Рабочая программа для 10 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.docx | 54.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) для 10 класса составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 18. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной основной образовательной программе основного общего образования;
- Авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011г.);
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2016-2017 учебный год
- Приказ Минорнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
- Настоящего положения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплекс
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.: Просвещение 2015г
Цели и задачи учебного курса
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств в области безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
- Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности.
- Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
- Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства.
- Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
- Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
- Формирование потребностей всоблюдению норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
- Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
- Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
- Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условий.
- Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
- Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства РФ в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
- Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:
- На события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сфере обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
- На состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в РФ.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
- Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
- Умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной обороны.
- Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных ЧС.
- Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
- Умение логически обоснованно доказать:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
- бесцельность террористической деятельности;
- неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
- Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
- Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою тоску зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
- Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
- Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
- Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
- Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
- Уметь доступно изложить содержание основ законодательства РФ об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
- Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановке в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.
Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности являются:
- Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
- Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
- Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
- Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
- Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
- Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
- Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
- Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
- Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
- Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
- Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
- Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
- Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
- Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности
Ученик научится:
- Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
- Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
- Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
- Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
- Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
- Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
- Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
- Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время года.
- Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
- Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
- Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
- Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
- Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
- Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
- Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
- Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
- Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
- Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году.
- Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научится:
- Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
- Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
- Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
- Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Ученик получает возможность научиться:
- Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
- Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Ученик научится:
- Уяснить сущность терроризма и экстремизма как социального противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
- Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность.
- Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
- Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
- Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
- Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
- Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
- Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.
Ученик получает возможность научиться:
- Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
- Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
- Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
- Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
- Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
- Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
- Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.
- Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.
- Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
- Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.
- Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
- Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.
- Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.
- Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.
- Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время
Ученик получает возможность научиться:
- Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
- Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.
- Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Ученик научится:
- Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
- Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.
- Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.
- Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
- Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.
- Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
- Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.
Обеспечение военной безопасности государства. Основы обороны государства
Ученик научится:
- Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
- Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .
- Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
- Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.
- Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
- Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
- Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
- Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.
- Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.
- Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
- Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
- Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.
- Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.
- Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.
- Формировать свое мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.
- Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.
- Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
- Готовить сообщения на данную тему.
Основы военной службы.
Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору.
Ученик научиться
- Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.
- Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
- Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.
- Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
- Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
- Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
- Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.
- Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.
- Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.
- Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.
- Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
- Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
- Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.
- Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.
- Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.
- Анализировать содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
- Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
- Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.
- Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
- Характеризовать особенности военной службы по контракту и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
- Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
- Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.
Ученик получит возможность научиться:
- Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
- Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.
- Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.
- Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 10 класса долженЗнать:
- основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь:
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
- объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
- показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
- рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны; Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
- пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
- подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации.возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
- Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
- Автономное существование человека в условиях природной среды.
Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
- Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
- Уголовная ответственность несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
- Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
- Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
- Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
- Ядерное и химическое оружие.
Классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
- Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
- Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
- Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правилаповедения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
- Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
- Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно- спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
- Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
- Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
- Классификация, пути передачи и профилактика инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
- Наиболее распространенные инфекционные заболевания
Механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
- Основы здорового образа жизни
- Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная к физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
- Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливая. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
- Употребление табака и его влияние на организм человека
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
- Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека и социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
- Наркомания и токсикомания
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы военной службы
5.Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества
- История создания Вооруженных Сил Российской Федерации Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
- Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
- Рода войск, не входящих в виды Вооруженных Сил РФ, специальные войска. Тыл Вооруженных Сил РФ.
Отдельные рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
- Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.
- Другие войска, их состав и предназначение Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6.Боевые традиции Вооруженных Сил России
- Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
- Памяти поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
- Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевыхусловиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
- Символы воинской чести
- Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
- Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
- Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Тематическое планирование по Основам безопасности жизнедеятельности 10 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Основы комплексной безопасности | 8 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | Практическая работа № 1, 2 |
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 2 | Тестирование Самостоятельная работа | |||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 2 | Тестирование | |||
2. | Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций | 2 | Нормативно-правовая база и организация основы по защите населения ЧС | 2 | Самостоятельная работа |
3. | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 5 | Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | 2 | |
Нормативно правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации | 1 | ||||
Духовно – нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 1 | ||||
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 1 | ||||
4. | Основы здорового образа жизни | 3 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 1 | |
Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 | ||||
5. | Основы обороны государства | 17 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 5 | |
Вооруженные Силы Российской Федерации - защита нашего Отечества | 3 | ||||
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | 6 | ||||
Боевые традиции Вооруженных Сил России | 3 | ||||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 3 класс ФГОС по учебнику М. З. Бибалетовой
рабочая программа 3 класс ФГОС по учебнику М. З. Бибалетовой...
рабочая программа 4 класс ФГОС по учебнику М. З. Бибалетовой
рабочая программа 4 класс ФГОС по учебнику М. З. Бибалетовой...
Рабочая программа 2 класс, немецкий язык, учебник Бим.
Рабочая программа «Немецкий язык. 2 класс» разработана на основе Примерной программы по иностранному языку начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственн...
Рабочая программа 8 класс ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
Рабочая программа для 11 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О
Рабочая программа для 11 класса ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О...
рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл Смирнов А.Т. Хренников Б.О.
ОБЖ Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования, составлена в соответствии с положением Федерального госуда...