Азбука дорожного движения
учебно-методическое пособие по обж (5 класс) на тему

Попова Тамара Сергеевна

Цель урока:

1) углубить знания учащихся о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
2) сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:
1)  познакомить с правилами безопасности на улице;

2) развивать умение предвидеть опасную ситуацию;
3)  развивать наблюдательность, умение оценивать чужие и свои действия;

4) расширить знания дорожной азбуки

5)  воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

Актуальность:

Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного ответственность травматизма в образовательном учреждении.

Серьезное упущение в обучении детей Правилам дорожного движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может проехать на красный свет светофора, не пропустить нас на пешеходном переходе и т.п.

Поэтому очень важно донести до детей мысль: «Правила соблюдать необходимо, чтоб не случилось беды. Но все же есть безответственные люди, которые не соблюдают Правила, и лучше перестраховаться на случай встречи с ними». Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать проезжую часть. И перебегают, в чем помогает им умение прикинуть расстояние до приближающего автомобиля и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Мы должны научить своих детей искусству самосохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2-napechatat.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №259

Занятие по ПДД для начальной школы

(Внеурочная деятельность. Программа «Азбука безопасности»)

«Азбука дорожного движения»

                                                      Преподаватель-организатор ОБЖ Попова Т.С.

Г.Санкт-Петербург

2017г.

Цель урока:

1) углубить знания учащихся о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
2) сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:
1)  познакомить с правилами безопасности на улице;

2) развивать умение предвидеть опасную ситуацию;
3)  развивать наблюдательность, умение оценивать чужие и свои действия;

4) расширить знания дорожной азбуки

5)  воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

Актуальность:

Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного ответственность травматизма в образовательном учреждении.

Серьезное упущение в обучении детей Правилам дорожного движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может проехать на красный свет светофора, не пропустить нас на пешеходном переходе и т.п.

Поэтому очень важно донести до детей мысль: «Правила соблюдать необходимо, чтоб не случилось беды. Но все же есть безответственные люди, которые не соблюдают Правила, и лучше перестраховаться на случай встречи с ними». Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать проезжую часть. И перебегают, в чем помогает им умение прикинуть расстояние до приближающего автомобиля и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Мы должны научить своих детей искусству самосохранения.

Оборудование: модель светофора, схема проезжей части улицы,  дорожные знаки. Презентация по ПДД.

Содержание урока

  1. Вводная часть

Учитель2. Основная часть

Учитель. Презентация по ПДД

Ребята, предлагаю вам сделать небольшой тест и проверить, насколько хорошо вы знаете Правила.

Тест «Проверь себя»

Если ты согласен, в клеточках справа напиши «Да» или «+», если не согласен «Нет» или «-»

1

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

2

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

3

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

4

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

5

Двигайся по тротуару, придерживайся правой стороны.

6

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Обсуждение ответов.

Учитель: Какие ПДД вы знаете? (ответы детей)

Ведущий.Ученик.

 Сейчас я расскажу вам про кота Мурзика, а вы послушайте и ответьте на вопрос: - какими правилами пренебрег кот Мурзик?

Наш кот (его Мурзиком зовут),

Вздумал попутешествовать.

Что он умел? Ел, пил, мяукал,

Дорожных правил не изучал.

Поэтому и не знал он, досадно,

Что на дорогах опасно.

(Кот посреди улицы, мимо него проезжают машины)

Кот Мурзик (восхищенно) Как классно! Как здесь красиво!

Значит, вышел я не напрасно!

Здесь по тротуару похожу,

Себя, свой хвостик покажу...

(Идет навстречу другим пешеходам, натыкаясь на них ,пока медведь не наступает ему на лапу).

Кот Мурзик. Ой! Моя лапка!

Вы что же на меня наступили?

Медведь. Сам виноват! Ты простофиля!

Ходить надо уметь!

Кот Мурзик. Я лучше вон туда пойду.

Дорогу сейчас перейду.

Ведущий. Увидел наш кот

Знак «пешеходный переход».

Там светофор красным глазом

Предупреждал всех: ни шагу!

Все знают, даже и коты,

Что на зеленый надо идти.

И наш Мурзик это хорошо знал,

Но терпеть он устал.

Кот Мурзик. Ждать долго я не хочу.

А! Рискну! Наверное, проскочу.

Ведущий. Побежал! Взвизгнул автомобиль...

Мурзик почувствовал страшную боль.

В аварию Мурзик попал.

Теперь в гипсе и хвост и лапы.

- Почему случилась беда с Мурзик?

Учитель

Правила дорожного движения - это своеобразная дорожная грамота. Владеть ими должны все, чтобы не продолжить печальный список, который открыл кот Мурзик. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными причинами опасных ситуаций на улице, дорожными знаками, обсудим наши действия, как участников дорожного движения.

Отгадайте загадки:

А) Не летает, но жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (Автомобиль)

Б) Дом по улице ползет.

На работу всех везет,

Не на куриных ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

- Как одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт)

- Какой бывает транспорт? (Водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный.)

Игра «Знаешь ли ты машины?»

  1. Какой транспорт перевозит пассажиров? (автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси и т.д.)
  2. Какой транспорт перевозит грузы и какие? (грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и т.д)
  3. Какие машины помогают убирать улицы?(снегоочистители, грейдеры, поливальные и т.д.)
  4. Какие специальные машины ты знаешь? («скорая помощь», пожарные, «ДПС», дорожные катки и т.д.)
  5. Какой транспорт можно назвать воздушным? (самолет, вертолет и т.п)
  6. Где можно передвигаться с помощью транспорта?(по земле, воде, воздуху)

Легковые автомобили, грузовики, автобусы мы ежедневно видим на улицах. Это соседи любого городского жителя.

- Как вы думаете, эти соседи - безопасны?

Любая вещь, предмет не бывают ни добрыми, ни злыми, ни безопасными, ни опасными. Такими их делает человек. Самое главное - понимать, когда и при каких обстоятельствах автомобиль становится опасным.

Учитель:

А теперь мы с вами познакомимся с некоторыми правилами дорожного движения:

  1. Знаешь правила движенья-

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!

  1. Чтобы улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.

  1. Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

  1. Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут.

  1. Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

  1. Очень важная наука –

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения

Физкультминутка «Дорожная».

(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)

 Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз – два - три,
Покачай головой: раз – два – три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три
.

Учитель: Кроме правил мы должны помнить, что на улицах города есть наши друзья - знаки.

Город, в котором с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот он, букварь - его надо весь знать

Вдоль тротуара, глянь - знаки висят.

- Вспомните, как называются знаки, которые мы изучали в первом классе?

Учитель: читает стих и показывает знаки.

Стихи про дорожные знаки

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Пешеходный переход.

 

        Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Движение пешеходов запрещено.

 

        Знак «Движение пешеходов запрещено»:

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Место стоянки.

 

        Знак «Место стоянки»:

Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Подземный пешеходный переход.

 

        Знак «Подземный пешеходный переход»:

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси.

 

        Знак «Место остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси»:

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

 

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Дети.

 

        Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Дорожные работы.

 

        Знак «Дорожные работы»:

Знак «Дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Дикие животные.

 

        Знак «Дикие животные»:

Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Пункт первой медицинской помощи.

 

        Знак «Пункт первой медицинской помощи»:

Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Больница.

 

        Знак «Больница»:

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»

Выучи правила!!!!

Правило 1: Переходить улицу можно  по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»

- Есть ли у нашей школы такой знак?

- Когда ещё можно переходить дорогу?

 - Какие знаки нам еще нужно знать?

Игра «Угадай знак» (учитель показывает знак – дети угадывают) 

Правило 2: Ты должен пользоваться переходом со светофором

-У нас в городе есть светофоры? 

-Что означают его сигналы? 

Сигналы светофора:

«красный человечек» означает: «СТОЙТЕ!» «зеленый человечек» означает: «ИДИТЕ!»

Правило 3: Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

- Почему?

Игра «Светофор» (красный свет – хлопаем, зеленый – шагаем, оранжевый - приседаем)

Правило 4: Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до се редины дороги - направо.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Правило 5: Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. 

- Почему, как вы думаете?

Правило 6: Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. ( Даже если ты очень спешишь в школу - получить пятерку по правилам дорожного движения.) Перед дорогой надо остановиться. 

-Почему это надо делать?

Правило 7: Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

                                                       Наша Таня громко плачет,

                                                      Уронила новый мячик

                                                      Мяч попал под «Москвича»,

                                                      Больше нет теперь мяча.

                                                      Игры на проезжей части

                                                      Могут привести к несчастью.

                                                      Скажет каждый постовой:

                                                    - НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!

Правило 8: Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:

автобус и троллейбус на остановке надо обходить только СЗАДИ, а трамвай можно обходить только СПЕРЕДИ. Это правило очень легко запомнить, если представить, что автобус и троллейбус это собаки и кусаются спереди, а трамвай это лошадь и лягается сзади.

Правило 9: Вне населенных пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (обочине) навстречу машинам.

Правило 10. Во время перехода дороги надо быть очень внимательным и следить за ситуацией на проезжей части дороги.

3. Заключительная часть.(Рефлексия)

- От чего зависит безопасность на дорогах и улицах?

- Какие правила вы запомнили сегодня на уроке?

- Какие знаки изучили?

- О чем научились на уроке, то что расскажете дома?

На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

                                                          Литература:

  1. «Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения»/Сост. Н.А.Извекова.-М.:Просвещение,1982.
  2. «Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.- сост. Е.Ю. Лавлинскова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. «Дети и дорога». Пособие для педагогов и воспитателей. Уфа: полиграфкомбинат,2003.
  4. «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №17 (323), 2014.
  5. «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №18 (324), 2014.
  6. www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-dorozhnye_znaki.htm
  7. О.В.Калашникова “Путешествие в страну дорожных знаков и сказок”, изд. “Учитель”, Волгоград, 2006г
  8. Г.П.Шалаева “Дорожные знаки для маленьких пешеходов”, изд. “Эксмо”, Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука дорожного движения

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе...

классный час "Азбука дорожного движения"

Данный материал подготовлен для проведения интегрированного урока в целях профилактики детского-дорожного травматизма...

Конспект внеклассного занятия: "Азбука дорожного движения. Красный, жёлтый, зелёный".

Внеклассное занятие  для учащихся 1-3 классов  специальной ( коррекционной ) школы  по правилам дорожного движения. Весело и непринуждённо дети изучают сигналы светофора....

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Устный журнал "Азбука дорожного движения"

Цели и задачи устного журнала: Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить                 Наиболее распр...

Азбука дорожного движения

Интересный классный час для учащихся...