Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка

Динмухаметова Венера Мударисовна

 ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.

 

Задачи семинара: 

  • Систематизировать знания педагогов по проблеме развития связной речи детей
  • Вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru_mnemotehnika.ppt1.96 МБ
Файл moy_seminar_po_rsr.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

 ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.

Задачи семинара: 

  • Систематизировать знания педагогов по проблеме развития связной речи детей
  • Вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Организация и методическое обучение

развитию связной речи,  начиная с раннего возраста.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Представление педагогами своих методик и технологий на разных возрастных группах:

  1. Кашаева А.Р. – 1 младшая группа.
  2. Фомина О.С. – 2 младшая группа
  3.  Кириллова Н.А – средняя группа.
  4. Золотухина Н.В. – старшая группа.
  5. Динмухаметова В.М. – подготовительная группа.
  6. Яковлева Н.В. – педагог-психолог «Использование нелепиц в формировании связной речи»

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Мнемотехника  призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемо̉̉̉ника – (от греч. –  искусство запоминания).

 Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы;
  • запоминание (соединение двух образов);
  • запоминание последовательности;
  • закрепление в памяти.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение, каких – либо персонажей, явлений природы, действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным, так как с помощью данного приема возможно решение ряда задач:

  • развитие у детей высших психических функций: мышление, воображение, внимание, память (различные виды).
  • развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  • содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
  • развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, выстраивать полное последовательное и грамотное высказывание по мнемотаблице.
  • Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
  • Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
  • Мнемотаблица –это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Что такое синквейн?

  1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
  2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
  3.  Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме.
  4.  Четвёртая строка – предложение, фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме.

Пятая строка – одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта

Результаты 

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе....

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет ...

Опыт работы по теме самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально - игровой деятельности"

Проект по теме  самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально-игровой деятельности"...