кружок " ЮИД"
элективный курс по обж на тему

Судоль Елена Владимировна

дополнительная программа кружка" юные инспектора движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок "ЮИД"52.97 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа  №76

Принята на заседании педагогического совета 30.08.17 г. протокол № 11

УТВЕРЖДАЮ:

Исполняющий обязанности

 директора МБОУ «Школа  № 76»

 ______________Е.С. Кумина

«____»______________201     г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Юный инспектор движения»

Возраст учащихся –  10 -14 лет

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы: Судоль Е.В.

Педагог: учитель биологии

МБОУ «Школа № 76»

Руководитель кружка: Судоль Е.В.

Нижний Новгород

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3-5
  2. Планируемые результаты,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6
  3. Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7-9
  4. Учебный план,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10-11
  5. Календарно-учебный график,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12-13
  6. Учебно-методическое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,14
  7. Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15

  1. Пояснительная записка.

  Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 5-8 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Программа разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Актуальность данной программы— формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

      Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

    Задачи программы:

Обучающие:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;

Развивающие:

  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

Воспитывающие:

  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Реализация данной программы основана на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы.

      Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины

изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

  1. Содержание программы.

  1. Введение

Знакомство с историей движения отрядов ЮИД.

Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

2. ПДД.

2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:  предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

2 .4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2. 5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2. 6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2. 7. Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

2. 8. Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2. 9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2. 10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

2. 11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

2. 12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

2. 13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2. 15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

2. 16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные

2. 17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

4. Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах по ПДД.

  1. Учебный  план.

Дата проведения

Теоретическая часть

Теория

Практика

1

Введение

1

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

1

-

2

Правила дорожного движения

28

2.1.

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

2

-

2.2.

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

2

-

2.3.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

2

1

2. 4.

Правила движения пешехода.

1

1

2.5.

Где и как переходить улицу?

1

1

2.6.

Элементы улиц и дорог.

1

-

2.7

Регулируемый перекрёсток

1

-

2.8

Нерегулируемый перекрёсток

1

-

2.9

Правила движения велосипедистов, мопедиста

2

-

2.10.

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

-

2.11.

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

1

2.12.

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

1

-

2.13.

Фигурное вождение велосипеда.

1

1

2.14.

Дорожная разметка.

1

1

2.15.

Правила пользования транспортом

1

-

2.16.

На железной дороге.

1

-

2.17.

Движение по загородной дороге

1

-

2.18.

Дорожные ловушки

1

-

3

Первая медицинская помощь

5

3.1.

Ожоги, обморожения

1

-

3.2.

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

1

1

3.3.

Транспортировка пострадавших

1

-

3.4.

Переломы

1

-

4

Творческие мероприятия

1

Подготовка агитвыступления

1

-

ИТОГО

35

  1. Календарно- учебный график.

Тема, раздел

Общее количество часов

дата

1

Введение

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

1

Правила дорожного движения

28

2

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год

1

3

Основные понятия и термины ПДД

1

4

Права  участников дорожного движения

1

5

Обязанности и ответственность участников дорожного движения

1

6-7

Дорожные знаки

2

8

Дополнительные средства информации

1

9-10

Правила движения пешехода.

2

11-12

Где и как переходить улицу?

2

13

Элементы улиц и дорог.

1

14

Регулируемый перекрёсток

1

15

Нерегулируемый перекрёсток

1

16-17

Правила движения велосипедистов, мопедиста

2

18

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

19-20

Движение группы пешеходов и велосипедистов

2

21

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду

1

22-23

Фигурное вождение велосипеда

2

24-25

Дорожная разметка.

2

26

Правила пользования транспортом

1

27

На железной дороге.

1

28

Движение по загородной дороге

1

29

Дорожные ловушки

1

30

Первая медицинская помощь

Ожоги, обморожения

5

1

31-32

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

2

33

Транспортировка пострадавших

1

34

Переломы

1

35

Творческие мероприятия

Подготовка агитвыступления

1

  1. Учебно-методическое обеспечение.

          Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы работы занятий, которые помогают  сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1.Словесные методы - рассказ, беседа, объяснение

2.Наглядные - просмотр видеофильмов, схем, плакатов

3. Практические - выполнение рисунков, экскурсии

4. Методы стимулирования и мотивации - интерес к деятельности; долга и ответственности

5. Методы контроля - тестирование, решение кроссвордов

6. Методы создания положительной мотивации учащихся -  эмоциональные : ситуации успеха, поощрение и порицание; -волевые : формирование ответственного отношения к получению знаний.

         На занятиях обучающиеся получают теоретические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний. Учащиеся работают с презентациями по нужной тематике, решают кроссворды.

         Теоретические занятия проводятся в классном помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам и на улице с наглядными знаками дорожного движения.

Учебно-методическое  оборудование:

  1. Помещение.
  2. Компьютер, стол, стулья.

  1. Материально-техническое обеспечение.

          На занятиях обучающиеся получают практические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, просмотр презентаций и видеороликов для более качественного усвоения знаний.

          Практические занятия проводятся как в классе, так и на улице с дорожными знаками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Кружок "Уроки здоровья".

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....

кружок "Диалог"

календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....