Конспект НОД в подготовительной группе "Что такое микроб?"
план-конспект по обж по теме
Что такое микроорганизмы? Какие бывают микробы? Эти ответы дети получат на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_chto_takoe_mikrob.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе.
«Что такое микробы?»
(Познавательное занятие)
Программное содержание:
-получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
-узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
-познакомиться с простыми способами борьбы и болезнетворными бактериями.
Материалы и оборудование:
У педагога: картинка с изображением разных микроорганизмов, взятая из школьного учебника ботаники или общей биологии; кусочки хлеба или другой еды, покрытые налётом плесени. (Принести в закрытой посуде и не открывать; рассматривать через прозрачную стенку!)
У детей: пластилин, здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший зиму под снегом.)
Организация занятия:
─ Кто из вас знает, кто такие микробы? (Педагог выслушивает все ответы и предположения детей, при необходимости он уточняет и дополняет их представления.)
Общая характеристика микроорганизмов.
─ Микробы ─ это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. Но они также, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Демонстрируются иллюстрации.)
─ Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолёта, и микроб движется. Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают ─ как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенёс их в рот. Были микробы в земле. Ребёнок играл на улице ─ микробы прилипли к пальцам. Потом он пошёл домой и стал этими же руками есть. Вот так они и передвигаются.
─ А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика… Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребёнка? (Ответ: микробы прилипли к её шерсти, морде, к лапам; ребёнок погладил собаку ─ они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.)
Чем питаются микроорганизмы?
─ Что едят микробы? Всё.
─ Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы её хорошо увидите. (Педагог показывает детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
─ Большинство микробов для нас не опасны. Даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
Характеристика болезнетворных микроорганизмов.
─ Некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы, и он начинает с ними бороться. То время, пока идёт борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьёт лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу ─ делает уколы.
─ Кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек. Но болеть всё равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
─ В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе ─ воспаление уха, если в зубе ─ дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребёнка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий. Но и микробам это полезно; когда у человека понос или когда он чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.
Размножение бактерий.
─ У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.
─ Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма. Две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются. Растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите ещё немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.) Правильно. Что теперь с ними произойдёт? (Ответы.) Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре.) И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.) Что будет дальше? (Ответы.) Правильно. Вот так их количество становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.
Борьба с болезнетворными микроорганизмами.
─ А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел.
─ Так ли уж опасны бактерии? Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают микробы. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.
─ На кого в первую очередь нападают микробы? На тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось. Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное ─ быть крепким, здоровым, закалённым, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справиться с ними, если его научить, как это делать.
─ Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим нагрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь. А как они могут попасть в организм? Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нём. Во-вторых, надо удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы.) Да, достаточно умываться и мыть всё то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного. В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин. Порезов, расчёсов. Конечно, и в этом случае организм справиться, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой ─ всё в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними. И совсем уж трудно приходится организму. Если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются очень быстро.
Заключение.
─ Теперь скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы.)
─ Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в организм? (Ответы.)
─ А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали? (Ответы.)
Конспект НОД в подготовительной группе
«Гигиена дыхательной системы»
(занятие по основам безопасности жизнедеятельности)
Программное содержание:
-расширить представления о строении органов дыхания;
-показать их значение для человека;
-подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания;
-научить правилам ухода за органами дыхания;
-расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас («слизь», «эпидемия», «заразился»).
Материалы и оборудование (на каждого ребёнка):
Зеркало, стакан с водой, бумажная салфетка, носовой платок, марлевая повязка, 2 ─ 3 зубчика чеснока.
Организация занятия:
Дети сидят за столами, на каждом рабочем месте лежит подготовленное заранее оборудование.
─ Ребята, давайте вспомним, какие органы дыхания мы знаем. (Ответы.) Зачем они нам нужны? (Ответы.) Сегодня мы познакомимся с ними более подробно. Поговорим о том, как надо за ними ухаживать, чтобы они служили нам много лет и не болели.
Рассматривание слизистой оболочки носа.
─ Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы.) Потом загляните внутрь. (Дети выполняют.) Что вы там видите? (Описания детей.) Какого цвета стенка носа внутри? (Розового.) Почему? (потому, что там много кровеносных сосудов.) Что вы ещё заметили? (Волоски.) Как думаете, зачем они нужны? (Ответ: волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы.)
─ Стенка носа внутри сухая или влажная? Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. (Дети выполняют.) Что получилось? (Ответы.) Это влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.
─ Вспомните, в какое время образуется особенно много этой слизи? (Ответ: когда мы заболеваем.) Как думаете, почему? (Когда человек простудился, в носу размножается много микробов. Надо много слизи, чтобы быстрее их уничтожить.)
─ Но слизь нужна и микробам. Слизь раздражает стенку носа, человек чихает или кашляет, капельки слизи вылетают, а в них сидят микробы. Воздух вместе с микробами может вдохнуть другой человек. Микробы поселяются и у него. Тогда говорят, что этот человек заразился.
─ Вам знакомо слово «эпидемия»? Слышали слова «Эпидемия гриппа»? Что значат эти слова? (предположительные ответы детей.) Да, эпидемия означает, что микробов стало очень много и они живут сразу во многих людях. Болеет много людей.
Меры профилактики заболеваний.
─ Давайте подумаем: когда нам плохо, когда мы болеем и заражаем других, микробам бывает хорошо или плохо? (Ответ: хорошо, они размножаются и расселяются по другим людям.) А когда нам хорошо, когда мы выздоравливаем или вообще не болеем, микробам хорошо или плохо? (Ответ: плохо, они не могут нормально жить.) Вот теперь и думайте: если вы бегаете раздетые, сидите на холодной земле, ходите с мокрыми ногами, не пьёте лекарство, кому вы делаете хорошо? (Ответы.) А кому плохо? (Ответы.)
─ Если вы лечитесь, пьёте лекарство, кому делаете хорошо? (Ответы.) Кому плохо? (Ответы.) Как вы будете поступать? (Ответы.) А если лекарство горькое или надо сделать укол? (Ответ: надо потерпеть.)
О путях распространения инфекции.
─ Сейчас посмотрим, как же расселяются микробы. Возьмите зеркало, поднесите его ко рту, раскройте рот и подышите на зеркало. Что увидели? (Зеркало запотело.) Значит, изо рта выходят капельки воды. Если в них нет микробов ─ не страшно. Если есть, то они могут попасть к другому человеку, и тот заболеет.
─ Теперь наденьте на рот марлевые повязки. Помогите друг другу завязать их. (Дети выполняют, педагог помогает им.) Снова подышите на зеркало. Что скажете? (капелек нет.) Зачем же люди во время эпидемии надевают повязки? (Ответы.)
─ Особенно сильно разлетаются капельки, когда человек чихает или кашляет. Как сделать, чтобы не заразить других людей? (Ответы.) Если вы больны и кашляете, что надо закрывать платком: рот или нос? (Рот.)
─ Посмотрите, как это делать правильно. (Педагог кашляет и закрывает рот платком.) Теперь попробуйте вы. (Дети выполняют.)
─ Когда чихаете, что нужно закрывать платком? (Нос.) Покажите как. (Дети чихают и закрывают нос.) Молодцы. Так всегда и делайте.
Профилактика инфекционных заболеваний.
─ Ну, и ещё стоит уменьшить количество микробов вокруг себя за счёт веществ, которые выделяют лук и чеснок. От этих веществ микробы погибают. Кто знает, как использовать лук и чеснок? (Ответ: их можно есть и носить на шее в коробочке с отверстиями.)
─ Давайте приготовим себе такую чудесную коробочку. Возьмите футляр от киндер-сюрприза, в котором есть отверстия, раскройте его. Проденьте в него толстую нитку. Завяжите на концах нитки узелки, чтобы они не выскользнули. (Можно дать детям 2 нитки с узелками, и дети просто свяжут их.) Положите в коробочку 2 ─ 3 зубчика чеснока. Закройте коробочку. Наденьте её на шею. (Дети последовательно выполняют все указания. Педагог корректирует их действия.) Так и будем носить чеснок, пока не пройдет эпидемия. Каждое утро вы будете сами класть чеснок в коробочку, а перед уходом вынимать его и мыть коробочку под краном.
─ Почему больному человеку надо сидеть дома и не ходить на работу и в детский сад? (Ответы: чтобы не заражать других людей, не получать других микробов от больных людей, не простудиться, не давать нагрузку больному организму.)
Блок 5 ─ лечение заболевшего человека.
─ Если всё же человек заболел, то, как помочь его организму справиться с микробами? (Предположения детей. Педагог внимательно выслушивает высказывания каждого ребёнка.) Во-первых, пить лекарства. Горькие они или сладкие, приятные или неприятные ─ их надо пить. Зачем? (Ответы.) Во-вторых, греться, ставить компрессы. При высокой температуре микробы погибают быстрее. В-третьих, не бегать по улице, не переохлаждаться. Микробы очень любят, когда человек охлаждается, им тогда легче с ним справляться.
Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».
Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....
конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)
Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...
конспект НОД в подготовительной группы «Сказочные фантазии»
Формировать у детей навыки и умения в дизайнерской деятельности, развивать их творческие способности, фантазию, воображение. ...
«Земля моя любимая» (конспект занятия для подготовительной группы)
Реализация национально-регионального компонента ...
конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"
Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...
Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"
Данный урок составлен в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи в подготовительной группе чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»...