рабочая программа элективного курса "Основы туризма"
рабочая программа по физкультуре на тему
рабочая программа "Основы туризма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_osnovy_turizma.docx | 612.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО школы Согласовано на МС школы Утверждено.
«05» сентября 2014г. «05»сентября 2014г. приказ № 08от «03»сентября 2014г
Руководитель МО Руководитель МС Директор школы
_________ Ахмадулина Н.В. __________ Шигина И.А. ________ Аксентьева Г.Л.
Элективный курс по:
Основам туризма
11класс
Составил: Мазур Е.М.
с. Уро
2014 г.
Срок действия программы 1 год
Пояснительная записка
.
Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа. Теоретические занятия сочетаются с занятиями практическими.. Для проведения практических занятий используется различное туристское снаряжение, инвентарь и оборудование: палатки (различных видов), рюкзаки, спальные мешки, костровое оборудование, специальное туристское снаряжение (страховочные системы, карабины, веревка), компасы. Для проведения занятий также необходимы спортивные и крупномасштабные топографические карты, которые имеются сегодня в свободной продаже.
Ежегодное изучение факультативного курса завершается зачетным туристским походом, где отрабатываются и закрепляются на практике знания и умения, полученные в течение учебного года. Продолжительность похода зависит от возраста участников, уровня их подготовленности, а также возможностей педагога.
Актуальность программы
В организации учебно-воспитательного процесса учреждений образования туризм на протяжении многих десятилетий является для учащихся увлекательным занятием, наполненным романтикой, позволяющим удовлетворить потребность в познании окружающего мира, неформальном общении со сверстниками, физическом и творческом развитии. Туризм в системе образования – это самый комплексный вид учебно-воспитательного процесса и в то же время один из самых действенных в силу своей демократичности и гуманности.
Сегодня качество образования во многом зависит от возможностей школы предоставить учащимся широкий спектр образовательных услуг. Несомненную помощь в решении данной проблемы может оказать расширение тематики факультативов, в том числе за счет введения предметного факультативного курса «туризм».
Основная цель факультативного курса «туризм» - совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития учащихся. Это также еще одна возможность изучения родного края, приобретения навыков самостоятельной деятельности
Цели и задачи
Цель курса: сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, необходимых для организации оздоровительных и спортивных походов, а также других форм работы в сфере спортивно-оздоровительного туризма.
Задачи курса:
- ознакомление с историей зарождения и развития самодеятельных форм спортивно-оздоровительного туризма России как уникальным общественным явлением;
- ознакомление с нормативно-правовой базой функционирования спортивно-оздоровительного движения в России;
- ознакомление с географией спортивных походов по стране и региону;
- формирование системы знаний об организации деятельности туристских клубов и секций; о работе с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей участников; знаний об обеспечении безопасности проведения туристских мероприятий;
- обеспечение условий для овладения техническими навыками пешеходного и лыжного туризма, спортивного ориентирования;
- ознакомление с технологиями проведения туристских мероприятий: походов, путешествий, слетов и соревнований;
- формирования любви к Родине, природе; представлений о путях и средствах использования природного потенциала страны для повышения благосостояния людей.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того , насколько внимательны учащиеся. Необходимым условием усвоения материала является направленность внимания на объект обучения . На уроках физической культуры дефекты в овладении движениями нередко связаны именно с недостаточным вниманием детей. У подростков увеличивается объём внимания - они могут одновременно воспринимать несколько объектов, элементов движения. Подростки способны усилием воли в течение продолжительного времени удерживать внимание на материале урока даже в том случае , если данный материал не представляет для них непосредственного интереса. Увеличение объёма внимания происходит преимущественно за счёт зрительного восприятия , а слуховое внимание не претерпевает существенных изменений. Большое значение имеет постоянная требовательность педагога к вниманию учащихся, к качеству выполнения учебных заданий.
Однако развивающаяся у подростков способность управлять своим вниманием ещё не даёт основания строить всю учебную работу на произвольном внимании. В их учебной деятельности большое место занимает и непроизвольное внимание. Интересные занятия настолько захватывают и увлекают подростков , что они не замечают ни времени , ни усталости. Следует учитывать возрастающий интерес подростков к занятиям физическими упражнениями. В отличии от младших школьников их привлекает не только процесс занятий , но и достижение целей , связанных с физическими упражнениями. Педагог должен найти на уроке правильное соотношение трудного , непривлекательного материала с интересным , требующим произвольного и непроизвольного внимания учащихся.
Ввиду большой подвижности и возбудимости подростков, стремления к необычному, занимательному, а также явной зависимости их внимания от внешних раздражителей нужна чёткая, продуманная организация урока.
Учебный план
11 класс
№ п/п | Название темы | Всего/час. | Из них | |
теория | практ. | |||
1. | Туристские путешествия, история развития туризма | 1 | 1 | - |
2. | Воспитательное значение туризма. Правила поведения юных туристов | 1 | 1 | - |
3. | История, культура и природа родного края. Туристские возможности Бурятии | 1 | 1 | - |
4. | Безопасность при проведение походов и экскурсий | 1 | 1 | - |
5. | Личное туристское снаряжение и уход за ним | 2 | 1 | 1 |
6. | Групповое туристское снаряжение и уход за ним | 2 | 1 | 1 |
7. | Организация и проведение туристского похода | 2 | 1 | 1 |
8. | Туристский быт. Привалы и ночлеги | 3 | 2 | 1 |
9. | Питание в туристском походе | 3 | 2 | 1 |
10. | Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе | 3 | 2 | 1 |
11. | Туристские слеты | 1 | 1 | - |
12. | Топографическая и спортивная карты | 2 | 1 | - |
13. | Ориентирование | 3 | 2 | 1 |
14. | Краеведческая и общественно полезная работа в походе | 4 | 3 | 1 |
15. | Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний | 2 | 1 | 1 |
16. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 2 | 2 | - |
17. | Туристский поход | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 24 | 10 |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | дата | |
По плану | Факт. | |||||
1. | Туристские путешествия, история развития туризма | 1 | теоретический | текущий | ||
2. | Воспитательное значение туризма. Правила поведения юных туристов | 1 | теоретический | текущий | ||
3. | История, культура и природа родного края. Туристские возможности Бурятии | 1 | теоретический | текущий | ||
4. | Безопасность при проведение походов и экскурсий | 1 | теоретический | текущий | ||
5. | Личное туристское снаряжение и уход за ним | 2 | теоретический | Тест. Контрольная работа | ||
6. | Групповое туристское снаряжение и уход за ним | 2 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
7. | Организация и проведение туристского похода | 2 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
8. | Туристский быт. Привалы и ночлеги | 3 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
9. | Питание в туристском походе | 3 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
10. | Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе | 3 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
11. | Туристские слеты | 1 | теоретический | Тест. Контрольная работа | ||
12. | Топографическая и спортивная карты | 2 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
13. | Ориентирование | 3 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
14. | Краеведческая и общественно полезная работа в походе | 4 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
15. | Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний | 2 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
16. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 2 | Теоретический. Практический. | текущий | ||
17. | Туристский поход | 1 | теоретический | Тест. Контрольная работа |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов | Содержание учебной темы |
1. | Туристские путешествия, история развития туризма | 1 | Знаменитые путешественники и исследователи. Путешественники уроженцы Беларуси. История развития туризма в Западной Европе, России и Беларуси. Современная организация туризма в стране. Программа развития туризма в Беларуси. История развития детско-юношеского туризма. |
2. | Воспитательное значение туризма. Правила поведения юных туристов | 1 | Туризм – средство познания родного края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных туристов, их соблюдение в процессе занятий туризмом. Инициатива и самостоятельность, ответственность за порученное дело. Коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка. |
3. | История, культура и природа родного края. Туристские возможности Бурятии | 1 | Особенности истории, культуры и природы родного края. Сведения о прошлом своего населенного пункта (района). Памятники истории и культуры. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Государственные и общественные музеи края. Природоохранные территории. |
4. | Безопасность при проведение походов и экскурсий | 1 | Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность – основное и обязательное требование при проведении походов и экскурсий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Опасности субъективные и объективные. Действия в экстремальных условиях. Способы добывания воды, пищи, огня. |
5. | Личное туристское снаряжение и уход за ним | 2 | Перечень личного туристского снаряжения для походов разной сложности. Требования к личному туристскому снаряжению. Укладка рюкзака и упаковка снаряжения для туристского похода. Одежда и обувь и уход за ними. Применение современных материалов для изготовления снаряжения. |
6. | Групповое туристское снаряжение и уход за ним | 2 | Перечень группового туристского снаряжения в походах различных видов туризма. Требования к групповому туристскому снаряжению. Типы палаток. Топоры и пилы. Походная посуда. Хозяйственный инвентарь. Ремонтный набор. Работа завхоза и ремонтного мастера группы. Практические занятия. Усовершенствование и изготовление группового туристского снаряжения. Игра «Что берем с собой в поход?» Рациональное распределение группового туристского снаряжения между участниками группы. |
7. | Организация и проведение туристского похода | 2 | Подбор группы, выбор района, подбор картографического и справочного материала. Логика построения маршрута. Возможность использования забросок. Подготовка походной документации. Распределение обязанностей в группе. Практические занятия. Подготовка к совершению похода. Разработка планов-графиков и маршрутов походов. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов. |
8. | Туристский быт. Привалы и ночлеги | 3 | Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в зависимости от времени года, метеоусловий и района похода. Продолжительность и периодичность привалов. Основные требования к выбору места бивака. Установка палаток в разных условиях. Костры, их виды и особенности разведения. Практические занятия. Выбор места бивака и его планировка. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в разных условиях. Разведение костров в разных погодных условиях. |
9. | Питание в туристском походе | 3 | Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Расчет калорийности дневного рациона. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Способы уменьшения веса дневного рациона с использованием сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, съедобных растений, свежей рыбы. Практические занятия. Составление меню и списка продуктов разной сложности. Закупка, упаковка, фасовка продуктов питания. Приготовление пищи на костре. |
10. | Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе | 3 | Техника движения на маршруте. Радиальные выходы. Запасные варианты маршрута. Заброска. Изучение, разведка сложных участков маршрута. Днёвка. Характеристика естественных препятствий и техника их преодоления. Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Узлы. Использование специального снаряжения. Практические занятия. Отработка техники движения и преодоления препятствий. Вязка узлов. |
11. | Туристские слеты | 1 | Практические занятия. Разработка положения и условий проведения туристского слета. Выбор района проведения слета с использованием топографических карт. Участие в туристских слетах и соревнованиях по туризму. Работа в качестве судьи этапа. |
12. | Топографическая и спортивная карты | 2 | Топографическая и спортивные карты. Их отличия. Условные знаки топографической и спортивной карт. Масштаб карты и его определение при отсутствии данных. Старение карты и ее генерализация. Чтение карты. Практические занятия. Упражнения по чтению карт. Прокладка и описание маршрута по топографической карте. Игры с использованием спортивных карт. |
13. | Ориентирование | 3 | Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров. Способы определения точек стояния на карте. Составление абрисов. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления. Привязка при потере видимости. Ориентирование по солнцу и звездам. Ориентирование по местным предметам. Опрос местных жителей. Соревнования по спортивному ориентированию. Практические занятия. Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту. Определение способов привязки. Занятия по практическому прохождению линии маршрута. Разработка маршрута похода на карте с подробным описанием ориентиров, составление графика. Составление абрисов отдельных участков. Упражнения по определению сторон горизонта по Солнцу, Полярной звезде и по местным предметам. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. |
14. | Краеведческая и общественно полезная работа в походе | 4 | Содержание и методика краеведческих наблюдений по учебным предметам в соответствии с местными условиями. Выполнение краеведческих заданий. Техника проведения краеведческих наблюдений и их фиксации: описание, сбор образцов, фото и видеосъемка и т.д. Охрана памятников истории и культуры. Природоохранительная деятельность. Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, помощь пожилым людям, сельским школам, лесничествам. Практические занятия. Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Участие в работе среди местного населения. |
15. | Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний | 2 | Соблюдение правил личной гигиены при занятиях туризмом. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий туризмом, физической культурой и спортом для укрепления здоровья. Влияние вредных привычек (курения, употребления алкоголя) на организм человека. Практические занятия. Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений. |
16. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 2 | Предупреждение и лечение простудных заболеваний, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний. Заболевания, связанные с укусами змей и клещей. Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, бинтование. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах и обморожениях. Искусственное дыхание. Способы транспортировки пострадавшего. Практические занятия. Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного дыхания. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшего. Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего, изготовление носилок. |
17. | Туристский поход | 1 | Соблюдение правил поведения на туристских прогулках и походах, при организации приемов пищи. Личная гигиена на привале при приготовлении пищи и ее приеме. |
Требования к уровню подготовки
Должен знать: характерные черты организации туризма в Буряти; особенности воспитательного значения туризма; систему обеспечения безопасности в туризме; содержание и методику краеведческих наблюдений; приемы искусственного дыхания.
Должен уметь: осуществлять ремонт личного и группового туристского снаряжения; рационально распределять снаряжение между участниками группы; логически правильно строить маршрут; составлять смету расходов на проведение похода; развертывать и свертывать лагерь в разных походных условиях; использовать в питании ягод, грибов, съедобных растений, рыбы; готовить пищу на костре; использовать страховку и самостраховку, специальное туристское снаряжение; ориентироваться на местности в разное время суток и в разных походных условиях; проводить разнообразные краеведческие наблюдения; бинтовать раны, накладывать шины и жгут, транспортировать пострадавшего.
Список литературы:
Для Учителя:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. –М.: «ЦДЮТур МО» РФ, 1995.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: «Просвещение», 1981.
3. Болотов А.Н. Юному путешественнику. – Мн.: «Белорусская наука», 2000.
4. Ганопольский В.И. Уроки туризма. – Мн.: «НМЦентр», 1998.
5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник «Физкультура и спорт», 1987.
6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М.: «ФЦДЮТиК», 2006.
7. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: «ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
8. Герасименко Н.П., Митрахович С.С. Маршрутами познания и воспитания. – Мн.: «Мастацкая літаратура», 2001.
9. Митрахович С.С. Детский туризм и краеведение в Бурятии. – Мн.: «РИФТУР», 2003.
10. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. – МфиС, 1983.
11. Экциклопедия туриста /Рекол.:Е.И.Тамм, А.Х.Абухов и др.) – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Для учащихся:
1. Минделевич С.В. Пора в поход. – М.: Молодая гвардия, 1985.
2. Туризм в школе. Составитель Рядов Е.Г. – М.: «Физкультура и спорт», 1983.
3. SURVIVAL (Выживание). Составитель Коледа С.И., Драчев П.Н. – Мн.: «Лазурак», 1996.
4. Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение под общей редакцией Митраховича С.С. – Мн.: «Акудацыяі выхаванне”, 2009.
5. Коструб А.А. Методический справочник туриста. – М.: Профиздат, 1997.
6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа по пешеходному туризму
Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы курса «Пешеходный туризм» (Ткачев Г. С.). Возраст детей, участвующих в реализации программы 12-14 лет. ...
Рабочая программа элективного курса «Менеджер по туризму» 9, 11 класс
Элективный курс «Менеджер по туризму» предусматривает знакомство учащихся с данной профессией, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты данного вида деятельности: социальные, э...
Рабочая программа Элективного курса по ОБЖ «АЗБУКА ТУРИЗМА» В соответствии с ФГОС
Рабочая программаЭлективного курса по ОБЖ«АЗБУКА ТУРИЗМА»В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа элективного курса Туризм
Данная рабочая программа предназначена для изучения элективного учебного предмета Туризм на уроках английского языка в средней школе...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...