Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
рабочая программа по географии (11 класс)
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения. Туризм вошёл в ХХI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьёзно влияющий на мироустройство и хозяйство многих стран и целых регионов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 354.65 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативная база, методические основы для составления рабочей программы.
Преподавание курса «География мирового туризма» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Примерной программы В.А. Кошевого: Программа курса «География» 10-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 56с. — (Инновационная школа).
- Основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области
- Программа курса «География». 10 (11) класс. Базовый уровень/авт.-сост. Е.М. Домогацких.
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год.
- Состав УМК:
- Программа курса «География 10-11 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, часть 2.
- Общие цели с учётом специфики предмета.
Основная цель курса формирование у учащихся основных понятий туристского бизнеса и представлений о туризме как профессиональной сфере деятельности. Расширение географического кругозора.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
- воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
- показать роль туризма в укреплении политической стабильности в мире, раскрыть его экономическое значение;
- формировать целостное мировоззрение обучающихся через исторический, здоровьесберегающий, экономический элементы рекреационной системы знаний.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В рамках развития образования, важнейшим аспектом становится ориентация выпускника школы на рынок труда, повышение качества жизни и формирование функциональной грамотности учащихся.
Данная программа в связи с вышесказанным формирует целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения, рынок которых значительно расширился. Активное участие школьников в практической части данной программы позволит им опробовать собственные экскурсоводческие и коммуникативные навыки на деловых играх и социально – предметных практиках.
Данная программа актуальна в связи с наличием в ней элементов исторического краеведения, биологической и экологической информации, а также элементов экономики, что делает программу интегрированной, формирующих грамотное целеполагание и ключевые компетентности учащихся (аналитико – деятельностную, прогностическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную). Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой. В основе содержания курса лежат знания усвоенные учащимися при изучении географии материков и океанов, России, а также истории зарубежных стран и нашего государства. Для успеха в сфере национального и международного туризма в современных условиях необходим профессиональный подход, а также компетентность тех, кто планирует связать свою профессиональную карьеру с туристическим бизнесом. На примере предлагаемого элективного курса показаны возможности обучения старших школьников основам социального проектирования, направленного на обеспечение их индивидуальной трудовой занятости.
География туризма - отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учреждения. Туризм вошёл в ХХI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьёзно влияющий на мироустройство и хозяйство многих стран и целых регионов.
В процессе освоения программы систематически организуется проверка уровня знаний по различным разделам курса как подготовка к единому государственному экзамену. Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий. Критерием оценивания служит пятибалльная система оценивания.
Предмет оценивается по пятибалльной шкале.
- Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СОШ №6» отводит 33 часа для изучения элективного курса «География международного туризма» (из расчета 1 учебный час в неделю) (именно на такое количество часов рассчитана рабочая программа). Таким образом, содержание курса представляет собой одно из звеньев в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
- Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты
1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально - экономических и экологических процессов и проблем;
3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений;
6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Личностные результаты:
1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2. сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отчизне, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ( образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
6. сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
12. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
13. сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
14. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
- Содержание учебного предмета, курса, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 33 |
в том числе: |
|
практические занятия (оценочные) | 11 |
итогового тестирования | 1 |
контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль) | 2 |
4.2. Содержание учебной дисциплины
№ темы, раздела | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
Тема 1 | Политическая карта мира. Туристские районы, их иерархия и типология | Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды. | 3 |
Тема 2 | Зарубежная Европа | Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов. Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия. Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 5 |
Тема 3 | Зарубежная Азия | Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов. Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия. Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера. Международные экономические связи. Внутренние разли Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. чия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. | 6 |
Тема 4 | Северная Америка | Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономи-ко-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
Тема 5 | Латинская Америка | Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика. Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Объекты Всемирного наследия. | 5 |
Тема 6 | Африка | Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика. Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. Богатейший рекреационный потенциал и его использование. | 5 |
Тема 7 | Австралия и Океания | Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
Тема 8 | Россия в современном мире | Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России. Физико-географическое положение страны, как фактор развития туризма. | 3 |
I четверть – 8 часов, 3 оценочных практических работ;
II четверть – 8 часов, 2 оценочных практических работ;
III четверть – 10 часов, 3 оценочных практических работ;
IV четверть – 7 часов, 3 оценочных практических работ.
Практические работы
Всего практических работ: 48 (оценочных – 11) (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем).
Раздел, тема | УРОК | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
Тема 1. ПКМ | 1 | Пр.р. (учебная) Составление схемы — классификация изменений на ПКМ. Пр.р. (учебная) Выявление условий, определяющих проведение государственных границ. |
2 | Пр. р. № 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | |
3 | Пр.р. (учебная) Выполнение итоговых заданий по теме раздела. | |
Тема 2. Зарубежная Европа | 4 | Пр.р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Зарубежной Европы. Пр.р. (учебная) Сравнение географического положения стран Зарубежной Европы. |
5 | Пр.р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития Зарубежной Европы Пр.р. (учебная) Выявление специализации хозяйства субрегионов Зарубежной Европы | |
6 | Пр.р. (учебная) Выявление специфических черт субрегионов Зарубежной Европы Пр.р. № 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы | |
7 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения. | |
8 | Пр. р. № 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | |
Тема 3. Зарубежная Азия | 9 | Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к крупнейших бассейнов минеральных ресурсов региона. |
10 | Пр.р. (учебная) Выявление причин, определяющих диспропорции в уровне экономического развития отдельных субрегионов Зарубежной Азии. | |
11 | Пр.р. № 4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии | |
12 | Пр.р. № 5.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к объектов Всемирного наследия Зарубежной Азии. | |
13 | Пр.р. № 6. Разработка маршрута по странам Зарубежной Азии Пр.р. (учебная) Сравнение промышленной специализации стран Восточной и Южной Азии. | |
14 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Китая. | |
Тема 4. Англо-Америка | 15 | Пр.р. (учебная) Объяснение специфики структуры внешнеэкономической торговли Канады. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Канады. |
16 | Пр.р. (учебная) Установление зависимости между природными условиями на территории США и уровнем экономического развития страны. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства США. | |
17 | Пр. р. (учебная) Разработка маршрута туристической поездки по Англо-Америке. | |
Тема 5. Латинская Америка | 18 | Пр. р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Латинской Америки. Пр. р. (учебная) Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал субрегионов Латинской». |
19 | Пр. р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития хозяйства Латинской Америки. Пр. р. (учебная) Составление таблицы «Вовлечённость стран Латинской Америки в международное географическое разделение труда». | |
20 | Пр. р. № 7.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | |
21 | Пр.р. (учебная) Составление конспекта «Описание страны» Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Бразилии. | |
22 | Пр. р. (учебная) Разработка маршрута туристической поездки по Латинской Америки. | |
Тема 6. Африка | 23 | Пр. р. (учебная) Выявление природных предпосылок для развития хозяйства Африки. Пр.р. (учебная) Составление картосхемы «Природно-ресурсный потенциал Африки». |
24 | Пр.р. (учебная) Выявление социальных предпосылок для развития хозяйства Африки. Составление схемы хозяйственной классификации стран Африки. | |
25 | Пр. р. № 8. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стан по картам атласа. | |
26 | Пр.р. (учебная) Обозначение на к/к стран – соседей ЮАР первого и второго порядка. Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства ЮАР. | |
27 | Пр. р. № 9. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | |
Тема 7. Австралия и Океания | 28 | Пр.р. (учебная) Отражение на к/к закономерностей территориального размещения населения и хозяйства Австралии |
29 | Пр.р. (учебная) Отражение на к/к деления Океании на субрегионы. Пр.р. (учебная) Выявления факторов, способствующих развитию экологического туризма в Океании. | |
30 | Пр. р. № 10. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | |
Заключение | 31 | Пр. р. № 11. Анализ материалов, опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном мире. Пр.р. (учебная) Составление схемы «Роль России в современном мире» |
Таким образом, в году 11 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт. | ||||
1 четверть – 8 уроков | |||||
Тема 1. Политическая карта мира — 3 часа | |||||
1 (1) | Что такое политическая карта мира? | Выучить § 27 | 1 неделя сентября | ||
2 (2) | Регионы мира и международные организации Пр. р. № 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | Выучить § 28 | 2 неделя сентября | ||
3 (3) | Итоговый урок по теме «Политическая карта мира» | Сообщения | 3 неделя сентября | ||
Тема 2 . Зарубежная Европа — 5 часов | |||||
4 (1) | Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Природа Зарубежной Европы. Факторы развития туризма в регионе. | Выучить § 29 | 4 неделя сентября | ||
5 (2) | Население и хозяйство Зарубежной Европы. | Выучить § 30 | 1 неделя октября | ||
6 (3) | Субрегионы Зарубежной Европы Пр.р. № 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы | Выучить § 31 | 2 неделя октября | ||
7 (4) | Страны Европы. Федеративная Республика Германия. | Выучить § 32 | 3 неделя октября | ||
8 (5) | Пр. р. № 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | Тестирование | 4 неделя октября | ||
2 четверть – 8 уроков | |||||
Тема 3. Зарубежная Азия — 6 часов | |||||
9 (1) | Географическое положение и ресурсы Зарубежной Азии. Пестрота туристской карты Азии. | Выучить § 33 | 1 неделя ноября | ||
10 (2) | Население и хозяйство Зарубежной Азии. | Выучить § 34 | 2 неделя ноября | ||
11 (3) | Пр.р. № 4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии . Оценка потенциальных условий для развития туризма в азиатских странах. | Не задано | 3 неделя ноября | ||
12 (4) | Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная и Центральная Азия Пр.р. № 5.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии | Выучить §35 | 4 неделя ноября | ||
13 (5) | Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия Пр.р. № 6. Разработка маршрута по странам Зарубежной Азии | Выучить §36 | 1 неделя декабря | ||
14 (6) | Китайская Народная Республика. | Выучить §37 | 2 неделя декабря | ||
Англо-Америка — 3 часа | |||||
15 (1) | Англо-Америка. Канада. | Выучить §38 | 3 неделя декабря | ||
16 (2) | Соединенные Штаты Америки. | Выучить §39 | 4 неделя декабря | ||
3 четверть – 10 уроков | |||||
17 (3) | Итоговый урок по теме «Англо-Америка» Уровень развития туризма в США и Канаде | Не задано | 2 неделя января | ||
Тема 5. Латинская Америка — 5 часов | |||||
18 (1) | Латинская Америка. Географическое положение и ресурсы Латинской Америки. Рекреационный потенциал Латинской Америки. | Выучить §40 | 3 неделя января | ||
19 (2) | Население и хозяйство Латинской Америки. | Выучить §41 | 4 неделя января | ||
20 (3) | Субрегионы Латинской Америки. Пр. р. № 7.Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» | Выучить §42 | 1 неделя февраля | ||
21 (4) | Федеративная Республика Бразилия. | Выучить §43 | 2 неделя февраля | ||
22 (5) | Итоговый урок по теме «Латинская Америка» | Не задано | 3 неделя февраля | ||
Тема 6. Африка — 5 часов | |||||
23 (1) | Африка. Географическое положение, ресурсы. | Выучить §44 | 4 неделя февраля | ||
24 (2) | Африка. Население. Хозяйство. | Выучить §45 | 1 неделя марта | ||
25 (3) | Субрегионы Африки. Пр. р. № 8. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стан по картам атласа. | Выучить §46 | 2 неделя марта | ||
26 (4) | Южно-Африканская республика. ГП, ресурсы, население. | Выучить §47 | 3 неделя марта | ||
4 четверть – 7 уроков | |||||
27 (5) | Пр. р. № 9. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | Не задано | 1 неделя апреля | ||
Тема 7. Австралия и Океания — 3 часа | |||||
28 (1) | Австралия. | Выучить §48 | 2 неделя апреля | ||
29 (2) | Океания. | Выучить §49 | 3 неделя апреля | ||
30 (3) | Пр. р. № 10. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа. | Не задано | 4 неделя апреля | ||
Заключение — 2 часа | |||||
31 (1) | Россия в современном мире. Пр. р. № 11. Анализ материалов, опубликованных в СМИ, характеризующих место России в современном мире. | Выучить §50 | 1 неделя мая | ||
32 (2) | Итоговый урок по теме « Россия и современный мир» | 2 неделя мая | |||
33 (1) | Промежуточная аттестация | 3 неделя мая | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса "Основы туризма"
Элективный курс предназначен для классов социально-экономического профиля. Рассчитан на 34 часа. Можно преподавать в 10 или 11 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/05/picture-804611-1470402192.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Менеджер по туризму» 9, 11 класс
Элективный курс «Менеджер по туризму» предусматривает знакомство учащихся с данной профессией, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты данного вида деятельности: социальные, э...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892594-1486744789.jpg)
Рабочая программа Элективного курса по ОБЖ «АЗБУКА ТУРИЗМА» В соответствии с ФГОС
Рабочая программаЭлективного курса по ОБЖ«АЗБУКА ТУРИЗМА»В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа элективного курса Туризм
Данная рабочая программа предназначена для изучения элективного учебного предмета Туризм на уроках английского языка в средней школе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...