открытый урок "Никто не создан для войны"
методическая разработка по обж ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Никто не создан для войны.
ЦЕЛЬ:
- Познакомить учащихся с предысторией войны в Афганистане.
- Воспитание гражданственности и глубочайшего уважения к памяти погибших.
- Формирование представлений о воинском долге.
- Чувства сострадания к погибшим войнам – уважение к живым.
ЗАДАЧИ:
- Расширение кругозора, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;
- Духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: мультимедиа, компьютер, видео записи боевых действий, записи песен воинов – афганцев.
Ведущий 1 .
Русский парень лежит на Афганской земле.
Муравей - мусульманин ползёт по скале.
Очень трудно ползти:
Мёртвый слишком небрит,
И тихонько ему муравей говорит:
"Ты не знаешь, где точно скончался от ран.
Знаешь только одно-где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавший слово "ислам"?
Разве мало убитых вам, - чтобы опять
К двадцати миллионам ещё прибавлять?!
Учитель:
Всё может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты. Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война.
1978 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились все проблемы народа - шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство в 1979 году не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, но получало решительный отказ, афганцы должны были сами разрешить свои проблемы. И все-таки 12 декабря 1979 года решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято но, лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо.
Эти события изменили отношения советского руководства к Афганистану. Решение о вводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС - Л. И. Брежневым, А. Громыко, Д. Устиновым (министр обороны), Ю. В. Андроповым.
В Афганистане предательски был убит глава государства Тараки, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ Советского Союза, что представляло собой серьезную угрозу. Необходимо помнить, что это было время, “холодной войны”, время жестокого противостояния двух систем.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.
Презентация : «история , ввод, песня Афган »
25 декабря 1979 года на аэродроме Багром высадили части 105- й гвардейской воздушной- десантной дивизии. 27 декабря 1979года советские десантники штурмом взяли дворец Амина, который был убит. Страну возглавил Бабрак Кармаль. В Афганистан был введён "ограниченный контингент" советских войск ( до 100 тысяч человек).
Презентация : «песня моему брату, ввод»
Ведущий 2 :
Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов горьких,
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь-дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.
Им выполнять солдатский долг,
Соленый пот глаза им застилает,
Но пусть увидит враг и пусть поймет,
Как русские живут и умирают.
Ведущий 1 : Им было девятнадцать, когда их послали на чужую землю. Пройдя горькими дорогами Афгана, они вернулись, чтобы найти своё место в этой жизни и решили – «Надо жить!»
К девятнадцати годам у человека за плечами только детство. Впереди – выбор Пути. Или нет выбора. Нет, когда тебя посылают на войну. Воинский долг – это долг, и выполнять его можно по-разному. В экстремальной ситуации решать приходиться один на один. Ведь кто бы ни был рядом, со смертью ты всегда один на один. Это тяжкий груз – право убивать, которое дается человеку девятнадцати лет. А за плечами – только детство. И выбор – убить или быть убитым.
Прости...
Нам было только двадцать.
Нам жизнь не обещали.
Сынок, не надо плакать,
Мы правду защищали.
Не сбылись наши планы.
Война прожгла сердца.
Звериный вой душмана
Ворвался в сон бойца.
Сгорали вертолеты.
В крови стальной клинок.
Взрывались мы на взлете.
Не плачь, терпи, сынок!
Нас солнце выжигало.
Рукой манил мираж.
И смерть в руках сжимала.
Могилы - весь пейзаж.
Я так хотел победы!
Я знаю слово ДОЛГ!
Медали не надеты.
Страна отводит взор.
Прострелены береты.
В глазах - немой укор.
Ушел - не оглянулся.
Не жизнь. Один рывок.
Прости, что не вернулся!
Прости. Не плачь, сынок!
Презентация: « Песня Афгана - мать»
Ведущий 2 : В течение многих лет звучит вопрос: «Проиграли мы войну в Афганистане или нет?»
Вот ответ Константина Ильина, полковника в отставке, воина-интернационалиста:
«Говорить, что мы проиграли войну, абсолютно неверно. Это оскорбляет наших павших воинов, всех, кто честно воевал. Поражение потерпели те, кто проводил преступную политику, в результате которой Афганистан и его народ были брошены на произвол судьбы. Мы вошли в Афганистан по просьбе афганцев не для захвата чего-то. Многое, к сожалению, выполнить не удалось так, как хотелось бы. Но наши войска в сложных условиях, в тяжелой боевой обстановке проявили мужество и отвагу, что всегда почиталось и высоко ценилось».
Еще дымят разрушенные хаты,
Народ в беде, опять война проклята!
Чем мать бойца пред богом виновата?
Теперь страдай от горя и тоски…
Презентация: « Песня война - лотарея»
Ведущий 1 : Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.
Наши войска везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.
Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.
Ведущий 2: В самый сложный период войны командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалась с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?
Я постоянно над вопросом мучаюсь
И все никак не нахожу ответ,
Но почему от нас уходят лучшие?
Уходят в мир потерь и страшных бед.
И верить так не хочется, что где-то,
Еще гуляет по земле война,
Что где-то беспощадно убивают.
Стреляют из засады и в упор,
Для тех ребят, что жить лишь начинают,
Уже подписан смертный приговор.
Не терпят души и тела пробоин —
Ведь это так не тяжело понять!
А как бывает бесконечно больно
Родных и близких навсегда терять…
Опомнитесь же люди! Умоляю!
Безвременная смерть нам не нужна!
Но снова к гробу головы склоняют
Седая мать и дети, и жена…
Презентация: « песня груз 200»
Учитель: 14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев. Крупномасштабный вывод войск БЫЛ ПРОВЕДЕН В ТРИ ЭТАПА. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. . Страна приветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвращаются, выполнив свой интернациональный долг: За эти годы советские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и построили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев: Они занимались охраной военных и мирных объектов в Кабуле."Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.
Презентация: « Репортаж: вывод войск из Афгана» Песня «мы уходим»
Из пос. Щербиновского принимали участие в боевых действиях:
Болотов Николай Геннадьевич
Линько Сергей Николаевич
Устименко Леонид Александрович
Мосный Алексей Васильевич
Уходили парни
Из Афгана
Через перевалы
И Саланг…
Уходили парни
Утром ранним,
А в мечети
Голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение,
Что парней
Убережет аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.
За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад
15 051 советских воинов погибли
417 попали в плен
Судьба 298 воинов неизвестна.
Ведущий 2:
За наградой они не гонялись
Просто делали то, что могли.
И с душманами яростно дрались
За свободу афганской земли.
Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.
Песня «Кавказ», «Марш бросок»
Подведение итогов: беседа с учащимися по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию....
Классный час Мужества: «Никто не создан для войны»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5629199","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5629206","at...
Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов
17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...
Вечер памяти "Никто не создан для войны"
Вечер памяти, посвященный войне в Афганистане...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная воинам-интернационалистам «Никто не создан для войны» (10-11 классы)
Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 10-11 классов в форме литературно-музыкальной композиции с приглашением участников боевых действий в Афганской и Чеченских войнах и их семьями. Вн...
История создания романа "Война и мир"
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра....
Открытый урок в 5 классе «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
Конспект открытого урока + перезентация...