Новизна.
В основу программы внеурочной деятельности ДЮП «Факел» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Отряд юных пожарных».
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
Цель программы:
- повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности.
Основные задачи программы:
- привить обучающимся навыки безопасного поведения, исключающего получение повреждений от пожара;
- научить обучающихся пользоваться простейшими средствами тушения пожара;
- научить обучающихся действиям при пожаре в квартире, в школе, в общественных местах;
- сформировать у обучающихся навыки безопасного поведения при пожаре;
- пропаганда знаний безопасного поведения;
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 35 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Программа рассчитана на изучение правил пожарной безопасности в 5 классе.
Обучение воспитанников проводится на занятиях в доступной для них форме.
Планируемые результаты освоения программы
Универсальные учебные действия
Личностные:
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;
Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»
Объяснять самому себе:
– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),
– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
Осознавать себя ценной частью большого мира (природы и общества). В том числе:
объяснять, что связывает меня:
– с моими близкими, друзьями, одноклассниками;
– с земляками, народом;
– с твоей Родиной;
– со всеми людьми;
– с природой;
испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.
Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:
– известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;
– сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;
– сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки.
Регулятивные:
Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы.
Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные:
Оформлять свою мысль в устной речи.
Вступать в беседу на занятиях и в жизни
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
В результате освоения программы ДЮП «Факел», учащиеся должны:
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в составе агитбригад.
Учебно-тематический план
№п/п | Т е м ы | Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи кружка юных друзей пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. | 2 | 2 | |
2. | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источники зажигания | 2 | 2 | |
3. | Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. | 4 | 3 | 1 |
4. | Правила пожарной безопасности в школе и в быту. | 4 | 2 | 2 |
5. | Что делать при возникновении пожара? | 4 | 1 | 3 |
6. | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. | 2 | 1 | 1 |
7. | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. | 3 | 2 | 1 |
8. | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. | 3 | 2 | 1 |
9. | Основы профессии пожарного. | 2 | 1 | 1 |
10. | Первичная доврачебная помощь при пожаре.
| 2 | 1 | 1 |
11. | Противопожарное водоснабжение. | 1 | 1 | - |
12. | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. | 2 | 1 | 1 |
13. | Подведение итогов. Соревнование по пожарно-прикладному спорту. | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 35 | 21 | 14 |
Содержание программы курса внеурочной деятельности
I. Пожарно - профилактическая подготовка.
1.Вводное занятие. Цели и задачи кружка юных друзей пожарных.
Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров, направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
2.Что такое огонь? Пожар как явление.
Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Огонь – друг и враг человека, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
3.Отчего происходят пожары?
Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
4.Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных, культурно-зрелищных учреждениях и в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5.Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
7.Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.
Общие сведения. Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещений. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами кружка юных друзей пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
8.Первичные средства тушения пожаров.
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ.
Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т.д.
9.Основы профессии пожарного.
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
10.Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравления продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
11.Противопожарное водоснабжение.
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
12.Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.
Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и морально-психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
13.Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту.
Подведение итогов работы кружка юных пожарных. Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-прикладному спорту.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- основные положения по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
Научатся:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование, средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Формы контроля
Контрольно-измерительные материалы
Викторина «Моя безопасность»
Вопросы викторины
1. Что делать, если загорелась ваша квартира?
2. Как правильно вызвать пожарную помощь?
3. Как потушить вспыхнувший пожар?
4. Что нужно сделать, если на человеке вспыхнула одежда?
5. Какие средства пожаротушения существуют?
6. Почему во время пожара нельзя открывать окна?
7. Сколько электроприборов можно одновременно включать в розетку?
8. Что предпринять, если произошло загорание телевизора?
9. Почему нельзя держать телевизор в стенке?
10. Как потушить электрическую проводку или электрооборудование?
11. Почему нельзя применять пенные огнетушители и воду для тушения электрической проводки под напряжением?
12. Что можно тушить углекислотным огнетушителем?
13. Что такое короткое замыкание?
14. Чем дополнительно опасно горение синтетических материалов?
15. Какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать, уходя из дома?
Ответы викторины
1. Позвонить 01.
2. Назвать свою фамилию, адрес, сказать, что горит, где пожар.
3. Накрыть одеялом или плотным материалом.
4. Завернуть плотным одеялом
5. Вода, песок, земля, кошма, огнетушители.
6. С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.
7. Не более двух, чтобы, не было перегрузки сети.
8. Выключить телевизор, вынуть вилку из розетки. Если горение не прекращается, то осторожно залить водой, стараясь не попасть на нагретый кинескоп.
9. Телевизор перегревается, а если он загорится, то будет трудно потушить.
10. Нельзя их потушить, когда они находятся под напряжением. Необходимо сначала обесточить.
11. Вода — проводник электричества, может быть поражение током.
12. Им можно тушить электрическую проводку, находящуюся под напряжением, ценные вещи, картины, шторы в театре. Углекислота не оставляет следов.
13. Короткое замыкание происходит от перегрузки сети, когда в сеть одновременно включают несколько приборов большой мощности, например утюг, плитку.
14. При горении искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона и поливинила) выделяется ядовитый газ.
15. Выключить все электрические приборы без присмотра, погасить топящуюся печь, не оставлять без присмотра малолетних детей.
Техническое оснащение учебных занятий: компьютер, телевизор.
Список литературы
Литература для педагогов
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. М., 2002.
2. Подготовка спасателей-пожарных. М., 2004.
3. Пожарная тактика в примерах. М., 2006.
4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. М., 2006.
5. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. М., 2005.
Литература для обучающихся
1. Пожарно-техническая подготовка. М., 2005.
Литература для родителей
1. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. М., 2005.
2. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. М., 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
Теория | Практика | |||
Раздел 1. | Пожарно-профилактическая подготовка | 18 | ||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. | 1 | - | 5 |
2. | Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных России | 1 | - | 12 |
3. | Что такое огонь? Пожар как явление. | 1 | - | 19 |
4. | Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. | 1 | - | 26 |
5. | Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. | 1 | - | 3 |
6. | Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. | 1 | - | 10 |
7. | Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. | 1 | - | 17 |
8. | Изучение материалов местной печати о пожарах, произошедших в Ростовской области. | - | 1 | 24 |
9. | Правила пожарной безопасности в школе и в быту. | 1 | - | |
10. | Проверка состояния средств пожаротушения в школе. | - | 1 | |
11. | Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. | 1 | - | |
12. | Эвакуация из пожарной зоны. | - | 1 | |
13. | Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. | 1 | - | |
14. | Практическое освоение приемов тушения возгораний. | - | 1 | |
15. | Тренинг по правильному использованию средств пожаротушения. Разработка памяток по теме. | - | 1 | |
16. | Выпуск стенгазеты «Огонь – друг или враг?» | - | 1 | |
17. | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности | 1 | - | |
18. | Подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности в образовательном учреждении. | - | 1 | |
Раздел 2. | Тактико-техническая подготовка. | 16 | ||
19. | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | - | |
20. | Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. | 1 | - | |
21. | Отработка действий юных пожарных при возникновении возгорания. | - | 1 | |
22. | Первичные средства тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. | 1 | - | |
23. | Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. | 1 | - | |
24. | Тренинг по освоению навыков использования различных средств пожаротушения. | - | 1 | |
25. | Основы профессии пожарного. Понятие о героической профессии пожарного. | 1 | - | |
26. | Конкурс эрудитов по истории противопожарной службы в России. | - | 1 | |
27. | Первичная доврачебная помощь при пожаре. | 1 | - | |
28. | Тренинг по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | - | 1 | |
29. | Противопожарное водоснабжение. | 1 | - | |
30. | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. | 1 | - | |
31. | Выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. | - | 1 | |
32-33. | Подготовка к соревнованию «Юный пожарный». | - | 2 | |
34. | Соревнование по пожарно-спасательному спорту «Юный пожарный». | - | 1 | |
35. | Подведение итогов работы ДЮП «Факел». | 1 | - | |
ИТОГО | 35 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №7 От ________________ №__ Руководитель МС ________Калашникова Н.Г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Гуртовая Н.И. _______________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...