Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии.
опыты и эксперименты по биологии на тему
В статье содержится материал по проблеме введения тематики здорового образа жизни в содержание предмета биологии. Дано примерное планирование тем курса биологии, содержащих материал по вопросам ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №43» г. Тулы
Формирование здорового образа жизни подростка на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУ ЦО №43 г. Тулы
Балабанова Т.Н.
Тула 2015
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, нашими привычками и образом жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства и продолжать в процессе обучения в школе. Перед современной школой стоит задача обеспечить подрастающее поколение достоверными медико-гигиеническими знаниями, создать условия для формирования на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни полезных привычек (правильное питание, регулярные физические упражнения, профилактика вредных привычек и т.д.). Биология является основным предметом в образовательном пространстве по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объем знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях, медико-гигиенических аспектах проблемы.
При интеграции тематики здорового образа жизни в содержание уроков биологии необходимо соблюдать следующие дидактические принципы.
- Материал по теме ЗОЖ должен органически встраиваться в содержание урока, не противоречить его целям и задачам. Вносимые содержательные элементы (дополнительная или замещающая информация, упражнения, задания для самостоятельной работы, решение проблемных ситуаций, усвоение междисциплинарных знаний и пр.) должны быть компактными по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом.
- Содержание интегрированного курса должно соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям учащихся. Это обеспечивает воспитательный эффект в результате учебной деятельности на уроке. Соблюдение данного принципа достигается путем обеспечения доступности содержания материала, его практической значимости, возможности использования учащимися полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
- Принцип избегания прямого дублирования материала при его отборе на уроках в рамках разных предметов. Цель – использовать образовательный потенциал дисциплин естественного и гуманитарного циклов, а также сэкономить учебное время и предупредить излишнюю информационную нагрузку на учащихся. Исключение дублирования и принцип взаимодополняемости знаний о здоровом образе жизни в рамках различных учебных дисциплин позволит учителю биологии творчески решать проблему межпредметных связей с такими предметами, как литература, история, ОБЖ, для формирования целостного мировоззрения учащихся. Опираясь на предметы, связанные с духовным миром учащегося, используя возможности литературы, искусства, обществознания, можно более эффективно помочь детям и подросткам правильно ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми, овладевать духовно-нравственными ценностями, избегать ошибок, ведущих к нежелательным последствиям.
- Принцип единства образовательного потенциала интегрированного курса по формированию здорового образа жизни и организация единого образовательного пространства. Цель – практически подтвердить и практически применить здоровьесберегающие технологии. Необходимо объединить усилия всего педагогического коллектива с целью умелого воздействия на реализацию стиля здорового образа жизни непосредственно в школе, что является важным и необходимым элементом успешности формирования ЗОЖ. Деятельность школы ф сфере актуализации здорового поведения учащихся должна включать систему оздоровительных мероприятий и сочетаться с работой специальных органов, оказывающих консультацию и социальную помощь подросткам. Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами, характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.
Ниже приведены темы уроков, в которые интегрированы вопросы ЗОЖ.
Введение основ ЗОЖ в тематику курса биология
Курс | Название темы раздела | Название темы урока, позволяющего интегрировать материал о ЗОЖ | Вопросы ЗОЖ, введенные в содержание урока |
Биология 5 класс | Царство растения. | Разнообразие, распространение и Значение растений в природе и жизни человека | Значение природного окружения для здоровья человека, формирование понятия «растения – легкие планеты» |
Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений. | Природные ландшафты, их разнообразие и характерные особенности влияния на духовное (психическое) здоровье человека. Красота природного окружения и её влияние на здоровье. | ||
Многообразие голосеменных растений. | Целебные свойства воздуха в местах произрастания хвойных деревьев. | ||
Многообразие покрытосеменных растений. | Растения – аптека природы. | ||
Бактерии | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Как обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями. Правила поведения ЗОЖ. | |
Грибы | Шляпочные грибы. | Формирование знаний и умений распознавать ядовитые грибы. | |
Грибы-паразиты. | Необходимость соблюдения правил личной гигиены (профилактика кожных грибковых заболеваний, стригущий лишай). | ||
Плесневые грибы и дрожжи. | Использование антибиотиков строго под наблюдением врача. | ||
Биология 6 класс | Классификация растений. | Семейства Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые. | Профилактика табакокурения. |
Биология 7 класс | Подцарство Простейшие | Многообразие простейших. | Возбудители и переносчики заболеваний человека (лямблии, малярийный плазмодий, трипаносомы и др). Меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. |
Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви | Тип Плоские черви. | Гельминты - ленточные черви: меры по предотвращению попадания в организм человека, меры профилактики и правила ЗОЖ. | |
Тип Круглые черви. | Гельминты - аскариды и острицы: меры по предотвращению попадания в организм человека, меры профилактики и правила ЗОЖ. | ||
Биология 8 класс. | Опорно-двигательная система. | Нарушение осанки и плоскостопие. | Знакомство с упражнениями, способствующими: а) сохранению правильной осанки; б) исправлению неправильной осанки. |
Развитие опорно-двигательной системы. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Выполнение гимнастических упражнений. Укрепление здоровья: двигательная активность. Факторы риска: гиподинамия. | ||
Мышцы человека. Работа мышц. | Регулярные физические упражнения – залог здоровья. Смена видов деятельности предупреждает развития утомления. Физическая активность – основа ЗОЖ. Соблюдение режима дня. | ||
Кровь и кровообращение. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на органы и системы органов (на сердце и сосуды). Факторы риска: гиподинамия. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | |
Дыхание | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | |
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Дыхательные движения. | Знакомство с упражнениями, способствующими увеличению объема грудной клетки; упражнений, тренирующих правильное дыхание. | ||
Пищеварение. | Питание. Значение и состав пищи. | Питательные вещества в составе продуктов питания, суточные потребности организма в питательных веществах. Составление правил приема пищи. | |
Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. | Гигиена полости рта – залог здоровья. Плохой уход за зубами и его последствие для здоровья. Вред никотина для зубов и десен. Составление правил поведение за столом. | ||
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Нарушение бактериальной флоры при бесконтрольном приеме антибиотиков и его последствия для здоровья человека. | ||
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Режим питания. Вредные и полезные привычки, их влияние на органы пищеварения. | ||
Заболевания органов пищеварения. | Причины различных отравлений. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | ||
Обмен веществ и энергии. | Нормы питания. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Составление рационов питания. | |
Витамины. | Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | ||
Выделение. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | |
Кожа. | Покровы тела. Значение кожи и её строение. | Уход за кожей, волосами, ногтями. | |
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | ||
Роль кожи в терморегуляции. | Укрепление здоровья: закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | ||
Органы чувств и анализаторы. | Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика. | Как сохранить зрение: гимнастика для глаз. Гигиена зрения: освещенность рабочего места, правильные условия для чтения. Очки: как правильно ими пользоваться, чтобы не навредить здоровью. | |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушения слуха, их профилактика. | Шум и его последствия (снижение и потеря слуха; психические нарушения у людей – неадекватное поведение, проявление агрессии и др.) Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих. | ||
Органы осязания, обоняния, вкуса. | Мир ароматов. Косметика и здоровье. Правильное применение косметики. Вкусная пища и последствия переедания. Аллергены и аллергия. | ||
Поведение и психика. | Закономерности работы головного мозга. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. | Важность режима дня и смены деятельности для предотвращения переутомления. | |
Биологические ритмы. Сон и его значение. | Режим сна и бодрствования. Гигиена сна. | ||
Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Общение – необходимое условие нормального психологического развития человека, его духовного здоровья. | ||
Динамика работоспособности. Режим дня. | Рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: стрессы, переутомление. | ||
Индивидуальное развитие организма. | Наследование признаков у человека. | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | |
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. | Формирование основ ЗОЖ для сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | ||
Размножение и развитие. | Внутриутробное развитие организма. Необходимость соблюдения правил ЗОЖ во время беременности. Развитие после рождения. | ||
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. О вреде наркогенных веществ. | Профилактика вредных привычек. | ||
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Влияние химических веществ на организм человека. | ||
Биология 9 класс | Организм, его свойства и развитие. | Влияние факторов среды на онтогенез. | Соблюдение правил ЗОЖ, снижение отрицательного влияния факторов среды на индивидуальное развитие человека. |
Основы генетики. | Наследственная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | Необходимые знания о мутагенах, о их влиянии на организм. | |
Основы экологии | Условия жизни на Земле. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. | Загрязнение окружающей среды человеком и влияние загрязнения на здоровье человека. Разумное поведение человека в природе. | |
Биология 10 класс | Прокариоты и вирусы. | Вирусы – неклеточные формы. | Бактериальные и вирусные инфекции и пути их передачи. Профилактика вирусных заболеваний. |
Организм. Размножение и развитие организмов. | Влияние внешних факторов на развитие организма. | Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | |
Основы генетики. | Генетика человека. | Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Организация образовательного процесса на основе принципов здоровьесбережения требует от педагога не только высокого уровня профессионализма, но умения находить и раскрывать дополнительные стороны учебного материала.
Процесс обучения должен включать такие формы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Свои уроки я провожу в нетрадиционной форме: урок-диспут, урок-конференция, час защиты проектов, проблемный стол и др., а также использую занимательные формы обучения: загадки, викторины, кроссворды и чайнворды, шарады и ребусы и т.п.
Включение занимательных элементов стимулирует развитие сообразительности, способствуют оживлению материала, закреплению уже полученных знаний, развивают биологическую память, придают оттенок оригинальности любому занятию.
В своей практике я широко использую игровые технологии. Игра – это всегда последовательный путь от развлечения к развитию с включением элементов творчества. Игра должна соответствовать как возрастным особенностям ребенка, так и знаниям, которыми он располагает, и основываться на принципе поэтапного усложнения. Если учащийся успешно справляется с заданием, то у него развивается «интеллектуальный аппетит» и готовность перейти к более сложной игре (заданию).
Таким образом включение в образовательный процесс активных форм обучения способствует здоровьесбережению на уроках и формированию ЗОЖ у подростков.
Используемая литература:
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2004.-208 с.
- От знания к здоровью: Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост. Н.Е. Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ под общей редакцией Т.П.Ихер.-Тула: ИПП «Гриф и К», 2006 -192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-65962-1586158545.jpg)
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233539-1364764203.jpg)
Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46988.jpg)
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-504346-1414302872.jpg)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Одной из самых важных задач на сегодняшний день в системе образования считается сохранен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831386-1476513283.jpg)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-404792-1691766861.png)
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии
Выступление на методическом объединении учителей...