рабочая программа по ОБЖ 7-9 кл Смирнов А.Т. Хренников Б.О.
календарно-тематическое планирование (7, 8, 9 класс)

Зотова Александра Николаевна

ОБЖ        Рабочая программа  по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования, составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе: Примерной Программы основного общего образования; Образовательной программы школы; Авторской  программы по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классы, М: «Просвещение» 2019 год, предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова.5-9 классы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_raspechatki_uroka.docx15.67 КБ
Office presentation icon individulnoe_zdorove_.ppt396 КБ
Файл rabochaya_programma_po_obzh_7-9kl.docx66.49 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное       здоровье      человека

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. Индивидуальное здоровье человека – процесс сохранения и развития психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности (Лисицын Ю.П.). И в понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл,  чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные  возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать её более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.

Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством  продолжительности жизни.

  Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием  состояния здоровья. Благополучие человека зависит от  физического, духовного, социального факторов. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способность приспосабливаться к ним.

Духовное, физическое и социальное здоровье – это три неотъемлемы составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие. Как  физическое, так и духовное и социальное здоровье зависят от индивидуального образа жизни.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, достаточным умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное  здоровье обеспечивается   процессом   мышления,   познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, уме- нием прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье – это способность человека адаптироваться в при- родной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в  конкретной  опасной  или  чрезвычайной  ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определённым заболеваниям или наличие врождённых физических дефектов. Степень влияния наследственности на  здоровье может составлять до 20%.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.

Духовные факторы являются наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности человека. Степень влияния духовного фактора на здоровье составляет 50%.

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но ценностью общественной, так как  общественное здоровье складывается из здоровья всех членов общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человек взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Задания к тексту

1.Прочитав текст, сформулировать определение ключевых понятий текста и его видов (по 2  балла за каждое верное определение; макс.10 б)

понятие

Определение понятий

2.Составить  классификационные схемы понятий «Индивидуальное здоровье» и «Благополучие», привести единичные примеры (6 баллов).

3. Сравнить виды индивидуального здоровья духовное, физическое и социальное здоровье. Выявить по 2 общих и  1 особенному  признаку, суждения на сравнение построить, используя карточку №3 (карточка сравнения) (макс. 6 баллов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Заявка на оценку «5» – 22 балла и более «4» – 18 – 21 баллов «3» – 13 – 17 баллов

Слайд 3

Ответить на вопросы: 1. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? 2.В какое время года лучше всего начинать закаляться? 3.Как называют людей, купающихся зимой в проруби? 4. Какие меры являются предупреждением заболеваний ? 5. Что дороже денег? 6.Что означают эти буквы ЗОЖ?

Слайд 4

Задание №1. Исходя из темы урока, сформулировать вопросы-понятия по карточке №1 (устно, по 1 баллу), которые станут целью нашего урока. Что такое индивидуальное здоровье? Каковы свойства и виды индивидуального здоровья?

Слайд 5

Задание №2. Прочитав текст, сформулировать определения ключевых понятий текста и их видов (по 2 балла за каждое верное определение; макс.10 б). Индивидуальный труд. Фронтальная проверка. Самооценка.

Слайд 6

Информационные знаки – знаки ( родовой признак) , которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения ( видовые признаки ) .

Слайд 7

Индивидуальное здоровье – процесс(р) сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Благополучие – состояние здоровья, которое зависит от физического, духовного, социального факторов. Духовное здоровье – здоровье, которое обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Физическое здоровье – здоровье, которое обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда. Социальное здоровье – здоровье, характеризующее способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания.

Слайд 8

Задание №3. Составить классификационные схемы, привести единичные примеры (6 баллов). Индивидуальный труд. Фронтальная проверка. Самооценка: - указано основание деления (критерий) – 1 балл - названы виды – 1 балл - приведены единичные примеры – 1 балл

Слайд 9

Задание №4. Сравнить виды здоровья, найти 2 общих и 1 отличительный признак. Результаты сравнения записать в тетрадь в форме суждений, используя карточку №3. Индивидуальный труд. Простая кооперация: 1,3 группы проверяют общие признаки, 2 группа – отличительные признаки. Сложная кооперация. Самооценка – по 2 балла за каждое суждение, итого 6 баллов .

Слайд 10

Общие признаки: 1.Так же, как и духовное здоровье, физическое и социальное определяют благополучие человека. 2. Как физическое, так и духовное и социальное здоровье зависят от индивидуального образа жизни. 3. Сравнивая духовное, физическое и социальное здоровье, можно сказать, что это три неотъемлемые составляющие здоровья которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Слайд 11

Отличительные признаки: 1.По сравнению с духовным здоровьем которое одно занимает 50% от степени его влияние на здоровье, физическое здоровье составляет 30% и социальное здоровье 20 %. 2.В отличие от духовного, социального здоровья к физическому здоровью относится фактор - наследственность . 3 . В отличие от духовного, физического здоровья, социальное здоровье достигается способностью человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной среде обитания.

Слайд 12

О тветить на вопросы-суждения 1.Чем объяснить, что благополучие человека касается всех сторон жизни человека? 2.Как доказать, что индивидуальное здоровье человека, это не только индивидуальная ценность, но и ценность общества? 3.Почему духовное здоровье оказывает большее влияние на индивидуальное здоровье человека? 4.Каким образом, человек обеспечивает себе физическое здоровье? 5.Почему, наследственность является важным физическим фактором?

Слайд 13

Цель урока: Что такое индивидуальное здоровье? Каковы свойства и виды индивидуального здоровья?

Слайд 14

Заявка на оценку «5» – 22 балла и более «4» – 18 – 21 баллов «3» – 13 – 17 баллов

Слайд 15

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Согласовано»                «Согласовано»                           «Утверждено»

           Руководитель МО:                Зам.директора по УВР:                Директор

Протокол №_____от         «____»_     2019г.                Приказ № _______от

«____»___-2019г.                                                        «____»_____2019г.

Рабочая  программа

 по учебному предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»

основного общего образования»

Программу составил:

Зотова Александра Николаевна

учитель1 категории

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

        Рабочая программа  по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования, составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе: Примерной Программы основного общего образования; Образовательной программы школы; Авторской  программы по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классы, М: «Просвещение» 2019 год, предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова.5-9 классы.

Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:

  • освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности;
  • понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения;
  • понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность;
  • понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
  • освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
  • освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на:
  • воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура» способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а также рационального использования учебного времени.

Основное содержание учебного предмета

 «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 класс

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:  

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

             Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные  результаты:

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • безопасно использовать бытовые приборы;
  • безопасно использовать средства бытовой химии;
  • безопасно использовать средства коммуникации;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
  • готовиться к туристическим походам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
  • добывать и очищать воду в автономных условиях;
  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
  • безопасно использовать ресурсы интернета;
  • анализировать состояние своего здоровья;
  • определять состояния оказания неотложной помощи;
  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
  • классифицировать средства оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
  • оказывать первую помощь при ушибах;
  • оказывать первую помощь при растяжениях;
  • оказывать первую помощь при вывихах;
  • оказывать первую помощь при переломах;
  • оказывать первую помощь при ожогах;
  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
  • оказывать первую помощь при отравлениях;
  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
  • готовиться к туристическим поездкам;
  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
  • безопасно вести и применять права покупателя;
  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
  • оказывать первую помощь при коме;
  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс

( по учебнику А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.)

№ раздела и темы

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Практические работы

Виды контроля

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

26

Раздел I-2

Основы  комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

24

Проверочная работа

Раздел III

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

2

тест

Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

Раздел 4.

Основы  здорового образа жизни

3

тест

Раздел 5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

4

3

тест

Промежуточная аттестация

1

Всего:

34 часа

Календарно-тематическое планирование 7  класс

№ урока

Наименование разделов, тем уроков

Кол. часов

Дата

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства.

26

Раздел 1-2

Основы  комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

24

Глава 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1.1

Различные природные явления.

       1

1.2

Общая характеристика природных явлений.

       1

1.3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

1

Глава 2

Чрезвычайные ситуации геологического характера

      6

2.1

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия

1

2.2

Защита населения от последствий  землетрясения

1

2.3

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

2.4

Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов.

1

2.5

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

2.6

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1

Глава 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

3

3.1

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

3.2

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

3.3

Смерчи

1

Глава 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

8

4.1

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

4.2

Защита населения от последствий наводнения

1

4.3

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

1

4.4

Сели  и их характеристика

1

4.5

Защита населения от последствий селевых потоков

1

4.6

Цунами и их характеристика.

1

4.7

Защита населения от цунами

1

4.4

Снежные лавины

1

Глава5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

4

5.1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

5.2

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения

1

5.3

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1

5.4

Эпизоотии и эпифитотии

1

Раздел 3.Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

     

        2

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

6.1

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1

6.2

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1

Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового  образа  жизни

7

Раздел 4.

Основы  здорового образа жизни

3

Глава 7.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7.1

Психологическая уравновешенность

1

7.2

Стресс и его влияние на человека

1

7.3

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1

Раздел 5

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

4

Глава 8.

Первая медицинская помощь и правила её оказания

4

8.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

8.2

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

8.3

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

1

8.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

Промежуточная аттестация

1

Всего:

34

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

( по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников)

Наименование разделов и тем программы

Коли-

чество часов

Лабораторные и практические работы

Виды контроля

(к/р, тест, диктант, устный зачёт и др.)

  Модуль 1. Основы безопасности  личности, общества и государства.

23

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

тест

Раздел II

Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций.

7

тест

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

Раздел 3.

Основы  здорового образа жизни

8

Раздел 4.

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

2

3

тест

Промежуточная аттестация

1

Всего часов:

         34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Тема

К-во часов

классы

Название раздела (кол-во часов)

 I

Основы комплексной безопасности

16

Глава 1

Пожарная безопасность

3

1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

1

Глава 2

Безопасность на дорогах

3

2.1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

2.2

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

2.3

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

Глава 3

Безопасность на водоемах

3

  3.1                                                                                                                                                  

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

3.2

Безопасный отдых на водоемах

1

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Глава 4

Экология и безопасность

2

4.1

Загрязнения окружающей среды и здоровье человека

1

4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Глава 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия

5

5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

5.2

Аварии на радиационно опасных объектах

1

5.3

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

5.4

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

5.5

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

1

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Глава 6.Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций

4

6.1

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

6.2

Обеспечение химической защиты населения

1

6.3

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

6.4

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

Глава 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

7.1

Организация оповещения населения от ЧС техногенного характера

1

7.2

Эвакуация населения

1

7.3

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера

1

Модуль 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

Глава 8.

Основы здорового образа жизни

7

8.18.2

Здоровье как основная  ценность человека Индивидуальное здоровье  человека, его физическая, духовная и социальная сущность

1

8.3

Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества

1

8.4

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения здоровья человека и общества

1

8.5

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

8.6

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

8.7

Профилактика вредных привычек

1

8.8

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

Глава 9.

 Первая помощь при неотложных состояниях

9.1

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1

9.2

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно - химически опасных веществ

1

9.3-9.4

Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении

1

Промежуточная аттестация

1

                                                                         

Всего часов:

34

                             

Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

( по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.)

№ раздела и темы

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Практич. раб-ты

Виды контроля

Модуль1.Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел1.Основы комплексной безопасности

8

Контрольная работа

Раздел2.Защита населения РФ

 от чрезвычайных ситуаций

7

тест

Раздел 3 .Противодействие терроризму

и экстремизму в РФ

9

Контрольная работа

Модуль II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

Раздел 4

Основы здорового образа жизни

6

тест

Раздел 5

 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

2

тест

Промежуточная аттестация

1

Всего:

     34 часа

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ урока

Наименование разделов, тем уроков

Кол. часов

Дата

Модуль1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел 1.Основы комплексной безопасности

8

 Глава1

Национальная безопасность России в современном мире

1.1

Современный мир и  Россия  

1

1.2

Национальные интересы России в современном  мире.

1

1.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

1.4

Влияние культуры  безопасности  жизнедеятельности населения на национальную безопасность

1

Глава2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность   России

4

2.1

 Чрезвычайные ситуации и их классификация общие понятия и определения,  их классификация

1

2.2

Чрезвычайные ситуации  природного характера  и  их последствия

1

2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера их и причины.

1

   2.4

Угроза военной безопасности России

1

Раздел 2.Защита населения РФ

 от чрезвычайных ситуаций

7

Глава 3

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

3.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

3.2

Гражданская оборона – как составная часть безопасности

1

3.3

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения

1

Глава 4

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

4

4.1

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

1

4.2

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

4.3

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

1

4.4

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1

Раздел 3 .Противодействие терроризму

и экстремизму в РФ

9

Глава 5

Основные противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ

2

   5.1

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

5.2

Виды террористической деятельности и террористических актов.

1

Глава 6

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ

3

6.1

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму

1

6.2

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

6.3

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

1

Глава7

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ

2

   7.1

Организационные основы противодействия терроризму  в РФ.

1

7.2

Организационные основы противодействия  наркотизму  в РФ.

1

Глава 8

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2

8.1

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

8.2

Профилактика наркозависимости

1

Раздел 4

Основы здорового образа жизни

6

Глава 9

Здоровье – условие благополучия человека

3

9.1

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность.

1

9.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

9.3

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1

Глава 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

11.1

Брак и семья

1

11.2

Семья и здоровый образ жизни человека.

1

11.3

Основы семейного права в Российской Федерации

1

Раздел5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

11.1

Первая помощь при массовых поражениях.

1

11.2

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ

1

11.3

Первая  мед.помощь (практика)

1

Промежуточная аттестация

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

34

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу:

1.Белов С.В.  Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды- М.- Юрайт.-2014г(файл).

2.Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций.М.: Зерно.,2013

 Поляков С.В. Последствия сильных землятресений.М: Строй-издат, 2014

3.Методические материалы и документы по курсу "ОБЖ": Книга для учителя (сост. Смирнов А.Т., Мишин Б.И.; под ред. Смирнова А.Т.) Изд. 2-е, испр. –М.: Просвещение, 2012.

4.Попова Г.П. ОБЖ 5-8 Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.- Волгоград: Учитель, 2012

5.Смирнов А.А.Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс: Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2014

6.Смирнов А.Т. Поурочные планы. по ОБЖ .Поурочные разработки. 9-кл. –М.: Просвещение, 2015 г. .

7.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. -5-еизд.– М.: Просвещение, 2016.

8.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников ; под ред. А.Т.Смирнова.-4-е изд., - М. : Просвещение, 2015.-250с.

9.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников ; под ред. А.Т.Смирнова.-6-е изд.,перераб. .- М. : Просвещение, 2018.-255с.

10.Тематическое и поурочное планирование ОБЖ 7 кл. /Под ред. Воробьевой И.О-М.: ООО «Астрель», 2012

11.Чрезвычайные ситуации. Краткая  характеристика и классификация/ А.П. Зайцев. - М.: ООО» Редакция журнала «Военные знания», 2013.- (Библиотечка журнала «Военные знания»).

Учебно-методическая литература:

  • Конституция Российской Федерации
  • Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «О гражданской обороне»
  • Закон «Об образовании»
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЖ 10 класс Количество часов__34__ Учитель Шаповалов В.Н. Программа разработана на основе программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников Москва «Просвещение» 2012 г

Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении  уровня культуры в области безопасности жиз...

Рабочая программа ОБЖ 5-11 класс АТ Смирнов

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Сборник нормативных документов. Основы б...

Рабочая программа по ОБЖ 10 для девочек Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 10 для девочек Смирнов, Хренников...

Рабочая программа по ОБЖ 11 для девочек Смирнов, Хренников

Рабочая программа по ОБЖ 11 для девочек Смирнов, Хренников...

Рабочие программы по ОБЖ 5-11 классы (Смирнов, Хренников)

Рабочие программы по ОБЖ 5-11 классы (Смирнов, Хренников)...

Рабочая программа 8 класс ОБЖ к учебнику Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...

Рабочая программа по ОБЖ. 9 класс. Виноградова. Смирнов 7-9 классы. 2020

РП по ОБЖ. 9 класс. Виноградова. Смирнов 7-9 классы. 2020...