Рабочая программа Элективного курса по ОБЖ «АЗБУКА ТУРИЗМА» В соответствии с ФГОС
рабочая программа по обж на тему
Рабочая программа
Элективного курса по ОБЖ
«АЗБУКА ТУРИЗМА»
В соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_-azbuka_turizma.docx | 80.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нижнеполевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено : на МО Протокол № Руководитель: | Принято : Педагогическим советом Нижнеполевской СОШ Протокол № От | Согласовано : с заместителем По учебно-воспитательной работе О.В. Воложанина |
Рабочая программа
Элективного курса по ОБЖ
«АЗБУКА ТУРИЗМА»
(в соответствии с ФГОС)
5,6 класс
(уровень образования)
2016– 2017 учебный год
(срок реализации программы)
Учитель : Тюшнякова М.В | |
Утверждено : Директор школы : Г.Б. Крылатов Приказ № от |
с. Нижнеполевское
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Педагогика дополнительного образования.
Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Данная Программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», «Школы безопасности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации. Актуальность проведения такой работы вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающие;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
- применять на практике технику вязания туристических узлов;
- организовать питание в походных условиях;
- разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.
- преодолевать различные препятствия с помощью туристического снаряжения и подручных средств.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
- правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
- правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
- принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
- способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
- виды туристских узлов и способы их применения;
- "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.
Развивающие:
- - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
- - развивать память и внимание;
- - развивать деловую и познавательную активность;
- - развивать физическую и психическую выносливость.
Воспитательные:
- - воспитывать патриотизм;
- - воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- - воспитывать чувство коллективизма.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой
Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.
Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности.
Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.
Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).
Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.
Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
Для реализации Программы «Школа туризма» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Словесные методы:
- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;
- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;
- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;
- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;
- разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;
- лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;
- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;
- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.
Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:
- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;
- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный план и Программа занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма —- сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения.
Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.
Программа первогогода занятий учебной группы рассчитана на 34 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и подведение их итогов.
Закончив обучение , учащийся должен:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
- функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода;
- правила общения в походе;
уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться примусами;
- выполнять общие обязанности участника похода.
- выполнять все операции походного быта;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
- самостоятельно ориентироваться на местности;
Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы.
Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста.
После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 34 часа , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа
Календарно - тематическое планирование
Кружок «Юный турист» - 5 класс- (34 часа в год из расчёта 1 час в неделю)
Номер урока | Содержание (раздел, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||
План | Факт | |||||||
I четверть: | ||||||||
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. | 1 | Фото школьных походов | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
2 | Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе | 1 | Правила туриста | Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности . Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию | ||||
3 | Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. | 1 | Ватман, материал для газеты | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и егорезультат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
4 | Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Курганской области. | 1 | Видеофильм | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способоврешения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
5 | Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. | 1 | Карты | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
6 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | Веревки,рисункиузлов | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
7 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | Веревки, рисункиузлов | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
8 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный | 1 | Веревки, рисункиузлов | Регулятивные: планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать результат. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения | ||||
9 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | Веревки, рисункиузлов | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
II четверть: | ||||||||
10 | Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн | 1 | Веревки, рисункиузлов | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
11 | Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник | 1 | Обвязки, карабины, страховочное снаряжение, жумары | Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию | ||||
12 | Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка | 1 | Карабины, страховочное снаряжение | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и егорезультат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
13 | Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодолениепрепятствий. | 1 | Обвязки, карабины, страховочное снаряжение, жумары | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
14 | Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивноеснаряжение. | 1 | Обвязки, карабины, страховочное снаряжение | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
15 | Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). | 1 | Компасы, карты | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
16 | Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. | 1 | Компасы, карты | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
III четверть | ||||||||
17 | Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. | 1 | Компасы, карты | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
18 | Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. | 1 | Эскизы для газеты туриста | Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности . Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию | ||||
19 | Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. СозданиеСоветадела. Распределениеобязанностей. | 1 | Анкета, видеофильм | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и егорезультат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
20 | Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведениеитоговпохода теоретически | 1 | Карабины, страховочное снаряжение | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
21 | Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовкаснаряжения. | 1 | Палатки, коврики, спальники | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
22 | Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. | 1 | Правила в походе, палатка | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
23 | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 1 | Техникабезопасности, плакаты | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
24 | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе | 1 | Материал для обсуждения | Регулятивные: планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать результат. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения | ||||
25 | Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. | 1 | Компасы, карты | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
26 | Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки | |||||||
IV четверть | ||||||||
27 | Природоохранная акция. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. | 1 | Мешки для мусора, фотоаппарат | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
28 | Фоторепортаж о проведении природоохранной акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов | 1 | Фотоаппарат, видеофильм | Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности . Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию | ||||
29 | Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. | 1 | Презентация, материал для викторины | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и егорезультат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
30 | Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовкаснаряжения. | 1 | Презентация, материал для прохождения похода | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
31 | Совместное, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. | 1 | Карты, материал для выступления | Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | ||||
32 | Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов) | 1 | Краеведческий материал | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | ||||
33 | Подведение итогов туристского путешествия | 1 | Туристическое оборудование | Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | ||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Регулятивные: планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать результат. Познавательные:общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
информационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, презентационный материал по тематике курса мультимедийный проектор; технические средства обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебно-методический комплекс дисциплины.
. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2010.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2006.
Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2010—2011.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2009.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
рабочая программа элективного курса "Основы туризма"
рабочая программа "Основы туризма"...
Рабочая программа элективного курса «Менеджер по туризму» 9, 11 класс
Элективный курс «Менеджер по туризму» предусматривает знакомство учащихся с данной профессией, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты данного вида деятельности: социальные, э...
Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» в соответствии с ФГОС ООО (5-9-е классы)
Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения 5-9 классы. Программа рассчитана на учащихся второго уровня обучения, заинтересованных в освоении куль...
Рабочая программа элективного курса в 7 классе "Учимся красиво говорить" ФГОС
I.Планируемые результаты освоения элективного курса. Личностные:-самоо...
Рабочая программа элективного курса Туризм
Данная рабочая программа предназначена для изучения элективного учебного предмета Туризм на уроках английского языка в средней школе...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...