Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
рабочая программа по географии (11 класс)
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения. Туризм вошёл в ХХI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьёзно влияющий на мироустройство и хозяйство многих стран и целых регионов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_turizm.docx | 354.65 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативная база, методические основы для составления рабочей программы.
Преподавание курса «География мирового туризма» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Примерной программы В.А. Кошевого: Программа курса «География» 10-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 56с. — (Инновационная школа).
- Основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области
- Программа курса «География». 10 (11) класс. Базовый уровень/авт.-сост. Е.М. Домогацких.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год.
- Состав УМК:
- Программа курса «География 10-11 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, часть 2.
- Общие цели с учётом специфики предмета.
Основная цель курса формирование у учащихся основных понятий туристского бизнеса и представлений о туризме как профессиональной сфере деятельности. Расширение географического кругозора.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
- воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
- показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;
- формировать целостное мировоззрение обучающихся через исторический, здоровьесберегающий, экономический элементы рекреационной системы знаний.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В рамках развития образования, важнейшим аспектом становится ориентация выпускника школы на рынок труда, повышение качества жизни и формирование функциональной грамотности учащихся.
Данная программа в связи с вышесказанным формирует целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения, рынок которых значительно расширился. Активное участие школьников в практической части данной программы позволит им опробовать собственные экскурсоводческие и коммуникативные навыки на деловых играх и социально – предметных практиках.
Данная программа актуальна в связи с наличием в ней элементов исторического краеведения, биологической и экологической информации, а также элементов экономики, что делает программу интегрированной, формирующих грамотное целеполагание и ключевые компетентности учащихся (аналитико – деятельностную, прогностическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную). Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой. В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства. Для успеха в сфере национального и международного туризма в современных условиях необходим профессиональный подход, а также компетентность тех, кто планирует связать свою профессиональную карьеру с туристическим бизнесом. На примере предлагаемого элективного курса показаны возможности обучения старших школьников основам социального проектирования, направленного на обеспечение их индивидуальной трудовой занятости.
География туризма - отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения. Туризм вошёл в ХХI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьёзно влияющий на мироустройство и хозяйство многих стран и целых регионов.
В процессе освоения программы систематически организуется проверка уровня знаний по различным разделам курса как подготовка к единому государственному экзамену. Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий. Критерием оценивания служит пятибалльная система оценивания.
Предмет оценивается по пятибалльной шкале.
- Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СОШ №6» отводит 33 часа для изучения элективного курса «География международного туризма» (из расчета 1 учебный час в неделю) (именно на такое количество часов рассчитана рабочая программа). Таким образом, содержание курса представляет собой одно из звеньев в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
- Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты
1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально - экономических и экологических процессов и проблем;
3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений;
6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Личностные результаты:
1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2. сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отчизне, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ( образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
6. сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
12. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
13. сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
14. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
- Содержание учебного предмета, курса, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 33 |
в том числе: |
|
практические занятия (оценочные) | 11 |
итогового тестирования | 1 |
контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль) | 2 |
4.2. Содержание учебной дисциплины
№ темы, раздела | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
Тема 1 | Политическая карта мира. Туристские районы, их иерархия и типология | Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды. | 3 |
Тема 2 | Зарубежная Европа | Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов. Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия. Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 5 |
Тема 3 | Зарубежная Азия | Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов. Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия. Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера. Международные экономические связи. Внутренние разли Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. чия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. | 6 |
Тема 4 | Северная Америка | Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономи-ко-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
Тема 5 | Латинская Америка | Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика. Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Объекты Всемирного наследия. | 5 |
Тема 6 | Африка | Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика. Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Богатейший рекреационный потенциал и его использование. | 5 |
Тема 7 | Австралия и Океания | Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
Тема 8 | Россия в современном мире | Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
I четверть – 8 часов, 3 оценочных практических работ;
II четверть – 8 часов, 2 оценочных практических работ;
III четверть – 10 часов, 3 оценочных практических работ;
IV четверть – 7 часов, 3 оценочных практических работ.
Практические работы
Всего практических работ: 48 (оценочных – 11) (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем).
Раздел, тема | УРОК | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
Тема 1. ПКМ | 1 | Пр.р. (учебная) Составление схемы — классификация изменений на ПКМ. Пр.р. (учебная) Выявление условий, определяющих проведение государственных границ. |
2 | Пр. р. № 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | |
3 | Пр.р. (учебная) Выполнение итоговых заданий по теме раздела. | |
Тема 2. Зарубежная Европа | 4 | Пр.р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Зарубежной Европы. Пр.р. (учебная) Сравнение географического положения стран Зарубежной Европы. |
5 | Пр.р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития Зарубежной Европы Пр.р. (учебная) Выявление специализации хозяйства субрегионов Зарубежной Европы | |
6 | Пр.р. (учебная) Выявление специфических черт субрегионов Зарубежной Европы Пр.р. № 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы | |
7 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения. | |
8 | Пр. р. № 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | |
Тема 3. Зарубежная Азия | 9 | Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к крупнейших бассейнов минеральных ресурсов региона. |
10 | Пр.р. (учебная) Выявление причин, определяющих диспропорции в уровне экономического развития отдельных субрегионов Зарубежной Азии. | |
11 | Пр.р. № 4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии | |
12 | Пр.р. № 5.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к объектов Всемирного наследия Зарубежной Азии. | |
13 | Пр.р. № 6. Разработка маршрута по странам Зарубежной Азии Пр.р. (учебная) Сравнение промышленной специализации стран Восточной и Южной Азии. | |
14 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Китая. | |
Тема 4. Англо-Америка | 15 | Пр.р. (учебная) Объяснение специфики структуры внешнеэкономической торговли Канады. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Канады. |
16 | Пр.р. (учебная) Установление зависимости между природными условиями на территории США и уровнем экономического развития страны. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства США. | |
17 | Пр. р. (учебная) Разработка маршрута туристической поездки по Англо-Америке. | |
Тема 5. Латинская Америка | 18 | Пр. р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Латинской Америки. Пр. р. (учебная) Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал субрегионов Латинской». |
19 | Пр. р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития хозяйства Латинской Америки. Пр. р. (учебная) Составление таблицы «Вовлечённость стран Латинской Америки в международное географическое разделение труда». | |
20 | Пр. р. № 7.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | |
21 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Бразилии. | |
22 | Пр. р. (учебная) Разработка маршрута туристической поездки по Латинской Америки. | |
Тема 6. Африка | 23 | Пр. р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Африки. Пр.р. (учебная) Составление картосхемы «Природно-ресурсный потенциал Африки». |
24 | Пр.р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития хозяйства Африки. Составление схемы хозяйственной классификации стран Африки. | |
25 | Пр. р. № 8. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стан по картам атласа. | |
26 | Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к стран – соседей ЮАР первого и второго порядка. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства ЮАР. | |
27 | Пр. р. № 9. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | |
Тема 7. Австралия и Океания | 28 | Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Австралии |
29 | Пр.р. (учебная) Отражение на к/к деления Океании на субрегионы. Пр.р. (учебная) Выявления факторов, способствующих развитию экологического туризма в Океании. | |
30 | Пр. р. № 10. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | |
Заключение | 31 | Пр. р. № 11. Анализ материалов, опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном мире. Пр.р. (учебная) Составление схемы «Роль России в современном мире» |
Таким образом, в году 11 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт. | ||||
1 четверть – 8 уроков | |||||
Тема 1. Политическая карта мира — 3 часа | |||||
1 (1) | Что такое политическая карта мира? | Выучить § 27 | 1 неделя сентября | ||
2 (2) | Регионы мира и международные организации Пр. р. № 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | Выучить § 28 | 2 неделя сентября | ||
3 (3) | Итоговый урок по теме «Политическая карта мира» | Сообщения | 3 неделя сентября | ||
Тема 2 . Зарубежная Европа — 5 часов | |||||
4 (1) | Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Природа Зарубежной Европы. Факторы развития туризма в регионе. | Выучить § 29 | 4 неделя сентября | ||
5 (2) | Население и хозяйство Зарубежной Европы. | Выучить § 30 | 1 неделя октября | ||
6 (3) | Субрегионы Зарубежной Европы Пр.р. № 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы | Выучить § 31 | 2 неделя октября | ||
7 (4) | Страны Европы. Федеративная Республика Германия. | Выучить § 32 | 3 неделя октября | ||
8 (5) | Пр. р. № 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | Тестирование | 4 неделя октября | ||
2 четверть – 8 уроков | |||||
Тема 3. Зарубежная Азия — 6 часов | |||||
9 (1) | Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии. Пестрота туристской карты Азии. | Выучить § 33 | 1 неделя ноября | ||
10 (2) | Население и хозяйство Зарубежной Азии. | Выучить § 34 | 2 неделя ноября | ||
11 (3) | Пр.р. № 4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии . Оценка потенциальных условий для развития туризма в азиатских странах. | Не задано | 3 неделя ноября | ||
12 (4) | Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная и Центральная Азия Пр.р. № 5.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии | Выучить §35 | 4 неделя ноября | ||
13 (5) | Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия Пр.р. № 6. Разработка маршрута по странам Зарубежной Азии | Выучить §36 | 1 неделя декабря | ||
14 (6) | Китайская Народная Республика. | Выучить §37 | 2 неделя декабря | ||
Англо-Америка — 3 часа | |||||
15 (1) | Англо-Америка. Канада. | Выучить §38 | 3 неделя декабря | ||
16 (2) | Соединенные Штаты Америки. | Выучить §39 | 4 неделя декабря | ||
3 четверть – 10 уроков | |||||
17 (3) | Итоговый урок по теме «Англо-Америка» Уровень развития туризма в США и Канаде | Не задано | 2 неделя января | ||
Тема 5. Латинская Америка — 5 часов | |||||
18 (1) | Латинская Америка. Географическое положение и ресурсы Латинской Америки. Рекреационный потенциал Латинской Америки. | Выучить §40 | 3 неделя января | ||
19 (2) | Население и хозяйство Латинской Америки. | Выучить §41 | 4 неделя января | ||
20 (3) | Субрегионы Латинской Америки. Пр. р. № 7.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | Выучить §42 | 1 неделя февраля | ||
21 (4) | Федеративная Республика Бразилия. | Выучить §43 | 2 неделя февраля | ||
22 (5) | Итоговый урок по теме «Латинская Америка» | Не задано | 3 неделя февраля | ||
Тема 6. Африка — 5 часов | |||||
23 (1) | Африка. Географическое положение, ресурсы. | Выучить §44 | 4 неделя февраля | ||
24 (2) | Африка. Население. Хозяйство. | Выучить §45 | 1 неделя марта | ||
25 (3) | Субрегионы Африки. Пр. р. № 8. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стан по картам атласа. | Выучить §46 | 2 неделя марта | ||
26 (4) | Южно-Африканская республика. ГП, ресурсы, население. | Выучить §47 | 3 неделя марта | ||
4 четверть – 7 уроков | |||||
27 (5) | Пр. р. № 9. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | Не задано | 1 неделя апреля | ||
Тема 7. Австралия и Океания — 3 часа | |||||
28 (1) | Австралия. | Выучить §48 | 2 неделя апреля | ||
29 (2) | Океания. | Выучить §49 | 3 неделя апреля | ||
30 (3) | Пр. р. № 10. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | Не задано | 4 неделя апреля | ||
Заключение — 2 часа | |||||
31 (1) | Россия в современном мире. Пр. р. № 11. Анализ материалов, опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном мире. | Выучить §50 | 1 неделя мая | ||
32 (2) | Итоговый урок по теме « Россия и современный мир» | 2 неделя мая | |||
33 (1) | Промежуточная аттестация | 3 неделя мая | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса "Основы туризма"
Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах....
рабочая программа элективного курса "Основы туризма"
рабочая программа "Основы туризма"...
Рабочая программа элективного курса «Менеджер по туризму» 9, 11 класс
Элективный курс «Менеджер по туризму» предусматривает знакомство учащихся с данной профессией, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты данного вида деятельности: социальные, э...
Рабочая программа Элективного курса по ОБЖ «АЗБУКА ТУРИЗМА» В соответствии с ФГОС
Рабочая программаЭлективного курса по ОБЖ«АЗБУКА ТУРИЗМА»В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа элективного курса Туризм
Данная рабочая программа предназначена для изучения элективного учебного предмета Туризм на уроках английского языка в средней школе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...