Основы безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации и компьютеризации коррекционной школы.
статья по обж (8 класс) на тему

Долгов Василий Семенович

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с  окружающей средой, животными). Нередко, ребенок с нарушением слуха не может сам себя обслужить, понять какое действие нужно выполнить в данный момент и получается что он подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума. Таким образом, необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их неукоснительное выполнение. Так как дети с нарушением слуха подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгов Василий Семенович – педагог организатор ОБЖ и учитель физической культуры

                                                                         

ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей

с  ограниченными возможностями здоровья»  

г. Елабуга

 «Основы безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации и компьютеризации коррекционной школы»

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с  окружающей средой, животными). Нередко, ребенок с нарушением слуха не может сам себя обслужить, понять какое действие нужно выполнить в данный момент и получается что он подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума. Таким образом, необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их неукоснительное выполнение. Так как дети с нарушением слуха подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.

Основная цель– воспитание “личности безопасного типа”, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающего важность, стремящийся решить эти проблемы, разумно сочетать свои интересы с интересами общества. Так же развития самостоятельности и ответственности.

  В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения безопасности учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, коррегирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. 

      Здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся  

      Принцип укрепления здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Условиями роста резервов здоровья учащихся следует считать правильную дозированость физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

      Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ. Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!»

      Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

      Ученикам очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре. Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе.

     Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха  и повысить эффективность учебного процесса.

      Особо хотелось бы отметить тематические вечера и праздники, посвящённые здоровью. В школе регулярно проводится День Здоровья, Зарница, Масленица (с народными играми на свежем воздухе), спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая. На таких мероприятиях учащиеся систематизируют полученные ранее знания и умения, играют сами и проводят игры со зрителями. Такие внеклассные мероприятия несут большую воспитательную ценность.

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

Библиографический список:

  1. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  3. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  5. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».Це...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. ...

"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"

Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...

Урок по предмету Основы безопасности жизнедеятельности на тему: "Если хочешь быть здоров" в специальном (коррекционном) классе для детей с УО (вариант 1 ФГОС)

Урок-путешествие проводится  как урок повторения и обобщения изученного материала на уроках знаний по предмету ОБЖ.  Увлекательное путешествие по различным станциям позволяет обучающимся в и...