Рабочая программа по ОБЖ для Центра Дистанционных Обучений детей инвалидов
рабочая программа по обж (9 класс)

Данный материал был опробирован в гимназии и показал себя как нужный и интересный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Примерная рабочая программа по ОБЖ для 8-9 классов Центра дистанционного образования детей-инвалидов составлена на основе программы (программа «Основы  безопасности жизнедеятельности» для 7-11 классов общеобразовательных учреждений). При ее разработке, учитывая особенности региона, национальные особенности обучаемых, уровень учебно-материального обеспечения учебного процесса и опыт педагогической деятельности,  в том числе практической и научной работы, составителями внесены некоторые  необходимые изменения  в структуру программы, дополнения  в ее содержание, упорядочено  распределение  учебных часов на изучение отдельных  тем с учетом  их сложности  и количества  выделяемого  БУП  времени на преподавание ОБЖ.

В настоящее время особое место занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, наркомания, межэтнические и межрелигиозные столкновения и др. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует совершенствования системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности. Предмет ОБЖ через собственную систему содержательных линий (модулей) реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной, к прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

При реализации представляемой примерной рабочей программы используются комплекты учебников по ОБЖ для основной и средней школы авторов М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова под редакцией заместителя министра МЧС России Ю.Л. Воробьева (издательство «Астрель») и для основной и средней школы авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова под редакцией А.Т. Смирнова (издательство «Просвещение»).

На преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5,6,7,9 классах общеобразовательных учреждений Республики Адыгея из национально-регионального компонента отводится  1  дополнительный  час в неделю (приказ МО и НРА от 03.07.2007г. №496).  

        В то время как Федеральный БУП (приказ МО РФ от 9.03.2004 г №1312) выделял по 1 часу в неделю только в 8 и 10 классах. В 2009 г. ФБУП дополнительно отводится 1 час в неделю на изучение ОБЖ в 11 классе. Таким образом, в настоящее время, изучение курса ОБЖ в Республике Адыгея  проводится на всех образовательных уровнях с 5 по 11 классы включительно, с обязательным учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС, примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной в 2011году Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предусматривается выделение  на изучение учебного предмета ОБЖ в 7-9 классах по 1 часу в неделю в каждом классе.

Необходимость разработки данной программы обусловлена организацией обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, с применением дистанционных образовательных технологий.


Программа рассчитана на обучение

________________ ученик 9 класса

Количество часов в неделю составляет --- 1 час в две недели (1час дистанционно), итого - 17 часов в год.

        

        Уменьшение количества часов связано со спецификой учебного плана Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 20____-20_____ учебный год

        

        Значительная корректировка тематического планирования в течение учебного года возможна в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и т.п.)

Индивидуализация планирования связана:

-с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,

-со спецификой заболевания: быстрая утомляемость, низкий темп деятельности,

-со спецификой организации процесса обучения с применением дистанционных образовательных технологий,

-необходимостью снижения перегрузки ученика, сохранением здоровья учащегося,

- высокой мотивацией к изучению предмета.


ОСНОВНОЙ, ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

 -подготовка человека (ученика) к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

 -вооружение граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

 -развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности;

 -формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении  вопросов личной и общественной безопасности. Умение систематизировать знания по вопросам  безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

 - формирование установок на  совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания самопомощи и взаимопомощи;  

-совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического  понимания задач  безопасности жизнедеятельности;

-формирование  взглядов, убеждений, идеалов, жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и концепцией национальной безопасности  Российской Федерации.

При разработке содержания данной программы учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 9 классе, личные достижения ученика, а также образовательный запрос ученика и его родителей.

Примерная рабочая программа соответствует возрастным особенностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности: 5-9 классы  - безопасность личности; 10 – 11 классы  - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Изучение тематики  примерной рабочей программы направленно на достижения целей:

Усвоение знаний:

-об опасных и чрезвычайных ситуациях,

-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

-о государственной системе обеспечения защиты населения  от ЧС,

-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС,

-о здоровом образе жизни,

-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

Развитиеличных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных  и чрезвычайных ситуациях;

Формирование потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, выполнять  предъявляемые  требования  в области безопасности жизнедеятельности;

Воспитание ответственного отношенияк сохранению окружающей природной среды;

Развитие умений:

        -предвидеть возникающие опасности по характерным признакам их проявлений, а также на основе анализа социальной информации полученной из различных источников;

 -принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретно складывающейся обстановке с учетом своих  реальных возможностей.

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯНАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:        

Рассказ, показ. Способы деятельности учащихся: сравнение, наблюдение,  классификация, исследование, планирование, характеристика явлений и событий,  выбор алгоритма действий, поиск информации, осуществление контроля.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УРОВНЯ  ЗНАНИЙ  ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности, репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

-потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

-основные задачи государственных служб, по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи ГО;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также условия прохождения альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника.

ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- владеть способами защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера;

- пользоваться средствами индивидуальной  и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- анализировать свое поведение в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

- использовать полученные знания для ведения здорового образа жизни;

- оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь, а в случае необходимости вызывать службы экстренной помощи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ  ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОСНОВ  БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Устный опрос, выполнение тестовых заданий по изученным темам, контрольные срезы по полугодиям, административные контрольные работы, экзамен по выбору в 9 классе.

Контроль знаний в форме тестирования является наиболее эффективным  т. к. предмет изучается 1 раз в 2 недели. В течение урока необходимо поработать над новой темой и провести опрос. Традиционно принятая форма контроля знаний учащихся (устный опрос), хотя и позволяет шире и полнее проверить знания учащихся, вместе с тем требует большего времени и не дает равных и объективных оценок. При тестировании такая необъективность оценки исключается.

Основной целью тестирования наряду с контролем качества знаний является так же активизация деятельности обучаемых, прочное усвоение изучаемого материала.

Тестирование позволяет использовать различные виды контроля: предварительный, тематический, рубежный и итоговый.

Оценка, полученная при тестировании, является самой объективной, так как ответы, отмеченные в ключе расшифровки или эталоне, находящемся у преподавателя, строго определены, задания имеют четкую и понятную форму, а для всех проверяемых устанавливаются равные требования, правила и временные нормы.

Тестирование учащихся по ОБЖ проводится на всех ступенях общеобразовательной школы, начиная с 5 класса.

В 5 классах учащиеся воспринимают тестовые задания как интересную и развлекательную игру.  С помощью тестовых заданий учащиеся могут получать дополнительную информацию по различным вопросам, знакомиться с новыми фактами, цифрами. Для контроля можно использовать как единичные, так  и блок – тесты.

При проверке знаний учащихся  используется компьютер с  мультимедиа иллюстрированными и озвученными обучающими – контролирующими программами. Для проверки и контроля знаний применяются тестовые задания для всех классов по различной программной тематике

Экзамен по основам безопасности жизнедеятельности учащихся 9-х классов могут сдавать по выбору. Форма сдачи экзамена: ответы на экзаменационные билеты или работа с тестами.  Форма контроля знаний и оценка качества подготовки выпускников основной школы  разработана в учебно-методическом совете по безопасности жизнедеятельности высшего педагогического образования при Министерстве образования России и в лаборатории ОБЖ Московского института повышения квалификации работников образования. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКА.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:

        -  потенциальные опасности  природного, техногенного и социального характера, наиболее часто  возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

         -основные  виды  активного  отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном  отдыхе в природных условиях;

        -наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и квалификацию;

-основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

-законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

-правила поведения при угрозе террористического акта;

-государственную политику противодействия наркобизнесу и основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся ситуаций по их  характерным признакам;

-принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность и безопасность окружающих при возникновении  различного рода чрезвычайных ситуаций;

-действовать при угрозе возникновения террористических актов, соблюдая правила личной и общественной безопасности;

-пользоваться средствами  коллективной и индивидуальной защиты;

-оказывать  самопомощь и первую доврачебную помощь при неотложных состояниях.

         Кроме того, учащиеся  должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности  и в повседневной жизни для:

-обеспечения личной безопасности в различных  опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального  характера;

-подготовки и  участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

-оказания самопомощи и первой  медицинской помощи пострадавшим;

-выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, правил поведения на транспорте, дорогах и улицах;

- развитие личностных, в том числе моральных и духовно-нравственных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз;

- усвоение ценностей многонационального государства, своего народа, воспитание патриотизма, чувства ответственности  и долга перед Родиной и готовности к ее защите;

- формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, развитие правового мышления и компетентности;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со старшими, младшими и сверстниками в процессе жизнедеятельности;

- формирование экологической культуры, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и личного здоровья;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, знание основных положений семейного кодекса;

 - формирование антиэкстремистского, антитеррористического и антинаркотического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:

- овладение умениями анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций и их влияние на жизнедеятельность человека и сохранение окружающей природной среды;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации с использованием различных источников и новых информационных и коммуникационных технологий;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения, формировать и ставить перед собой задачи, расширять систематизированные представления о жизнедеятельности человека;

- овладение навыками принятия решений и выбора путей их выполнения, основами контроля и самооценки своей деятельности;

-  совершенствование умения выражать свои мысли, чувства и потребности, способности слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;

- умение работать в коллективе, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить согласованное решение, разрешать возможные конфликтные ситуации;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности для себя, общества и государства, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентациии подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Предметные результаты:

- понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

-  формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуацийприродного, техногенного и социального характера;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотических веществ, курения и нанесения иного вреда здоровью;

- формирование антитеррористической и антиэкстремистской позиции;

- понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения  от опасных и чрезвычайных ситуацийприродного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- знание правовых основ военной службы, общих положений общевоинских уставов и особенностей воинского коллектива;

- понимание необходимости подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и формирование готовности к выполнению воинского долга;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для жизни человека;

- умение применять на практике полученные знания безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим и  первую самопомощь

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, на основе,  полученной из различных источников информации и умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы ОБЖ

и модели  инструментария для оценки достижения 8 класса

        

В процессе обучения учащихся

Дата проведения

Изучат         модули

Получат возможность изучить разделы и темы

Всего

План

Факт

1. Основы безопасности личности, общества и государства.30 час.

Раздел 1.  Основы комплексной безопасности(12)

1.1. Производственные аварии и катастрофы.

2

Сентябрь

1.2. Пожары и взрывы.

2

Октябрь

1.3. Аварии с выбросом АХОВ.

2

Ноябрь

1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

2

Декабрь

1.5. Гидродинамические аварии.

2

Январь

1.6. Безопасность на дорогах

2

Февраль

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС (2)

2.1. Эвакуация населения.

1

Март

2.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

1

Март

2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 5 час.

Раздел 4.Основы здорового образа жизни (1)

4.1. Болезнетворные организмы

1

Апрель

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2)

5.1.Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийнохимически опасными веществами (АХОВ).

1

Апрель

5.2. Отравление препаратами бытовой химии и первая медицинская помощь.

1

Май

Всего:

17


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы ОБЖ

и модели  инструментария для оценки достижения 9 класса.

В процессе обучения учащихся

Дата проведения

Изучат модули

Получат возможность изучить разделы и темы

Всего

План

Факт

1. Основы безопасности личности, общества и государства.9 час.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности   (4)

1.1. Безопасное поведение.

1

Сентябрь

1.2. Действие в опасных ситуациях криминогенного характера

1

Сентябрь

1.3. Экологическая безопасность России

1

Октябрь

1.4. Химические загрязнения и отравления Защита организма от ксенобиотиков.

1

Октябрь

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС  (5)

 2.1. МГП по защите населения в ЧС мирного и военного времени. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

1

Ноябрь

 2.2. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта.

1

Ноябрь

2.3. Движение по азимуту. Определение высоты и ширины объекта

1

Декабрь

2.4. Жизнеобеспечение человека.

1

Декабрь

2.5. Поисково-спасательные работы.

1

Январь

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации  (2)

3.1.Терроризм и безопасность человека.  Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта

1

Январь

3.2. Профилактика наркозависимости.

1

Февраль

2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

6 час.

Раздел 4.Основы здорового образа жизни. (4)

4.1. Шум и здоровье.

1

Февраль

4.2. Безопасное питание.

1

Март

4.3. Биоритмы – организаторы нашей жизни.

1

Март

4.4. Защита от стрессов.  Болезни «Истощения». Преодоление информационных перегрузок. Безопасное пользование компьютером.

1

Апрель

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (2)

5.1. Организация первой доврачебной помощи. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок.

1

Апрель

5.2. Использование природных лекарственных трав.

1

Май

Всего:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...

Рабочая программа по биологии для индивидуального дистанционного обучения детей-инвалидов, 2019 г.

При проведении уроков биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья применяются информационные и дистанционные технологии.По ходу занятий  для организации образовательного процесса и ...