Коррекционно-познавательное занятие по теме «Растения, которые нас лечат».
классный час по обж (7 класс) на тему
Цели:
- познакомить учащихся с основными лекарственными растениями своей местности, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки и применения;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.02 МБ |
tekst_2.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Растения которые лечат нас
Растения, которые нас лечат. Тема:
подорожник
Лопух
шиповник
береза
крапива
ландыш
одуванчик
ромашка
Тысячелистник
липа
Правила сбора трав 1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса. 2. Сушат под навесом, чтобы не попадали солнечные лучи . 3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении. 4. Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения. 5. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных дорог, а также в крупных городах. 6. Запрещён сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу .
1. 2. 3. 4. 5. Л И П А 1. Какое растение помогает при простуде? Б Е Р Ё З А 2. Ветки, какого дерева выгоняют простуду из человека в бане? 3. Какое растение придает аппетит? О Д У В А Н Ч И К 4. Это растение применяется при лечении кашля и высокой температуре? Р О М А Ш К А 5. Каким растением можно остановить кровотечение? Т Ы С Я Ч Е Л И С Т Н И К
Предварительный просмотр:
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Коррекционно-познавательное занятие для учащихся 7 класса по теме
«Растения, которые нас лечат».
Разработала и провела
воспитатель 7 класса
Баркалова Т.В.
Коррекционно-познавательное занятие по теме
«Растения, которые нас лечат».
Цели:
- познакомить учащихся с основными лекарственными растениями своей местности, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки и применения;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Оборудования и средства:
- компьютер;
- проектор;
- презентация;
- практический материал.
Ход занятия.
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | Примечание |
Организационный момент Цель – привлечь внимание детей к теме занятия. | ||
Ответы детей. Дети обобщают и отвечают. Предполагаемые ответы (деревья, цветы, трава, кустарники). | Какое время года? На нашем занятии сегодня, мы вернемся к весеннее - летнему сезону. Упражнение: «Найди закономерность». Цель: коррекция развития наглядно-образного мышления, формирование умения устанавливать закономерность. Что это? – Сказать одним словом. | Слайд №1. |
Введение в тему Цель – уточнить представление детей по теме занятия. | ||
Работают с карточками, составляют ключевые слова (нас, лечат, которые). Дети составляют упражнения. | Сегодня на занятие мы будем говорить об особых растения, а о каких вы сами мне ответите, выполнив упражнение. Упражнение: «Лишние буквы». Цель: коррекция концентрации и устойчивости внимания, на основе упражнения в исключении лишнего. Задание: вычеркнуть в строчке буквы, повторяющиеся дважды, а из остальных составить ключевые слова. Упражнение: «Собери предложение». Задание: из полученных слов составьте предложение. | У детей на столах карточки, при необходимости помогаю детям. Лепустина А. может испытывать затруднения. Слайд №2. Слайд №3. |
Основная часть Цель - познакомить учащихся с основными лекарственными растениями своей местности, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки и применения. | ||
Дети слушают рассказ воспитателя и принимают участие в беседе. Работа по слайдам. Дети поднимают листочки соответствующие цвету правильного ответа. Проверяют себя по слайду. Работа по слайдам. Дети поднимают листочки соответствующие цвету правильного ответа. Проверяют себя по слайду. Работа по слайдам. Дети поднимают листочки соответствующие цвету правильного ответа. Проверяют себя по слайду. Отгадывают загадки. Дети задают вопросы (предварительная работа). Ели болит сердце чем его лечить? А если плохой аппетит? (возможный ответ детей – одуванчик). У меня часто болит горло? (возможный ответ детей – ромашка). Возможны ответы детей (тысячелистник). Инсценировка (дети исполняют роль зайчонка и сороки про тысячелистник). Возможны ответы детей. Ученица читает стихотворение: Липа – средство от простуды, Знают все о том повсюду, Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет. При ангинах и простудах, Пьют целебной липы чай. Ответ детей. (Людей, которые собирали лекарственные растения, называли «травниками») Дети рассматривают упаковки, знакомятся с внешним видом, записями на них. Дети слушают и принимают участие в беседе. Дети составляют правила. Сверяются со слайдом. | Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: кусты, деревья, травы, цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая лужайка - это богатейшая аптека. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Итак, давайте познакомимся с лекарственными растениями. Упражнение: «Найди по описанию». Цель: коррекция логического мышления. Формирование соотношения между словом и образом. Задание: по описанию определите растения и поднимите карточку соответствующую этому растению. Тонкий стебель у дорожки, На конце его серёжки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук Существует легенда, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, желудок болит, всегда поможет подорожник. Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на ветке крепкой Сто плодов шершавых, цепких. Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репья! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло. Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос. Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешены на ветке. Меня зовут царём кустов За цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зелёный Вас ранить готов, Но я помогу всем больным И тем, кто здоров. Пейте для профилактики настой шиповника. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете. Немало лекарственных растений в лесу и на лугу. И чтобы продолжить знакомство с растениями отгадайте загадки.
Зеленые листочки. С белой корой, Стоит под горой. Настойки березовых почек исцеляют от бронхита (простуды). Отвар березовых почек применяют при болях, болезни суставов. Березовыми вениками парятся в бане «выгоняют» простуду.
Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же … Люди про неё говорят, что одна крапива заменяет семь врачей. Ей посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, используют для временного хранения пищевых продуктов, а также она хорошо останавливает кровь. Листья крапивы богаты полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. У кого будут вопросы? Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла. Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые — «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля. Родина ромашки Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Посмотрите на растение и ответьте, почему он так называется?... Каждый лист тысячелистника многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые трудно. Инсценировка. Цель – развитие творческих способностей учащихся. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет. Может, подскажите, как называется это дерево? А кто знает, является это дерево лекарственным? Есть в лесу и сладкая аптека. Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья). Я хочу сделать вам не менее интересное сообщение. С древних времен лечатся не только люди, но и животные. Ранней весной лиса и барсук для своих детенышей устраивают настоящие солнечные ванны. Они выносят своих малышей из сырых и темных нор, держат их некоторое время на солнышке, поворачивают с одной стороны на другую, а потом снова уносят в логово. Для чего же звери облучают солнечными лучами своих детей? А для того, чтобы предупредить рахит. Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Поедая полынь, степные копытные животные избавляются от глистов и других паразитов. Медведь не ляжет в берлогу до тех пор, пока не выведет глистов. Иначе ему не перезимовать. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение. Людей, которые собирали лекарственные растения, как называли? Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений. Упражнение: «Аптека». Цель – познакомить детей с аптечными упаковками лекарственных трав. Беседа – диалог по правилам сбора трав. Может, кто-то знает или даже сам собирал лекарственные растения? Составим памятку сбора трав. Для этого вы из нескольких вариантов выберите правильный. | Объясняю слово «травники». Слайд №4. У детей цветные листочки. Слайд №5. Подорожник. Слайд №6. Слайд №7. Лопух. Слайд №8. При необходимости задаю наводящие вопросы Слайд №9. Шиповник. Слайд №10. Береза. Слайд №11. Крапива. Слайд №12. Ландыш. Слайд №13. Одуванчик. Слайд №14. Ромашка. Слайд №15. Тысячелистник. Приложение. Слайд №16. Липа. Слайд №17. Объясняю слово «рахит» (это заболевание когда не хватает, каких либо витаминов) Воспитатель раздает аптечные упаковки лекарственных трав. Карточки с вариантами правил. Слайд №18. Правила сбора трав. |
Практическая часть Цель – социализация учащихся на основе упражнений в узнавании лекарственных трав и приготовлении чая, отвара. | ||
Из предложенных карточек с названиями трав дети выбирают ту карточку, которая соответствует его растению. Рыбаченко К. – готовит чай из листа смородины (самостоятельно). Ларин Д. – готовит отвар из шиповника (под руководством воспитателя). | У нас есть и домашняя аптека, которую собрали наши мамы и бабушки, давайте попробуем определить какие это растения. Упражнение: «Что это?». Цель: учить различать и узнавать лекарственные растения по внешнему виду и запаху. Задание: определить по запаху и внешнему виду продукт растения. (шиповник, смородина, ромашка, мята) А сейчас я вам расскажу о способах приготовления травяных отваров и витаминных чаёв, которые вы можете приготовить сами. Мы с вами вместе попробуем приготовить некоторые из них. 1.В чистый термос насыпать плоды шиповника, боярышника, сушёные ягоды малины, земляники. Залить кипятком. Настоять несколько часов. 2. В чистую эмалированную или стеклянную посуду насыпать сухие листья душицы, смородины, мяты, мелиссы, малины. Залить кипятком, закрыть плотной крышкой и укутать. Настаивать несколько часов. З. То же самое, только томить на водяной бане несколько минут. | У каждого ученика на парте пакетик с одним лекарственным растением и карточки с названиями трав Воспитатель с учащимися готовят травяные настои для чаепития. В упаковках: лис смородины, душица, ромашка. |
Закрепление Цель – закрепить полученные знания на занятии о лекарственных растениях. | ||
Дети отвечают на вопросы кроссворда (липа, береза, одуванчик, ромашка, тысячелистник) и отгадывают ключевое слово (лечат). | Познакомились с лекарственными растениями, а теперь хочу узнать, как вы усвоили тему занятия, для этого разгадаем кроссворд. | Слайд №19. Кроссворд. |
Рефлексия Цель – оценка учащимися своей активности и качества работы на занятии. | ||
Ответы детей (ДА/НЕТ). Дети встают с мест и прикрепляют листочки к дереву. |
В заключение нашего занятия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО. Лес не только для нашей забавы, Он – богатство нашей страны. Ведь из трав лесного царства, Люди делают лекарства. | Рисунок с деревом. |
Приложение
Инсценировка (2 чел.)
Каждый лист разбит на дольки посчитайте, сколько их? 20, 30, 50
(Зайчонок) Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…
Сорока: Что это ты считаешь?
Зайчонок (вздыхая): Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.
Сорока (смеётся): – Ха – ха – ха! Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков. Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.
Зайчонок: Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. Будто маленькие ветки ёлки.
Сорока: Очень интересное растение, очень. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.
Зайчонок: А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков?
Сорока: Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай. А потом мне скажешь!
Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать: Один, два, три…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Животные, которые нас лечат"
Классный час на тему:"Животные, которые нас лечат" для учащихся 6 класса...
Открытое занятие по теме: «Растения, играющие в прятки»
Знакомимся с растениями, живущими на ссохшейся твердой и красной почве. Однако не всегда в пустыне стоит жара. В южном полушарии времена года противоположны нашим. Июль - август – зима, сентябрь...
Конспект внеклассного занятия на тему: «Профессии, которые мы выбираем».
Самая лучшая профессия – эта та, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Хорошо, когда занимаешься любимым делом, получаешь достойную заработную плату и чувствуешь уверенность в завт...
Занятие на тему: "Растения лечат"
Педагог знакомит детей с лекарственными растениями с помощью стихов и загадок. Рассказы детей....
Коррекционно-познавательное занятие по теме «Где живёт Дед Мороз?».
Цели:Расширять представления учащихся о Деде Морозе, его вотчине.Корригировать зрительное и слуховое внимание на основе выполняемых упражнений в узнавании, запоминании, воспроизведении.Воспитывать уси...
Урок кубановедения по теме: «Растения, которые нас окружают».
Интересный урок кубановедения "Растения которые нас окружают"...
Конспект занятия на тему "Опасности, которые подстерегают нас дома"
Занятие предназначено для обучающихся начальной школы....