Семинар-практикум учителей ОБЖ по теме: "Использование интегрированных педагогических технологий как условие качественного обновления образовательного пространства по предмету ОБЖ"
методическая разработка по обж (8 класс) по теме

Хазов Александр Ильич

Доклад + презентация к семинару-практикуму.

Интегрированный урок ОБЖ+химия в 8 классе по теме: "Воздействие оксидов на окружающую среду и здоровье человека".

Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Доклад семинара-практикума учителей ОБЖ

 «Использование интегрированных

педагогических технологий

как условие качественного обновления

образовательного пространства

по предмету ОБЖ»

       

                                                                                       Подготовил:

                                                                                       учитель ОБЖ

                                                                            высшей квалификационной категории

                                                                                         Хазов А.И

         Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д

К сожалению, на данный момент сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания педагога. Использование интегрированных педагогических технологий способствует педагогу в качественном обновлении образовательного пространства

           Под образовательным пространством понимают ту сферу общественной деятельности, в которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности.

(слайд №2)

Безопасное образовательное пространство обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ними сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.

 

В трактовке образовательного пространства выделены два подхода:                           рамочный и дискурсивный.

Понятие «пространство образования», раскрывается через следующие основные характеристики: (слайд№3)

субъективно-деятельностные 

ценностно-ориентационные 

содержательные 

организационно-управленческие 

Складывание подобного «многоукладного» или, говоря современным языком, вариативного образовательного пространства есть закономерный культурно-исторический процесс с определенными стадиями, движущими силами и механизмами развития.

            Образовательное пространство представляет собой различные способы (от мировоззренческих до организационных) взаимодействий учителей и учеников, семей, микросоциальных групп, гражданских коллективов и профессионально-педагогических сообществ.

Таким образом, образовательное пространство можно трактовать как результат конструктивной интегрирующей деятельности. В нем осуществляется взаимодействие образовательных сред и форм существования образовательного сообщества как социокультурного и социопсихологического феномена

Интегрированное обучение (Слайд №4)

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Экология, введённая как обязательный предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства требуют иных подходов в организации учебного процесса.

       В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

       Интегрированный урок -  одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и ОБЖ. Напротив, по своей сути, школьный предмет ОБЖ  является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.  Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

  Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.   (слайд 5)        

         Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.

Альтернативность решения. 

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

 (слайд 6) Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Интеграция  рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в нашей профессиональной деятельности  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

 Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработки отдельных интегрированных уроков по предметам естественнонаучного цикла

Типы и формы интегрированных уроков (слайд №7)

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

       Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию. 

  Постановка проблемы (слайд №8) Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ.  К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика Основ Безопасности Жизнедеятельности  на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.                                                                                

Цели интегрированного обучения (слайд№9) 

1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения ОБЖ  на основе интеграции  разных предметов.                               2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.                    3.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

 Принципы интегрированного обучения (слайд №10)

  • Синтезированность знаний. 

        Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.

  • Углублённость изучения. 

     Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления

Технологии в интегрированном обучении (слайд№11)

    Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности
  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии:

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, "технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: (слайд№12) 

 -В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.                                                                                                   - В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.    - Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: (слайд №13)  

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Преимущества интеграции на уроке (слайд №14-16)

1.      Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

   -  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

   -  Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. 

4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

5.    Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

      Результаты интегрированного обучения и его значение (слайд №17)

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;                                    2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;                                                                                                                   3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;                                                                                4) повышает качество знаний учащихся;                                                                               5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Перспективы развития интегрированного обучения (слайд №18) Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития. 

        В интегрированном обучении, при пересечении предметных областей возможно составление программ, что будет следующим этапом в нашей работе.                                               

                       

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование интегрированных педагогических технологий как условие качественного обновления образовательного пространства по предмету ОБЖ Презентацию к докладу семинара-практикума подготовил учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Хазов А.И. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» пос. Скоропусковский Сергиев Посадского района Московской области

Слайд 2

Под образовательным пространством понимают ту сферу общественной деятельности, в которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности.

Слайд 3

Понятие «пространство образования», раскрывается через следующие основные характеристики: * субъективно-деятельностные * ценностно-ориентационные * содержательные * организационно-управленческие

Слайд 4

Интегрированный урок- одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и ОБЖ. Напротив, по своей сути, школьный предмет ОБЖ является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Слайд 5

Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения . Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

Слайд 6

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Слайд 7

Интеграция Физика Информатика Биология История ЛИТЕРАТУРА ХИМИЯ ФИЗКУЛЬТУРА Алгебра ГЕОГРАФИЯ ОБЖ

Слайд 8

Постановка проблемы Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика Основ Безопасности Жизнедеятельности на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету.

Слайд 9

Цели интегрированного обучения . 1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения ОБЖ на основе интеграции разных предметов. 2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 3.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Слайд 10

П ринц и пы интегрированного обучения Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

Слайд 11

Технологии в интегрированном обучении 1.Технология объяснительно-иллюстрированного обучения; 2. Технология личностно-ориентированного обучения ; 3. Технология развивающего обучения

Слайд 12

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия : В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Слайд 13

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Слайд 14

Преимущества интеграции на уроке 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Слайд 15

3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. - Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. - Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

Слайд 16

4 . Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. 5. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Слайд 17

Результаты интегрированного обучения и его значение 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Слайд 18

Перспективы развития интегрированного обучения Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

Слайд 19

Список литературы 1.Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки география, биология , экология , ОБЖ, химия) // География в школе.-2002.-№ 3. -С. 70. 2.Знагирова Л.Н. «Открытый интегрированный урок биологии и географии»//Биология в школе.-2007.- № 4.-С .41 3.Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118 4.Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988 Думина И.В. Педагогические технологии в обучении географии./Современный урок географии Ч.2 - М.: Школа-Пресс, 2001. (География в школе. Библиотека журнала. Вып. 5) Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1988. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Семинар-практикум

учителей ОБЖ

интегрированный открытый урок

 (ОБЖ + химия) на тему:

«Воздействие оксидов на

окружающую среду и

здоровье человека».

 Открытый интегрированный  урок подготовили:

учитель ОБЖ  высшей  квалификационной

категории  Хазов А.И.

 учитель химии I квалификационной

категории   Литвинчук С.В

г. Сергиев Посад.

Цели урока:

Образовательные – закрепить знания учащихся в области ОБЖ и химии по вопросам загрязнения окружающей среды оксидами на здоровье человека, профилактика возможных заболеваний.

Развивающие:

- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

- учить работать с разными информационными источниками;

- сформировать потребность применять знания по ОБЖ и химии в повседневной жизни.

Воспитательные

- сформировать понимание уникальности каждого организма, ценностное отношение к жизни человека;

- воспитать культуру поведения, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

- актуализировать и развить знания о воздействии оксидов на окружающую среду и организм человека;

- продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

 - продолжить формировать информационную компетентность.

Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, периодическая система Д.И.Менделеева, таблица для составления проекта, фломастеры, стикеры.

                                                             

                                                              «Можно не любить химию,

                                                               но прожить без неё сегодня

                                                                      и завтра нельзя»

                                                                                       (О.М. Нефёдов) (слайд 1)  

Ход урока.

I Организационный момент.

Весь класс поделен на 4 команды по 5-6 человек. Урок начинает учитель ОБЖ.  Он формулирует тему урока, его цели. (слайд 2, 3)  

II. Основная часть. 

Учитель ОБЖ:

Ребята, на уроках ОБЖ вы изучали вопросы связанные с загрязнением окружающей среды, способам защиты от воздействия на организм неблагоприятных экологических факторов. (слайд 4). Сегодня мы с вами закрепим знания полученные на уроках ОБЖ и химии и рассмотрим как один из элементов химического загрязнения – оксиды.

Учитель химии:

Давайте проведем интеллектуальную разминку. Напоминаю, что за каждый правильный и самый быстрый ответ команда получает бонусные очки

1.Что называется оксидами?  (слайд 5)

2. Назвать следующие оксиды: SO3, Cu2O, Mn2O7, CO, N2O5. (слайд5)

3. Выпишите из приведенного перечня  веществ оксиды и дайте им названия:

H2O, Na2O, CuCl2, NО, OF2, HNO3, H2S, H2O2 (слайд 6)

Проведем взаимопроверку (слайд 7) Правильный ответ:

  • H2O - оксид водорода
  • Na2O – оксид натрия
  •  NО – оксид азота (II)

4. Какие оксиды вам хорошо известны из жизненного опыта? (слайд 8)

  Правильный ответ:

 Н2О – вода, СО2 – углекислый газ, СО – угарный газ и другие.

 По какому признаку классифицируют оксиды?

Правильный ответ: По агрегатному состоянию.

5. Заполните эту таблицу (слайд 9) (Таблицы находятся на столах команд)

Классификация оксидов

газообразные

жидкие

твердые

 

   Правильный ответ: (слайд 10)

Классификация оксидов

газообразные

жидкие

       твердые

СО,СО2 

                 Н2О    

                   СаО

 

Учитель химии собирает у команд заполненные таблицы и проверяет.

Учитель ОБЖ:

Ребята, в романе А. Павленко «Счастье»: (слайд 11)

       « Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть  каждую клеточку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать Привыкайте относится к воздуху как к пище пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус. На запах, наслаждайтесь им как гурман…»  О каком оксиде идет речь? (кислород)

Учитель химии подводит итог последнего задания и раздает бонусные очки.

Учитель химии: А теперь ребята вам необходимо выполнить совместный проект – «Сравнительная характеристика оксидов» (слайд 12)

У каждой команды свой вид оксидов. На доске прикреплен ватман с таблицей готовой к заполнению. Стикерами разных цветов отмечают все положительные и отрицательные свойства оксидом. Представитель каждой команда рассказывает о своем задании.

Физкультминутка.

(Пока идет физкультминутка учителя определяют победителя)

 Учитель химии: Подведем итоги. (раздает бонусные очки командам)

Учитель ОБЖ:

 А теперь я вам  предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет о последствиях экологических катастроф.

(слайд 13 – 26, звучит органная музыка И.С.Баха)

Учитель ОБЖ:

   Ребята определив все свойства оксидов вы должны определить: Какие вы предлагаете принять мера по защите окружающей среды?  (слайд 27) (заполнить бланк).

Подведем итоги. (определяется победитель и раздаются бонусные очки)

(слайд 30) Посмотрите внимательно на состав химических соединений в сигарете и определите Какой оксид мы сегодня рассматривали? (угарный газ) Правильно. По мимо этого табачные изделия содержат около 4000 химических соединений, а табачный дым – около 5000 химических соединений, из которых примерно 60 вызывают рак. Поэтому прежде чем взять и закурить вспомните об этом.

(слайд 31) Посмотрите внимательно на картинки и скажите:

Какие варианты поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки вы можете предложить? (выслушав ответы определяется победитель и раздаются бонусные очки).

Как можно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека? (слайд 32)

Вывод: 

  Снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека можно только внося соответствующие изменения в образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.

III. Подведение итогов урока.

(слайд 33) Ребята, в нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые пытаемся найти ответ: почему соль соленая, почему трава зеленая, почему мыло мылится… ОБЖ и Химия на все найдет ответ. В том числе и как быть здоровым.   Все согласны с этим?  Что нового вы узнали на уроке? Вы поняли что все предметы нужно знать для обеспечения своей безопасности? 

(слайд 34) Мы уверенны что все знания , которые вы получили на уроке обязательно будете применять в повседневной жизни. Как гласит восточная мудрость

« Знания без применения – тучи без дождя»

Учитель ОБЖ подводит итоги урока, определяет лучшую команду.

(слайд 35) Определим наше настроение?



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого интегрированного урока

по ОБЖ и химии в 8 классе

Тема:                                «Воздействие оксидов на

окружающую среду и здоровье человека»

Данный урок проведен в виде урока-исследования, урока-проблемы с постановкой вопроса о воздействии оксидов на окружающую среду и здоровье человека. Центром целей - результатов образования на уроке поставлен личностный компонент. Для этого использованы элементы педагогики сотрудничества, здрововьесберегающие технологии, информационная технология обучения.

Задачи урока:

  • Закрепление, систематизация и контроль знаний по теме, устранение пробелов в знаниях учащихся;
  • Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
  • Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;
  • Формирование умения связывать теоретические знания с практикой;
  • Прививать бережное отношение к экологии и своему здоровью.

  1. Организационно-деятельностные аспекты интегрированного

       урока - закрепления и  совершенствования знаний

  1. Ориентация на формирование деятельности.

Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся: желанием учащихся познавать окружающий мир. Эпиграф урока «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» пробуждает интерес к рассматриваемой теме. Прикладывая все свои знания, учащиеся раскрывают актуальность данного высказывания здесь и сейчас, и только для них самих.

  1. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока).

В организации развивающего пространства видно преобладание учебных заданий продуктивного характера, что четко прослеживается в исследовательско - практической направленности, установлении причинно-следственных связей, что характерно и обязательно для предметов естественного цикла. На уроке были запланированы следующие результаты:

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

УУД Познавательные: общеучебные -  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Информационные- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

Логические- построение рассуждения;- обобщение.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Мы  думаем, что планируемые результаты были достигнуты.

  1. Создание условия для развития субъектной позиции учеников.

  1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.

Интегрированный урок  закрепления не возможен без опоры на ранее изученный материал. Ученики обычно неплохо знают теоретический материал, но затрудняются их связать с практикой, недооценивают роль знаний в своей жизни. Поэтому виды деятельности подобраны так, чтобы каждый максимально приблизился к поставленной проблеме, задумался о важности темы именно для него самого. Исследовательская деятельность учащихся на уроке является одной из основных форм решения поставленного вопроса. Тем самым создается ситуация, позволяющая ученикам  проявить свои знания, инициативность, помощь и заботу о близких.

  1. Проявление личностно ориентированной позиции педагога.

В ходе урока создается ситуация, когда учащимся необходимо проявить самопознание. Мы на уроке были в роли собеседников, помогающего направить сознание и  действия подростков в правильное русло, старались показать личную заинтересованность в успешных результатах работы. В ходе урока легко можно было уточнить для себя, какие вопросы по ОБЖ и химии усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают работать в одиночку. Хорошо видно было сотрудничество учеников между собой в работе в группах. Мы постарались создать на уроке благоприятный климат.

На протяжении всего урока подчеркивается важность решения данной проблемы. Уже в начале урока учащиеся были настроены на самооценку по каждому виду деятельности, которые фиксировались призовыми бонусами команде   и при взаимопроверке. В конце урока подводится итог учебного процесса, тем самым учеников как бы направляя на рефлексию (на доске висел коллективно выполненный проект с выводами самих учащихся).

Можно сделать вывод, что такая форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества. Для нас высшая оценка по уроку - заинтересовать ребят, увидеть желание познавать в их глазах.

Мы думаем, что нам сегодня это удалось. Урок достиг поставленной цели.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии.

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.  Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Доклад учителя русского языка и литературы Андреевой Альмиры Даниловны на тему «Использование современных инновационных педагогических технологий для формирования метапредметных компетенций в 5-х классах».

цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Наша образовательная система предполагает особый психологический климат на занятиях, постро...

«ИКТ-компетентность как условие качественного обновления содержания образования на уроках технологии»

Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образовани...

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано опи...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...