Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
статья
На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), разработанной на основе ФГОС ОО УО (ИН) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) образовательное учреждение (далее ОУ ) разрабатывает свою адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (далее АООП (вариант 2)).
Стандарт устанавливает требования (ФГОС 4.1.) к результатам освоения АООП к личностным и предметным результатам освоения обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа оценки | 83.15 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете учреждения Директор ___________ Л.Г. Землянская
Протокол №__ от «__»____20__г. Приказ №__ от «___»____20___г.
ПРОГРАММА
Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Вариант 2
1.Общее положение
На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), разработанной на основе ФГОС ОО УО (ИН) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) образовательное учреждение (далее ОУ ) разрабатывает свою адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (далее АООП (вариант 2)).
Стандарт устанавливает требования (ФГОС 4.1.) к результатам освоения АООП к личностным и предметным результатам освоения обучающимися.
С целью освоения АООП (вариант 2) разрабатывается специальная программа развития обучающегося (СИПР) и рабочая программа по учебным предметам на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся Вариант2.
Результаты освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения обучения.
Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит требования к системе оценки.
Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*обеспечивает комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных действий и личностных результатов освоения АООП (вариант 2);
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Отслеживание достижения обучающимися планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) осуществляется регулярно в соответствии с разработанной образовательным учреждением системой, которая действует как в классах, где введен Стандарт, так и в классах, где Стандарт пока не введен, т.к. данная система не противоречит действующему законодательству в области образования.
Освоение ребенком запланированных результатов оценивает экспертная группа, основной метод –наблюдение в ходе учебных занятий, коррекционных курсов и во внеурочной деятельности.
Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую –которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе) объединяющий специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка и члены семьи обучающегося. Задачей экспертной группы (созданная приказом ОУ) является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики.
В случае необходимости для промежуточной аттестации в конце учебного года выделяется период времени достаточный для выявления тех или иных результатов образования обучающихся. (две недели)
Предметом итоговой аттестации освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет
действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Оценка достижений обучающегося представляется как в описательной форме, так и в баллах, которые вносятся в свидетельство об обучении или прописывается «зачтено» ?????????????????????
При оценки результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ…..
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь:
- Разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
- Задания по подражанию…..
В случае затруднений в оценке сформированности действий и представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оцениваем его эмоциональное состояние и другие возможные личностные результаты.
При оценке результативности обучения обучающихся учитываются затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2. Программа оценки предметных результатов
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Возможные предметные результаты освоения АООП (вариант 2) заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов. Результаты заносятся экспертной группой за 1 полугодие и за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу на основе сравнительного анализа результатов.
Оценка выявленных результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (вариант 2) образовательного учреждения осуществляется с использованием метода наблюдения и с применением специальных диагностических проб.
Диагностическая проба включает оценку сформированности представлений и умений по критериям в соответствии с содержанием программного материала. Наблюдение за ребенком проводят не только на занятиях, но и в режимные моменты, в свободной деятельности.
Таблица 1
Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | ЗП |
- выполняет задание с частичной помощью | ЧП |
- выполняет задание по подражанию | П |
- выполняет задание по образцу | О |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | СШ |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | НГ |
- нейтральная реакция | НР |
- положительная реакция | ПР |
3. Программа оценки базовых учебных действий
В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2), включая следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
∙ направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
∙ умение выполнять инструкции педагога;
∙ использование по назначению учебных материалов;
∙ умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
∙ в течение определенного периода времени,
∙ от начала до конца,
∙ с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР, разработанные с учетом особых образовательных потребностей обучающихся на основе АООП (вариант 2) образовательного учреждения. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана и во внеурочной деятельности.
Оценивание БУД осуществляется с применением бальной системы оценивания:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка сформированности БУД производится 2 раза в год в начале и конце учебного года экспертной группой созданной приказом ОУ.
Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося заносятся в таблицу 1 и подсчитывается средний балл, по количеству баллов определяется уровень сформированности БУД (Таблица 3) Лист сформированности БУД) по каждому обучающемуся, и по классу в целом заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся (Таблица 4)
В соответствии с требованиями Стандарта конкретные базовые учебные действия, формируемые у обучающихся:
Таблица 1
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
Оценка сформированности БУД
№ п/п | Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности | |
начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | -Умение понимать мимику и пантомимику сверстников. | ||
-Умение концентрировать направленность взгляда на | ||||
-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых по | ||||
Максимум 15 баллов | ||||
2 | Формирование учебного | -Умение выполнять инструкции педагога. | ||
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | ||||
- Умение использовать по назначению учебный материал. | ||||
Максимум 15 баллов | ||||
3 | Формирование умения | - Умение выполнять задание в течение определенного | ||
- Умение выполнять задание от начала до конца. | ||||
- Умение выполнять задание с заданными качественными | ||||
Максимум 15 баллов | ||||
4 | Формирование умения | - Умение пошагово выполнять задание. | ||
- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога. | ||||
- Умение следовать словесной инструкции педагога. | ||||
- Умение самостоятельно выполнять задание. | ||||
Максимум 20 баллов | ||||
Итого баллов |
- Лист мониторинга оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
- Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
- В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
- В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.
Таблица 2
Уровень сформированности БУД
№ п/п | Уровень сформированности БУД | Умения | Кол-во баллов |
1 | Первый уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 65-50 |
2 | Второй уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 49-32 |
3 | Третий уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 |
4 | Четвертый уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной | 19-0 |
Таблица 3
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
Лист сформированности БУД
№ п/п | Группа БУД | Год обучения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | ||||||||||
2 | Формирование учебного поведения | ||||||||||
3 | Формирование умения выполнять задание | ||||||||||
4 | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, | ||||||||||
Общее количество баллов | |||||||||||
Уровень сформированности БУД |
I уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 65-50 |
II уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 49-32 |
III уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 |
IV уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей | 19-0 |
Таблица 4
Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________класса____________уч.год
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Группа БУД | |||
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | Формирование учебного поведения | Формирование умения выполнять задание | Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
I уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 65-50 | |||
II уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 49-32 | |||
III уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 | |||
IV уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей | 19-0 |
4. Программа оценки личностных результатов
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в структуре планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР ведущее место принадлежит исключительно личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования, введению обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умеренной, тяжёлой степенью умственной отсталости (Вариант2) отражают социальные компетенции:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
На основании сформулированных в ФГОС требований к личностным результатам освоения АООП, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции, программа предусматривает перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфике индивидуально – возрастных особенностей развития обучающегося, а именно: 1-4 классы, 5-9 классы.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка используется метод экспертной группы и родителей (законных представителей) и создается приказам ОУ. Задачей экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
4.1. Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.
Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год на конец учебного года.
Система оценки:
Результаты анализа представлены в форме условных единиц:
0-баллов – нет фиксируемой динамики;
1-балл – минимальная динамика;
2-балла –удовлетворительная динамика;
3-балла – значительная динамика.
Классному руководителю, воспитателю, Экспертной группе, родителям (законным представителям) предлагается оценить уровень развития жизненных компетенций каждого обучающегося в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце (до 25 мая) учебного года, а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая).
Классный руководитель передаёт родителям анкету содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений (Таблица 3) на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения.
Классный руководитель и воспитатель оценивают уровень развития жизненных компетенций каждого обучающегося класса (Таблица 3, 4).
Оценка экспертной группы заносится в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающимуся (Таблица 5,6)
4.2. Обработка и анализ полученных результатов.
При обработке результатов мониторинга оценки экспертной группы (Таблицы5,6) подсчитывается суммарный балл показателей и уровень развития жизненных компетенций по каждому критерию в % соотношении
по каждому обучающемуся каждый учебный год (Таблица7), результаты всего класса заносятся в журнал итоговых достижений (Таблица 8)
Бланк оценивания обучающихся хранится в карте развития обучающегося, Журнал итоговых достижений обучающихся класса за учебный год хранится в ПМПк.
По результатам оценивания в конце учебного года классный руководитель определяет цель и задачи на следующий учебный год.
Уровень развития жизненных компетенций определяется по сумме баллов в каждой содержательной линии. Рассчитаем средний показатель оценивания.
Максимальное количество баллов – 100%
Суммарный показатель обучающегося – х%
Максимальное количество баллов в каждом критерии оценивания, которое может набрать ученик - 27 баллов ( 3 результата * 9 оценок).
Например, ученик набрал 16 баллов по содержательной линии «Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я», из 27 возможных баллов:
27 – 100%
16 – х%
Х = 16* 100 = 59% - оптимальный уровень.
27
59% - заносим в карту динамики развития жизненных компетенций.
4.3.Критерии, параметры и индикаторы оценки личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Таблица №1.
Ожидаемые личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы) освоения АООП (Вариант 2)
1-4 классов.
№ п/п | Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
1. | Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | Персональная идентичность (соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале) | Узнает свое имя, свою фамилию. |
Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?» | |||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека на картинке, на фотографии. Определяет свою половую принадлежность. | |||
Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи, учебное место). | |||
2. | Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных потребностей. |
Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу. | |||
Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. | |||
3. | Формирование уважительного отношения к окружающим. | Сформированность коммуникативных навыков. | Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе. |
Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в других социально-культурных учреждениях. | |||
4. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | Сформированность навыков адаптации. | Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и появления новых образцов учебного поведения. |
Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и аффективных реакций. Проявляет терпение. | |||
Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе. | |||
5. | Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения. | Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия, расширение сферы мотивов учебной деятельности и проявление устойчивого интереса, потребности к отдельным познавательным заданиям. | Владеет навыком пребывания в социальной ситуации общественного транспорта, магазина, кафе и т.д. |
Наличие представлений о домашних обязанностях. | |||
Наличие представлений о школьных обязанностях. | |||
Выражен мотив и активность стремления к успешному выполнению отдельных операций или действий. | |||
Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий. | |||
6. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; проявления интереса и активности к занятиям физической культуры, к прогулкам и играм на свежем воздухе. | Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д.) |
Владеет использованием моющих средств. | |||
Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой, туалетной бумагой). | |||
Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на воздухе. |
Таблица №2.
Ожидаемые личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы) освоения АООП (Вариант 2)
5-9 классов.
№ п/п | Критерии | Параметры оценки | Индикаторы |
1. | Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | Персональная идентичность | Знает своё имя |
Знает свою фамилию | |||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека. | |||
2. | Социально-эмоциональное участия в процессе общения и совместной деятельности. | Владение средствами коммуникации | Умение работать в коллективе, группе. |
Принятие правил поведения в классе (группе). | |||
Принятие правил поведения в школьных помещениях (столовая, гардероб, спальня) | |||
Принятие правил поведения на школьных мероприятиях. | |||
3. | Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу |
Умение точно описать сложившуюся проблему в области жизнеобеспечения | |||
Способность определять допустимое и необходимое в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов | |||
Наличие навыков самообслуживания. | |||
4. | Формирование уважительного отношения к окружающим. | Сформированность уважительного отношения к взрослому, сверстнику. | Умение выслушать иное мнение |
Использование в речи слов этикета | |||
Проявление заботы к родителям, одноклассникам, педагогам | |||
5. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | Сформированность навыков адаптации. | Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе (группе) |
Умение контролировать своё поведение в любых проблемных ситуациях | |||
6. | Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения. | Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия. | Владение навыком приветствия, прощания. |
Владение навыком культуры обращения | |||
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Узнавание одноклассников | ||
Знание школьных кабинетов | |||
Ежедневное использование и аккуратное отношение к школьной форме. | |||
Правильное использование и аккуратное отношение к школьной атрибутике (дневник, учебник, тетрадь) | |||
7. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах | Сформированность представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах | Знание правил поведения в разных социальных ситуциях слюдьми разного возраста и статуса |
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы | |||
Умение вступать в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью, социальным статусом собеседника. | |||
Умение корректно привлечь к себе внимание | |||
Умение отказаться от нежелательного контакта | |||
Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие, намерение, посьбу и т.д.) | |||
8. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Сформированность представлений о наличии нравственных субстанций. | Дисциплина |
Отзывчивость | |||
Трудолюбие | |||
Выполнение правил школы-интерната | |||
9. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Сформированность духовно-нравственных качеств | Выполнение обещаний |
Активное участие в общешкольных мероприятиях | |||
Инициативноть при оказании помощи | |||
10. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми | Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях |
Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (обращение, приветствие) | |||
Участие в коллективной групповой работе сверстников, соблюдение в повседневной жизни норм коммуникации | |||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками | Умение в ситуации конфликта найти путь его ненасильственного преодоления | ||
Умение учитывать иное мнение в совместной работе | |||
11. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | Отказ от вредных привычек |
Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы-интерната | |||
Активное занятие творческим трудом или спортом | |||
Проявление бережного отношения к результатам своего или чужого труда |
Анкета для родителей (законных представителей), содержащая вопросы для оценки личностных результатов обучающегося.
Обучающегося__________________________________ класса _____________уч. год
№ п/п | Вопрос | Да | Нет |
1 | Может ли ребенок назвать свои ФИО, возраст и пол? | ||
2 | Знает ли ваш ребенок свой адрес? | ||
3 | Способен ли ваш ребенок описать свое физическое состояние? Например, когда ему жарко, холодно, больно и т.п. | ||
4 | Способен ли ваш ребенок оповестить о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.)? | ||
5 | Убирает ли ребенок за собой свои вещи, игрушки? | ||
6 | Пользуется ваш ребенок в повседневной жизни навыками личной гигиены? | ||
7 | Дома и во дворе следит за своим внешним видом? | ||
8 | Обращается ли за помощью к взрослым членам семьи? | ||
9 | Знает ли ребенок ФИО близких родственников? | ||
10 | Знает ли ребенок место работы близких родственников? | ||
11 | Нравится ли ему учиться в школе? | ||
12 | Делится ли ребенок своими впечатлениями? | ||
13 | Случается ли, что ребенок испытывает чувство стыда, вины? | ||
14 | Дома ребенок соблюдает режим дня? | ||
15 | Есть ли у ребенка вредные привычки? Укажите какие? | ||
16 | Соблюдает правила дорожного движения? | ||
17 | Соблюдает правила безопасного поведения дома (например, правила обращения с электроприборами и т.п.) ? | ||
18 | Соблюдает правила безопасного поведения на улице (например, правила общения с незнакомыми людьми) | ||
19 | Имеет ли ребенок свои домашние обязанности? Укажите какие? |
Таблица 3
Лист наблюдений
1-4 класс
Обучающегося__________________________________ класса _____________уч. год
Критерий | Показатели оценки | Оценка |
1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | ||
Узнает свое имя, свою фамилию. | ||
Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?» | ||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека на картинке, на фотографии. Определяет свою половую принадлежность. | ||
Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи, учебное место). | ||
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | ||
Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных потребностей. | ||
Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу. | ||
Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. | ||
3. Формирование уважительного отношения к окружающим. | ||
Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе. | ||
Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в других социально-культурных учреждениях. | ||
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | ||
Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и появления новых образцов учебного поведения. | ||
Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и аффективных реакций. Проявляет терпение. | ||
Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе. | ||
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | ||
Владеет навыком пребывания в социальной ситуации общественного транспорта, магазина, кафе и т.д. | ||
Наличие представлений о домашних обязанностях. | ||
Наличие представлений о школьных обязанностях. | ||
Выражен мотив и активность стремления к успешному выполнению отдельных операций или действий. | ||
Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий. | ||
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д.) | ||
Владеет использованием моющих средств. | ||
Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой, туалетной бумагой). | ||
Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на воздухе. |
Таблица 4
Лист наблюдений
5-9 класс
Обучающегося__________________________________ класса _____________уч. год
Критерий | Показатели оценки | Оценка |
1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | ||
Знает своё имя | ||
Знает свою фамилию | ||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека. | ||
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | ||
Умение работать в коллективе, группе. | ||
Принятие правил поведения в классе (группе). | ||
Принятие правил поведения в школьных помещениях (столовая, гардероб, спальня) | ||
Принятие правил поведения на школьных мероприятиях. | ||
3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | ||
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу | ||
Умение точно описать сложившуюся проблему в области жизнеобеспечения | ||
Способность определять допустимое и необходимое в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов | ||
Наличие навыков самообслуживания. | ||
4. Формирование уважительного отношения к окружающим. | ||
Умение выслушать иное мнение | ||
Использование в речи слов этикета | ||
Проявление заботы к родителям, одноклассникам, педагогам | ||
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | ||
Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе (группе) | ||
Умение контролировать своё поведение в любых проблемных ситуациях | ||
6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения. | ||
Узнавание одноклассников | ||
Знание школьных кабинетов | ||
Ежедневное использование и аккуратное отношение к школьной форме. | ||
Правильное использование и аккуратное отношение к школьной атрибутике (дневник, учебник, тетрадь) | ||
7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах | ||
Знание правил поведения в разных социальных ситуциях слюдьми разного возраста и статуса | ||
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы | ||
Умение вступать в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью, социальным статусом собеседника. | ||
Умение корректно привлечь к себе внимание | ||
Умение отказаться от нежелательного контакта | ||
Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие, намерение, просьбу и т.д.) | ||
8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
Дисциплина | ||
Отзывчивость | ||
Трудолюбие | ||
Выполнение правил школы-интерната | ||
9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
Выполнение обещаний | ||
Активное участие в общешкольных мероприятиях | ||
Инициативноть при оказании помощи | ||
10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||
Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях | ||
Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (обращение, приветствие) | ||
Участие в коллективной групповой работе сверстников, соблюдение в повседневной жизни норм коммуникации | ||
Умение в ситуации конфликта найти путь его ненасильственного преодоления | ||
Умение учитывать иное мнение в совместной работе | ||
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | ||
Отказ от вредных привычек | ||
Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы-интерната | ||
Активное занятие творческим трудом или спортом | ||
Проявление бережного отношения к результатам своего или чужого труда |
Таблица 5
Бланк оценивания экспертной группы
1-4 класс
Обучающегося__________________________________ класса _____________уч. год
Критерий | Показатели оценки | оценка родителя | оценка классно го руково дителя | оценка воспи тателя | сумма балов/ % |
1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | Узнает свое имя, свою фамилию. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?» | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека на картинке, на фотографии. Определяет свою половую принадлежность. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи, учебное место). | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 | |||||
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных потребностей. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 27 | |||||
3. Формирование уважительного отношения к окружающим. | Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в других социально-культурных учреждениях. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 18 | |||||
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и появления новых образцов учебного поведения. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и аффективных реакций. Проявляет терпение. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 27 | |||||
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | Владеет навыком пребывания в социальной ситуации общественного транспорта, магазина, кафе и т.д. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Наличие представлений о домашних обязанностях. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Наличие представлений о школьных обязанностях. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Выражен мотив и активность стремления к успешному выполнению отдельных операций или действий. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 45 | |||||
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д.) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Владеет использованием моющих средств. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой, туалетной бумагой). | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на воздухе. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 |
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается обучающийся.
Таблица 6
Бланк оценивания экспертной группы
5-9 класс
Обучающегося__________________________________ класса _____________уч. год
Критерий | Показатели оценки | оценка родителя | оценка классно го руково дителя | оценка воспи тателя | сумма балов |
1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | Знает своё имя | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Знает свою фамилию | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Идентифицирует по внешним признакам пол человека. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 27 | |||||
2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | Умение работать в коллективе, группе. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Принятие правил поведения в классе (группе). | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Принятие правил поведения в школьных помещениях (столовая, гардероб, спальня) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Принятие правил поведения на школьных мероприятиях. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 | |||||
3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Умение точно описать сложившуюся проблему в области жизнеобеспечения | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Способность определять допустимое и необходимое в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Наличие навыков самообслуживания. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 | |||||
4.Формирование уважительного отношения к окружающим. | Умение выслушать иное мнение | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Использование в речи слов этикета | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Проявление заботы к родителям, одноклассникам, педагогам | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 27 | |||||
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе (группе) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Умение контролировать своё поведение в любых проблемных ситуациях | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 18 | |||||
6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | Узнавание одноклассников | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Знание школьных кабинетов | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Ежедневное использование и аккуратное отношение к школьной форме. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Правильное использование и аккуратное отношение к школьной атрибутике (дневник, учебник, тетрадь) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 | |||||
7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах | Знание правил поведения в разных социальных ситуциях слюдьми разного возраста и статуса | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение вступать в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью, социальным статусом собеседника. | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение корректно привлечь к себе внимание | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение отказаться от нежелательного контакта | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие, намерение, посьбу и т.д.) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 54 | |||||
8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Дисциплина | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Отзывчивость | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Трудолюбие | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Выполнение правил школы-интерната | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 | |||||
9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Выполнение обещаний | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Активное участие в общешкольных мероприятиях | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Инициативноть при оказании помощи | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 27 | |||||
10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Умение сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (обращение, приветствие) | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Участие в коллективной групповой работе сверстников, соблюдение в повседневной жизни норм коммуникации | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение в ситуации конфликта найти путь его ненасильственного преодоления | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Умение учитывать иное мнение в совместной работе | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 45 | |||||
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Отказ от вредных привычек | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | |
Активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы-интерната | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Активное занятие творческим трудом или спортом | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
Проявление бережного отношения к результатам своего или чужого труда | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | 0 1 2 3 | ||
максимальный бал 36 |
I уровень сформированности жизненных компетентностей | Оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты) | 50-100 % |
II уровень сформированности жизненных компетентностей | Достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные результаты) | 30-50% |
III уровень сформированности жизненных компетентностей | Низкий уровень (не сформированы некоторые личностные) | 0-30% |
I уровень сформированности жизненных компетентностей | Оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты) | от 17 до 20 баллов |
II уровень сформированности жизненных компетентностей | Достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные результаты)
| от 10 до 16 баллов |
III уровень сформированности жизненных компетентностей | Низкий уровень ( сформированы некоторые личностные) | ниже 10 баллов |
Таблица 7
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
Оценка сформированности жизненных компетентностей
№ п/п | Критерии оценки личностных результатов | Год обучения | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. | Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | |||||||||||
2. | Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | |||||||||||
3. | Формирование уважительного отношения к окружающим | |||||||||||
4. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | |||||||||||
5. | Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения | |||||||||||
6. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||||||||||
7. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах | |||||||||||
8. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | |||||||||||
9. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |||||||||||
10. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |||||||||||
11. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Таблица 8
Журнал итоговых достижений обучающихся _____ класса за _______________учебный год.
№ | Ф.И. обучающегося | Критерии развития жизненных компетенций | |||||||||||
1.Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» | 2. Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. | 3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей | 4. Формирование уважительного отношения к окружающим. | 5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. | 6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения. | 7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах | 8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | 9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | 10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому критерию.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося , что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья выступление на педсовете" Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной про
Статья выступление на педсовете "Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов о...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 7.1) "Английский язык" 5 класс
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 7.1) "Английский язык" 5 класс построена с учетом особенностей детей с ОВЗ и направлена на достижение обучающ...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес
Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...