рабочая программа ОБЖ 5 класс 0.5ч ФГОС
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
рабочая программа ОБЖ 5 класс 0.5ч ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_5_klass_0.5ch_fgos.docx | 97.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП дошкольного образования»
Приказ Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности.(Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010. – 40 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.- 342 с.
Проект «Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».– М., 2010.
Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. – М., 2011.
Рабочая программа разработана на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О Хренникова , Москва, «Просвещение», 2012.Выбор программы обусловлен модульной структурой содержания курса, лёгкостью её корректировки под особенности нашего региона, обеспеченностью учебниками и методическими пособиями для учителя.
Данная рабочая программа скорректирована, так как решением региональных органов управления образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 5 по 6 класс из расчёта 0,5 часов в неделю (34часа), а с 7 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю ( 105 часов). Таким образом в 5-6 классах рабочая программа скорректирована с учётом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по 0,5 часа в неделю.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Отмечено « В условиях глоболизации процессов мирового развития, международных политических экономических отношений, фрмирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства.Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс, с 5 по 6 класс из расчёта 0,5 часов в неделю (34часа), а с 7 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю ( 105 часов). Таким образом предлагаемая рабочая программа рассчитана на 139 часов на пять лет обучения.
Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:
В основе развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.
Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:
•средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;
•инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
•средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
•средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;
•эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Обновление технологий обучения.
Обновление технологий обучения ОБЖ ведет к развитию УУД:
- Создание учебных ситуаций:
•ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
•ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
•ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
•ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
2. Учебно-исследовательская деятельность (предполагает формирование учебной мотивации и познавательных УУД)
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
-урок-исследование,
-урок-лаборатория,
-урок - творческий отчёт, урок изобретательства,
-урок - рассказ об известных людях,
-урок - защита исследовательских проектов,
-урок открытых мыслей;
-учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
-домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, достаточно протяжённое во времени.
3. Проектная деятельность (предполагает формирование учебной мотивации, регулятивных и познавательных УУД);
4. Кейс-технологии (направлена на интенсификацию образовательного процесса) - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
5. Триз-технология - это технология решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения.
6. Технология системного анализа (через проблемное обучение, составление опорных конспектов, )
7. Тогис-технология (вырабатывает у обучающихся навыки исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных мультимедийных средств. Эта технология учит работать в малых группах, коллективно готовить сообщение по исследуемой проблеме, анализировать свои успехи и неудачи.
8. Технология «Дебаты» (направлена на формирование толерантной, творчески мыслящей, интеллектуально и нравственно развитой, социально-активной личности школьника)
9. Технология критического мышления (особенно актуальная в процессе формирования готовности обучающихся к действиям в условиях возможной опасной ситуации)
10. Дальтон-план (это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)
11. Учебное сотрудничество (предполагает активное развитие коммуникативных УУД)
12. Имитационные технологии (позволяют максимально приблизить обучающегося к условиям возможной опасной ситуации)
13. Коммуникативно-диалоговая технология. (предполагает научить ученика конкретно, ненавязчиво высказывать свое мнение, доказательно спорить и четко излагать свои мысли. Помочь учащемуся усвоить основные речеведческие понятия (стиль, текст, тип речи, способы и средства связи предложений) и постепенно сформировать на их основе умения в рецептивных и речевых видах деятельности.
14. Наиболее эффективным способом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей могут выступать разные формы и программы тренингов для подростков. Программы тренингов позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:
•вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;
•развивать навыки взаимодействия в группе;
•создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;
•развивать невербальные навыки общения;
•развивать навыки самопознания;
•развивать навыки восприятия и понимания других людей;
•учиться познавать себя через восприятие другого;
•получить представление о «неверных средствах общения»;
•развивать положительную самооценку;
•сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
•познакомить с понятием «конфликт»;
•определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
•обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
•отработать ситуации предотвращения конфликтов;
•закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;
•снизить уровень конфликтности подростков.
15. Школьный курс ОБЖ предполагает использование межпредметной интеграции
16. Технология смыслового чтения (направлена на развитие познавательных УУД)
17. Технология «Образ и мысль» (содействует развитию способности к глубокому личностному восприятию ценностей через систему связей с искусством).
18. Медиаобразовательная технология (экран становиться новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию).
19. Технология составления портфолио (развивает умение по сбору, хранению, структурированию и анализу информации в пределах изучаемой темы)
20. Технологии практической деятельности обучающихся (упражнение, тренировка, лабораторная работа и др.)
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Процесс образования - не только процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить:
-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
-осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов ной безопасности личности, умение им противодействовать;
-свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
-укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
-осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
-осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
-бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
-духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
-формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
-укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
-повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
-повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
-укреплению национальной безопасности.
Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания включают:
Нравственное воспитание, которое предполагает в любое время, поощрение ценностно значимых поступков: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обещания, намерение говорить правду, бережливое отношение к собственности школы, готовность помочь однокашнику-инвалиду, любые проявления доброты. Такое поощрение формирует устойчивое отношение, веру в ценности, воплощаемые в этих поступках.
Духовное образование - преподавание основ того культурного наследия, которое было создано мировой духовной мыслью – мыслью, побуждающей к познанию самого себя, к самотворению, к сравнению себя с идеальным, с абсолютными ценностями. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души». Формирование духа – это постепенное превращение ребенка в «участника в духовном делании».
Социальное воспитание - это проекты, социализирующие личность (спонсорство, милосердие, выхаживание, благотворительность, помощь местному сообществу, престарелым, сверстникам-инвалидам).
Патриотическое воспитание, патриотизм – это чувство моего Я в малой родине, в большой Родине, в месте рождения, проведения детства, в народности, народе, роде, семье. Это особая категория среди разнообразных чувств любви и привязанности. А любовь это двойное ожидание - «получения» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инвестиции и отдача от них».
Культурное образование - служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие». Поэтому приобщение к культуре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им «культурных продуктов».
Кросскультурное образование - это широкое распространение школьных программ сохранения окружающей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, своего дома, образовательных округов и т.д.). В еще большей мере это относится к программам сохранения и укрепления здоровья, программам здорового образа жизни.
Поликультурное воспитание - это воспитание диалогичности с другими культурами, терпимости к ценностям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп народов.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Должны выстраивать партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).
Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций).
Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).
Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, успешное выполнение которых, требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
•основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
•основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (требующая целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
Выпускник научится:
•выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
•участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
•использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
•вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
•осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
•соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
•взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
•участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
•взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (способствуют воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости).
Выпускник научится:
•планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
•выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
•распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
•использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
•использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
•использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
•ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
•отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
•видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
•самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
•использовать догадку, озарение, интуицию;
•использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
•использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
•использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
•использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
•целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
•осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Основы смыслового чтения и работа с текстом (педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, у выпускников необходимо сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, усовершенствовать навыки осмысленного и рефлексивного чтения)
Выпускник научится:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Учёт психолого-педагогических особенностей развития детей, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Необходимо сформировать следующие новообразования:
-направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
-формирование у обучающегося научного типа мышления;
-овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, через лабораторно-семинарскую и лекционно-лабораторную исследовательскую формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
Виды и формы контроля:
Рабочая программа составлена на основе предметной линии учебников под редакцией А.Т Смирнова 5-9 классы, Москва, «Просвещение»., 2016.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1)сформированность основ гражданской идентичности личности;
2)готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3)сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
•способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•способность к сотрудничеству и коммуникации;
•способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ.
Критерии оценки проектной работы:
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по ОБЖ.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
•повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
•высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
•пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
•низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования (Таблица 1).
Содержание учебного предмета
Таблица 1.
Требования к результатам обучения по ОБЖ
№ | Разделы содержания образования | Выпускник научится | Выпускник полу-чит возможность научиться: |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |||
1 | Основы комплексной безопасности | -классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; -анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышния уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; -формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; -разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в усло-виях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; •руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | -систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Фе-дерации в области бе-зопасности и обосно-вывать их значение для обеспечения национальной безо-пасности России в сов-ременном мире; раск-рывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуа-ций природного и техногенного харак-тера на национальную безопасность Россий-ской Федерации; -прогнозировать воз-можность возникнове-ния опасных и чрез-вычайных ситуаций по их характерным признакам; -характеризовать роль образования в системе формирования совре-менного уровня куль-туры безопасности жизнедеятельности у населения страны; -проектировать план по повышению индии-видуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | -характеризовать в общих чертах орга-низационные основы по защите насе-ления Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; -характеризовать РСЧС: классифици-ровать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвы-чайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; -характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; -характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; -анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; -описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; -анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; -характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; -характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; -анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; -описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; -моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. | -формировать основ-ные задачи, стоящие перед образователь-ным учреждением, по защите учащихся и персонала от послед-ствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; -подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последст-вий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; -обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формирова-нии культуры безопас-ности жизнедеятель-ности у населения Российской Федера-ции»; -различать инженерно-технические сооруже-ния, которые исполь-зуются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуа-ций техногенного характера, класси-фицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | -негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; -характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; -анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экст-ремизму и обосновывать необходи-мость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; -воспитывать у себя личные убежде-ния и качества, которые способствуют формированию антитеррористическо-го поведения и антиэкстремистского мышления; -обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; -характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; -моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. | -формировать индиви-дуальные основы пра-вовой психологии для противостояния идеологии насилия; -формировать личные убеждения, способст-вующие профилактике вовлечения в террори-стическую деятельность; -формировать индиви-дуальные качества, способствующие про-тиводействию экстре-мизму и терроризму; -использовать знания о здоровом образе жиз-ни, социальных нор-мах и законодательст-ве для выработки осознанного негатив-ного отношения к любым видам наруше-ний общественного порядка, употребле-нию алкоголя и нарко-тиков, а также к лю-бым видам экстремис-тской и террористиче-ской деятельности. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||
1 | Основы здорового образа жизни | -характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; -анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; •классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; -систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качес-тва, которыми должны обладать моло-дые люди, решившие вступить в брак; -анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | -использовать здоровьесберегающие технологии (совокуп-ность методов и процессов) для сохра-нения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физии-ческой и социальной составляющих. |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | -характеризовать различные повреж-дения и травмы, наиболее часто встре-чающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; -анализировать возможные последс-твия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; -характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; класс-сифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблю-дать последовательность действий при оказании первой помощи при различ-ных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; опреде-лять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; -анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимиза-ции массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | -готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Особенности структуры и содержания основной образовательной программы по ОБЖ
Структура программы: обязательная часть (ранее называемая как инвариантная) и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 - 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Таблица 2.
Примерное тематическое планирование, 5-9 классы (139 ч)
№ | Разделы содержания образования | Характеристика универсальных учебных действий учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | ||
1 | Основы комплексной безопасности | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных, к самостоятельным формам образовательной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности; способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования; проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. Регулятивные: сформировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода; разработать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; установить причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании человека в природной среде и возникновением различных опасных ситуаций; анализировать влияние человеческого фактора на последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера Познавательные: -познакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, изучить права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту .Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т.д., выбирать наиболее эффектный способ предотвращения возгорания; -изучить причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил дорожного движения. Освоить правила безопасного поведения на дорогах; -знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище; -знакомиться с мерами безопасности в быту, учиться понимать инструкции электрических и электронных приборов, различать предметы бытовой химии, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту; -изучать состояние водоемов в различное время года, знать правила поведения на водоемах, осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи, учиться определять места водозабора, усваивать правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде; -находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии, оценивать состояние окружающей среды, знать перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой; -знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте, знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни; -знакомится с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях; осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности на природе, в походах, при автономном существовании в природной среде, определять возможные последствия; -различать чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения; -объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера; -изучать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия; -знать потенциально опасные объекты в районе проживания; -научиться действовать безопасно в чрезвычайных ситуаций социального характера. Коммуникативные: включенность во внутригрупповое общение со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности; умение сдерживать эмоции, придавать их выражению адекватный характер; сформированность позитивной «Я-концепция», устойчивой самооценки. Ориентация на перспективное, безопасное будущее. |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | Личностные: обеспечить развитие социальной компетентности и учету позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере; сформировать устойчивую положительную учебную мотивацию; сформировать способность к ответственному, безопасному поведению, ценностному отношению к жизни и здоровью Регулятивные: анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома; решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Познавательные: -знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; -изучить организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; -ознакомиться с основными мероприятиями, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций; -изучить правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты. Коммуникативные: сформировать знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; установить взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности; обеспечить произвольную регуляцию поведения и естественную двигательную активность обучающихся в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | Личностные: сформировать духовно-нравственную позицию и выработать личные качества в обеспечении антитеррористического поведения; умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); применять мотивационный и компетентностный подходы в процессе формирования ценностных ориентаций, воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. Регулятивные: уметь анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта; формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую деятельность и наркозависимость. Познавательные: -ознакомиться с основными причинами возникновения терроризма и экстремизма: противодействием терроризму в мировом сообществе. -изучить положения Конституции Российской Федерации; стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации; -знакомиться с содержанием законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности; -изучить деятельность национального антитеррористического комитета (НАК); деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом по наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости; -знакомиться с ролью правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма; -раскрыть понятие «контртеррористическая операция»; -приводить примеры участия Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом; -изучить влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения; -изучить уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. -обеспечить личную безопасность при взрывах в местах массового скопления людей, захвате воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников; -изучить правила поведения при возможной опасности взрыва; правила безопасного поведения, если взрыв произошёл, меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники; при захвате самолёта; правила поведения при перестрелке. Коммуникативные: сформировать способность к межличностному взаимодействию; развить организаторские и исследовательские навыки; умение слушать и слышать собеседника, сопереживать другим людям и проявлять солидарность, усилить работу над развитием толерантности; изучение реальной действительности и отработка готовности к возможным опасным ситуациям через имитационные технологии и тренинги. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||
1 | Основы здорового образа жизни | Личностные: укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); культуры здорового и безопасного образа жизни человека. Регулятивные: анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих; анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья; развить навыки профилактики вредных привычек; моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье; анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье; сформировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими); моделировать ситуации Познавательные: -раскрыть особенности индивидуального здоровья, репродуктивного здоровья; -характеризовать социально-демографические процессы и сопоставить их с безопасностью государства; -изучить особенности физического, психического и социального развития человека; составляющие здорового образа жизни; -знать права и обязанности несовершеннолетних; -формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; -изучить вредные привычки и их влияние на здоровье; -рассмотреть отрицательные последствия от ранних половых связей; -знакомиться с основами семейного законодательства; и о роль семьи в современном обществе. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений), со взрослыми с членами семьи, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем, определить здоровый стиль жизни как приоритетное направление в общении сверстников. |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | Личностные: учащиеся получают представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, сформировать готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся; проектировать свою деятельность в направлении здоровьесбережения. Регулятивные: анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений; отработать основные приемы оказания первой медицинской помощи в различных условиях (при неотложных состояниях, при массовых поражениях). Познавательные: -познакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм; -освоить правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; -знать неотложные состояния, требующие оказания первой медицинской помощи; -научиться накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т.д. -овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца; -познакомиться с причинами массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений; -изучить мероприятия по оказанию помощи населения в местах массовых поражений. Коммуникативные: обеспечить развитие социальной компетентности и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения. |
.
Материально-технические условия, учебно-методическое обеспечение
В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу основного общего образования по ОБЖ, должны быть оборудованы:
•учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
•помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством;
•необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности кабинеты;
•информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
•спортивные комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
•автогородки;
•административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
•участок (территория) с необходимым набором оснащённых зон;
•музей боевой славы;
•тренажерный зал;
•площадка для метания ядер, копий и ручных гранат.
Дополнительные элементы УМБ, присущие базовым школам по ОБЖ:
•универсальная полоса препятствий;
•полигон с элементами полосы выживания;
•учебное противорадиационное укрытие (ПРУ);
•размеченные дистанции для развития общей выносливости;
•комната психологической разгрузки.
3. Информационно-образовательная среда как условие реализации основной общеобразовательной программы по ОБЖ.
В свете внедрения ФГОС предполагается сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социокультурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но привитие новых стереотипов поведения.
Под информационно-образовательной средой понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования, представляет собой совокупность взаимодействующих систем:
1. информационных образовательных ресурсов;
2. компьютерных средств обучения;
3. современных средств коммуникации.
4. педагогические технологии
Новые технологии формируют новые условия развития образования.
-Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
-Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
-Дистанционность.
-Мобильность.
-Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
-Интерактивность.
-Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно-управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временнóй информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайн и оф-лайн сетевого взаимодействия; среда для интернет-публикаций; редактор интернет-сайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 класс(ФГОС)
№ урока | Дополнительно (причина переноса урока на другую дату) | Тема раздела, урока | Тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся | Система контроля | Основные средства обучения | Дата | |||
Личностные | Метапредмет- ные | Предметные | план | факт | |||||||
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства | |||||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 15 | |||||||||||
Глава 1 .Человек, как среда его обитания, безопасность человека-5 | |||||||||||
1 | Город как среда обитания | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Бережное отношение к природе | Осуществлять поиск необходимой информации | Знать опасные ситуации в городе. Проектировать модели личного безопасного поведения | Индивидуальная | Решение ситуационных задач. | Учебник | 11.01. 13.01. | ||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов от внешних угроз | Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий | Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам их появления, а также на основе анализ специальной информации | Фронтальная | Устный опрос. Решение ситуационных задач | Учебник | 18.01. 20.01. | ||
3 | Особенности природных условий в город | Урок изучения нового материала Беседа, работа с учебником | Воспитание бережного отношения к природе | Поиск информации в СМИ анализировать причины возникновения опасных ситуаций | Знать основные понятия загрязнения и борьбы с ними | Фронтальная | Устный опрос. Индивид. раб по карточкам | Учебник | 25.01. 27.01. | ||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | Урок изучения нового материала Беседа | Воспитание патриотизма | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ситуациях | Умения применять полученные теоретические знания на практике. | Групповая | Устный опрос. Письменно с помощью учебника ответить на вопросы: -природные условия нашего города; хозяйственная деятельность человека в нашем городе; | Учебник | 1.02. 3.02. | ||
5 | Безопасность в повседневной жизни | Урок изучения нового материала Беседа | Воспитание ответственности поведения | Освоение приемов действий в опасных ситуациях,составлять план действия | Знать правила поведения в опасной и чрезвычайной ситуации | Индивидуальная | Учебник | 8.02. 10.02. | |||
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера-6 | |||||||||||
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | Урок изучения нового материала Беседа, рассказ | Мотивация учебной деятельности | Анализировать причины возникновения опасности и чрезвычайных ситуаций структурировать знания | Умение применять полученные теоретические знания на практике. Осознанно выполнять правила дорожного движения | Парная | Устный опрос Решение ситуационных задач. | Знаки, правила дорожного движения, учебник | 15.02. 17.02. | ||
7 | Пешеход, безопасность пешехода | Урок изучения нового материала Беседа, рассказ | Воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности Осуществление поиска информации Воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности Осуществление поиска информации | Выявлять причинно следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека Пользоваться учебником | Знания об опасных ситуациях на дороге. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Парная | Викторина - отработка правил дорожного движения для пешеходов. | Знаки, правила дорожного движения, учебник | 22.02. 24.02. | ||
8 | Пассажир, безопасность пассажира | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности Осуществление поиска информации | Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий. Пользоваться учебником | Знать опасные ситуации на транс порте. Поведение пассажиров на транспорте. | Групповая | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник, фотографии и рисунки видов транспорта | 29.02. 2.03. | ||
9 | Водитель | Урок изучения нового материала Беседа | Бережное отношение к пассажирам | Использование средств массовой информации | Уметь соблюдать правила поведения на транспорте | Групповая | Устный опрос. Работа по карточкам | Учебник, фотографии и рисунки видов транспорта | 7.03. 9.03. | ||
10 | Пожарная безопасность | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Осуществление поиска информации | Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях использование СМИ | Знать правила поведения на пожаре. Проектировать модели личного безопасного поведения | Фронтальная | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 14.03. 16.03. | ||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Осуществление поиска информации | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; | Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; | Групповая | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 21.03. 23.03. | |||
Глава 3.Опасные ситуации природного характера-2 | |||||||||||
12 | Погодные явления и безопасность человека | Урок изучения нового материала Беседа | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; | Индивидуальная | Работа по карточкам | Учебник, мультимединая презентация | 4.04. 6.04. | |||
13 | Безопасность на водоёмах | Урок изучения нового материала Беседа, рассказ | Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности | Умение, составлять план действий в опасных ситуациях | Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их | Индивидуальная | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 11.04. 13.04. | ||
Глава 4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера-2 | |||||||||||
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; | Фронтальная | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 18.04. 20.04. | |||
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Урок изучения нового материала Рассказ, беседа | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; | Групповая | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 25.04. 27.04. | |||
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации-2 | |||||||||||
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.-2 | |||||||||||
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | Урок изучения нового материала Беседа, рассказ | Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз | Знать обстановку криминогенной ситуации в данных районах проживания, использовать в повседневной жизни | Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. | Парная | Работа по карточкам | Учебник | 2.05. 4.05. | ||
17 | Обеспечение личной безопасности дома | Урок изучения нового материала Беседа, рассказ | Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз | Учиться выявлять и предвидеть опасности. | Знать правила безопасного поведения дома, в общественных местах | Индивидуальная | Устный опрос. Решение ситуационных задач. | Учебник | 9.05. 11.05. | ||
Итого:17-часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 5 класс "Индустриальные технологии" ФГОС
Рабочая программа 5 класс "Индустриальные технологии" ФГОС...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа 6 класс английский (Комарова) ФГОС
Программа составлена к учебнику 6 класса Комаровой Ю.А....
Рабочая программа 9 класс по обществознанию ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Обществознанию» 9 класс ...
Рабочая программа 10 класс ОБЖ по ФГОС
рабочая программа...
рабочая программа 8 класс по ОБЖ ФГОС
рабочая программа...