«Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве». Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере образовательного портала «Сферум».
материал

Савельева Юлия Сергеевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве».

Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере образовательного портала «Сферум».

Марус Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,

а  скорее просто особые образовательные потребности.

Аннотация: содержание данной статьи посвящено дистанционному обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Главная задача – определить доступность этого вида обучения для данных категорий обучающихся, обозначить плюсы и минусы.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников, их социальной  адаптации. 

Дистанционное обучение — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации педагогов, родителей и обучающихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие обучающихся и педагога, способствует развитию познавательной активности младших школьников. Дистанционные технологии для детей – инвалидов и детей с ОВЗ становятся иногда единственно возможными средствами обучения, что накладывает на педагога особую ответственность в освоении новых методик и приёмов дистанционного обучения.

Образовательная платформа «Сферум» с нового учебного года проходит стадию апробации. Что же представляет собой эта платформа?

Сервис для видеоконференций «Сферум» – аналог американской платформы Zoom разработанная российскими компаниями: Mail.ru Group и «Ростелеком».

«Сферум» позволяет обучаться, общаясь онлайн учителям, школьникам и их родителям. 

С помощью «Сферума» можно проводить онлайн-обучение или гибридное обучение детей в классе. Это может быть актуально для детей с надомным или индивидуальным обучением, в случае болезни ребёнка, при необходимости дать консультацию, провести дистанционный классный час или родительское собрание.

Классный руководитель может дать родителям возможность провести индивидуальный видеозвонок с конкретным учителем или директором школы.

«Сферум» – это еще и мессенджер для школ; пользователи системы могут общаться между собой текстом – в форматах «один на один» или «все со всеми».

Учитывая вышеизложенное  сделан вывод о том, что российский сервис видеоконференций «Сферум» – это достойная замена американской облачной платформе Zoom.

Нами было отмечено, что сервис видеоконференций «Сферум» разработан с приоритетом для общеобразовательных школ. Важным преимуществом является то, что «Сферум» – полностью отечественная разработка, причем полностью бесплатная для государства. Доступ пользователей к платформе, также бесплатный.

Теперь вкратце хотелось бы охарактеризовать  основные преимущества  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов, а также поделиться опытом работы с использованием образовательного портала «Сферум»

Преимущества дистанционного обучения:

  1. Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.
  2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.
  3. Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.
  4. Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.
  5. Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.
  6. Новая роль преподавателя - тьютора-консультанта.
  7. Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.

Плюсы дистанционного обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ (на примере обучающихся с ЗПР) с использованием образовательного портала «Сферум»

+ звонки с функцией демонстрации экрана;

+ нет ограничения по времени;

+возможность проводить онлайн занятия или организовывать гибкие уроки;

+чаты и группы для общения (некая школьная социальная сеть);

+максимально защищённое соединение.

Минусы дистанционного обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ (на примере обучающихся с ЗПР) с использованием образовательного портала «Сферум»

-демонстрация экрана не заменит живого общения с педагогом;

-невозможно в полной мере контролировать ход выполнения тех или иных заданий;

-не подходит для разноуровневых обучающихся;

-не всегда чёткая картинка и качество звука;

-проблемы с подключением.

Перед началом дистанционного обучения с использованием образовательной платформы «Сферум» предшествовала организационная работа с родителями.

Она заключалась в следующем.

Сначала была проведена установочная беседа родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.  В ходе беседы выяснилось, что все  обучающиеся класса имеют на дому достаточные средства для дистанционного обучения и устойчивый доступ к мобильной или стационарной телефонной связи. Для общения, обмена информацией, и проверки домашнего задания была создана временная группа в WhatsApp.

В процессе дистанционного обучения из различных вариантов передачи информации мы выбрали рассылку методических, аудио-, видеоматериалов в группу или по эл. почте. по тем предметам, которые проходили в офлайн режиме.

В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия посчитали более приемлемым следующий тип обучения: синхронное, так как обучение данной категории обучающихся требует постоянного присутствия педагога.

В соответствии с расписанием доводила до сведения родителей (WhatsApp) задания для обучающихся. Давались  родителям рекомендации по закреплению программного материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка, по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала и рекомендации родителям по организации досуговой деятельности ребенка в семье.

Таким образом, проведенная подготовительная работа способствовала эффективной организации дистанционного обучения.

Проанализировав опыт введения дистанционной формы обучения на данном портале, родители и я смогли отметить несколько плюсов.

  • Работа на данном портале повысила уровень мотивационного компонента данной категории обучающихся;
  • благодаря такой работе развивался в некотором роде рефлексивный компонент, так как некоторые обучающиеся могли, исходя из результатов на экране, наглядно увидеть свои ошибки;

Но так же есть и минусы:

  • Работа на этом портале «Сферум» подошла не всем обучающимся (это касается тех обучающихся, которые по уровню усвоения учебного материала значительно ниже, чем все остальные). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстояла колоссальная работа с родителями. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
  • Отсутствие очного общения между обучающимися и педагогом. То есть, все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус, и данный портал этого тоже не заменил.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения на данном портале необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающихся и их родителей. Не все с этим смогли справиться.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что при дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика, специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействие на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению нового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Важная роль при дистанционном обучении отводится родителям, им необходимо контролировать соблюдение ребенком санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Из опыта работы

О важности и необходимости создания здоровьесберегающего простраства в школе. Из опыта работы...

Научно-методическая статья "Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов"

В данной статье раскрываются особенности дистанционного обучения уроков музыки с детьми-инвалидами....

"Реконструкция русских фольклорных традиций как расширение современного образовательного пространства " из опыта проектной деятельности.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ На IX Всероссийской научно-практической конференции «Новая жизнь искусства в школе». Совместно с учителем русского языка и литературы Федоровой В.А....