Особенности формирования культуры здорового образа жизни учащихся на уроках технологии
статья по теме
здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности формирования культуры здорового образа жизни учащихся на уроках технологии | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.В. Чугунова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие "единого целого", т.е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Возможность формирования культуры здорового образа жизни учащихся позволяют здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
- Однозначное и строгое определение целей обучения - почему и для чего?
- Отбор и структура содержания - что?
- Оптимальная организация учебного процесса - как?
- Методы, приемы и средства обучения - с помощью чего?
- Реальный уровень квалификации учителя - кто?
- Объективные методы оценки результатов обучения - так ли это?
В своей педагогической деятельности реализую данные технологии на уроках и во внеурочной деятельности со всеми обучающимися, ориентируясь на программу Смирнова Н.К. (Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320с.), которая дополняет традиционные технологии обучения и воспитания.
- Организационно-педагогические технологии – технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированные в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
- Учебно-воспитательные технологии – технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно – воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
- Психолого-педагогические - технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Передо мной, как учителем, который использует в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, стоит главная задача: организация образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Урок с применением здоровьесберегающих технологий строится с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.
Уроки провожу в мастерской обслуживающего труда, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками, цветов на подоконниках нет, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Стены окрашены в салатовый цвет. Парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в мастерской. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах по плану осуществляю проветривание мастерской.
На уроках технологии детям прививаются элементарные правила личной и общественной гигиены, правила техники безопасности при работе с инструментом и оборудованием мастерской. Проводимые уроки пытаюсь не перегружать: чередую различные виды деятельности, продолжительностью не более 10 минут (чтение, рассказ, беседа, лабораторная или практическая работа, творческая работа, учебная игра и т.д. ). Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Использую физминутки на уроках продолжительностью около 1 минуты, состоящую из 3- 4 упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки и опорно-двигательного аппарата, которые можно использовать на любом уроке и в любом классе.
Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью. Для учащихся 5-8 классов предлагаю презентацию «Грибы», где ребятам необходимо просто следить за движением фигурок на зеленом фоне на слайдах. Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д. Обучающимся очень нравится оздоровительная физминутка, скаченная с сайта http:videouroki.net.
Использую оздоровительные физминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа (думаю вы согласитесь со мной, что с учениками старших классов обычные физминутки уже не проведёшь).
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины наружу;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы (окончательно "разбудит" детей). При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Упражнения провожу на фоне релаксирующей музыки.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
В противовес активных оздоровительных минуток использую "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя у моря, на опушке леса... Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
Преподавание технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках, так и во внеурочное время. При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. На уроках дети учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с продуктами во время приготовления блюд, знакомятся с культурой приема пищи. Учащиеся, выполняя проекты, также знакомятся с национальными кухнями народов мира, с историей развития правил поведения за столом, с новейшими технологиями в области кулинарии.
При изучении тем по материаловедению и раздела по созданию изделий из текстильных материалов учащиеся знакомятся с различного вида волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека. При изучении тем раздела «Интерьер жилого дома» учащиеся узнают о требованиях, предъявляемых к жилым помещениям, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека. Особое место на уроках технологии занимают разделы «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью». Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за собой, знакомятся с приемами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни.
В формировании культуры здорового образа жизни велика роль и внеклассной работы по технологии. Выполняемые проекты становятся сквозной нитью, связывающей несколько предметов в единый проект, Они включают не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников.
Доброжелательная атмосфера, ситуация успеха, предлагаемые на уроках технологии способствуют развитию интереса детей к предмету. Это отражается в постоянно высоком качестве знаний. Школьники участвуют конкурсных мероприятиях различного уровня и занимают призовые места.
Внедрение в учебный процесс технологий по формированию здорового образа жизни учащихся - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать школьников к работе по укреплению и сохранению собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм
Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....
Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.
Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...
Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС
Формирование культуры здорового образа жизи на урока фиической культуры...
Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....
Исследовательский проект "Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ"
Актуальность темы состоит в том, что исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье или физические недостат...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее ну...