Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”
Целью рабочей программы является:
углубление и расширение знаний, полученных учащимися начальной школы в рамках образовательного компонента "Окружающий мир» и формирование основ для изучения курсов, входящих в образовательную область естествознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов,
Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ
«Белгородский инженерный юношеский лицей».
Разработана: Сопиной В.В., учителем биологии
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) разработана на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений “Естествознание. Биология” 5-11классыпод редакциейА.И. Никишова, А.В. Теремов, Р.А. Петросова.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”
Целью рабочей программы является:
углубление и расширение знаний, полученных учащимися начальной школы в рамках образовательного компонента "Окружающий мир» и формирование основ для изучения курсов, входящих в образовательную область естествознания.
Задачи рабочей программы:
1. Образовательные:
усвоить основы естественнонаучных знаний;
выработать практические умения и навыки по изучению объектов природы, в частности, навыки самостоятельной работы с микроскопом и с различными источниками информации;
реализовать усвоенных знаний, умений и навыков учащегося в его повседневной жизни и исследованиях.
2. Воспитательные:
сформировать научное мировоззрение учащихся;
развить их мышления; нравственно-этическое, гражданское, патриотическое и экологическое воспитание.
3. Развивающие:
развить у учащихся интерес к изучению природы, её многообразию и законам;
целостное развитие личности учащегося.
Изменения в рабочей программе связаны с перераспределением учебных часов и индивидуальными возможностями детей-инвалидов, обучающихся в Центре дистанционного образования. В этой связи сокращено количество учебного материала, носящего ознакомительный характер, и материала, содержащего большое количество сложной для восприятия и запоминания информации. Так по базисному плану в 2012-2013 учебном году предусматривается 35 рабочих учебных недель, поэтому количество часов на учебный год, учитывая два часа в неделю, составляет 70 часов. Общее количество часов в рабочей программе по природоведению для учащихся 5 класса (базовый уровень)центра дистанционного образования детей-инвалидов — 35 часов (1час в неделю).
Название темы по авторской программе | Количество | Название темы в рабочей | Количество |
Введение | 2 | Введение | 1 |
Раздел 1. Тела и вещества. | 14 | Раздел 1. Тела и вещества. | 7 |
Раздел 2. Вода. | 14 | Раздел 2. Вода. | 4 |
Раздел 3 Воздух. | 12 | Раздел 3 Воздух. | 4 |
Раздел 4. Почва. | 11 | Раздел 4. Почва. | 4 |
Раздел 5. Живые организмы. | 15 | Раздел 5. Живые организмы. | 15 |
Резервное время | 2 | 15 |
Итого: | 70 | Итого: | 35 |
Лабораторные работы остаются в полном объёме, то есть |
Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании учебника "Естествознание 5 класс". Никишов А. И., Гуманитарный издательский центр "Владос", Москва, 2009"., согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”.
Основная форма учебного процесса – on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.
Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, эссе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать и понимать:
признаки сходства и различия неживых и живых тел природы;
явления неживой и живой природы;
свойства воды и её значение в жизни живых организмов;
состав воздуха его основные свойства и значение для живых организмов;
состав и свойства почвы;
названия царств живой природы и их представителей;
место и роль человека в природе;
основные меры охраны природы.
Уметь:
различать живые и неживые тела природы;
объяснять явления, происходящие в живой и неживой природе;
характеризовать представителей разных царств живой природы.
Применять знания и умения:
проводить наблюдения за погодными явлениями в природе;
измерять температуру воды, воздуха и почвы;
работать с микроскопом; работать с учебником и другими источниками информации
III. Учебно-тематический план
№ | Содержание | Кол-во | Ведущие термины понятия | Лабораторные и практические работы |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 | Науки; живые организмы; признаки жизни; наблюдение и Опыт"опыт- методы изучения природы. |
Глава 1. Тела и вещества. (7ч) |
2 | Космические тела. | 1 | Звезда,планета, астероид,комета метеор,планеты-гиганты, планеты земной группы, |
3 | Земля и Луна. | 1 | Ось Земли, сутки | Устный опрос |
4 | Тела,вещества.Агрегатное состояние веществ. | 1 | Тела и вещества Жидкость, лед, газообразное. |
5 | Вещества и их классификация | 1 | Простые, сложные вещества |
6 | Температура и её влияние на тела. | 1 | Температура тела, источник тепла на Земле, |
7 | Объём, плотность и масса тел. Сила тяжести | 1 | Сила тяжести, притяжение | Лабораторная работа 1 по теме "Определение объема и массы твердых тел и жидкостей" |
8 | Природные явления. | 1 | Природные явления, виды природных явлений |
Раздел 2. Вода. 4 часа |
9 | Вода в природе. Гидросфера. | 1 | Вода |
10 | Характеристика воды. Чистая вода и растворы. Питьевая вода. | 1 | Растворы |
11 | Расширение,испарение, конденсация воды. Сила Архимеда. | 1 | Особые свойства воды | Домашний опыт. |
12 | Круговорот воды в природе. Значение и охрана воды. | 1 | Испарение, конденсация | Устный опрос | Домашний опыт. |
Раздел 2. Воздух. 4 часа |
13 | Состав воздуха и его значение. | 1 | Воздух, атмосфера | Собеседование |
14 | Масса, плотность и температура воздуха. | 1 | Свойства воздуха |
15 | Давление, движение и влажность воздуха. | Домашний опыт |
16 | Наземно-воздушная среда обитания. Охрана воздуха. | 1 | Среда обитания |
Раздел 4. Почва. 4 часа |
17 | Почва. Первоначальные понятия. | 1 | Почва, гумус |
18 | Состав и образования почв. Структурные и бесструктурные почвы. | 1 | Чернозем, гумус, плодородие почвы |
19 | Удобрения и обработка почвы. | 1 |
20 | Почвенная среда обитания. Охрана почв. | 1 | Среда обитания, закон об охраны почв |
Раздел 5. Живые организмы. 15 часов |
21 | Живые организмы, их классификация. Одноклеточные и многоклеточные. | 1 | Прокариоты, эукариоты |
22 | Увеличительные приборы. Приготовление препарата | 1 | Микроскоп, приборы, препоравальная игла | Лабораторная работа 2 "Изучение устройства лупы и микроскопа. Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под лупой и микроскопом". |
23 | Строение клеток, их рост и деление. | 1 | Ядро, цитоплазма, органоиды клетки, мембрана |
24 | Царство растений, его многообразие. | 1 | Систематика |
25 | Царство животных, его многообразие. | 1 | Классификация |
26 | Классификация | 1 |
27 | Царство бактерий. | 1 | Простейшие |
28 | Биоценоз. Экосистема | 1 | Биоценоз, экосистема |
29 | Человек - часть живой природы. | 1 |
30 | Влияние человека на биосферу. | 1 | Факторы среды (антропогенный фактор) |
31 | Влияние человека на биосферу. | 1 |
32 | Увеличение численности людей. | 1 |
33 | Увеличение численности людей, проблемы с этим связанные. | 1 |
34 | Человек – часть живой природы, его влияние на природу. | 1 |
35 | Человек – часть живой природы, его влияние на природу. | 1 |
IV. Содержание программы учебного предмета
35 часов, 1 час в неделю.
Введение. 1 час.
Основные понятия: науки, входящие в состав естествознания; живые организмы; признаки жизни; наблюдение и методы изучения природы.
Раздел 1. Тела и вещества. 7 часов.Космические тела. Земля и Луна. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ. Классификация веществ. Температура, объём, плотность, масса, сила тяжести. Природные явления.
Основные понятия: звезда,планета, астероид, комета,метеор, планеты-гиганты, планеты земной группы, ось Земли, агрегатное состояние, тела и вещества, диффузия, температура
тела, источник тепла на Земле, сила тяжести, притяжение, простые и сложные вещества, природные явления, виды природных явлений.
Раздел 2. Вода. 4 часа.Вода в природе. Гидросфера. Физическая и химическая характеристика воды. Испарение воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни живых организмов
Основные понятия: вода, агрегатное состояние воды, водоемы, растворы, особые свойства воды, испарение, конденсация.
Раздел 3. Воздух. 4 часа.Воздух, его состав, масса, плотность, температура, давление, движение, влажность; наземно-воздушная среда обитания живых организмов.
Основные понятия: воздух,атмосфера, значение воздушной оболочки Земли, состав воздуха, свойства кислорода и углекислого газа, значение кислорода для живых организмов, ветер.
Раздел 4. Почва. 4 часа.Почва, состав почвы, образование почвы, структура почвы, почвенная среда обитания, охрана почв.
Основные понятия: почва, обитатели почвы, толщина почвенного покрова земли, почвообразование, обработка почвы, удобрение почвы.
Раздел 5. Живые организмы. 15 часов. Многообразие живых организмов, одноклеточные и многоклеточные живые организмы, среды обитания живых организмов, царства живых организмов, клетка, её строение, деление и рост клеток, экосистемы, биосфера, человек – часть живой природы, его влияние на природу.
Основные понятия: типы питания организмов, царства живых организмов, одноклеточные и многоклеточные живые организмы, клетка: цитоплазма, ядро, оболочка, вакуоль, хромосомы, растения, животные, грибы, бактерии.
V. Формы и средства контроля.
Способ оценивания: традиционная отметочная система в соответствии с нормами оценок на федеральном уровне.
По способу получения информации в ходе контроля: устный опрос, письменный контроль усвоения темы урока метод в форме тестовой работы на 10-15 минут в конце или начале урока, практический контроль выполнения лабораторных работ.
Практические и лабораторные работы расположены в образовательной оболочке по природоведению.
VI. Переченьучебно-методических средств обучения
Для обучающихся
1.Никишов А.И. Естествознание 5 класс - Гуманитарный издательский центр Владос, М., 2009.
2. 3. Алтынов П. И. и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997..
Для учителя
Никишов А.И. Естествознание 5 класс - Гуманитарный издательский центр Владос, М., 2009.
Биологический энциклопедический словарь, п/ред. Гилярова М.С. - М.- Сов. энциклопедия, 1989..
Колосков А.В. «Влияние проблем окружающей среды на HYPERLINK жизнь животных. Информационная база материалов». М.: МГДД(Ю)Т, 2005.
Литература для учащихся:
Алтынов П. И. и др. Краткий справочник школьника. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 1997..
Биологический энциклопедический словарь, п/ред. Гилярова М.С. - М.: Сов. энциклопедия, 1989..
Средства обучения:
Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего(полного) общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”
интернет ресурсы
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)
HYPERLINK "http://luts.ucoz.ru/"http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)
Микроскоп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Ознакомление родителей с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...
Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов
Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...
Возможности дистанционного образования детей-инвалидов
Дистанционное образование как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы....
Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...
Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы
В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...
Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»
Статья посвящена идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...