кружок " ЮИД"
элективный курс по обж на тему
дополнительная программа кружка" юные инспектора движения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "ЮИД" | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №76
Принята на заседании педагогического совета 30.08.17 г. протокол № 11 | УТВЕРЖДАЮ: Исполняющий обязанности директора МБОУ «Школа № 76» ______________Е.С. Кумина «____»______________201 г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Юный инспектор движения»
Возраст учащихся – 10 -14 лет
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы: Судоль Е.В.
Педагог: учитель биологии
МБОУ «Школа № 76»
Руководитель кружка: Судоль Е.В.
Нижний Новгород
2017 год
Содержание
- Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3-5
- Планируемые результаты,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6
- Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7-9
- Учебный план,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10-11
- Календарно-учебный график,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12-13
- Учебно-методическое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,14
- Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15
- Пояснительная записка.
Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-8 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Программа разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Актуальность данной программы— формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
Развивающие:
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
Воспитывающие:
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Реализация данной программы основана на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы.
Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ГИБДД
- просмотр видеофильмов
- Планируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
- Содержание программы.
- Введение
Знакомство с историей движения отрядов ЮИД.
Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
2 .4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
2. 5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
2. 6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
2. 7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2. 8. Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
2. 9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
2. 10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2. 11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
2. 12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2. 13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
2. 15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
2. 16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные
2. 17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.
- Учебный план.
№ | Дата проведения | Теоретическая часть | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | ||
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 1 | - | |
2 | Правила дорожного движения | 28 | ||
2.1. | Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД | 2 | - | |
2.2. | Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. | 2 | - | |
2.3. | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 2 | 1 | |
2. 4. | Правила движения пешехода. | 1 | 1 | |
2.5. | Где и как переходить улицу? | 1 | 1 | |
2.6. | Элементы улиц и дорог. | 1 | - | |
2.7 | Регулируемый перекрёсток | 1 | - | |
2.8 | Нерегулируемый перекрёсток | 1 | - | |
2.9 | Правила движения велосипедистов, мопедиста | 2 | - | |
2.10. | Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте | 1 | - | |
2.11. | Движение группы пешеходов и велосипедистов | 1 | 1 | |
2.12. | Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. | 1 | - | |
2.13. | Фигурное вождение велосипеда. | 1 | 1 | |
2.14. | Дорожная разметка. | 1 | 1 | |
2.15. | Правила пользования транспортом | 1 | - | |
2.16. | На железной дороге. | 1 | - | |
2.17. | Движение по загородной дороге | 1 | - | |
2.18. | Дорожные ловушки | 1 | - | |
3 | Первая медицинская помощь | 5 | ||
3.1. | Ожоги, обморожения | 1 | - | |
3.2. | Виды кровотечений. Остановка кровотечений | 1 | 1 | |
3.3. | Транспортировка пострадавших | 1 | - | |
3.4. | Переломы | 1 | - | |
4 | Творческие мероприятия | 1 | ||
Подготовка агитвыступления | 1 | - | ||
ИТОГО | 35 |
- Календарно- учебный график.
№ | Тема, раздел | Общее количество часов | дата |
1 | Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 1 | |
Правила дорожного движения | 28 | ||
2 | Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год | 1 | |
3 | Основные понятия и термины ПДД | 1 | |
4 | Права участников дорожного движения | 1 | |
5 | Обязанности и ответственность участников дорожного движения | 1 | |
6-7 | Дорожные знаки | 2 | |
8 | Дополнительные средства информации | 1 | |
9-10 | Правила движения пешехода. | 2 | |
11-12 | Где и как переходить улицу? | 2 | |
13 | Элементы улиц и дорог. | 1 | |
14 | Регулируемый перекрёсток | 1 | |
15 | Нерегулируемый перекрёсток | 1 | |
16-17 | Правила движения велосипедистов, мопедиста | 2 | |
18 | Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте | 1 | |
19-20 | Движение группы пешеходов и велосипедистов | 2 | |
21 | Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду | 1 | |
22-23 | Фигурное вождение велосипеда | 2 | |
24-25 | Дорожная разметка. | 2 | |
26 | Правила пользования транспортом | 1 | |
27 | На железной дороге. | 1 | |
28 | Движение по загородной дороге | 1 | |
29 | Дорожные ловушки | 1 | |
30 | Первая медицинская помощь Ожоги, обморожения | 5 1 | |
31-32 | Виды кровотечений. Остановка кровотечений | 2 | |
33 | Транспортировка пострадавших | 1 | |
34 | Переломы | 1 | |
35 | Творческие мероприятия Подготовка агитвыступления | 1 |
- Учебно-методическое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы работы занятий, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1.Словесные методы - рассказ, беседа, объяснение
2.Наглядные - просмотр видеофильмов, схем, плакатов
3. Практические - выполнение рисунков, экскурсии
4. Методы стимулирования и мотивации - интерес к деятельности; долга и ответственности
5. Методы контроля - тестирование, решение кроссвордов
6. Методы создания положительной мотивации учащихся - эмоциональные : ситуации успеха, поощрение и порицание; -волевые : формирование ответственного отношения к получению знаний.
На занятиях обучающиеся получают теоретические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний. Учащиеся работают с презентациями по нужной тематике, решают кроссворды.
Теоретические занятия проводятся в классном помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам и на улице с наглядными знаками дорожного движения.
Учебно-методическое оборудование:
- Помещение.
- Компьютер, стол, стулья.
- Материально-техническое обеспечение.
На занятиях обучающиеся получают практические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, просмотр презентаций и видеороликов для более качественного усвоения знаний.
Практические занятия проводятся как в классе, так и на улице с дорожными знаками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Кружок "Юные инспекторы движения"
В целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Кружок "Уроки здоровья".
Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....
кружок "Диалог"
календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...
Кружок "Школьный корреспондент"
Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....