ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
методическая разработка по обж на тему

Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

МБОУ СОШ с. Талдан

С.Г. Ищенко

«___»________2013г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

2013 ГОД.

        Рост количества транспорта в селе, увеличение количества большегрузных  автомобилей, развитие сети дорог (лесовозных, объездных дорог по окраинам села за счет  развития в селе филиала ООО «Техноспецстрой» - подрядная организация Газпрома), увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах села,  создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.  Маленькая отдаленность школы от крупных предприятий: в 50-ти метрах располагается трехэтажное здание конторы путей сообщения № 13, в 200 метрах - контора филиала ООО «Техноспецстрой»  Утром и вечером около школы наблюдается скопление производственных машин: крупные машины для перевозки рабочих на дальнее расстояние, грузовые машины, личный автотранспорт, кроме этого детей подвозят и забирают из школы на личных автомобилях. Ширина дорожного полотна этого участка составляет 10 метров, тротуаров и пешеходных дорожек нет.  

        Отсутствие в селе музеев, кинотеатров, клубов по интересам для детей, творческих объединений; особенности расположения села Талдан: село расположено вблизи лесного массива; отдаленность от районного центра (г. Сковородино), областного центра (г. Благовещенск); сложность выездов в районный и областной центр (неудобное расписание поездов). Все эти факторы стали предпосылкой создать в школе дополнительную программу «Школа безопасности».

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе методических рекомендаций по содержанию, организации и проведению ряда акций и мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнова А.Т.

Объем информации о действиях во время ЧС или автономии не играет никакой роли, без практических знаний и умений.

Дополнительная программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественно-научного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.      

Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:

  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Законом РФ «О пожарной безопасности»;
  • Законом РФ «О безопасности дорожного движения»;
  • Законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы: Обеспечить  системный подход к созданию условий для формирования  у  учащихся,  педагогов, родителей  устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающей личную безопасность. 

Задачи программы:

1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.

2. Обучение навыкам личной безопасности.

3. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.

4. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.

Главные принципы программы

1. Деятельность дополнительной образовательной программы не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы каждого направления программы.

Материально-техническое обеспечение:

1.  Кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;

2. Учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ

Информационное обеспечение:

  1. Обзор аналитической информации;
  2. Оформление информационных стендов;
  3. Банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции, памятки и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
  4.  Контрольные срезы, тесты.

Научно – методическое обеспечение:

1.  Государственный образовательный стандарт

2.  Учебный план и учебные программы школы

3.  Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

4.  Учебники по ОБЖ, ПДД.

5.  Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

6.  Газета «Добрая Дорога Детства»

  1. Журнал «Юный краевед»

Формы подведения итогов:

Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме:

- игр-состязаний;

- участие в мероприятиях, акциях, конференциях различного уровня;

- анализ проведения мероприятий, акций, соревнований.

- диагностики результативности участия обучающихся в мероприятиях, акциях, соревнованиях различного уровня.

Основные методы, используемые для реализации программы:

Деятельность дополнительной образовательной программы «Школа безопасности» строится по методике коллективной творческой деятельности.

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

         в обучении -  практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр,  обучение).

         в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Программа «Школа безопасности» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 Работа основывается на различных видах деятельности:

- создание уголка безопасности дорожного движения;

- изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- проведение практических занятий;

- участие в различных конкурсах, мероприятиях, акциях , школьного, сельского районного, областного уровней.

- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе, селе, районе.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

На каждом этапе реализации программы планируется создавать актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа формирования безопасного поведения

«Школа безопасности» в МБОУ СОШ с. Талдан

на 2013-2018 годы.

Заказчик программы

Администрация школы

Разработчик программы

Автор-составитель: учитель ОБЖ Анфертьева Татьяна Анатольевна

Цели программы

Обеспечить  системный подход к созданию условий для формирования  у  учащихся,  педагогов, родителей  устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающей личную безопасность. 

Задачи программы

1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.

2. Обучение навыкам личной безопасности.

3. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.

4. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.

Научно-методическая основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня

Основные этапы и формы обсуждения программы.

1. Обсуждение в коллективах учащихся, педагогов.

2. «Круглый стол» на собрании Совета Молодежи с привлечением сельской активной группы.

Основные направления (разделы) реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1. Дорожная азбука.

2. Топография и ориентирование

3. Краеведение. Гражданско-патриотическое

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

5. Специальная подготовка

Участники программы

   Учащиеся школы 5-11кл, педколлектив, родители, жители села.

Сроки реализации программы

2013-2018 годы

Этап разработки программы: май - август 2013 г.

I этап – организационно-мобилизационный (2013.).

II этап – практический (2014-2017 гг.).

III этап  - итогово-обобщающий (2018 г.).

Этап рефлексии: май – июнь 2018 года.

Ожидаемые результаты

  1.  Создание здоровой и безопасной среды в школе.
  2. Формирование у детей и подростков ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности;
  3. Создание педагогических и методических условий для реализации всех видов безопасности в образовательном учреждении.
  4. Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

Содержание программы

Год реализации программы

Направление программы

Изучаемые темы по программе

Участники программы

Кол-во часов

2013-2014

Дорожная азбука

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. Классификация дорожных знаков. Составление маршрута безопасности: «Дорога в школу и домой». ГИБДД. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.

Обучающиеся 5-х классов, родители, жители села.

34

2014-2015

Топография и ориентирование

Понятие
о топографической
и спортивной
картах. Условные знаки. Ориентирование по горизонту, азимут. Компас. Работа с компасом. Способы
ориентирования. Измерение расстояний.  Ориентирование по местным предметам. Действия
в случае потери ориентировки.

Обучающиеся 6-7 классов, родители

34

2015-2016

Краеведение. Гражданско-патриотическое

Родной край, его природные
особенности. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Изучение района путешествия. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Проведение мероприятий патриотической направленности, сотрудничество с Администрацией села Талдан, Администрацией Сковородинского района

Обучающиеся 7-8 классов, жители села, педагогический коллектив.

34

2016-2017

Основы гигиены н первая доврачебная помощь. Гражданско-патриотическое

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Основные приемы оказания первой доврачебной
помощи. Приемы
транспортировки пострадавшего. Проведение мероприятий патриотической направленности, сотрудничество с Администрацией села Талдан, Администрацией Сковородинского района

Обучающиеся 8-9 классов, жители села, педагогический коллектив.

34

2017-2018

Специальная подготовка. Гражданско-патриотическое

Экстремальные ситуации в природной среде. Психологические основы выживания в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях. Общая физическая подготовка.

Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности». Проведение мероприятий патриотической направленности, сотрудничество с Администрацией села Талдан, Администрацией Сковородинского района

Обучающиеся 8-10 классов, жители села, педагогический коллектив.

34

Май-июнь 2018

Обобщение опыта:

- на педагогическом совете МБОУ СОШ с. Талдан;

- районном методическом совещании учителей ОБЖ и физической культуры Сковородинского района;

- августовской педагогической конференции  Сковородинского района.

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы детского объединения «Школа безопасности»

2013-2014 учебный год

Направление программы «Дорожная азбука»

Тема занятия

Кол-во часов

  1. Зачем нужно знать правила дорожного движения?

1

  1. Безопасность на улице

2

  1. Опасности на наших улицах

2

  1. Мы идем в школу. Составление плана – маршрута: и дом – школа - дом

3

  1. Где можно играть?

2

  1. Виды транспорта.

1

  1. Мы пассажиры личного транспорта

1

  1. Загородная дорога

2

  1. Движение пешеходов и машин. Перекресток и его виды.

2

  1. Улица, тротуар, Проезжая часть. Где и как нужно переходить дорогу?

2

  1. Безопасность на улице

2

  1. Дорожная разметка и ее предназначение

2

  1. Дорожные знаки

6

  1. Движение пешеходов и машин

2

  1. Улица и мы

1

  1. Обязанности пешеходов

1

  1. Сигналы светофора

1

  1. Пешеходные переходы. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке.

1

Итого

34

Краткое описание изучаемых тем направления программы

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и  пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.  Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки. Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».  Встречи с инспектором ГИБДД  по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ПДД.

2014-2015 учебный год

Направление программы «Топография и ориентирование»

Тема занятия

Кол-во часов

  1. Туристские путешествия, история развития туризма

1

  1. Воспитательная роль туризма

1

  1. Личное и групповое туристское снаряжение

1

  1. Подготовка к походу, путешествию

2

  1. Питание в туристском походе

3

  1. Понятие о топографической и спортивной карте

4

  1. Условные знаки

2

  1. Ориентирование по горизонту, азимут

6

  1. Компас. Работа с компасом

6

  1. Измерение расстояний

2

  1. Способы ориентирования

2

  1. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

4

Итого

34

Краткое описание изучаемых тем направления программы

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координаты точек на карте.
Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты.
Масштабы спортивной карты.
Способы и правила копирования карт.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.  Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.
Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников.
Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. движение по азимуту, его применение.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры.
Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).
Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировок, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.
Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.
 

2015-2016 учебный год

Направление программы «Краеведение. Гражданско-патриотическое»

Тема занятия

Кол-во часов

  1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

8

  1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

4

  1. Изучение района путешествия

2

  1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

2

  1. Гражданско-патриотическое (Поисковая работа на сайтах «Мемориал», «Подвиг народа в годы ВОв», тематические  линейки, посвящённые Дням воинской славы, уход за обелиском И.П.Лисину, проведение военно-спортивных мероприятий в рамках оборонно- массовой, военно-патриотической и спортивной работы и др.)

18

Итого

34

Краткое описание изучаемых тем направления программы
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.                                                                                                            
Знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах, военкоматах, общественных организациях.
Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.
Сбор краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. Подготовка докладов о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.
Подготовка и заслушивание докладов но району предстоящего похода.
Краеведческая работа — один из видов общественно полезной деятельности.
Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск. Работа в музеях, архивах, библиотеках.
Охрана памятников истории и культуры.
Работа среди местного населения: оказание помощи одиноким и престарелым, организация концертов и встреч.
Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.                                                                                                                                                

2016-2017 учебный год

Направление программы: «Основы гигиены и первая доврачебная помощь»

  1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

4

  1. Походная медицинская аптечка

4

  1. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

18

  1. Приемы транспортировки пострадавшего

8

Итого

34

Краткое описание изучаемых тем направления программы
     Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
 

    Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.  Формирование походной медицинской аптечки.
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.
  Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.  Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
  Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

2017-2018 учебный год

Направление программы: «Специальная подготовка»

  1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Закрепление знаний по оказанию первой медицинской помощи.

16

  1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

4

  1. Общая физическая подготовка

  1. Специальная физическая подготовка

Итого

34

Краткое описание изучаемых тем направления программы

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.  Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
Основная задача общей физической подготовки — развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Подвижные игры, мероприятия и эстафеты. Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства.
Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.
Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств  для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Планируемые результаты программы

Личностные:

·  принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

·  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

·  уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

·  осознание ответственности человека за общее благополучие;

·  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·  способность к самооценке;

·  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

·  навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·  умение ставить и формулировать проблемы;

·  навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

·  установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

·  использование речи для регуляции своего действия;

·  адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

·  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·  умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

·  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

·  ставить вопросы;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться и приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство Талданской школы. Школа  сотрудничает с районным инспектором по пропаганде правил дорожного движения, медицинским учреждением села Талдан, библиотеками, общественными организациями, спортивным клубом с. Талдан «Виктория».

Работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

     Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

Данная программа была изучена коллективом педагогов, Управляющим Советом и администрацией школы и утверждена на заседании педагогического совета.


Формы отслеживания результатов программы


        В соответствии с требованиями стандарта, дополнительная программа «Школа безопасности» в нашей школе организована по 5-ти направлениям: Дорожная азбука, топография и ориентирование, краеведение,  гражданско-патриотическое, основы гигиены и первая доврачебная помощь,
 специальная подготовка.

        Программа, реализуемая в нашей школе, нацелена на достижение трех уровней воспитательных результатов:


1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Для учета достижений обучающихся по программе «Школа безопасности» в условиях реализации ФГОС ООО использовала модель учета достижений обучающихся МОУ «Гарболовская СОШ»

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика _________________

по направлению  «_____________________» программы «Школа безопасности»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

1

1

1

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе.

        Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД. Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

 Следующая  карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет  определить уровень формирования метапредметных результатов.

                       

Карта развития метапредметных результатов

направления «________________________» программы «Школа безопасности»

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

     Оценивает …. 

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

        Изучив модель учета достижений, разработала к программе лист личных достижений.

Личные достижения.

Направление программы

 Название мероприятия, акции, название исследовательской  работы, сфера социально-культурных достижений.

Достижение (место, кем выдан диплом, грамота, свидетельство)

Дата

Дорожная азбука

Топография и ориентирование

Краеведение,  гражданско-патриотическое

Основы гигиены и первая доврачебная помощь,

Специальная подготовка.

        Несомненно, данная программа оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Список литературы

  1. Бубнов В.Г. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях [Текст]: /В.Г. Бубнов-М.: Энас, 2003.- 75с.
  2. Воробьев Ю.П. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях. Памятка спасателю [Текст]: Ю.П. Воробьев - М.: Энас, 2004.148с.
  3. Воробьев, Ю.Л., Иванов, В.В., Шолох, В.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: хрестоматия / Ю.Л. Воробьев, В.В. Иванов, В.П.Шолох. – М.: АСТ, 2004.-205с.
  4. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]:методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В.Марков.–М: Дрофа, 2004.-130с.
  5. Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В., Латчук В.Н., Вангородский С.Н., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности 5,6,7,8,9классы [Текст]:учебники для общеобразовательных школ / В.В. Поляков,М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук , С.Н. Вангородский, А.Г.Маслов. – М: Дрофа, 2004.
  6. Михайлов Л.А.Соломин В.П.Михайлов А.Л.Старостенко А.В.Шатровой О.В.Беспамятных Т.А.Закревский Н.В.Киселева Э.М. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Михайлова – СПб.: Питер, 2005.189с.
  7. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебное пособие для вузов/ С.С. Тимофеева - Ростов на Дону: Феникс, 2004.214с.
  8. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13.09.96 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 ча...

Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».

Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке.  В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...