МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
методическая разработка по физике (9 класс)
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
Лаконичность.В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучаемые. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.
Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_attesstatsii.docx | 16.92 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_dlya_attesstatsii.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Применение опорных конспектов (метод Шаталова) в учебной деятельности»
Автор разработки:
Кононова Галина Константиновна
Учитель физики СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ «КИРОВСКИЙ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения разных предметов. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает". Предлагаемая методика, ставшая объектом исследования в данной работе, утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой. Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.
Основа метода Шаталова использование опорных конспектов, которые состоят из опорных сигналов.
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
Лаконичность.В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучаемые. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.
Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
Данный метод давно используется в нашей школе. Я считаю, что он является универсальным методом и позволяет быстро и легко запоминать материал. Используя данный метод в современных условиях, можно включать его в технологические карты урока или составлять карту «памяти целого раздела».
Во многих школах используются «планшеты» и ученики с огромным интересом занимаются любимым делом, рисуя формулы в планшете. А также мы можем набирать альбом используя формат бумаги А4. Вариантов много и каждый учитель может выбрать свой.
Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по методу Шаталова Виктора Федоровича.
Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
Объедините сигналы в блоки.
Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
Выделите значимые элементы цветом.
Применение опорных конспектов на уроке физики
Посмотрим, как применить данный метод к изучению законов механики в девятом классе. В первую очередь определим для учащихся основную задачу механики. «Найти положение тела в любой момент времени» и записываем это в математической формеX=Xo + Sx
Затем на этом уроке вводится понятие материальной точки. Обозначим условно (МТ) и понятие системы отсчета (СО). В се это записываем в планшете(А4).Урок второй вводим понятия перемещения S и понятие вектора и объясняем какие вектора сонаправлены, какие направлены в разные стороны. (S!!V) В уроке третьем дается понятие поекции. в каком случае проекция положительная. в каком отрицательная. Обьясняем что такое Sx и что такое Vx Для удобства будем считать что вектора сонаправлены. После введения понятия прямолинейного равномерного движенияSx=Vxt вносим это в нашу схему (cм схему). И решаем основную задачу механики для равномерного прямолинейного движенияX=Xo + Vxt. Для прямолинейного равномерного движения основная задача механики решена.
Рисуем в нашей схеме график скорости в координатахv-t и указываем что модуль вектора перемещения равен площади прямоугольника. В уроке пятом водится понятие ускорения, как быстрота изменения скорости в единицу времени. ax=Vx-Vox/t Записываем эту формулу в нашу схему. Из этой формулы выражаем значение скоростиVx=Vo+axt. Урок шестой посвящен изучению графика скорости. Вспоминаем математику функциюY=kx и вспоминаем что представляют из себя эти графики в координатах V-t Первый график при Vo=0.Vx=axt. Второй график Vx=Vo +axt в математике (Y=kx+b)
Площадь фигуры под графиками и есть проекция модуля перемещения Sx. (площадь трапеции) для второго графика. Выводится формула модуля перемещения для равноускоренного движения. Sx=Voxt + axtt/2. Теперь мы можем решить основную задачу механики. X=Xo +Sx. Записываем эту формулу в нашу схему. Так же заносим в нашу схему график Vx=Vox +axt.
Ипоследнее это относительность движения. Перерисовываем рисунок в схему. Опорный конспект для этого раздела составлен. Он очень удобен для практического применения решения задач по механике. Формулы находятся перед глазами учащихся.легко воспроизводятся и легко запоминаются.
Это по сути дела итоговый урок, в котором заключены девять уроков. И на каждом из уроков мы добавляли в нашу схему очередное выражение. Опорные конспекты, созданные на уроках, постепенно накапливаются. Учащиеся при повторении могут посмотреть и быстро вспомнить все формулы. Когда готовятся к экзаменам, они при помощи опорных конспектов повторят весь курс физики за несколько часов.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Применение опорных конспектов (метод Шаталова) в учебной деятельности»
Автор разработки:
Кононова Галина Константиновна
Учитель физики СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ «КИРОВСКИЙ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения разных предметов. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает". Предлагаемая методика, ставшая объектом исследования в данной работе, утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой. Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.
Основа метода Шаталова использование опорных конспектов, которые состоят из опорных сигналов.
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
Лаконичность.В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучаемые. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.
Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделять общее и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.
Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
Данный метод давно используется в нашей школе. Я считаю, что он является универсальным методом и позволяет быстро и легко запоминать материал. Используя данный метод в современных условиях, можно включать его в технологические карты урока или составлять карту «памяти целого раздела».
Во многих школах используются «планшеты» и ученики с огромным интересом занимаются любимым делом, рисуя формулы в планшете. А также мы можем набирать альбом используя формат бумаги А4. Вариантов много и каждый учитель может выбрать свой.
Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по методу Шаталова Виктора Федоровича.
Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
Объедините сигналы в блоки.
Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
Выделите значимые элементы цветом.
Применение опорных конспектов на уроке физики
Посмотрим, как применить данный метод к изучению законов механики в девятом классе. В первую очередь определим для учащихся основную задачу механики. «Найти положение тела в любой момент времени» и записываем это в математической формеX=Xo + Sx
Затем на этом уроке вводится понятие материальной точки. Обозначим условно (МТ) и понятие системы отсчета (СО). В се это записываем в планшете(А4).Урок второй вводим понятия перемещения S и понятие вектора и объясняем какие вектора сонаправлены, какие направлены в разные стороны. (S!!V) В уроке третьем дается понятие поекции. в каком случае проекция положительная. в каком отрицательная. Обьясняем что такое Sx и что такое Vx Для удобства будем считать что вектора сонаправлены. После введения понятия прямолинейного равномерного движенияSx=Vxt вносим это в нашу схему (cм схему). И решаем основную задачу механики для равномерного прямолинейного движенияX=Xo + Vxt. Для прямолинейного равномерного движения основная задача механики решена.
Рисуем в нашей схеме график скорости в координатахv-t и указываем что модуль вектора перемещения равен площади прямоугольника. В уроке пятом водится понятие ускорения, как быстрота изменения скорости в единицу времени. ax=Vx-Vox/t Записываем эту формулу в нашу схему. Из этой формулы выражаем значение скоростиVx=Vo+axt. Урок шестой посвящен изучению графика скорости. Вспоминаем математику функциюY=kx и вспоминаем что представляют из себя эти графики в координатах V-t Первый график при Vo=0.Vx=axt. Второй график Vx=Vo +axt в математике (Y=kx+b)
Площадь фигуры под графиками и есть проекция модуля перемещения Sx. (площадь трапеции) для второго графика. Выводится формула модуля перемещения для равноускоренного движения. Sx=Voxt + axtt/2. Теперь мы можем решить основную задачу механики. X=Xo +Sx. Записываем эту формулу в нашу схему. Так же заносим в нашу схему график Vx=Vox +axt.
Ипоследнее это относительность движения. Перерисовываем рисунок в схему. Опорный конспект для этого раздела составлен. Он очень удобен для практического применения решения задач по механике. Формулы находятся перед глазами учащихся.легко воспроизводятся и легко запоминаются.
Это по сути дела итоговый урок, в котором заключены девять уроков. И на каждом из уроков мы добавляли в нашу схему очередное выражение. Опорные конспекты, созданные на уроках, постепенно накапливаются. Учащиеся при повторении могут посмотреть и быстро вспомнить все формулы. Когда готовятся к экзаменам, они при помощи опорных конспектов повторят весь курс физики за несколько часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение опорных конспектов на уроке русского языка
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Применение опорных конспектов на уроках физики.
Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащих...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания
Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...