I. Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.
| Сегодняшний урок посвящён организмам, с которыми мы встречаемся в природе ежедневно. Но многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим неповторимый вред. Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно. Что без них вообще невозможно жить. Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня у нас речь на уроке? – Какой вопрос (тему) будем обсуждать на уроке? Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. Определение темы и цели урока. 3. – Расскажите мне, что вы уже знаете о растениях, и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения. Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы по карточкам под заголовком «Вспоминаем то, что знаем». – Где можно встретить сорные растения? (Жизненный опыт.) – А какие растения произрастают около вашего дома? (Жизненный опыт.) – Как называют растения, которые возделывает человек? (Жизненный опыт.) – Какие растения можно назвать лекарственными ? (Жизненный опыт.) А теперь давайте проверим домашнее задание. (Мини-сочинение «Особенности природы нашей местности»). |
Ответы учащихся
Индивидуальная работа с карточками. Просмотр презентации (слайд 1,2)
Взаимопроверка. |
Регулятивные УУД - Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
|
II. Совмест-ное открытие знаний. | 1. Работа в парах с учебником . – Дать определение терминам: флора, эндемики, реликтовые растения, травянистые растения, сорные растения, культурные растения 2. – Какие условия жизнедеятельности складываются у подорожника? 3. – Какие карантинные растения обитают на Кубани? | Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (письменно)
Слайды 3,4. | Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные УУД 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать само-стоятельно выработан-ные критерии оценки. Познавательные УУД 1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.
Физкультминутка.
| (Работа в группах) 1.В течение 3-х минут каждой команде из предложенного списка выбрать как можно больше растений, проклассифицировать их по группам и занести в таблицу Сорные растения | Цветы | Культурные растения |
|
|
|
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) Ветер тихо клен качает Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
2.Решение экологических задач: Задача 1 . Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученик заметил, что на этом берегу растут совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг, на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь? Задача 2 В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему? Задача 3 Весной часто можно видеть костры, в которых на ряду с накопившемся зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прощлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зелёная трава. Что на этот счёт думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ обоснуйте. Викторина «Лесная аптека» - Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? -Каким настоем лечат простуду, кашель. - Плоды каких кустарников богаты витамином С -Какое растение, по народным поверьям, любят кошки? При каких заболеваниях она помогает? - Расскажите известные вам народные способы лечения лекарственными растениями. | Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону
Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов Слайды 5,6,7.
Слайд 8.
Слайды 9,10,11.
| ТОУУ . Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные УУД 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
IV. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание | Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
§ 3. Отвечать на поставленные вопросы §3 Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях ( на выбор). Подготовить сообщения: «Реликтовые растения», «Сорные растения и «Эндемики» ( на выбор).
|
Слайд 12. |
|