ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
методическая разработка по обж на тему
Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/programma_8.docx | 73.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор
МБОУ СОШ с. Талдан
С.Г. Ищенко
«___»________2013г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
2013 ГОД.
Рост количества транспорта в селе, увеличение количества большегрузных автомобилей, развитие сети дорог (лесовозных, объездных дорог по окраинам села за счет развития в селе филиала ООО «Техноспецстрой» - подрядная организация Газпрома), увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах села, создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Маленькая отдаленность школы от крупных предприятий: в 50-ти метрах располагается трехэтажное здание конторы путей сообщения № 13, в 200 метрах - контора филиала ООО «Техноспецстрой» Утром и вечером около школы наблюдается скопление производственных машин: крупные машины для перевозки рабочих на дальнее расстояние, грузовые машины, личный автотранспорт, кроме этого детей подвозят и забирают из школы на личных автомобилях. Ширина дорожного полотна этого участка составляет 10 метров, тротуаров и пешеходных дорожек нет.
Отсутствие в селе музеев, кинотеатров, клубов по интересам для детей, творческих объединений; особенности расположения села Талдан: село расположено вблизи лесного массива; отдаленность от районного центра (г. Сковородино), областного центра (г. Благовещенск); сложность выездов в районный и областной центр (неудобное расписание поездов). Все эти факторы стали предпосылкой создать в школе дополнительную программу «Школа безопасности».
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе методических рекомендаций по содержанию, организации и проведению ряда акций и мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнова А.Т.
Объем информации о действиях во время ЧС или автономии не играет никакой роли, без практических знаний и умений.
Дополнительная программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественно-научного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Законом РФ «О пожарной безопасности»;
- Законом РФ «О безопасности дорожного движения»;
- Законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: Обеспечить системный подход к созданию условий для формирования у учащихся, педагогов, родителей устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающей личную безопасность.
Задачи программы:
1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса.
2. Обучение навыкам личной безопасности.
3. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности.
4. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность.
Главные принципы программы
1. Деятельность дополнительной образовательной программы не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы каждого направления программы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
2. Учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
Информационное обеспечение:
- Обзор аналитической информации;
- Оформление информационных стендов;
- Банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции, памятки и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
- Контрольные срезы, тесты.
Научно – методическое обеспечение:
1. Государственный образовательный стандарт
2. Учебный план и учебные программы школы
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
6. Газета «Добрая Дорога Детства»
- Журнал «Юный краевед»
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме:
- игр-состязаний;
- участие в мероприятиях, акциях, конференциях различного уровня;
- анализ проведения мероприятий, акций, соревнований.
- диагностики результативности участия обучающихся в мероприятиях, акциях, соревнованиях различного уровня.
Основные методы, используемые для реализации программы:
Деятельность дополнительной образовательной программы «Школа безопасности» строится по методике коллективной творческой деятельности.
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Программа «Школа безопасности» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа основывается на различных видах деятельности:
- создание уголка безопасности дорожного движения;
- изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- проведение практических занятий;
- участие в различных конкурсах, мероприятиях, акциях , школьного, сельского районного, областного уровней.
- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе, селе, районе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
На каждом этапе реализации программы планируется создавать актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа формирования безопасного поведения «Школа безопасности» в МБОУ СОШ с. Талдан на 2013-2018 годы. |
Заказчик программы | Администрация школы |
Разработчик программы | Автор-составитель: учитель ОБЖ Анфертьева Татьяна Анатольевна |
Цели программы | Обеспечить системный подход к созданию условий для формирования у учащихся, педагогов, родителей устойчивой мотивации на поведение, обеспечивающей личную безопасность. |
Задачи программы | 1. Пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников образовательного процесса. 2. Обучение навыкам личной безопасности. 3. Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем социально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себе и собственной безопасности. 4. Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять личную безопасность. |
Научно-методическая основа | Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня |
Основные этапы и формы обсуждения программы. | 1. Обсуждение в коллективах учащихся, педагогов. 2. «Круглый стол» на собрании Совета Молодежи с привлечением сельской активной группы. |
Основные направления (разделы) реализации программы: | Программа включает следующие разделы: 1. Дорожная азбука. 2. Топография и ориентирование 3. Краеведение. Гражданско-патриотическое 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь 5. Специальная подготовка |
Участники программы | Учащиеся школы 5-11кл, педколлектив, родители, жители села. |
Сроки реализации программы | 2013-2018 годы Этап разработки программы: май - август 2013 г. I этап – организационно-мобилизационный (2013.). II этап – практический (2014-2017 гг.). III этап - итогово-обобщающий (2018 г.). Этап рефлексии: май – июнь 2018 года. |
Ожидаемые результаты |
|
Содержание программы
Год реализации программы | Направление программы | Изучаемые темы по программе | Участники программы | Кол-во часов |
2013-2014 | Дорожная азбука | Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. Классификация дорожных знаков. Составление маршрута безопасности: «Дорога в школу и домой». ГИБДД. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом. | Обучающиеся 5-х классов, родители, жители села. | 34 |
2014-2015 | Топография и ориентирование | Понятие | Обучающиеся 6-7 классов, родители | 34 |
2015-2016 | Краеведение. Гражданско-патриотическое | Родной край, его природные | Обучающиеся 7-8 классов, жители села, педагогический коллектив. | 34 |
2016-2017 | Основы гигиены н первая доврачебная помощь. Гражданско-патриотическое | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Основные приемы оказания первой доврачебной | Обучающиеся 8-9 классов, жители села, педагогический коллектив. | 34 |
2017-2018 | Специальная подготовка. Гражданско-патриотическое | Экстремальные ситуации в природной среде. Психологические основы выживания в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальных ситуациях. Общая физическая подготовка. Всероссийское движение и соревнования «Школа безопасности». Проведение мероприятий патриотической направленности, сотрудничество с Администрацией села Талдан, Администрацией Сковородинского района | Обучающиеся 8-10 классов, жители села, педагогический коллектив. | 34 |
Май-июнь 2018 | Обобщение опыта: - на педагогическом совете МБОУ СОШ с. Талдан; - районном методическом совещании учителей ОБЖ и физической культуры Сковородинского района; - августовской педагогической конференции Сковородинского района. |
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы детского объединения «Школа безопасности»
2013-2014 учебный год Направление программы «Дорожная азбука» | |
Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 |
| 2 |
| 2 |
| 3 |
| 2 |
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 6 |
| 2 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Итого | 34 |
Краткое описание изучаемых тем направления программы История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ПДД. | |
2014-2015 учебный год Направление программы «Топография и ориентирование» | |
Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 2 |
| 6 |
| 6 |
| 2 |
| 2 |
| 4 |
Итого | 34 |
Краткое описание изучаемых тем направления программы Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников. | |
2015-2016 учебный год Направление программы «Краеведение. Гражданско-патриотическое» | |
Тема занятия | Кол-во часов |
| 8 |
| 4 |
| 2 |
| 2 |
| 18 |
Итого | 34 |
Краткое описание изучаемых тем направления программы | |
2016-2017 учебный год Направление программы: «Основы гигиены и первая доврачебная помощь» | |
| 4 |
| 4 |
| 18 |
| 8 |
Итого | 34 |
Краткое описание изучаемых тем направления программы Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. | |
2017-2018 учебный год Направление программы: «Специальная подготовка» | |
| 16 |
| 4 |
| |
| |
Итого | 34 |
Краткое описание изучаемых тем направления программы Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля. Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. |
Планируемые результаты программы
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство Талданской школы. Школа сотрудничает с районным инспектором по пропаганде правил дорожного движения, медицинским учреждением села Талдан, библиотеками, общественными организациями, спортивным клубом с. Талдан «Виктория».
Работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Данная программа была изучена коллективом педагогов, Управляющим Советом и администрацией школы и утверждена на заседании педагогического совета.
Формы отслеживания результатов программы
В соответствии с требованиями стандарта, дополнительная программа «Школа безопасности» в нашей школе организована по 5-ти направлениям: Дорожная азбука, топография и ориентирование, краеведение, гражданско-патриотическое, основы гигиены и первая доврачебная помощь, специальная подготовка.
Программа, реализуемая в нашей школе, нацелена на достижение трех уровней воспитательных результатов:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Для учета достижений обучающихся по программе «Школа безопасности» в условиях реализации ФГОС ООО использовала модель учета достижений обучающихся МОУ «Гарболовская СОШ»
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика _________________
по направлению «_____________________» программы «Школа безопасности»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) | ||||||||
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе. | |||||||||
Анализ этих листов позволяет педагогу определить уровень сформированности УУД. Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Следующая карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов.
Карта развития метапредметных результатов
направления «________________________» программы «Школа безопасности»
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | ||
Применяет методы наблюдения. | ||
Оценивает …. | ||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.
7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Изучив модель учета достижений, разработала к программе лист личных достижений.
Личные достижения.
Направление программы | Название мероприятия, акции, название исследовательской работы, сфера социально-культурных достижений. | Достижение (место, кем выдан диплом, грамота, свидетельство) | Дата |
Дорожная азбука | |||
Топография и ориентирование | |||
Краеведение, гражданско-патриотическое | |||
Основы гигиены и первая доврачебная помощь, | |||
Специальная подготовка. |
Несомненно, данная программа оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Список литературы
- Бубнов В.Г. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях [Текст]: /В.Г. Бубнов-М.: Энас, 2003.- 75с.
- Воробьев Ю.П. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях. Памятка спасателю [Текст]: Ю.П. Воробьев - М.: Энас, 2004.148с.
- Воробьев, Ю.Л., Иванов, В.В., Шолох, В.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: хрестоматия / Ю.Л. Воробьев, В.В. Иванов, В.П.Шолох. – М.: АСТ, 2004.-205с.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]:методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В.Марков.–М: Дрофа, 2004.-130с.
- Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В., Латчук В.Н., Вангородский С.Н., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности 5,6,7,8,9классы [Текст]:учебники для общеобразовательных школ / В.В. Поляков,М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук , С.Н. Вангородский, А.Г.Маслов. – М: Дрофа, 2004.
- Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Беспамятных Т.А., Закревский Н.В., Киселева Э.М. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Михайлова – СПб.: Питер, 2005.189с.
- Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебное пособие для вузов/ С.С. Тимофеева - Ростов на Дону: Феникс, 2004.214с.
- Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13.09.96 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 ча...
Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».
Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....