СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС
учебно-методический материал по обж (5, 7, 10, 11 класс) на тему
Данный материал поможет учителям ОБЖ в оценке достижений обучающихся на уроках ОБЖ в свете ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_dostizheniy_obuchayushchihsya_po_obzh_v_svete_fgos.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС
Разработал учитель ОБЖ МОУ «Горячинская СОШ» Савельев В.И.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
К основным видам универсальных учебных действий (далее - УУД) относятся:
Личностные - (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
Регулятивные- (целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка, прогнозирование);
Познавательные- (общеучебные, логические, знаково-символические);
Коммуникативные – (общение и взаимодействие, работа в группе).
Основой разработки УУД является культурно-исторический системно-деятельностный подход, раскрывающий основные психологические условия и механизмы усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности. Ведущим положением системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические способности человека являются результатом преобразования высшей предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений, ведущих к новообразованиям. Поэтому развитие учащегося определяется характером организации их разнообразной деятельности, в первую очередь учебной.
Ситемно-деятельностный подход меняет парадигму образования, которая определяется новыми качественными характеристиками:
Цель школьного образования- умение учиться;
Учение - как процесс образования и порождение смыслов;
Учебная деятельность ученика – как стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования;
Учебное сотрудничество – главная форма в достижении целей обучения.
Необходимо, чтобы знания не передавались в готовом виде, а добывались самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Поэтому надо переходить от обучения как передачи системы знаний к активной работе обучающихся в процессе познавательной деятельности, а также переходить к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
· развитие на основе формирования УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по ОБЖ.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЖ представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных те технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,
-технологий, основанных на создании проблемных ситуаций,
технологий, основанных на реализации проектной деятельности,информационных и коммуникационных технологий обучения.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовкивыпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые результаты.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости и личной ответственности, любовь к своему Отечеству, вера в Россию, уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности
к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точекзрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения /нарушения моральной нормы.
Оценка метапредметных результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
1) включённость ученика в образовательный процесс, его инициативность, активность;
2) ведение протокола участия ученика в олимпиадах всех уровней, конференциях, иной научной деятельности;
3) проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
4) проверочные задания, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по ОБЖ- это регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия и познавательные универсальные учебные действия, а также планируемые результаты междисциплинарных учебных программ.
Оценка предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.
Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения: ключевые понятия, факты, явления) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а такжеслужащие пропедевтикой для последующего изучения курса основ безопасности жизнедеятельности.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. На уроках ОБЖ к таким действиям относится: моделирование ситуаций; сравнение, группировка и классификация объектов; прогноз; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Система оценки достижений планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля знаний по ОБЖ включает:
1. Стартовую диагностику (заключается в проверке уровня общей готовности в начале учебного года): проводится в виде теста, защиты летних проектов по предыдущему материалу.
2. Текущий контроль: заключается в проверке домашнего задания в форме фронтального опроса, работы с карточками, взаимопроверки, проверки письменных домашних заданий.
3. Тематический контроль: (контроль в конце изучения темы, главы) проводится в виде теста, самостоятельной или контрольной работы.
Система оценки достижений планируемых результатов в рамках промежуточной аттестации, итоговой оценки, оценки проектной деятельности по ОБЖ включает:
1. Промежуточный контроль (контроль в конце четверти): проводится в виде облегчённых тестов, самостоятельных работ, в виде игр (урок-игра «Счастливый случай»), брейн-рингов, викторин.
2. Итоговый контроль (контроль по окончании учебного года): проводится в виде теста, итоговой контрольной работы.
3. Защита проектной индивидуальной работы по согласованной с учителем теме.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, подборки информационных материалов, изучение и составление отчётов по данным статистических материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы - плакаты, поделки и т.п.);
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
Критерии оценки деятельности учащихся предполагают наличие оценок за устный ответ и письменные работы. Дополнительные оценки по предмету основы безопасности жизнедеятельности выставляются учащимся за индивидуальные творческие работы на внеклассных и внешкольных мероприятиях, например, конкурсы и викторины, олимпиады по предмету, экскурсии, кружковая работа, а также «Дни здоровья», «декады ОБЖ», «Дни защиты детей» и т.д.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, конкретизировал примерами, подводил новые объекты и явления под общие понятия, объяснил их особенности;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, особенностей, закономерностей, не даны выводы, ошибки не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью, сделаны выводы, аккуратно;
в логических рассуждениях и обосновании ответа нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
при выполнении тестов в формате ГИА, допускается наличие 3-5 ошибок.
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования выводов недостаточны, неаккуратно;
допущена одна ошибка или два-три недочета в выводах;
при выполнении тестов в формате ГИА, допускается наличие 6-8 ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, нет выводов;
при выполнении тестов в формате ГИА, допускается наличие 9-11 ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет изученным материалом, выполнено неверно;
при выполнении тестов в формате ГИА, допускается наличие 12-17.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель (портфолио) достижений как инструменты динамики образовательных достижений.
Показатель динамики образовательных достижений- один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений- важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений должен вестись каждым учителем-предметником и фиксироваться с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников обучающихся на бумажных или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель (портфолио) достижений ученика. Он представляет собой специально организованную подборку работ. Которые демонстрируют усилия. Прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких- либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений обучающихся (личностных, метапредметных, предметных)
Самостоятельная работа по курсу ФГОС II поколения (ин.язык)...
Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...
Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про
Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...
Система оценки достижений обучающихся (предметных, метапредметных, личностных). На примере разработки урока усвоения новых знаний «Общая характеристика грибов» (5 класс)
В материале дана характеристика этапов урока, предложены задания для оценивания и диагностики универсальных учебных действий (УУД) учащихся...
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР ...
Материалы института коррекционной педагогики. Система оценки достижений обучающихся (СИПР)
Система оценки достижений обучающихся в ходе освоения содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР)...
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г.Ноябрьск
Основным объектом системы оценки выступают требования ФГОС, которые конкретизированы в итоговых планируемых результатах освоения обучающимися ООП и детализируются в рабочих программах по предметам в в...