Рабочая прграмма по ОБЖ 5-9 кл
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

тугушева гюзель феязовна

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_kl_po_obzh.docx0 байтов
Файл rab_progr_5-9.docx77.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ с.Яковлевка»

Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

  «Согласовано»                                                                                «Согласовано»                                           «Утверждаю»

  Руководитель МО                                                                    Зам.директора по УВР                                     Директор школы _______С.В.Батраева                                                                  ________Н.Ф.Девличарова                     _______В.Р.Салихова

Протокол № ____ от                                                          «        » _____________  2016 г.                        Приказ № ____  от  _____________2016 г

 «        » __________  2016 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

 5-9 классы учителя Тугушевой Г.Ф.

Яковлевка

2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «ОБЖ» 5-9 класс

Рабочая программа курса составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -  М, «Просвещение» 2014г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю).

          Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

     За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс при модульном построении содержания включает в себя два учебных модуля, пять разделов и девять тем.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

     Понятийная база и содержание  курса ОБЖ 5-9 класса основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010г. № 690), также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предоставленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 175часов).

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени регионального компонента, 35 часов в год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическая литература

  1. Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -  М, «Просвещение» 2014г.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5кл.: учеб.для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2015
  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2011
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2015
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2016
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й класс: учебник для ОУ/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников./под ред.А.Т.Смирнова/ М.: Просвещение, 2011
  7. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011

Нормативная и правовая литература

  • Закон «Об образовании»
  • Конституция Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «0 гражданской обороне»
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-х классах ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом,
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;
  • основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни

   В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности  ученик 6 класса должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

понимать         

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях

  • государственную политику противодействия наркотизму;

♦        основные меры по профилактике наркомании.

должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  •  решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

соблюдения норм здорового образа жизни.

По окончании 7 класса обучающийся должен:

Знать/понимать:

•        основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;

•        правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

•        способы безопасного поведения в природной среде: правила безопасного поведения до и время опасных природных явлений; меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

Уметь:

  1. действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  2. соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

•        оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях;

•        пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

•        вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

•        действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания
в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:

  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности;  правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

  Ученик должен уметь: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;  оказывать  первую  медицинскую  помощь  при  неотложных  состояниях.

    Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и  в повседневной жизни для:

    – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    —  подготовки  и  участия  в  различных  видах    активного  отдыха  в  природных;

    — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

    — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классах ученик должен знать:

♦      потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;  

♦     основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

♦     законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

♦     наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

♦     основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

♦     правила поведения при угрозе террористического акта;

♦     государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

♦     предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

♦     принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

♦     действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

♦     пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

♦     оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦     обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

♦     активного отдыха в природных условиях;

♦     оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

♦     соблюдения норм здорового образа жизни.                   

Учащийся должен:

знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в  опасных и чрезвычайных ситуациях;

• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, крово-течениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», ком-плектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведе-ния в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами быто-вой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического ак-та или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бы-товых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

                                                                   

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и
  • , принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными  результатами обучения  курса «Основы безопасности жизнедеятельности  является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Познавательные УУД:
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

                                                                                      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22ч.)

Раздел I « Основы комплексной безопасности» (15 ч.)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека(5ч.)

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей.       Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6ч.)

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения. Велосипед – транспортное средство. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования к водителю велосипеда.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Тема 3.       Опасные ситуации природного характера (2ч.)

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте села. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2ч.)

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаровзрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7ч.).

Тема 5.Опсные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3ч.)

Криминогенные ситуации, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание  города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4ч.)

Чрезвычайно опасное социальное явление для каждого человека и общества в целом – экстремизм и терроризм. Экстремизм и его преступная сущность. Современный терроризм – угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основные факторы, способствующие распространению терроризма.

Характеристика основных видов экстремистской деятельности. Характеристика основных видов террористической деятельности. Основные направления поведения учащихся для формирования негативного отношения к противоправному поведению.

Наиболее опасные и распространенные виды террористических актов, их признаки и последствия. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения для снижения вероятности совершения террористического акта и минимизации его последствий.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Уголовная ответственность за преступление против общественного порядка. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч.)

Раздел 3.Основы здорового образа жизни (5 ч.)

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч.)

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (3ч.)

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ( 8ч.)

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (3ч.)

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  • при ушибах;
  • при ссадинах.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении.

Контрольная работа 2ч

Резервное время 2ч

                                                                                                                 6класс

Модуль I. Основы безопасности личностиобщества и государства (24 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (5 ч)

Природа и человек. Особенности природной среды. Необходимость сохранения окружающей природной среды.

Ориентирование на местности. Понятие ориентирования на местности.  Способы определения сторон горизонта в дневное и ночное время.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение своего местонахождения  с помощью карты. Способы ориентирования карты : по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы. Движение по маршрутам по азимуту.

Подготовка к выходу на природу. Порядок исодержание предварительной подготовки к выходу на природу.  Распределение обязанностей между участниками похода. Требования к определению района похода и к маршруту движения. Режим похода.

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Понятие «бивак». Выбор места для бивака. Организация основных бивачных работ: заготовка топлива, разведение костра, приготовление пищи.

Определение необходимого снаряжения для похода. Особенности подбора и подготовки к походу туристского снаряжения в зависимости от условий похода .Одежда туриста, требования к ней. Комплект аптечки первой помощи.

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.  Особенности пешеходного туризма. Порядок движения туристов по равнинной и горной местности. Обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной и горной местности.

Подготовка и проведение лыжных походов. Особенности подготовки и проведения лыжных походов. Особенности экипировки и снаряжения  туриста-лыжника. Режим движения лыжника. Обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Особенности водного туризма. Требования к уровню подготовки туриста-водника. Этапы подготовки к водному походу. Правила безопасного поведения на воде во время похода.

Велосипедные походы и безопасность туристов. Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. Мероприятия, проводимые при подготовке к велосипедному походу. Обеспечение безопасности, в том числе личной,  участников велосипедного похода.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч)

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Общие представления о дальнем и выездном туризме. Влияние дальних поездок на здоровье человека. Общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. Личная безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация- неизбежный процесс, происходящий в организме человека, связанный с приспособлением организма к новым климатическим условиям. Факторы, влияющие на акклиматизацию человека. Особенности акклиматизации к условиям холодного климата, жаркого климата..

Общие правила поведения человека в новых климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.

Акклиматизация в горной местности. Особенности  климатических условий в горах. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. Особенности акклиматизации в горах.

Обеспечение личной безопасности с учетом колебаний температуры воздуха, солнечной радиации и влажности воздуха в горах.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными  видами транспорта. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Правила по обеспечению личной безопасности при поездке к месту отдыха в автомобиле, в железнодорожном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Способы и средства по обеспечению безопасности пассажиров на водном транспорте.  Общие правила безопасного поведения пассажиров на корабле.  Рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте.  Правила поведения пассажира после посадки в самолет. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в

природной среде (4 ч)

Автономное существование человека в природе. Понятие об автономном существовании человека в природной среде. Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. Умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе.

Добровольная  автономия человека в природной среде. Содержание  добровольной  автономии человека (группы людей) в природной среде, основные цели добровольной автономии. Характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде. Предварительная всесторонняя подготовка к добровольной автономии, ее значение.

Вынужденная автономия человека в природной среде. Влияние вынужденной автономии на состояние человека. Задачи, которые приходится решать человеку в условиях вынужденной автономии. Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии.

 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Умения, которыми должен овладеть человек для безопасного существования в природной среде: сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой.

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

Опасные погодные явления. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Характерные признаки ухудшения погоды. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными  в природных условиях. Опасности, возникающие при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Меры безопасности при встрече со змеей.

Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Лесные клещи, места их обитания, опасность их укуса.

Клещевой энцефалит и его профилактика. Опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом. Пути заражения клещевым энцефалитом. Меры профилактики клещевого энцефалита.

 

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (3ч)

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Умение оказать первую помощь (самопомощь и взаимопомощь) и обеспечить безопасность туриста. Индивидуальная аптечка, ее  предназначение и содержание.

Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. Оказание первой помощи при ушибах и вывихах. Оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге. Причины, способствующие возникновению в походных условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога. Внешние проявления и состояния человека при возникновении условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога.

Оказание первой помощи притепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Рекомендации по правилам оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Последовательность и правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3 ч)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье. Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние производственной деятельности человека на загрязнение окружающей природной среды. Пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Сущность и значение социального развития человека. Формирование социальной зрелости учащегося.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.  Психоактивные вещества и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основные причины распространения наркомании.

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркомания и ее распространение. Первая проба наркотиков – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

Контрольная работа 2ч

Резервное время 2ч

7класс

Модуль I. Основы безопасности личностиобщества и государства (27 ч)

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического происхождения. Природные явления метеорологического происхождения. Природные явления биологического происхождения. Основные причины их возникновения.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Разница между опасной и чрезвычайной ситуациями.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Землетрясение и причины  его возникновения. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. Сейсмически опасные районы на Земле.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Рекомендации специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Вулканы, извержение вулканов. Типы вулканов. Где встречаются вулканы.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч)

Ураганы и бури, причины их возникновения, последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения. Последствия ураганов и бурь. Определение силы ветра у поверхности Земли.

Смерчи.Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения. Шкала разрушений, вызываемых смерчем. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (4 ч)

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения.

Сели, снежные лавины и их характеристика. Характеристика селя, снежной лавины, причины их возникновения. Опасность селевых потоков и снежных лавин  для жизнедеятельности человека. Возможные последствия селя и снежных лавин.

Цунами и их характеристика. Характеристика цунами и причины его возникновения. Оценка интенсивности цунами по результатам воздействия на побережье. Последствия цунами.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч)

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Эпизоотии и эпифитотии.  Определение понятий «Эпизоотия»  и «эпифитотия»Инфекционные болезни животных и пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания растений, пути передачи инфекций. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч)

Защита населения от последствий землетрясений.  Прогноз землетрясений. Организация защиты населения от последствий землетрясений.  Обучение и оповещение населения. Организация аварийно-спасательных работ. 

Последствия извержения вулканов. Защита населения. Опасные явления, возникающие во время извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Оползни и обвалы, причины их возникновения. Последствия оползня и обвалов. Защита населения от последствий оползней и обвалов.                                                                                                                                                              

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического  происхождения (1 ч)

Защита населения от последствий ураганов и бурь. Опасность ураганов и бурь  для жизнедеятельности человека. Организация защиты населения от ураганов и бурь. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время ураганов и бурь.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического  происхождения (3 ч)

Защита населения от последствий наводнений. Общие профилактические мероприятия  по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Защита населения от последствий селевых потоков. Общие мероприятия  по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению в селеопасных районах.

Защита населения от цунами. Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время и после цунами.

Защита населения от природных пожаров (1 ч)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре в лесу.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч)

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм – преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России. Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование  антитеррористического поведения.

 Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч)

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч)

Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления

воспитания психологической уравновешенности.

Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в  подростковом возрасте.

Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях 4 ч)

Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь и ее назначение. Общий порядок в оказании первой помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание первой помощи при незначительных ранах. Оказание первой помощи при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи».

Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение  поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины.

Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.

Контрольная работа 1ч

Резервное время 1ч

8класс

Модуль I. Основы безопасности личностиобщества и государства (22 ч)

Основы комплексной безопасности (15 ч)

Пожарная безопасность (3 ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Безопасность на дорогах (3 ч)

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.

Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения. Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.

Безопасность на водоемах (3 ч)

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.

Экология и безопасность (2 ч)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч).

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на  которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.  Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия.

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (3 ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам  безопасного поведения  при химических авариях.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.

Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная  автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения.

Эвакуация населения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской  обороны и их предназначение.  Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской  обороны.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Основы здорового образа жизни (8 ч)

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)

Здоровье как основная ценность человека.  Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек.

Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.

Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи.

Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.  Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором.

Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.

Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.

 Контрольная работа 2ч

9 класс

Модуль I. Основы безопасности личностиобщества и государства (24 ч)

Основы комплексной безопасности (8 ч)

Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)

Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.

Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы  России в международной и военной сферах.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры  в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.

Чрезвычайные ситуации  природного  и техногенного характера и национальная безопасность России (3 ч)

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и  чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Чрезвычайные ситуации  природного характера и их последствия. Причины возникновения

чрезвычайных ситуаций  природного характера и их возможные  последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации  природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях  природного характера.

Чрезвычайные ситуации  техногенного  характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения  чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций  техногенного  характера.

Угроза военной безопасности России.  Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 ч)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта (2 ч)

Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций   мирного и военного времени (4 ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций  техногенного  и природного характера.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.  Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в России (4 ч)

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму.

Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации.   Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операцииПрименение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.

Организация борьбы с терроризмом и наркотизмом (2 ч)

Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (3 ч)

Здоровье человека  как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.

Факторы, разрушающие  репродуктивное здоровье (3 ч)

Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь.  Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь.

Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины  распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.

Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.

Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.

Оказание первой помощи (2 ч)

Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ

. Контрольная работа 1ч

Тематический план

5 класс

№ модуля,

раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

Модуль 1

Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

Контрольное тестирование по первому разделу

1

Раздел 3

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Тема 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

Тема 6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

4

Контрольная работа по модулю один

1

Модуль  11

Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Раздел 4

Основы здорового образа жизни

Тема 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

3

Тема 9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

3

Резервное время

2

Всего часов

35

                                                 

                                                             

                                                         

                                                     Тематический план для  6 класса

№ модуля, раздела,

темы

                   Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во

 часов

Раздел-1

Основы комплексной безопасности (25 ч)

Глава 1

Подготовка к активному отдыху на природе

5

Контрольная работа

1

   Глава 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Глава З

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Глава 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Контрольная работа

1

Глава 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Раздел-5

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи(4ч)

Глава 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3

Раздел-4

Основы здорового образа жизни (6)

Глава 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

4

Резервное время

2

Всего

35

Тематический план по ОБЖ 7 класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Модуль1

1

Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от ЧС.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

              3

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

6

3

Чрезвычайные   ситуации   метеорологического происхождения

3

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

8

5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения

4

6

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

2

Контрольная работа по разделу 1

1

Модуль2

7

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

8

Основы медицинских знаний и оказание ПМП

4

9

Резервное время

1

ВСЕГО ЧАСОВ

35

Тематический план  8 класса.  

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

 

Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

1

Глава 1. Пожарная безопасность

3

2

Глава 2. Безопасность на дорогах

3

3

Глава 3. Безопасность на водоемах

3

4

 Глава 4. Экология и безопасность

2

5

Контрольная работа

1

6

 Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

 7

 Раздел 2 Защита населения РФ от ЧС.

8

 Глава 6. Обеспечение безопасности населения от ЧС

3

Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

9

Контрольная работа

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

10

Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие.

8

11

Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях.

3

 

Итого:

35

Тематический план 9 класс

№ модуля, раздела,

темы

Наименование модуля, раздела, темы

Колич

ество

часов

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации  мирного и военного времени  и национальная безопасность России

4

Тема 3

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 4

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

4

Тема 5

Общие понятия о терроризме и экстремизме

2

Контрольная работа

1

Тема 6

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

3

Тема 7

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

2

Тема 8

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

2

Тема 9

Здоровье – условие благополучия человека

3

Тема 10

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

2

Тема 11

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Тема 12

Оказание первой медицинской помощи

2

Всего часов:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма Геометрия 7,8 кл. Атанасян Л.С. и др

Программа составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  по математике (пр.министерства образования РФ №1089 от 05.03.2...

рабочая прграмма по биологии 7 класс

Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 9 класс

рабочая прграмма по биологии 9 класс  по линии Пасечника...

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)

рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)  по линии Понамаревой...

рабочая прграмма по биологии 11 класс

рабочая прграмма по биологии 11 класс  по линии Понамаревой...

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...