Методические разработки. Применение элементов ТРИЗ на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж (7 класс) на тему
Методические разработки. Применение элементов ТРИЗ на уроках ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotki_triz.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки
Применение инструментария ТРИЗ на уроках ОБЖ
Основной целью обучения школьников ТРИЗ является развитие творческого воображения, творческого мышления.
Научить творчеству в полном смысле невозможно. Но есть возможности стимулирования творческого процесса,
активизации творческой деятельности.
Психологами было выявлено, что создание нового (идей, способов, действий) осуществляется, в частности, и такими базовыми стратегиями мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей. Эти методические принципы используются в методах активизации мышления: морфологический анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, которые активно используются занятиях ТРИЗ.
Как показывают исследования, их можно применять как системы воздействия на творческий процесс.
Морфологический анализ
Комбинирование – суть метода морфологического анализа (разработанного в 1930 году швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки).
При работе по методу морфологического анализа нужно составить морфологический ящик – таблицу, в которой по вертикали располагаются объекты, причины и т.д., а по горизонтали – всевозможные варианты (что необходимо по теме).
Принцип перебора вариантов можно использовать для поиска необычных ситуаций, на базе которых надо придумать рассказ.
Остается выбрать ту комбинацию или группу комбинаций, которые послужат стимулом для создания рассказа, где необходимо объяснить, как и почему получилась эта ситуация. Такие задания можно давать ученикам для работы в группах или как творческое домашнее задание, например, вовремя изучения темы «Действия в криминальной ситуации» или встреча с мошенниками.
После обсуждения рассказа возникла творческая и доверительная обстановка в классе и тогда можно обсудить и проанализировать ситуации по теме урока.
Применение морфологического анализа
для моделирования ситуации или происшествия
(9 класс тема: «действия в криминальной ситуации)
Задание:
- заполнить морфологическую таблицу;
- провести мысленно анализ ситуации;
- выбрать свой вариант ситуации (например А1, Б2, В3, Г2, Д3);
- написать оригинальный рассказ по выбранному варианту (формуле).
Участник ситуации (жертва) А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Другие участники ситуации Б | ||||||
Место, где происходит В | ||||||
Время Г | ||||||
Ситуация Д | ||||||
Черты характера, которые отразились на ситуации Е | ||||||
Мозговой штурм
Основная цель МШ – развитие творческого стиля мышления.
Перечислим дидактические ценности мозгового штурма:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;
- МШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Технология
Обычно штурм проводится в группах численностью 7-8 человек.
Группу инструктируют. Основное правило – никакой критики!
I этап: Создание банка идей.
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений.
II этап: Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом в каждой идее желательно найти что-то полезное.
III этап: Обработка результатов.
Пример: Деловая игра «Требуется идея!».
Задание – Придумать такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению взрослыми и детьми.
Упражнение «Ёлочка ассоциаций»
Основное творческое задание – придумать…
Например: придумайте рассказ!
Часто ставится эта задача и на уроках О Б Ж.
А с чего начать?
Здесь нам может помочь такое упражнение, как «Ёлочка ассоциаций». Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Особая ценность ассоциаций связана с тем, что творческая деятельность всегда характеризуется дефицитом исходной информации.
Упражнение начинается со стартового слова, в качестве которого берется любое имя существительное.
Под этим стартовым словом записываются в столбик слова, которые возникают по самым разным ассоциациям от стартового слова (5-7 слов), затем делается «переключение» - из этого столбика берется какое-нибудь новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик.
Случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать зону областей, из которых черпаются активные слова.
На уроках О Б Ж такое упражнение хорошо давать в начале урока в качестве разминки (на 7-10 минут) для настроя класса на тему урока или для закрепления новых понятий.
Например: Составить короткий рассказ по теме «Наводнение».
Стартовое слово – наводнение.
наводнение стихийное помощь спасение
вода разрушение сборы специалисты
затопление эвакуация вещи врачи
половодье страх МЧС палатки
паводок паника транспорт
бедствие
Диверсионный анализ
Сущность диверсионного подхода заключается в том, что задается вопрос - как можно навредить человеку, системе, объекту, используя то, что уже есть - ресурсы?
Как обеспечить получение дефектов?
Это позволяет прогнозировать, выявлять возможные отрицательные последствия еще ДО того, как они дадут о себе знать, ДО того, как они становятся большой проблемой, или могут привести к аварии.
Диверсионный анализ разработан Б.П. Злотиным, активно используется в ТРИЗ.
Так, как в обучении детей основам безопасности мы учим анализировать и прогнозировать ситуации, то диверсионный подход к проблеме очень интересно рассмотреть на уроках по некоторым темам.
Пример 5 класс.
Задание: «Путешествие по жилищу».
- Нежелательные явления в своей квартире, которые могут привести к беде.
- Покажите, как их устранить.
- Постройте диаграмму – снизу нежелательные явления, сверху – как их устранить.
кухня
Возможен Ядовитые испарения, Могут взять дети
пожар могут взять дети
аптечка в столе
большое количество
приборов включено горшок Ядовитые
в одну розетку с цветком вещества хранятся
висит над под раковиной
розеткой
Пример (9 класс)
Задание
- Проанализируйте как такие черты характера как трусость, хвастливость, грубость и т.д. могут навредить человеку.
- Постройте диаграмму - снизу отложите нежелательные явления, сверху - как их устранить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемые методические приемы отражают стратегии мыслительной творческой деятельности, поэтому их можно применять для воздействия на творческую деятельность учащегося. Одновременно они являются учебно-тренинговыми и стимулируют решение творческих задач.
Цель предлагаемых заданий на уроках ОБЖ не только активизировать воображение, а создать творческую обстановку, что создает положительное эмоциональное отношение к предмету.
ЛИТЕРАТУРА
- Библер В.С. Мышление как творчество.-М., 1975.
- Галин А.Л. Личность и творчество.-М., 1989.
- Гин А. Приемы педагогической деятельности.- Москва.: ВИТА, 2005.
- Давыдов В.К. Теория развивающего обучения.-М., 1996.
- Шрагина Л.И. Логика воображения.- Одесса: Черноморье, 1995.
- Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.- Санкт-Петербург, 2004.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. - Санкт-Петербург.: «Актидент», 1998.
- Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для преподавателей ОБЖ под редакцией Шершнева Л.И.-Москва: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»
В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...
Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»
Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока....
Методическая разработка «Применение проектной деятельности на уроках литературы»
Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой раб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...
Методическая разработка «Применение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ДОП»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА «Применение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ДОП» ЦЕЛЬознакомление участников мастер-...