рабочая прграмма по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая прграмма по биологии 9 класс по линии Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_9_klass.doc | 439 КБ |
Предварительный просмотр:
№п/п | Тема урока | Количество часов | Форма организации учебного процесса | Элементы содержания урока | Виды контроля | Примечание | ||||
1. Введение (3 часа) | ||||||||||
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | Вводный урок | Знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры. Репродуктивный: Давать определение терминам; перечислять Царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи. Продуктивный: характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры. | §1 | |||||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Комбинированный урок | Знать методы изучения живой природы. Приводить примеры. Репродуктивный: Называть методы изучения живой природы. Продуктивный: Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории | §2 | |||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | Комбинированный урок | Знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма. Репродуктивный: Называть общие признаки (свойства) живого организма. Продуктивный: Характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры | §3 | |||||
2 Уровни организации живой природы (46 часов) | ||||||||||
2.1. Молекулярный уровень (9 часов). | ||||||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение. Репродуктивный: Давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Продуктивный: Характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне. | §1.1 | Рис .1 | ||||
5 | Углеводы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме. Репродуктивный: Давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов. Продуктивный: Характеризовать особенности строения углеводов; основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп. | §1.2 | Рис. 2,3 | ||||
6 | Липиды. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции. Репродуктивный: Давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов. Продуктивный: Характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам. | §1.3 | Рис. 4 | ||||
7 | Состав и строение белков. Функции белков | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме. Репродуктивный: Называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме. Продуктивный: Характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам. | §1.4§ 1.5; | Таблица, модель белка, рисунки и схемы на страницах учебника. | ||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Знать функции ДНК и РНК, типы РНК. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК Продуктивный: Характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам. | §1.6, сообщения учащихся о витаминах (открытие, роль) | Таблица, рисунки на страницах учебника, модель ДНК. | ||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов. Продуктивный: Характеризовать особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов.- | §1.7, повторить п.1.5; | Таблица, рисунки на страницах учебника. | ||||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать свойства ферментов и механизм катализа. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций. Продуктивный: Характеризовать свойства ферментов; механизм действия ферментов, объясняя образование комплекса «фермент-вещество»; роль ферментов в организме. | §1.8, повторить п.1.4, 1.6; Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи». | Рисунки на страницах учебника; лабораторное оборудование. | ||||
11 | Вирусы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом. Репродуктивный: Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы; способы борьбы со СПИДом. Продуктивный: Характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактика; способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам | §1.9 Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. | Таблица, рисунки на страницах учебника. | ||||
12 | Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение. Продуктивный: Характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объясняя их свойства, значение. | Набор тестовых заданий | С.40, краткок содержание главы; повторить иатериал о строение клетки. | ||||
2.2.Клеточный уровень (11 часов) | 1 | |||||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные положения клеточной теории; авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов; растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Репродуктивный: Называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в области изучения клеток; авторов клеточной теории. Продуктивный: Характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов; растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | §2.1 Демонстрация модели клетки. Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты. | ||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать строение и функции наружной мембраны клетки; способы проникновения веществ в клетке. Знать строение и функции ядра. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны; состав содержимого ядра. Продуктивный: Характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. Проводить сравнение прокариотических и эукариотических организмов. | §2.2 § 2.3 | Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп, микропрепараты. | ||||
15 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и других органоидов, перечислять их функции. Знать виды пластид. Репродуктивный: Называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид. Продуктивный: Характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и других органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | §2.4 | Таблица, рисунки на страницах учебника. | ||||
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | §2.5 | |||||||||
16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот. Репродуктивный: Называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки. Продуктивный: Характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот. | §2.6 | Таблица, рисунки на страницах учебника. | ||||
17 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки). | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | § 2.7 | ||||||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма. Продуктивный: Характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции; образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки. | §2.8 § 2.9; повторить §1.7; | Таблицы, схемы, разноцветные магнитные «кнопки». | ||||
19 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания. Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов. Продуктивный: Характеризовать (описывать) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питания, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза. | §2.10,2.12 §2.11; повторить §1.4, Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». | Таблицы, схема процесса фотосинтеза на странице 67 учебника. | ||||
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: Характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК; смысл избыточности генетического кода; значение биосинтеза белков в клетке. | §2.13 | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода. | ||||
21 | Синтез белков в клетке. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: Характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК; смысл избыточности генетического кода; значение биосинтеза белков в клетке. | §2.13 | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода. | ||||
22 | Деление клетки. Митоз. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки. Продуктивный: Характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза. | §2.14 Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. Демонстрация микропрепаратов митоза в клетках корешков лука | Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток. | ||||
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза Репродуктивный: Знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; типы питания; фазы митоза. Продуктивный: Характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток. | С. 81-82. | |||||
2.3.Организменный уровень (14 часов). | 1 | |||||||||
24 | Размножение организмов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения; сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения. Репродуктивный: Знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы. Продуктивный: Описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущество полового размножения | §3.1, 3.2(до «Развитие половых клеток») | Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты | ||||
25 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза; сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза; стадии мейоза. Продуктивный: Характеризовать стадии гаметогенеза; сущность и стадии мейоза; процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий. | §3.2, 3.3; Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, микроскоп, микропрепараты. | ||||
26 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организма. Формулировать биогенетический закон. Репродуктивный: Давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза; этапы эмбрионального развития. Продуктивный: Характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение. | §3.4 Демонстрация прямого и непрямого развития в постэмбриональный период. | Таблицы, рисунки на страницах учебника, влажные препараты, коллекции. | ||||
27 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание. | §.3.5 | Таблица, схемы на страницах учебника, модели-аппликации. | ||||
28 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать генетические термины и понятия; законы наследственности. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов; практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание. | §3.6 | Таблица, рисунок на с. 106 учебника. | ||||
29 | Дигибридное скрещивание | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать генетические термины и понятия; законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов. | §3.7 | Таблица, рисунки на стр. учебника, модели-аппликации | ||||
30 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биологическое значение перекреста хромосом. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать сущность закона Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом. | §3.8 | Таблица, схема на странице 111 учебника. | ||||
31 | Взаимодействие генов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов. Репродуктивный: Называть виды взаимодействия неаллельных генов. Продуктивный: Характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов. | §3.9, сообщение «Наследственные заболевания человека». | Рисунок на странице 113 учебника. | ||||
32 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть группы хромосом. Продуктивный: Характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование. | §3.10 | Таблица, схема на странице 115 учебника. | ||||
33 | Модификационная изменчивость. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать роль генотипа и условий среды на формирование фенотипаРепродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия. | §3.11 Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов». | Таблица, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.) | ||||
34 | Мутационная изменчивость | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение мутаций. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение мутаций. Продуктивный: Характеризовать формы изменчивости; выделяя основные различия между модификациями и мутациями; виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. | §3.12 | Схемы, микроскопы, микропрепараты (плодовые мушки дрозофилы). | ||||
35 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать, что такое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений. Продуктивный: Характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; использование учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; совпадение центров многообразия культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций. | §3.13; сообщение «Основные методы селекции» | Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, географическая карта. | ||||
36 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации. Продуктивный: Характеризовать основные методы селекции; виды гибридизации, явление гетерозиса; методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ. | §3.14, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку | Коллекции семян зерновых культур. | ||||
37 | Обобщение, контроль «Организменный уровень организации живого». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Знать биологическую сущность мейоза; оплодотворения; задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать биологическую сущность мейоза; оплодотворения; задачи селекции; законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи. | С. 130-132. | |||||
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | 1 | |||||||||
38 | Вид. Критерии вида. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основную систематическую единицу в биологии; определение понятия «вид». Определять критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, эко- логический, географический, исторический). Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть критерии вида. Продуктивный: Характеризовать основную систематическую единицу в биологии; крите- рии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генами между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны. | §4.1 Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». | Рисунки на страницах учебника, фотографии, открытки, живые объекты, чучела и др. | ||||
39 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровня организации живой природы. Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровня организации живой природы | §4.2 | Таблицы | ||||
40 | Биологическая классификация. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные систематические (таксономические) категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Репродуктивный: Давать определение терминам. Продуктивный: Характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных | §4.3 (возможно самостоятельное изучение). с.144. Демонстрация гербарного материала, коллекций, живых объектов (растения и животные) и др. | Фотографии и др. | ||||
2.5. Экосистемный уровень (5 часов) | ||||||||||
41 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать природные сообщества, их основные свойства и задачи; важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере). Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза. Продуктивный: Характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ | §5.1 | Таблицы, схема, с.148. | ||||
42 | Состав и структура сообщества. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные). Продуктивный: Характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания. | §5.2 Демонстрация моделей экосистем, коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах | Таблицы, рисунки на страницах учебника. | ||||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах; количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества. Продуктивный: Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах; количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям; пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания. | §5.3; | Таблица, рисунок на странице 160 учебника. | ||||
44 | Продуктивность сообщества | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная); обосновывать значение сукцессий. Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Продуктивный: Характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах. | §5.4 | Таблица, рисунок на странице 167 учебника | ||||
45 | Саморазвитие экосистем | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | §5.5 | ||||||
2.6. Биосферный уровень (4 часа) | 1 | |||||||||
46 | Биосфера. Среды жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Продуктивный: Характеризовать среды обитания организмов; особенности различных сред жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. | §6.1 | Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых. | ||||
47 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов. Продуктивный: Характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. | §6.2 (возможно самостоятельное изучение) | Таблица, фотографии. | ||||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы. Продуктивный: Характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора, объясняя роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов. | §6.3; (*з.170-173); подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». | Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника. | ||||
49 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть уровни организации живой природы; биогенные элементы; биогеохимические циклы. Продуктивный: Характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов. | Содержание VI главы, с. 185. | |||||
3 Эволюция органического мира (13 часов) | 1 | |||||||||
3.1 Основы учения об эволюции (8 часов) | 1 | |||||||||
50 | Развитие эволюционного учения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина. Продуктивный: Характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывая роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и отличное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина. | §.7.1, повторить §3.11, 3.12; | Портреты К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина | ||||
51 | Изменчивость организмов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть виды изменчивости. Продуктивный: Характеризовать виды изменчивости; их роль в эволюции; генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда. | §7.2, повт. §3.5, 3.7, 3.8; | Таблицы, рисунок на странице 196 учебника. | ||||
52 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Генетическое равновесие, причины нарушения. Нарушение равновесия, вызываемого естественным отбором. | §7.3 | |||||
53 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику борьбы за существование; формы борьбы за существование; роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование; формы естественного отбора. Продуктивный: Характеризовать формы борьбы за существование; роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | §7.4, 7.5; повторить §4.1, 4.2; | Таблицы, рисунки на страницах учебника | ||||
54 | Видообразование | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику понятия «микроэволюция»; основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть основные формы видообразования. Продуктивный: Характеризовать процесс микроэволюции; его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования; что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции. | §7.7 прочитать §7.6. | Рисунки на страницах учебника. | ||||
55 | Макроэволюция. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные таксономические группы; что такое макроэволюция; доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различие). Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть основные таксономические группы; процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Продуктивный: Характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различие). Объяснять значение исследования филогенетических рядов | §7.8 | Набор коллекций, рисунки на страницах учебника. | ||||
56 | Основные закономерности эволюции. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации). Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений; линии эволюции. Продуктивный: Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | §7.9, (Подготовиться к семинару) | Набор коллекций, фотографии, рисунки на страницах учебника. | ||||
57 | Семинар по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Иметь представление об истории взглядов на эволюцию живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; понятие «борьба за существование» и понятие «естественный отбор». Обосновывать роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира; роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Знать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции. Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; типы эволюционных изменений; линии эволюции. Продуктивный: Характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; понятие «борьба за существование» и понятие «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира; роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции. | С. 225-226, сообщения «Гипотезы возникновения жизни на Земле». | Портреты К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. | ||||
3.2 Происхождение и развитие жизни (5 часов) | 1 | |||||||||
58 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции). Репродуктивный: Называть основные гипотезы возникновения жизни. Продуктивный: Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни | §8.1 | Фотографии, рисунки на страницах учебника. | ||||
59 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни. Характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни.- | §8.2, 8.3, 8.4; | Фотографии ученых, рисунки на страницах учебника | ||||
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры; важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эры. Знать условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникающие у них в связи с этим. Репродуктивный: Называть эры и периоды; крупные ароморфозы. Продуктивный: Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры; важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эры; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникающие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных. | §8.5, 8.6; сообщения о крупных ароморфозах, произошедших. в эрах и периодах Демонстрация окаменелостей, отпечатков скелетов позвоночных животных, моделей. | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать характеристику состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое; основные направления в эволюции растений и животных. Репродуктивный: Называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации. Продуктивный: Характеризовать состояние органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации; развитие жизни в кайнозое; основные направления в эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | §8.7, 8.8; Подготовиться к семинару (конференции). | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника | ||||
62 | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты палеонтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции; идиоадаптации в органическом мире - направление эволюции растений и животных Репродуктивный: Давать определение терминам. Называть фамилии ученых; гипотезы зарождения жизни; основные этапы развития жизни на Земле; эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации Продуктивный: Характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции; идиоадаптации в органическом мире - направление эволюции растений и животных | Летние задания. | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. Коллекции окаменелостей, отпечатков и т.д. | ||||
4. Основы экологии | ||||||||||
4.1 Организм и среда ( 3часа) | ||||||||||
63 | Экологические факторы. Условия среды | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы Ограничивающие факторы Экология – наука о взаимодействиях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов среды. Закон минимума. | §9.1, 9.2; | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
64 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения | 1 | Комбинированный урок | Ресурсы - солнечное излучение - пищевые ресурсы Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания. Ритмы жизни. Типы биотических взаимодействий -нейтрализм -аменсализм -комменсализм -симбиоз -протокооперация -мутуализм -хищнечество -паразитизм -конкуренция | §9.3, 9.4,9.5; | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 1 | Комбинированный урок | Динамика популяции. Факторы, вызывающие колебание численности популяции. Регуляторные механизмы. | §9.6 | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
5. Биосфера и человек (3 часа) | ||||||||||
66 | Эволюция биосферы | 1 | Комбинированный урок | Биосфера. Теория В.И. Вернадского. Компоненты биосферы. Роль живого вещества в эволюции биосферы и человека. | §10.1 | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | Комбинированный урок | Глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством. Причина экологического кризиса. | §10.2,10.3 | Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника. | ||||
68 | Семинар по теме «Основы экологии» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний учащихся | Глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством. | ||||||
ВСЕГО | 1 | 68 часов |
Календарно — тематическое планирование
9-А класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||||
1. Введение (3 часа) | |||||||
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | |||||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | |||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |||||
2 Уровни организации живой природы (46 часа) | |||||||
2.1. Молекулярный уровень (9 часов). | |||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | |||||
5 | Углеводы. | 1 | |||||
6 | Липиды. | 1 | |||||
7 | Состав и строение белков. Функции белков | 1 | |||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | |||||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | |||||
11 | Вирусы. | 1 | |||||
12 | Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | |||||
2.2.Клеточный уровень (11 часов) | |||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | 1 | |||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки. | 1 | |||||
15 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | |||||
16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | |||||
17 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки). | 1 | |||||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||||
19 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | |||||
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
21 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
22 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||||
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». | 1 | |||||
2.3.Организменный уровень (14 часов). | 1 | ||||||
24 | Размножение организмов | 1 | |||||
25 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||||
26 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | |||||
27 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | 1 | |||||
28 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||||
29 | Дигибридное скрещивание | 1 | |||||
30 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | |||||
31 | Взаимодействие генов. | 1 | |||||
32 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||||
33 | Модификационная изменчивость. | 1 | |||||
34 | Мутационная изменчивость | 1 | |||||
35 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | |||||
36 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |||||
37 | Обобщение, контроль «Организменный уровень организации живого». | 1 | |||||
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | 1 | ||||||
38 | Вид. Критерии вида. | 1 | |||||
39 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. | 1 | |||||
40 | Биологическая классификация. | ||||||
2.5. Экосистемный уровень (5 часа) | |||||||
41 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||||
42 | Состав и структура сообщества. | 1 | |||||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | |||||
44 | Продуктивность сообщества | 1 | |||||
45 | Саморазвитие экосистем | 1 | |||||
2.6. Биосферный уровень (4 часа) | 1 | ||||||
46 | Биосфера. Среды жизни | 1 | |||||
47 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | |||||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||||
49 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». | 1 | |||||
3 Эволюция органического мира (13 часов) | |||||||
3.1 Основы учения об эволюции (8 часов) | |||||||
50 | Развитие эволюционного учения. | 1 | |||||
51 | Изменчивость организмов | 1 | |||||
52 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | 1 | |||||
53 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | |||||
54 | Видообразование | 1 | |||||
55 | Макроэволюция. | 1 | |||||
56 | Основные закономерности эволюции. | 1 | |||||
57 | Семинар по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | |||||
3.2 Происхождение и развитие жизни (5 часов) | 1 | ||||||
58 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | |||||
59 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | |||||
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | |||||
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | |||||
62 | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | |||||
4 Основы экологии | 1 | ||||||
4.1 Организм и среда ( 3часа) | 1 | ||||||
63 | Экологические факторы. Условия среды | 1 | |||||
64 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения | 1 | |||||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 1 | |||||
5. Биосфера и человек (3 часа) | 1 | ||||||
66 | Эволюция биосферы | 1 | |||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | |||||
68 | Семинар по теме «Основы экологии» | 1 | |||||
ВСЕГО | 68 |
Календарно — тематическое планирование
9-Б класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||||
1. Введение (3 часа) | |||||||
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | |||||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | |||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |||||
2 Уровни организации живой природы (46 часа) | |||||||
2.1. Молекулярный уровень (9 часов). | |||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | |||||
5 | Углеводы. | 1 | |||||
6 | Липиды. | 1 | |||||
7 | Состав и строение белков. Функции белков | 1 | |||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | |||||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | |||||
11 | Вирусы. | 1 | |||||
12 | Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | |||||
2.2.Клеточный уровень (11 часов) | |||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | 1 | |||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки. | 1 | |||||
15 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | |||||
16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | |||||
17 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки). | 1 | |||||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||||
19 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | |||||
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
21 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
22 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||||
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». | 1 | |||||
2.3.Организменный уровень (14 часов). | 1 | ||||||
24 | Размножение организмов | 1 | |||||
25 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||||
26 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | |||||
27 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | 1 | |||||
28 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||||
29 | Дигибридное скрещивание | 1 | |||||
30 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | |||||
31 | Взаимодействие генов. | 1 | |||||
32 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||||
33 | Модификационная изменчивость. | 1 | |||||
34 | Мутационная изменчивость | 1 | |||||
35 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | |||||
36 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |||||
37 | Обобщение, контроль «Организменный уровень организации живого». | 1 | |||||
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | 1 | ||||||
38 | Вид. Критерии вида. | 1 | |||||
39 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. | 1 | |||||
40 | Биологическая классификация. | ||||||
2.5. Экосистемный уровень (5 часа) | |||||||
41 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||||
42 | Состав и структура сообщества. | 1 | |||||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | |||||
44 | Продуктивность сообщества | 1 | |||||
45 | Саморазвитие экосистем | 1 | |||||
2.6. Биосферный уровень (4 часа) | 1 | ||||||
46 | Биосфера. Среды жизни | 1 | |||||
47 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | |||||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||||
49 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». | 1 | |||||
3 Эволюция органического мира (13 часов) | |||||||
3.1 Основы учения об эволюции (8 часов) | |||||||
50 | Развитие эволюционного учения. | 1 | |||||
51 | Изменчивость организмов | 1 | |||||
52 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | 1 | |||||
53 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | |||||
54 | Видообразование | 1 | |||||
55 | Макроэволюция. | 1 | |||||
56 | Основные закономерности эволюции. | 1 | |||||
57 | Семинар по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | |||||
3.2 Происхождение и развитие жизни (5 часов) | 1 | ||||||
58 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | |||||
59 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | |||||
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | |||||
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | |||||
62 | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | |||||
4 Основы экологии | 1 | ||||||
4.1 Организм и среда ( 3часа) | 1 | ||||||
63 | Экологические факторы. Условия среды | 1 | |||||
64 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения | 1 | |||||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 1 | |||||
5. Биосфера и человек (3 часа) | 1 | ||||||
66 | Эволюция биосферы | 1 | |||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | |||||
68 | Семинар по теме «Основы экологии» | 1 | |||||
ВСЕГО | 68 |
Календарно — тематическое планирование
9-В класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||||
1. Введение (3 часа) | |||||||
1 | Биология – наука о жизни. | 1 | |||||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | |||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |||||
2 Уровни организации живой природы (46 часа) | |||||||
2.1. Молекулярный уровень (9 часов). | |||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | |||||
5 | Углеводы. | 1 | |||||
6 | Липиды. | 1 | |||||
7 | Состав и строение белков. Функции белков | 1 | |||||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | |||||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | |||||
11 | Вирусы. | 1 | |||||
12 | Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | |||||
2.2.Клеточный уровень (11 часов) | |||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | 1 | |||||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки. | 1 | |||||
15 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | |||||
16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | |||||
17 | Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки). | 1 | |||||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||||
19 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | |||||
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
21 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||||
22 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||||
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». | 1 | |||||
2.3.Организменный уровень (14 часов). | 1 | ||||||
24 | Размножение организмов | 1 | |||||
25 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||||
26 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | |||||
27 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | 1 | |||||
28 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||||
29 | Дигибридное скрещивание | 1 | |||||
30 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 | |||||
31 | Взаимодействие генов. | 1 | |||||
32 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||||
33 | Модификационная изменчивость. | 1 | |||||
34 | Мутационная изменчивость | 1 | |||||
35 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | |||||
36 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |||||
37 | Обобщение, контроль «Организменный уровень организации живого». | 1 | |||||
2.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | 1 | ||||||
38 | Вид. Критерии вида. | 1 | |||||
39 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. | 1 | |||||
40 | Биологическая классификация. | ||||||
2.5. Экосистемный уровень (5 часа) | |||||||
41 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||||
42 | Состав и структура сообщества. | 1 | |||||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | |||||
44 | Продуктивность сообщества | 1 | |||||
45 | Саморазвитие экосистем | 1 | |||||
2.6. Биосферный уровень (4 часа) | 1 | ||||||
46 | Биосфера. Среды жизни | 1 | |||||
47 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | |||||
48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||||
49 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». | 1 | |||||
3 Эволюция органического мира (13 часов) | |||||||
3.1 Основы учения об эволюции (8 часов) | |||||||
50 | Развитие эволюционного учения. | 1 | |||||
51 | Изменчивость организмов | 1 | |||||
52 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | 1 | |||||
53 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | |||||
54 | Видообразование | 1 | |||||
55 | Макроэволюция. | 1 | |||||
56 | Основные закономерности эволюции. | 1 | |||||
57 | Семинар по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | |||||
3.2 Происхождение и развитие жизни (5 часов) | 1 | ||||||
58 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | |||||
59 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | |||||
60 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 | |||||
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | |||||
62 | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 | |||||
4 Основы экологии | 1 | ||||||
4.1 Организм и среда ( 3часа) | 1 | ||||||
63 | Экологические факторы. Условия среды | 1 | |||||
64 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения | 1 | |||||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 1 | |||||
5. Биосфера и человек (3 часа) | 1 | ||||||
66 | Эволюция биосферы | 1 | |||||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | |||||
68 | Семинар по теме «Основы экологии» | 1 | |||||
ВСЕГО | 68 |
Календарно — тематическое планирование
по биологии
9-Б класса
Никитин Алексей
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | Д/З |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прграмма по биологии 7 класс
Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов) по линии Понамаревой...
рабочая прграмма по биологии 11 класс
рабочая прграмма по биологии 11 класс по линии Понамаревой...
рабочая прграмма по биологии 6 класс
программа предназначена для преподавания биологии в 6-х классах 2 часа в неделю 70 часов в год...
рабочая прграмма по биологии 7 класс
программа предназначена для преподавания биологии в 7-х классах 2 часа в неделю 70 часов в годсоответствующая всем стандартам...
рабочая прграмма по биологи 8 класс
программа по линии пасечника учебник Беляев, Маш...
рабочая прграмма по биологи 8 класс
к учебнику Беляев, Маш, линия Пасечника...