Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии.
опыты и эксперименты по биологии на тему
В статье содержится материал по проблеме введения тематики здорового образа жизни в содержание предмета биологии. Дано примерное планирование тем курса биологии, содержащих материал по вопросам ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_podrostkov.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №43» г. Тулы
Формирование здорового образа жизни подростка на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУ ЦО №43 г. Тулы
Балабанова Т.Н.
Тула 2015
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, нашими привычками и образом жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства и продолжать в процессе обучения в школе. Перед современной школой стоит задача обеспечить подрастающее поколение достоверными медико-гигиеническими знаниями, создать условия для формирования на основе знаний о здоровье и здоровом образе жизни полезных привычек (правильное питание, регулярные физические упражнения, профилактика вредных привычек и т.д.). Биология является основным предметом в образовательном пространстве по вопросам формирования здорового образа жизни, поскольку обеспечивает необходимый объем знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях, медико-гигиенических аспектах проблемы.
При интеграции тематики здорового образа жизни в содержание уроков биологии необходимо соблюдать следующие дидактические принципы.
- Материал по теме ЗОЖ должен органически встраиваться в содержание урока, не противоречить его целям и задачам. Вносимые содержательные элементы (дополнительная или замещающая информация, упражнения, задания для самостоятельной работы, решение проблемных ситуаций, усвоение междисциплинарных знаний и пр.) должны быть компактными по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом.
- Содержание интегрированного курса должно соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям учащихся. Это обеспечивает воспитательный эффект в результате учебной деятельности на уроке. Соблюдение данного принципа достигается путем обеспечения доступности содержания материала, его практической значимости, возможности использования учащимися полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
- Принцип избегания прямого дублирования материала при его отборе на уроках в рамках разных предметов. Цель – использовать образовательный потенциал дисциплин естественного и гуманитарного циклов, а также сэкономить учебное время и предупредить излишнюю информационную нагрузку на учащихся. Исключение дублирования и принцип взаимодополняемости знаний о здоровом образе жизни в рамках различных учебных дисциплин позволит учителю биологии творчески решать проблему межпредметных связей с такими предметами, как литература, история, ОБЖ, для формирования целостного мировоззрения учащихся. Опираясь на предметы, связанные с духовным миром учащегося, используя возможности литературы, искусства, обществознания, можно более эффективно помочь детям и подросткам правильно ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми, овладевать духовно-нравственными ценностями, избегать ошибок, ведущих к нежелательным последствиям.
- Принцип единства образовательного потенциала интегрированного курса по формированию здорового образа жизни и организация единого образовательного пространства. Цель – практически подтвердить и практически применить здоровьесберегающие технологии. Необходимо объединить усилия всего педагогического коллектива с целью умелого воздействия на реализацию стиля здорового образа жизни непосредственно в школе, что является важным и необходимым элементом успешности формирования ЗОЖ. Деятельность школы ф сфере актуализации здорового поведения учащихся должна включать систему оздоровительных мероприятий и сочетаться с работой специальных органов, оказывающих консультацию и социальную помощь подросткам. Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами, характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.
Ниже приведены темы уроков, в которые интегрированы вопросы ЗОЖ.
Введение основ ЗОЖ в тематику курса биология
Курс | Название темы раздела | Название темы урока, позволяющего интегрировать материал о ЗОЖ | Вопросы ЗОЖ, введенные в содержание урока |
Биология 5 класс | Царство растения. | Разнообразие, распространение и Значение растений в природе и жизни человека | Значение природного окружения для здоровья человека, формирование понятия «растения – легкие планеты» |
Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений. | Природные ландшафты, их разнообразие и характерные особенности влияния на духовное (психическое) здоровье человека. Красота природного окружения и её влияние на здоровье. | ||
Многообразие голосеменных растений. | Целебные свойства воздуха в местах произрастания хвойных деревьев. | ||
Многообразие покрытосеменных растений. | Растения – аптека природы. | ||
Бактерии | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Как обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями. Правила поведения ЗОЖ. | |
Грибы | Шляпочные грибы. | Формирование знаний и умений распознавать ядовитые грибы. | |
Грибы-паразиты. | Необходимость соблюдения правил личной гигиены (профилактика кожных грибковых заболеваний, стригущий лишай). | ||
Плесневые грибы и дрожжи. | Использование антибиотиков строго под наблюдением врача. | ||
Биология 6 класс | Классификация растений. | Семейства Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые. | Профилактика табакокурения. |
Биология 7 класс | Подцарство Простейшие | Многообразие простейших. | Возбудители и переносчики заболеваний человека (лямблии, малярийный плазмодий, трипаносомы и др). Меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. |
Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви | Тип Плоские черви. | Гельминты - ленточные черви: меры по предотвращению попадания в организм человека, меры профилактики и правила ЗОЖ. | |
Тип Круглые черви. | Гельминты - аскариды и острицы: меры по предотвращению попадания в организм человека, меры профилактики и правила ЗОЖ. | ||
Биология 8 класс. | Опорно-двигательная система. | Нарушение осанки и плоскостопие. | Знакомство с упражнениями, способствующими: а) сохранению правильной осанки; б) исправлению неправильной осанки. |
Развитие опорно-двигательной системы. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Выполнение гимнастических упражнений. Укрепление здоровья: двигательная активность. Факторы риска: гиподинамия. | ||
Мышцы человека. Работа мышц. | Регулярные физические упражнения – залог здоровья. Смена видов деятельности предупреждает развития утомления. Физическая активность – основа ЗОЖ. Соблюдение режима дня. | ||
Кровь и кровообращение. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на органы и системы органов (на сердце и сосуды). Факторы риска: гиподинамия. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | |
Дыхание | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | |
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Дыхательные движения. | Знакомство с упражнениями, способствующими увеличению объема грудной клетки; упражнений, тренирующих правильное дыхание. | ||
Пищеварение. | Питание. Значение и состав пищи. | Питательные вещества в составе продуктов питания, суточные потребности организма в питательных веществах. Составление правил приема пищи. | |
Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. | Гигиена полости рта – залог здоровья. Плохой уход за зубами и его последствие для здоровья. Вред никотина для зубов и десен. Составление правил поведение за столом. | ||
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Нарушение бактериальной флоры при бесконтрольном приеме антибиотиков и его последствия для здоровья человека. | ||
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Режим питания. Вредные и полезные привычки, их влияние на органы пищеварения. | ||
Заболевания органов пищеварения. | Причины различных отравлений. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | ||
Обмен веществ и энергии. | Нормы питания. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Составление рационов питания. | |
Витамины. | Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | ||
Выделение. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | |
Кожа. | Покровы тела. Значение кожи и её строение. | Уход за кожей, волосами, ногтями. | |
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | ||
Роль кожи в терморегуляции. | Укрепление здоровья: закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | ||
Органы чувств и анализаторы. | Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика. | Как сохранить зрение: гимнастика для глаз. Гигиена зрения: освещенность рабочего места, правильные условия для чтения. Очки: как правильно ими пользоваться, чтобы не навредить здоровью. | |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушения слуха, их профилактика. | Шум и его последствия (снижение и потеря слуха; психические нарушения у людей – неадекватное поведение, проявление агрессии и др.) Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих. | ||
Органы осязания, обоняния, вкуса. | Мир ароматов. Косметика и здоровье. Правильное применение косметики. Вкусная пища и последствия переедания. Аллергены и аллергия. | ||
Поведение и психика. | Закономерности работы головного мозга. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. | Важность режима дня и смены деятельности для предотвращения переутомления. | |
Биологические ритмы. Сон и его значение. | Режим сна и бодрствования. Гигиена сна. | ||
Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Общение – необходимое условие нормального психологического развития человека, его духовного здоровья. | ||
Динамика работоспособности. Режим дня. | Рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: стрессы, переутомление. | ||
Индивидуальное развитие организма. | Наследование признаков у человека. | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | |
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. | Формирование основ ЗОЖ для сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | ||
Размножение и развитие. | Внутриутробное развитие организма. Необходимость соблюдения правил ЗОЖ во время беременности. Развитие после рождения. | ||
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. О вреде наркогенных веществ. | Профилактика вредных привычек. | ||
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Влияние химических веществ на организм человека. | ||
Биология 9 класс | Организм, его свойства и развитие. | Влияние факторов среды на онтогенез. | Соблюдение правил ЗОЖ, снижение отрицательного влияния факторов среды на индивидуальное развитие человека. |
Основы генетики. | Наследственная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | Необходимые знания о мутагенах, о их влиянии на организм. | |
Основы экологии | Условия жизни на Земле. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. | Загрязнение окружающей среды человеком и влияние загрязнения на здоровье человека. Разумное поведение человека в природе. | |
Биология 10 класс | Прокариоты и вирусы. | Вирусы – неклеточные формы. | Бактериальные и вирусные инфекции и пути их передачи. Профилактика вирусных заболеваний. |
Организм. Размножение и развитие организмов. | Влияние внешних факторов на развитие организма. | Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | |
Основы генетики. | Генетика человека. | Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Организация образовательного процесса на основе принципов здоровьесбережения требует от педагога не только высокого уровня профессионализма, но умения находить и раскрывать дополнительные стороны учебного материала.
Процесс обучения должен включать такие формы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Свои уроки я провожу в нетрадиционной форме: урок-диспут, урок-конференция, час защиты проектов, проблемный стол и др., а также использую занимательные формы обучения: загадки, викторины, кроссворды и чайнворды, шарады и ребусы и т.п.
Включение занимательных элементов стимулирует развитие сообразительности, способствуют оживлению материала, закреплению уже полученных знаний, развивают биологическую память, придают оттенок оригинальности любому занятию.
В своей практике я широко использую игровые технологии. Игра – это всегда последовательный путь от развлечения к развитию с включением элементов творчества. Игра должна соответствовать как возрастным особенностям ребенка, так и знаниям, которыми он располагает, и основываться на принципе поэтапного усложнения. Если учащийся успешно справляется с заданием, то у него развивается «интеллектуальный аппетит» и готовность перейти к более сложной игре (заданию).
Таким образом включение в образовательный процесс активных форм обучения способствует здоровьесбережению на уроках и формированию ЗОЖ у подростков.
Используемая литература:
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2004.-208 с.
- От знания к здоровью: Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост. Н.Е. Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ под общей редакцией Т.П.Ихер.-Тула: ИПП «Гриф и К», 2006 -192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"
Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...
Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.
В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...
Формирование знаний, умений, навыков культуры здоровья и здорового образа жизни школьников на уроках биологии и экологии
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Одной из самых важных задач на сегодняшний день в системе образования считается сохранен...
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках физики...
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии
Выступление на методическом объединении учителей...