Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_akvarelka.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Сызранского района
«Утверждаю»
Директор ОУ ДОД ЦВР
Сызранского района
__________ Добрянина Т.Н.
«___» ______________ 200___ г.
Программа принята на основании
решения методического совета.
Протокол № ___ от «___» _______200___г.
Дополнительная образовательная программа детского объединения
«Акварелька»
Возраст детей: 11 - 14 лет
Срок образования: 1 год
Тип программы: адаптационная
Автор-составитель:
Пустобаева И.М. – педагог
дополнительного образования.
п. Варламово, 2013
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово
Календарно-тематическое
планирование объединения
«Акварелька»
Тип программы: модифицированная
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Пустобаева И.М.
2013год
I. Введение.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 часа.
II. Пояснительная записка.
2.1. Обоснование выбора.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества - главный смысловой стержень программы.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.
Нравственное развитие детей - одно из самых важных задач воспитания вообще, т.к. понятие "нравственность" неразрывно связанно с понятием "духовность". Идеальным средством для развития духовности является искусство. А наиболее полно познать искусство возможно только в процессе личной творческой деятельности. Отсюда главный принцип Программы: развитие чувства прекрасного через процесс активного наблюдения и сотворчества, переживания различных сторон окружающего мира на основе собственной деятельности.
Настоящее время - время качественных перемен в обществе. Сегодня в условиях социальной нестабильности, когда потребительское отношение к жизни, разрушение окружающей среды намного опережают созидательный процесс, особенно актуальными становятся новые концепции и программы, направленные на гуманизацию образования.
В первую очередь необходимо развивать у ребёнка универсальную человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни. Наилучшим средством для такого развития является искусство. Однако здесь важно учитывать, что ребёнок не просто созерцатель, а творческая личность. Ведь восхищение красотой ещё не означает её создание. В этой ситуации в эстетическом образовании необходим процесс, направленный на постепенный переход от изобразительной деятельности к созидательной. Эти идеи отражает программа "Акварелька".
2.2. Реальность выполнения.
Все работы, которые выполняются на кружке реально выполнимы, так как все необходимые для работы материалы имеются. Сложность работ соответствует возрасту учащихся.
III. Цели и задачи
Цели:
1. Развитие личностного творческого потенциала школьника и формирование его духовности и эстетической культуры.
2. Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.
3. Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в школе и повседневной жизни.
Задачи:
- Осуществление художественного познания мира школьниками через собственную деятельность.
- Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, с так же духовной значимости человека.
- Оптимизация образного мышления. Формирование основ художественных знаний.
- Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.
- Предоставление возможности совершенствовать способности под руководством и в совместной деятельности с художниками.
- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
IV. Стратегия работы.
Цели:
• Развитие творческих способностей ребёнка как основание духовности и личного творческого потенциала.
• Развитие художественных навыков и умений.
• Развитие интереса и желание к самостоятельному творчеству.
Задачи:
• Формирование творческих способностей.
• Воспитание эстетической потребности.
• Формирование художественных навыков.
• Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности.
• Формирование системы объемно - пространственного мышления.
V. Содержание, методы и формы работы
Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для творческого и духовного развития ребёнка. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.
Используются: выставки, экскурсии (в т.ч. и выездные), экскурсии с элементами практических занятий, просмотр фильмов и CD, встречи-беседы с народными умельцами, различные практические занятия. Коллективная работа над единым замыслом.
VI. Ожидаемые результаты
• Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
• Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
• Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.
• Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.
VII. Основные направления программы
В процессе изучения курса "Акварелька" систематизируются и расширяются представления детей о декоративно-прикладном искусстве (ДПИ).
В программе последовательно выстроены занятия ДПИ в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся:
• Разъясняет множество композиционных правил, приёмов, законов-основ ДПИ.
• Объясняет, как на практике пользоваться большим ассортиментом материалов: бумагой, тканью, стеклом, проволокой, кожей, берестой, красками, деревом, глиной, гипсом и пр.
Программа декоративно-прикладная и включает в себя два этапа:
1. Введение в прикладное искусство.
2. Изучение основ композиции на примерах некоторых видов прикладного искусства.
Нитью через всю программу проходит тема. Узоры - это элемент, часть ДПИ. Любое изделие ДПИ - это плод труда одного или нескольких детей. Занятие этим видом искусства даёт детям конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок ДПИ, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (бумаге) и объёме (предмете).
VIII. Условия реализации программы
Для того чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой. Помогать детям организовать рабочие места. Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.
Дети знакомятся с видами узоров, узнают законы равновесия. Педагог помогает выполнить практические работы. Для облегчения отработки приёмов предлагаются шаблоны. После отработки приёмов росписи на шаблонах расписываются фигурки, предметы.
Проведение выставок. Работа с различными материалами.
IX. Программа деятельности.
Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:
• беседы об узорах,
• показ приёмов рисования,
• выполнение практических работ, направленных на более прочное усвоение материала,
• знакомство с основными узорами и орнаментами,
• первые уроки дизайна,
• изучение народных промыслов.
X. Методические указания.
Необходимо обращать внимание на правильную постановку и построение предметов, наличие композиционного центра. Правильная последовательность и аккуратность выполнения работы во многом влияет на конечный результат работы, что очень важно для аппликации и дизайна.
XI. Материально-техническое обеспечение.
Для занятий на кружке необходимо:
- Таблицы по рисованию
- Репродукции картин «Третьяковская галерея»
- Пособие «Декоративно-прикладное искусство»
- Акварельные, гуашевые краски, тушь.
- Бумага для рисования (формат А3 и А4)
- Простые и цветные карандаши, мелки, клей, цветная бумага, лоскутки ткани.
XII. Тематическое планирование.
Тематическое планирование составлено на основе программы для внешкольных учреждений, рекомендованных управлением внеклассных и внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля |
| ||||
1 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | 2 | Обзорная лекция. Медиа –урок. | Контрольные вопросы |
2 | Основы цветовой грамоты. Композиции в декоративно-прикладном искусстве. | 2 | Лекция. Практическая работа. | Анализ практической работы |
3 | Стилизация объектов. Искусство орнамента. | 2 | Медиа – урок. Индивидуальная работа по составлению различных видов орнамента. | Беседа, анализ творческих работ учащихся |
4 | Линии в орнаменте. | 2 | Медиа – урок. Практическая работа. | Анализ практической работы |
5 | Геометрический орнамент. | 2 | Обзорная лекция. Индивидуальная работа по составлению орнамента. | Контрольные вопросы. Анализ творческих работ учащихся |
6 | Растительный орнамент. | 2 | Показ изделий ДПИ. Лекция. Практическая работа. | Анализ практической работы |
7 | Построение орнамент в полосе. | 2 | Индивидуальная работа по составлению схемы построения орнамента. | Анализ составленных композиций |
8 | Квадрат, варианты расположения узоров. | 2 | Практическая работа | Анализ работ учащихся |
9 | Круг, варианты расположения узоров. | 2 | Практическая работа. Показ изделий ДПИ. | Анализ работ учащихся |
10 | Круг, сложение узоров. | 2 | Коллективная творческая работа | Защита группами детей своих работ |
11 | Корона. | 2 | Аппликация на шаблоне | Анализ творческой работы |
12 | Шкатулка. | 2 | Медиа – урок, роспись шкатулки | Анализ составленных композиций. Просмотр творческих работ. |
13 | Кружка. | 2 | Роспись кружек | Анализ составленных композиций. Просмотр творческих работ. |
14 | Закладка для книг. | 2 | Лекция. Закладки в виде аппликаций | Анализ практической работы |
15 | Самостоятельная работа. Декоративное панно. | 4 | Аппликация Рисование | Анализ составленных композиций. Просмотр творческих работ. |
16 | Самостоятельная работа. Роспись шкатулки. | 2 | Роспись деревянной шкатулки. | Анализ составленных композиций. Просмотр творческих работ. |
| ||||
17 | Знакомство с дизайна. | 2 | Обзорная лекция Медиа - урок | Контрольные вопросы |
18 | Освоение простых композиций. | 2 | Аппликация по эскизам | Анализ работ учащихся |
19 | Освоение абстрактных композиций. | 2 | Лекция. Практическая работа | Анализ работ учащихся |
20 | Сложные абстрактные композиции. | 2 | Лекция. Практическая работа (эскизы) | Анализ работ учащихся |
21 | Украшение круга. | 2 | Практическая работа (эскизы) | Анализ работ учащихся |
22 | Создание подвесок для интерьера. | 2 | Практическая работа | Анализ работ учащихся |
23 | Создание абстрактного панно. | 2 | Коллективная творческая работа | Защита группами детей своих работ |
24 | Самостоятельная работа. | 2 | Практическая работа | Анализ работ учащихся |
| ||||
25 | Яркие краски Поволжья. | 2 | Медиа – урок Практическая работа | Контрольные вопросы. Анализ практических работ |
26 | Весёлые супрядки. | 2 | Обзорная лекция. Практическая работа. | Контрольные вопросы. Анализ практических работ |
27 | Геометрические узоры. | 2 | Практическая работа. | Анализ практических работ |
28 | Праздничный выезд. | 2 | Медиа – урок Индивидуальная работа по составлению пермогорской росписи | Беседа. Анализ творческих работ учащихся |
29 | Узор в круге. | 2 | Лекция. Практическая работа. | Анализ практических работ |
30 | Роспись хлебницы. | 2 | Лекция. Практическая работа. | Анализ практических работ |
31 | По грибы, по ягоды. | 2 | Обзорная лекция. Роспись сюжета. | Контрольные вопросы. Анализ составленных композиций. |
32 | Трёхлистный листок. | 2 | Медиа – урок. Практическая работа. | Беседа. Анализ практических работ |
33 | Чудо-тюльпан. | 2 | Обзорная лекция. Коллективная творческая работа. | Контрольные вопросы. Защита группами своих работ |
34 | Растительный узор. | 2 | Обзорная лекция. Коллективная творческая работа. | Контрольные вопросы. Просмотр творческих работ. |
35 | Цветочная гирлянда. | 2 | Обзорная лекция. Роспись в технике заливки. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ. |
36 | Райские птицы. | 2 | Медиа – урок. Роспись гипсовых фигурок в стиле пермогорской росписи. | Сообщения детей. Просмотр творческих работ. |
37 | Птица Сирин. | 2 | Медиа – урок. Роспись фигурки. | Беседа, просмотр творческих работ. |
38 | Торжественное чаепитие. | 2 | Дискуссия. Практическая работа | Анализ творческих работ |
39 | Роспись туеса. | 2 | Обзорная лекция. Индивидуальная работа по составлению композиций. | Контрольные вопросы. Анализ творческих работа учащихся. |
| ||||
40 | Мезенские росписи. | 2 | Медиа – урок. Коллективная творческая работа. | Сообщения детей, защита группами детей своих работ. |
41 | Узоры в прямой клетке. | 2 | Лекция. Практическая работа. | Анализ практической работы |
42 | Простые элементы. | 2 | Практическая работа. | Анализ практической работы |
43 | Узоры в косой клетке. | 2 | Практическая работа. | Анализ практической работы |
44 | Ленточный орнамент. | 2 | Практическая работа. Роспись шкатулки. | Анализ практической работы |
45 | Роспись поставка. | 2 | Обзорная лекция. Практическая работа. | Контрольные вопросы. Защита группами детей своих работ. |
46 | Уточки и лебеди. | 2 | Медиа – урок. Лепка птичек. | Беседа. Просмотр творческих работ. |
47 | Цветы и деревья. | 2 | Медиа – урок. Индивидуальная работа по составлению узора. | Беседа. Анализ творческих работ учащихся. |
48 | Лепка утицы. | 2 | Обзорная лекция. Практическая работа (лепка). | Анализ творческих работ |
49 | Роспись утицы. | 2 | Практическая работа. | Анализ практической работы |
50 | Олени и кони. | 2 | Практическая работа. | Анализ практической работы |
51 | Роспись оленей и коней. | 2 | Практическая работа. | Анализ практической работы |
52 | Мезенские росписи. | 2 | Медиа - урок. | Тестирование. |
| ||||
53 | Город мастеров. | 2 | Игра-путешествие. | Контрольные вопросы. |
54 | Искусство Гжели. Точки и прямые линии. | 2 | Обзорная лекция. Медиа - урок. | Контрольные вопросы. |
55 | Праздничное блюдо. | 2 | Лекция. Роспись посуды. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ. |
56 | Бордюры. | 2 | Обзорная лекция. Роспись без нанесения предварительного рисунка. | Просмотр творческих работ. |
57 | Маслёнка. | 2 | Лекция. Практическая работа. | Анализ практической работы |
58 | Капелька. | 2 | Обзорная лекция. Коллективная творческая работа. | Защита группами детей своих работ. |
59 | Мазковая роспись. Цветочек. | 2 | Медиа - урок. Коллективная творческая работа. | Беседа. Анализ творческих работ учащихся |
60 | Терем. | 2 | Лекция. Роспись панно. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ |
61 | Чайник. | 2 | Медиа – урок. Роспись чайника. | Беседа. Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ |
62 | Последовательность росписи птицы. | 2 | Практическая работа. | Контрольные вопросы. |
63 | Кумган. | 2 | Медиа – урок. Поэтапная проектная деятельность. | Собеседование с группами. |
64 | Роспись блюдца. | 2 | Практическая работа. | Анализ работ учащихся. |
65 | Сказочная Гжель. | 2 | Медиа – урок. | Тестирование. |
66 | Городецкая роспись. Роспись по дереву. | 2 | Лекция. Роспись кухонных наборов, брелоков. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ |
67 | Искусство Жостова. Элементы. | 2 | Обзорная лекция: роспись подносов. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ |
68 | Роспись подносов. | 2 | Практическая работа. | Анализ практических работ. |
69 | Золотая Хохлома. Выполнение элементов Хохломской росписи. | 2 | Медиа – урок. Коллективная творческая работа. | Сообщения детей, анализ. |
70 | Выполнение элементов Полховско-Майданской росписи. | 2 | Медиа – урок. Коллективная творческая работа. | Сообщения детей, анализ творческих работ. |
71 | Чудо – писанки. | 2 | Обзорная лекция. Роспись писанок. | Анализ составленных композиций, просмотр творческих работ. |
72 | Роль художественных народных промыслов в современной жизни. | 2 | Медиа- урок. | Тестирование. |
Итого: | 144 |
VII. Список литературы
Для учащихся:
1. Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.
2. Ю.Г. Дорожин Узоры Северной Двины, АДТ, 2002.
3. Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
4. Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002.
5. Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.
6. Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.
7. С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.
8. И.А. Королёва. М.Ф. Профераисова Давай учиться рисовать, Москва, 1993.
9. В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.
Для учителя:
1. Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.
2. Л.С. Зазнобина. СИ. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.
3. Г.Я. Федотов Дерево, Москва, 2003.
4. ГТарасевич. В.Грохотова. Е.Павлинова Художник оформитель (учебное пособие), Москва.
5. М.С. Соколова Художественная роспись по дереву (учебное пособие), Москва 2002.
6. С.А. Федоров. М.И. Семёнова Изобразильное искусство, Москва 1970.
- Арт –дизайн: красивые вещи «hand – made» (2-е изд.)
Серия «Стильные штучки». – Ростов –н/Д: Феникс, 2005 г.
- Серия «Легко и просто» изд.АРТ – Родник, издание на русском языке, Москва, 2007 г. (Германия).
- А.Г.Соцкова «Открытки своими руками. Шаг за шагом». Харьков: Книжный клуб, 2008 г.
- Жемчугова П.П. «Декоративно- прикладное искусство». СПб. «Издательский дом «Литера», 2006 г.
- Вешкина О.Б. «Креативная техника для хобби и творчества» Москва: Эксмо,2008г
- М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учёба, и игра: Изобразительное искусство» Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
- С.С.Константинова «Техники изобразительного искусства» Конспект лекций. Ростов – на – Дону «Феникс» 2004 г.
- Шалаева Г.П. «Учимся рисовать» Москва: Слово, Эксмо, 2007 г.
Тематическое содержание
1. Простые узоры и орнаменты
Занятие 1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Рекомендации к занятию:
- введение понятия ‘декоративно-прикладное искусство’,
- области декоративно-прикладного искусства.
Форма занятия: обзорная лекция с использованием слайдов.
Задание для учащихся: работа с тестами по данной теме.
Занятие 2. Основы цветовой грамоты. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Рекомендации к занятию:
- символика цвета, природа цвета,
- основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), локальные цвета. Цветовые контрасты. Смешение цветов, колорит. Типы цветовых гармоний,
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основные средства художественной выразительности декоративной композиции.
Задание для учащихся: составить декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (цветов, листьев, геометрических фигур). Выполнить в различном колорите.
3. Стилизация объектов. Искусство орнамента.
Рекомендации к занятию:
- понятие стилизации, процесс стилизации. Понятие орнамента, виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный). Типы орнаментов (ленточный, сетчатый, замкнутый: в круге, квадрате, треугольнике). Ритм. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Задание: выполнить стилизацию растительных элементов (листьев, ветвей, плодов, цветов). На основе полученных элементов создать различные по типу и виду орнаменты.
4. Линии в орнаменте
Организация: показ иллюстраций национальных костюмов (русский, украинский), проводится анализ орнамента;
вспоминают предметы, которые бывают, украшены орнаментом.
Задание: учащиеся рисуют украинский костюм и украшают его орнаментом.
Материал: лист А4, краски, кисточки-3, салфетка, иллюстрации шаблоны.
5. Геометрический орнамент
Организация: показ изделий народного промысла; обсуждение орнаментов, объяснить символику - дать характеристику.
Задание: учащиеся рисуют свой придуманный орнамент, объясняют его.
Материал: лист А4, краски, кисточки, карандаши, салфетка, иллюстрации, изделия ДПИ.
6. Растительный орнамент
Организация: показ изделий ДПИ, рассказ о символике и значении растительных мотивов в народных промыслах,
Задание: учащиеся выделяют составные элементы орнамента и рисуют их, составляют свой орнамент.
Материал: лист А4, краски, кисточки, изделия ДПИ, иллюстрации, шаблоны.
7. Построение орнамента в полосе
Организация: строят композиционную схему орнамента, даётся объяснение построения орнамента, повторяющихся элементов (приводится пример).
Задание: учащиеся выполняют схему построения и предложенный элемент, составляют свой.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, изделия с вышивкой.
8. Квадрат, варианты расположения узоров
Организация: определяется по схеме соответствие узора верхнему и нижнему квадрату, придумывают совместную схему.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
9. Круг, варианты расположения узоров
Организация: занятие проводится аналогично пятому. Показываются примеры часто декорируемых изделий, имеющих круглую форму: блюда, щит, коврик, скатерть и т.д.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
10. Круг, сложение узоров
Организация: рисуется первый ряд для примера, второй ряд - рисуется узор, который получится в результате сложения, третий ряд - раскладывается узор на составляющие.
Задание: учащиеся зарисовывают схемы, рисуют свою (на круглой форме листа).
Материал: лист А4, листА4 (круглой формы), краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
11. Корона
Организация: рассматривают представленные образцы головных уборов, дается характеристика и сравнение девичьих и женских головных уборов, объясняется принадлежность к сословию.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на шаблоне.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная бумага.
12. Шкатулка
Организация: вспоминают изученные узоры, орнаменты. Составляют эскизы к будущим шкатулкам. Объясняется
предназначение шкатулки в быту.
Задание: учащиеся придумывают и рисуют эскизы к своим шкатулкам.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
13. Кружка
Организация: рассматриваются иллюстрации, изделия, находят на них геометрические орнаменты, вспоминают,
почему называется "геометрический орнамент".
Задание: учащиеся составляют свои эскизы кружек, разукрашивают шаблоны.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
14. Закладки для книг
Организация: показывается пример закладок, объясняется последовательность работы. Учатся строить равновесную композицию.
Задание: учащиеся делают закладки в виде аппликаций.
Материал: лист А4, клей, ножницы, цветная бумага.
15. Самостоятельная работа
а) Декоративное панно
Организация: рассматриваются 2-3 варианта декоративного панно. Составляется собственный эскиз, выбирается техника выполнения.
Задание: учащиеся делают несколько эскизов и выполняют панно в технике (аппликация, рисование).
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага.
16. Роспись шкатулки
Организация: берутся ранее выполненные эскизы, объясняется последовательность выполнения работы.
Задание: учащиеся переводят свои эскизы орнамента или узора на шкатулку, выполняют роспись в определённой последовательности.
Материал: деревянная шкатулка, эскизы, краски, кисточки, салфетка.
2. Первые уроки дизайна
1. Знакомство с дизайном
Организация: преподаватель знакомит с дизайном, его канонами, объясняет и показывает простые композиции из геометрических элементов. Знакомит с законами симметрии и асимметрии, учит подбирать цвета, не нарушая
гармонию.
Задание: учащиеся выполняют два эскиза симметрию и асимметрию на фоне разного цвета, придумывают свою композицию.
Материал: лист А4, краски, кисточки, салфетка, демонстрационный материал, шаблоны.
2. Освоение простых композиций
Организация: вспоминают предыдущий урок, выбрать эскиз для будущей работы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию по своим эскизам, украшают 2-3 шаблона разной величины, формы и цвета.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага, картон.
Организация: рассматривают несколько вариантов узоров сделанных из сочетания прямых наклонных и кривых линий. Показать, как линии приобретают причудливые формы.
Задание: учащиеся выполняют аппликацию на бутылочке разной формы, из цветной бумаги используя свои эскизы.
Материал: салфетка, эскизы, шаблоны, клей, ножницы, цветная бумага, бутылочки.
4. Сложные абстрактные композиции
Организация: знакомятся со сложными абстрактными и тематическими композициями, сравнивают с простыми.
Задание: учащиеся выбирают тему и выполняют эскизы для будущего панно круглой формы.
Материал: лист А4,краски, кисточки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.
5. Украшение круга
Организация: вспоминают предыдущее занятие, обговаривают последовательность выполнения, выбирают эскиз.
Задание: учащиеся переводят эскиз на круг и, выбрав технику, выполняют работу.
Материал: краски, кисточки, круг (дерево, картон, т.д.), цветная бумага, эскиз, клей, салфетка.
6. Создание подвесок для интерьера
Организация: рассматривают подвески разной формы и величины, выполненные в разной технике. Предложить учащиеся сделать несколько видов подвесок для домашнего интерьера.
Задание: учащиеся выбирают технику исполнения и форму подвесок, вырезают по разным шаблонам 5-9 заготовок из картона и выполняют работу с учётом равновесия (модуль).
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка, нитки, палочки для подвешивания, демонстрационный материал.
7. Создание абстрактного панно
Организация: учащиеся делятся на группы, выбирают форму и цвет будущего панно, делают общий эскиз, выбирают технику.
Задание: учащиеся по общему эскизу делают большое панно, опираясь на знания полученные ранее.
Материал: цветной картон, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага, краски, кисточки, салфетка.
8. Самостоятельная работа
Организация: учащиеся вспоминают все, что делали на занятиях, выбирают самостоятельно тему, технику, делают эскизы, согласовывают с педагогом.
Задание: учащиеся выполняют работу согласно своему эскизу, пользуясь своими знаниями и опытом.
Материал: то, что понадобится для работы.
3. Узоры Поволжья
1. Яркие краски Поволжья.
Организация: учащиеся знакомятся с промыслом, смотрят образцы, узнают последовательность росписи.
Задание: учащиеся выполняют упражнения на заливку, в правильной последовательности, в завершении выполняют контур чёрной краской или фломастером.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.
2. Весёлые супрядки.
Организация: знакомятся с бытовыми предметами мастеров, рассматривают жанровые изображения, узнают их смысл.
Задание: учащиеся рисуют по образцу, расписывают орнаментальные полоски в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.
3. Геометрические узоры.
Организация: вспоминают простой геометрический орнамент, его функции и символику, вспоминают, что составляет основу орнамента.
Задание: учащиеся рисуют по образцу на полосе.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.
4. Праздничный выезд
Организация: преподаватель знакомит со смыслом и символикой данного сюжета.
Задание: учащиеся переводят картинку на досточку, и расписывают её росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки.
5. Узор в круге
Организация: учащиеся знакомятся с традиционным видом росписи круга, рассматривают образцы, иллюстрации.
Задание: учащиеся рисуют по образцу в круге, используя опорные линии, учитывают последовательность росписи.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.
6. Роспись хлебницы
Организация: учащиеся знакомятся с демонстрационным материалом, с помощью педагога выбирают форму хлебницы, орнамент, узнают о роли хлеба в жизни крестьян, о традициях и обрядах.
Задание: учащиеся переводят картинку на досточку, и расписывают её росписью, в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки разной формы.
7. По грибы, по ягоды
Организация: слушают рассказ о бересте, какое место занимала в жизни крестьян, что из неё делали и как украшали поверхность бересты, учащиеся знакомятся с художественными элементами росписи - листочками, ягодами и цветами.
Задание: учащиеся копируют предложенные элементы росписи, расписывают сюжет, используя опорные линии, самостоятельно работают над завершением панно.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, досточки разной формы.
8. Трехлистный листок
Организация: просмотр демонстрационных материалов, показ, как при точном соблюдении характера и образа росписи, варьируя размером и формой лепестков, меняя сердцевину цветка - получается огромное разнообразие.
Задание: учащиеся последовательно выполняют каждый этап рисования и цветовой заливки, обращая особое внимание на симметричность изображения. Используя опорные линии, завершают роспись набирухи.
Материал: лист А4, лист А4 с опорными линиями - набирухи, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер.
9. Чудо-тюльпан
Организация: учащиеся знакомятся с росписью тюльпановидного цветка. Симметричную композицию начинают с педагогом, заканчивают самостоятельно.
Задание: учащиеся копируют предложенные элементы росписи, расписывают симметричную композицию большего и малого тюльпанов, используя опорные линии, самостоятельно работают над
завершением панно.
Материал: лист A3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.
10. Растительный узор
Организация: слушают рассказ о чудо - дереве или "древе жизни" в славянской культуре. Показ примера, как узор мелких цветов, ягод и листьев вплетается в рамку, обрамляя фигуру людей и птиц.
Задание: начатую работу с педагогом работу над росписью "древа жизни" заканчивают работу самостоятельно, добавляя элементы растительного узора таким образом, чтобы получилась симметричная композиция.
Материал: лист A3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.
11. Цветочная гирлянда
Организация: показ примеров соединения в росписи гибких побегов, гирлянд, трёхлистных и тюльпановидных цветов, стебли-побеги сказочных растений. Побег при необходимости легко раздваивается как в нижней, так и в верхней части цветка и на нём встречаются красные кружки-ягоды. Ягода играет важную роль в развитии стебля, в композиционном построении узора. Этот простой приём позволяет легко останавливать рост гибкого побега, заполнять цветочным узором любую
Задание: учащиеся делают эскиз росписи, переводят его на шкатулку, расписывают в технике заливки.
Материал: лист А4, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, шкатулки.
12. Райские птицы
Организация: просмотр демонстрационного материала, Знакомство с традициями изображать птиц в русской культуре.
Задание: учащиеся расписывают гипсовые фигурки в стиле пермогорской росписи.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, клеёнка, гипсовые фигурки разной формы.
13. Птица Сирин
Организация: занятия проводятся аналогично 12-му.
Задание: учащиеся расписывают фигурки в традиционном стиле.
Материал: гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, клеёнка, гипсовые фигурки разной формы.
14. Торжественное чаепитие
Организация: учащиеся знакомятся с типичным изображением членов семьи, колористической гаммой, убранством комнаты.
Задание: учащиеся раскрашивают жанровую сцену, используя традиционную палитру мастера.
Материал: лист A3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал.
15. Роспись туеса.
Организация: учащимся предлагается раскрасить представленную форму, ещё раз обращая внимание на изображение человека, животных, птиц, растительного узора и полос орнамента. Создавая композицию, учитывать гармоничность.
Задание: учащиеся подбирают ранее изученные элементы пермогорской росписи, расписывают композицию, пользуются колористической гаммой.
Материал: лист A3, гуашь, кисточки, салфетка, фломастер, демонстрационный материал, шаблон.
4. Мезенская роспись
1. Мезенские прописи
Организация: учащиеся знакомятся с промыслом, его историей, географией. Просмотр демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетку.
2. Узоры в прямой клетке
Организация: рассказ о геометрическом орнаменте (вспомнить предыдущее занятие), часто можно встретить у ткачих и вышивальщиц учащиеся знакомятся с промыслом, его историей, географией. Просмотр демонстрационного материала.
Задание: учащиеся воспроизводят представленные образцы, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетку.
3. Простые элементы
Организация: знакомятся с простыми элементами, символикой элементов.
Задание: учащиеся копируют образцы. Особое внимание уделяется спиралевидным элементам - рисуют без отрыва руки.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал.
4. Узоры в косой клетке
Организация: учащиеся учатся строить орнамент в косой клетке, обращается внимание на ритмическое чередование узора.
Задание: по намеченным линиям учащиеся копируют элементы узора до конца ленты.
Материал: лист А4 с опорными линиями, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал.
5. Ленточный орнамент
Организация: обращается внимание учащиеся, что при явной простоте геометрического узора, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба, даёт широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Задание: учащиеся переводят эскизы орнамента на шкатулку и расписывают.
Материал: эскиз, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, деревянные шкатулки.
6. Роспись поставка
Организация', обращается внимание учащиеся на то, что орнамент отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяется формой вещи.
Задание: учащиеся выполняют роспись поставка вместе с педагогом, затем придумывают свою роспись, используют шаблоны.
Материал: лист А4 , черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, шаблоны.
7. Уточки и лебеди
Организация: учащиеся знакомятся с изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Задание: учащиеся вместе с педагогом лепят (глина, пластилин) птичек.
Материал: глина или пластилин, стеки, салфетка, демонстрационный материал, перышки.
8. Цветы и деревья
Организация: учащиеся рассматривают представленные образцы, встречающиеся чаще на мезенских прялках. Тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели
Задание: учащиеся самостоятельно составляют из предложенных вариантов цветов и деревьев узор для круга, переводят на бересту, расписывают.
Материал: лист А4, черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, береста.
9. Лепка утицы
Организация: учащиеся рассматривают представленные образцы формы утицы, особое внимание уделяют форме, размеру.
Задание: учащиеся лепят из глины утицу, учитывая все её особенности.
Материал: салфетка, демонстрационный материал, глина, клеёнка, стеки.
10. Роспись утицы
Организация: продолжение 9-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают утицы в стиле мезенской росписи.
Материал: черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, глиняные утицы.
11. Олени и кони
Организация: рассказ педагога о самых распространенных и любимых образах - кони, олени. Просмотр демонстрационного материала. Предлагается вылепить из глины.
Задание: учащиеся лепят фигуры животных строго в мезенском стиле, используя глину и проволоку.
Материал: салфетка, демонстрационный материал, глина, клеёнка, стеки.
12. Роспись коней и оленей
Организация: продолжение 11-го занятия.
Задание: учащиеся расписывают коней и оленей в стиле мезенской росписи. Материал: черная тушь, гуашевые краски темно красного и черного цвета, перья чертёжные или гелевые ручки, кисти, салфетка, демонстрационный материал, глиняные кони и олени, проволока.
5. Народные художественные промыслы
1. Город мастеров
Организация: игра-путешествие
2. Точки и прямые линии
Организация: на занятии учащиеся получают общее представление о данном промысле.
Задание: учащиеся учатся на отдельном листе получать различные оттенки синего цвета, затем выполняют работу
на специальном листе.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал
3. Праздничное блюдо
Организация: педагог рассказывает, чем отличается большое красивое блюдо от повседневной посуды, рассматривают узор и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.
Задание: учащиеся сначала на отдельном листе пробуют нарисовать орнамент, затем берут приготовленное блюдо и расписывают орнаментом, освоенным с предыдущего занятия.
Материал: гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, блюдо, демонстрационный материал.
4. Бордюры
Организация: учащиеся знакомятся с демонстрационным материалом, узнают о принципах построения орнамента.
Задание: учащиеся выполняют роспись без нанесения предварительного рисунка, используя опорные линии.
Материал: лист А4 с опорными линиями, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.
5. Маслёнка
Организация: рассказ педагога о гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры - прелесть гжельской художественной майолики (фигуры людей, животных и птиц).
Задание: учащиеся самостоятельно расписывают маслёнку, используя полученные навыки и приведённые примеры.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, шаблон, демонстрационный материал.
6. Капелька
Организация: знакомство со значением данного мазка в росписи, его сходства с дождевой каплей.
Задание: учащиеся рисуют по образцам простейшие элементы росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.
7. Мазковая роспись. Цветочек
Организация: знакомство с синей розой - одним из главных мотивов гжельской керамики, просмотр демонстрационного материала, знакомство с техникой.
Задание: учащиеся наносят мазки в правильной последовательности.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.
8. Терем
Организация: знакомство с одной из любимых росписей - архитектурные сооружения (мосты, дворцы, избы, храмы).
Задание: учащиеся выполняют эскиз для своего панно, опираясь на знания полученные на предыдущих занятиях.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, большое панно, демонстрационный материал.
9. Чайник
Организация: просмотр демонстрационного материала, обсуждение орнамента, придумать свою роспись для чайника.
Задание: учащиеся копируют примеры орнамента при росписи чашки, сахарницы, чайника, гжельскую розу наносят с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, демонстрационный материал.
10. Последовательность росписи птицы
Организация: знакомство с одним из любимых мотивов гжельских мастеров, как переданы позы и повадки птиц.
Задание: учащиеся на листе бумаги воспроизводят в правильной последовательности гжельскую птицу.
Материал: листА4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру демонстрационный материал.
11. Кумган
Организация: на занятии вспоминают все ранее полученные навыки и знания, педагог знакомит с Кумганом.
Задание: учащиеся обводят шаблон, расписывают его.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, шаблон.
12. Роспись блюда
Организация: продолжение 10-го занятия.
Задание: учащиеся создают эскиз для росписи блюда, после согласования с педагогом приступают к росписи.
Материал: лист А4, гуашь белую и голубую, кисти, салфетку, палитру, тарелка большого размера.
13. Сказочная Гжель.
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о росписи. Этапы работы над гжельской росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
14. Городецкая роспись. Роспись по дереву.
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о росписи. Этапы работы над городецкой росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
15. Искусство Жостова. Элементы.
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о росписи. Этапы работы над жостовской росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
16. Роспись подносов.
17. Золотая Хохлома. Выполнение элементов Хохломской росписи.
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о росписи. Этапы работы над хохломской росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
18. Выполнение элементов Полховско-Майданской росписи.
Рекомендации к занятию: введение понятия народные художественные промыслы. Разнообразие промыслов. Роспись по дереву. Сообщение детей о росписи. Этапы работы над полховско-майданской росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
19. Чудо-писанки.
Рекомендации к занятию: введение понятия писанки. Разнообразие писанок. Роспись по дереву. Сообщение детей о писанках. Этапы работы над росписью, элементы росписи.
Задание: составление вариантов композиций для росписи кухонных наборов и брелоков. Роспись изделий.
20. Роль художественных народных промыслов в современной жизни.
Организация: учащиеся вспоминают все, что делали на занятиях, выбирают самостоятельно тему, технику, делают эскизы, согласовывают с педагогом.
Задание: учащиеся выполняют работу согласно своему эскизу, пользуясь своими знаниями и опытом.
Материал: то, что понадобится для работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».
Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке. В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы....
Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"
Программа направлена на развитие творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность....