Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Сопина Вера Владимировна

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”
   Целью рабочей программы является:
углубление и расширение знаний, полученных учащимися начальной школы в рамках образовательного компонента "Окружающий мир» и формирование основ для изучения курсов, входящих в образовательную область естествознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов,

Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ

«Белгородский инженерный юношеский лицей».

                                                             Разработана: Сопиной В.В., учителем биологии

I. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений “Естествознание. Биология” 5-11классыпод редакциейА.И. Никишова, А.В. Теремов, Р.А. Петросова.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007.
        Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”
   Целью рабочей программы является:
углубление и расширение знаний, полученных учащимися начальной школы в рамках образовательного компонента "Окружающий мир» и формирование основ для изучения курсов, входящих в образовательную область естествознания.
Задачи рабочей программы:
1. Образовательные: 
усвоить основы естественнонаучных знаний;
выработать практические умения и навыки по изучению объектов природы, в частности, навыки самостоятельной работы с микроскопом и с различными источниками информации;
реализовать усвоенных знаний, умений и навыков учащегося в его повседневной жизни и исследованиях.
2.
Воспитательные:
сформировать научное мировоззрение учащихся;
развить их мышления; нравственно-этическое, гражданское, патриотическое и экологическое воспитание.
3.
Развивающие:
развить у учащихся интерес к изучению природы, её многообразию и законам;
целостное развитие личности учащегося.
        Изменения в рабочей программе связаны с перераспределением учебных часов и индивидуальными возможностями детей-инвалидов, обучающихся в Центре дистанционного образования. В этой связи сокращено количество учебного материала, носящего ознакомительный характер, и материала, содержащего большое количество сложной для восприятия и запоминания информации.
 Так по базисному плану в 2012-2013 учебном году предусматривается 35 рабочих учебных недель, поэтому количество часов на учебный год, учитывая два часа в неделю, составляет 70 часов. Общее количество часов в рабочей программе по природоведению для учащихся 5 класса (базовый уровень)центра дистанционного образования детей-инвалидов — 35 часов (1час в неделю).

Название темы по авторской программе

Количество
часов

Название темы в рабочей
программе

Количество
часов

Введение

2

Введение

1

Раздел 1. Тела и вещества.

14

Раздел 1. Тела и вещества.

7

Раздел 2. Вода.

14

Раздел 2. Вода.

4

Раздел 3 Воздух.

12

Раздел 3 Воздух.

4

Раздел 4. Почва.

11

Раздел 4. Почва.

4

Раздел 5. Живые организмы.

15

Раздел 5. Живые организмы.

15

Резервное время

2

15

Итого:

70

Итого:

35

Лабораторные работы остаются в полном объёме, то есть
Лабораторная работа 1 по теме "Определение объема и массы твердых тел и жидкостей"
Лабораторная работа 2 по теме"Изучение устройства лупы и микроскопа. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под лупой и микроскопом

        Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании учебника "Естествознание 5 класс". Никишов А. И., Гуманитарный издательский центр "Владос", Москва, 2009"., согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”.
        Основная форма учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.
        Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, эссе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и понимать: 
признаки сходства и различия неживых и живых тел природы;
явления неживой и живой природы;
свойства воды и её значение в жизни живых организмов;
состав воздуха его основные свойства и значение для живых организмов;
состав и свойства почвы;
названия царств живой природы и их представителей;
место и роль человека в природе;
основные меры охраны природы.
Уметь: 
различать живые и неживые тела природы;
объяснять явления, происходящие в живой и неживой природе;
характеризовать представителей разных царств живой природы.
Применять знания и умения: 
проводить наблюдения за погодными явлениями в природе;
измерять температуру воды, воздуха и почвы;
работать с микроскопом; работать с учебником и другими источниками информации



III. Учебно-тематический план


уроков
п/п

Содержание

Кол-во
часов

Ведущие термины

понятия

Лабораторные и практические работы

1

ВВЕДЕНИЕ

1

Науки; живые организмы; признаки жизни; наблюдение и Опыт"опыт- методы изучения природы.

Глава 1. Тела и вещества. (7ч)

2

Космические тела.

1

Звезда,планета, астероид,комета метеор,планеты-гиганты, планеты земной группы,

3

Земля и Луна.

1

Ось Земли, сутки

Устный опрос

4

Тела,вещества.Агрегатное состояние веществ.

1

Тела и вещества Жидкость, лед, газообразное.

5

Вещества и их классификация

1

Простые, сложные вещества

6

Температура и её влияние на тела.

1

Температура тела, источник тепла на Земле,

7

Объём, плотность и масса тел. Сила тяжести

1

Сила тяжести, притяжение

Лабораторная работа 1 по теме "Определение объема и массы твердых тел и жидкостей"

8

Природные явления.

1

Природные явления, виды природных явлений

Раздел 2. Вода.  4 часа

9

Вода в природе. Гидросфера.

1

Вода

10

Характеристика воды. Чистая вода и растворы. Питьевая вода.

1

Растворы

11

Расширение,испарение, конденсация воды. Сила Архимеда.

1

Особые свойства воды

Домашний опыт.

12

Круговорот воды в природе. Значение и охрана воды.

1

Испарение, конденсация

Устный опрос

Домашний опыт.

Раздел 2. Воздух. 4 часа

13

Состав воздуха и его значение.

1

Воздух, атмосфера

Собеседование

14

Масса, плотность и температура воздуха.

1

Свойства воздуха

15

Давление, движение и влажность воздуха.

Домашний опыт

16

Наземно-воздушная среда обитания. Охрана воздуха.

1

Среда обитания

Раздел 4. Почва. 4 часа

17

Почва. Первоначальные понятия.

1

Почва, гумус

18

Состав и образования почв. Структурные и бесструктурные почвы.

1

Чернозем, гумус, плодородие почвы

19

Удобрения и обработка почвы.

1

20

Почвенная среда обитания. Охрана почв.

1

Среда обитания, закон об охраны почв

Раздел 5. Живые организмы. 15 часов

21

Живые организмы, их классификация. Одноклеточные и многоклеточные.

1

Прокариоты, эукариоты

22

Увеличительные приборы. Приготовление препарата

1

Микроскоп, приборы, препоравальная игла

Лабораторная работа 2 "Изучение устройства лупы и микроскопа. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под лупой и микроскопом".

23

Строение клеток, их рост и деление.

1

Ядро, цитоплазма, органоиды клетки, мембрана

24

Царство растений, его многообразие.

1

Систематика

25

Царство животных, его многообразие.

1

Классификация

26

Классификация

1

27

Царство бактерий.

1

Простейшие

28

Биоценоз. Экосистема

1

Биоценоз, экосистема

29

Человек - часть живой природы.

1

30

Влияние человека на биосферу.

1

Факторы среды (антропогенный фактор)

31

Влияние человека на биосферу.

1

32

Увеличение численности людей.

1

33

Увеличение численности людей, проблемы с этим связанные.

1

34

Человек – часть живой природы, его влияние на природу.

1

35

Человек – часть живой природы, его влияние на природу.

1


IV. Содержание программы учебного предмета
35 часов, 1 час в неделю.

Введение. 1 час.
Основные понятия: науки, входящие в состав естествознания; живые организмы; признаки жизни; наблюдение и методы изучения природы.
Раздел 1. Тела и вещества. 7 часов.Космические тела. Земля и Луна. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ. Классификация веществ. Температура, объём, плотность, масса, сила тяжести. Природные явления.
Основные понятия: звезда,планета, астероид, комета,метеор, планеты-гиганты, планеты земной группы, ось Земли, агрегатное состояние, тела и вещества, диффузия, температура
тела, источник тепла на Земле, сила тяжести, притяжение, простые и сложные вещества, природные явления, виды природных явлений.
Раздел 2. Вода. 4 часа.Вода в природе. Гидросфера. Физическая и химическая характеристика воды. Испарение воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни живых организмов
Основные понятия: вода, агрегатное состояние воды, водоемы, растворы, особые свойства воды, испарение, конденсация.
Раздел 3. Воздух. 4 часа.Воздух, его состав, масса, плотность, температура, давление, движение, влажность; наземно-воздушная среда обитания живых организмов.
Основные понятия: воздух,атмосфера, значение воздушной оболочки Земли, состав воздуха, свойства кислорода и углекислого газа, значение кислорода для живых организмов, ветер.
Раздел 4. Почва. 4 часа.Почва, состав почвы, образование почвы, структура почвы, почвенная среда обитания, охрана почв.
Основные понятия: почва, обитатели почвы, толщина почвенного покрова земли, почвообразование, обработка почвы, удобрение почвы.
Раздел 5. Живые организмы. 15 часов. Многообразие живых организмов, одноклеточные и многоклеточные живые организмы, среды обитания живых организмов, царства живых организмов, клетка, её строение, деление и рост клеток, экосистемы, биосфера, человек – часть живой природы, его влияние на природу.
Основные понятия: типы питания организмов, царства живых организмов, одноклеточные и многоклеточные живые организмы, клетка: цитоплазма, ядро, оболочка, вакуоль, хромосомы, растения, животные, грибы, бактерии.

V. Формы и средства контроля.

        Способ оценивания: традиционная отметочная система в соответствии с нормами оценок на федеральном уровне.
        По способу получения информации в ходе контроля: устный опрос, письменный контроль усвоения темы урока  метод в форме тестовой работы на 10-15 минут в конце или начале урока, практический контроль выполнения лабораторных работ.

        Практические и лабораторные работы расположены в образовательной оболочке по природоведению.

VI. Переченьучебно-методических средств обучения

Для обучающихся
1.Никишов А.И. Естествознание 5 класс - Гуманитарный издательский центр Владос, М., 2009.
2. 3. Алтынов П. И. и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997..
Для учителя

Никишов А.И. Естествознание 5 класс - Гуманитарный издательский центр Владос, М., 2009.
Биологический энциклопедический словарь, п/ред. Гилярова М.С. - М.- Сов. энциклопедия, 1989..
Колосков А.В. «Влияние проблем окружающей среды на HYPERLINK
жизнь животных. Информационная база материалов». М.: МГДД(Ю)Т, 2005.
Литература для учащихся:
Алтынов П. И. и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997..
Биологический энциклопедический словарь, п/ред. Гилярова М.С. - М.: Сов. энциклопедия, 1989..

Средства обучения:

Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего(полного) общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”
интернет ресурсы
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
HYPERLINK "http://luts.ucoz.ru/"
http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)
Микроскоп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов

Дистанционное образование как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы....

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...