Открытый урок в 5 классе «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект открытого урока + перезентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 202.88 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
г. Реутов Московской области
Открытый урок литературы в 5 классе на тему:
«Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
Подготовила: Е.А.Куролан,
учитель литературы
Наставник: Э.И.Гончарова
учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО гуманитарного цикла
Реутов, Московская область
2023г.
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Дата проведения:
Тема урока: «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 час
Тип урока: комбинированный
Место урока в системе уроков по данному разделу: седьмой, завершающий урок в теме о Великой Отечественной войне
Цели урока:
Воспитывающие:
- воспитание чувства патриотизма, уважения к памяти погибших воинов;
- развитие нравственного поведения и ответственности за свои поступки;
- пробуждение интереса к литературе у обучающихся;
- воспитание традиционных семейных ценностей;
- формирование художественного, музыкального вкуса, интереса к творчеству Л.А.Кассиля и чтению в целом;
Обучающие:
- повторение изученного материала с целью выявить пробелы в знаниях и заполнить их;
- знакомство с краткой биографией Л.А.Кассиля;
- развитие связной речи, навыков выразительного вдумчивого чтения, памяти, произвольного внимания;
- изучение рассказа Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
Развивающие:
- развитие внимания, речи, логического мышления, наблюдательности;
- развитие умения вырабатывать и формулировать собственное мнение;
- развитие умения выразительно читать и понимать автора;
- развивать коммуникативные умения;
- способствовать развитию творческого мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: повторение композиции рассказа, понятий «фразеологизм, метафора, синонимы», знание аспектов биографии Л.А.Кассиля; развитие памяти, связной речи, навыков выразительного вдумчивого чтения, понимания, анализа и интерпретации текста рассказа Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»
Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументированно высказывать свое мнение; умение видеть причинно-следственные связи в поведении героев и реакции на него окружающих, что может пригодиться в повседневной жизни; владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, развитие коммуникативных умений, которые будут полезны на межпредметном уровне.
Личностные: развитие литературного и музыкального вкуса, способность вырабатывать собственного мнения, умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как одного из потомков участников войны, формирование нравственного поведения, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам (базовые ценности).
Межпредметные связи: литература, русский язык, история, окружающий мир, георгафия.
Ресурсы:
Основные: «Отметки Риммы Лебедевой» Л.А.Кассиль
Дополнительные: мультимедийное обеспечение (электронная презентация), компьютер, интерактивная доска
Подготовка к уроку: индивидуальное задание «Краткая биографии Л.А.Кассиля»; распечатывание текста «Отметки Риммы Лебедевой».
Этапы урока:
- Организационно-мотивационный этап (3,5 мин.)
- Определение темы и постановка целей урока (1,5 мин.)
- Повторение изученных произведений (4 мин.)
- Выступление ученика с сообщением о краткой биографии Л.А.Кассиля (3 мин.)
- Обсуждение услышанного материала (2 мин.)
- Словарная работа (3 мин.)
- Анализ рассказа Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» с точки зрения композиции. (12 мин.)
- Выделение основной мысли рассказа, записывание вывода в тетрадь. (3 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Выдача домашнего задания. (2 мин.)
Ход урока
№ п/п | Этап и цель урока | Презентация | Действия учителя | Действия учеников |
1 | Организационно-мотивационный этап (эмоциональный настрой на урок, актуализация темы, развитие музыкального вкуса, уважения, трепетного отношения к прошлому нашего народа) | 1 слайд: фото Бернеса 2 слайд: Памятник братьям Газдановым | Приветствие: «Здравствуйте, дети, садитесь, пожалуйста! Послушайте песню и скажите, о чем она» Звучит песня Марка Бернеса «Журавли» «Итак, ваши мысли о теме музыкального произведения?» «Правильно, песня действительно о войне, исполнил ее Марк Наумович Бернес. Посмотрите на доску, вы видите его портрет. Певец, когда ему принесли текст песни, был уже смертельно больным человеком, ему тяжело было даже двигаться, но он решил, что запишет ее. Поехал на звукозаписывающую студию и этот шедевр с великолепным тембром был записан с одного дубля, на одном дыхании. Марка Бернеса до глубины души поразила эта песня, ее пронзительность и высота, и он очень хотел именно ею закончить свое творчество и жизненный путь. Эта песня безусловно является не только памятником всем павшим солдатам, но и самому Марку Наумовичу. Учитель переключается слайд. «Посмотрите на следующий слад. Что вы видите на нем? «Да, это памятник семерым братьям Газдановым в Северной Осетии, он был установлен на тридцатилетие Великой Отечественной Войны в 1975 году в родном селе Газдановых. Семь журавлей символизируют семь погибших братьев и мать в траурном одеянии. В этой семье было семь сыновей, все они ушли на фронт и так и не вернулись. Их мама Тасо умерла после третьей похоронки, инфаркт случился, не могла она пережить смерть своих детей. Потом было еще три, а когда пришла последняя, седьмая, почтальон отказался нести ее, и эту миссию взяли на себя старейшины села, когда они пришли на двор к Газдановым, отец, увидев траурную процессию все понял и упал замертво от разрыва сердца. Эта история не может оставить равнодушным никого, даже спустя многие годы. А сколько их было таких матерей, отцов, жен и детей, потерявших родных на войне. Ни одна семья в нашей стране не осталась в стороне от этих событий. И помнить о войне, чтить память героев, не забывать о страданиях нашего народа помогает нам литература. Именно благодаря творчеству писателей мы можем представить во всех подробностях те страшные четыре года войны. | Ученики садятся за парты. Дети слушают музыку. Ученики отвечают: «Песня посвящена войне и павшим на ней солдатам» Дети отвечают: «Это памятник в виде журавлей» |
2. | Определение темы и постановка целей урока (познавательная) | «Мы продолжаем с вами военную тематику. Сегодня у нас завершающий урок. Запишите, пожалуйста тему (написана на доске): «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне» «Мы повторим уже пройденные произведения, а также изучим рассказ Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | Дети записывают тему в тетрадь | |
3. | Повторение ранее изученных произведений (выявить пробелы в знаниях, заполнить их, повторить, что такое синонимы, их функцию и особенности) | 3 слайд: текст с пропусками | Учитель переключает слайд. «Вы видите на доске текст с пропусками. Ваша задача: вставить недостающие слова по смыслу. Кто готов прочитать первое предложение?» «Кто прочтет следующее предложение?» Учитель спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а еще какие-то слова подходят по смыслу? «Очень хорошо, а как называются эти слова, похожие по значению?» «Верно! А зачем нужны синонимы в языке?» «Отлично! А чем отличаются синонимы или они совершенно одинаковые по значению?» «Да, они отличаются оттенками значения и именно благодаря этим немного разным смыслам мы можем создать в произведении яркий, объемный художественный образ» Учитель спрашивает учеников. | Ученик читает и вставляет необходимые слова. Еще один ученик читает и вставляет свой вариант прилагательного к слову «поступок» Ребята называют: «смелый, храбрый, доблестный, благородный» «Синонимы» «Чтобы язык был красивее, богаче, чтобы избежать повторов» «Нет, они разные» Ученики читают и вставляют необходимые слова. |
4. | Получение новой информации (познавательная) | «Мы переходим к изучению рассказа «Отметки Риммы Лебедевой» и сначала послушаем доклад о биографии Льва Абрамовича Кассиля, который нам подготовил Даниял.» | Даниял выходит перед классом и рассказывает о Кассиле. | |
5. | Обсуждение полученной информации (тренировка памяти и внимания, актуализация традиционных семейных ценностей» | «Спасибо, Даниял! Садись, что вам запомнилось из его рассказа? «А мне заполнилось, как Лев Абрамович пришел в литературу: его письма из Москвы отнес в редакцию газеты его младший брат. Как думаете, зачем он это сделал? «То есть он им гордился? Как это важно радоваться успехам родных людей, стараться им способствовать. | Дети отвечают: где учился, что написал… Ученик отвечает: «Хотел, чтобы все прочитали сочинения его брата» | |
6. | Словарная работа. (обогащение языка учащихся, развитие читательской грамотности, повторение понятия метафора) | 4 слайд: изображение кисетов времен ВОВ | «Дома вы должны были прочитать рассказ Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» и выписать определение слова «Кисет». Сделали? Что это такое? «Верно», посмотрите на экран. Учитель переключает слайд. «Эти мешочки вышивали для бойцов девочки и девушки, чтобы поднять дух солдат, укрепить веру, напомнить, что их ждут дома» «Дальше вы работали с фразеологизмами». Что это такое? «Да, что такое «первая ученица в классе», «Сослужить службу», попасть в лапы к немца»? Я бы хотела остановиться на выражении «попасть в лапы к немца», что лежит в основе этого фразеологизма? Почему в лапы, а не в руки?» «Отлично, значит внутри фразы спряталось сравнение. А как называется скрытое сравнение в литературоведении?» «Да, молодцы» | Ученик зачитывает определение: «Это мешочек с завязками» Ученики отвечают: «Устойчивые выражения» Ученики зачитывают определения из тетради Ученик отвечает: «Потому что немцы были, как звери» Ученик отвечает: «Метафора» |
7. | Работа с текстом произведения Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» | 5 слайд: схема композиции рассказа | «Переходим к работе с текстом. Ребята, посмотрите на доску: перед вами схема композиции рассказа, которую мы с вами уже изучали. Что такое композиция? «Верно, сейчас мы постараемся проанализировать текст рассказа Кассиля с точки зрения композиции». «Открываем тексты и начинаем работать» «Смотрим на схему: экспозиция (кто, где когда, с кем, что делал?) «Где находится Свердловск? Это город Екатеринбург на Южном Урале, туда как раз отправляли мирное население в эвакуацию» «Далее: где у нас завязка сюжета? Какое событие является толчком для развития всего дальнейшего действия? «Очень хорошо, как действие развивается дальше? Риммы приходит в школу, как ее встречают ребята? Зачитайте, пожалуйста в тексте этот момент?» «То есть ребята очень хорошо относились к девочке, а как она училась? Почему? Давайте найдем это момент в тексте. «Куда ребята часто ходили после школы? Зачем?» «Правильно! Почему они не брали с собой Римму? «То есть они поступали как?» Но однажды Римма все же упросила их взять ее с собой и даже сшила кисет, (правда, он получился у нее нескладный) и подарила его лейтенанту в 8 палате. Как отреагировал раненый, понравился ему подарок? Зачитайте текст.» «Мы подходим к кульминации рассказа, как вы думаете, где она?» «Да, напряжение достигает апогея. Кто в этот момент пытается защитить Римму?» «А как реагирует раненый? Зачитайте» «Кульминация заканчивается, напряжение спадает, как развивается действие дальше?» «Какова же развязка сюжета?» | Ученик отвечает: «Это устройство произведения» Ученики открывают тексты рассказа. «Римма Лебедева с мамой приехали в г.Свердловск с линии фронта (их село бомбили) «Тетя пошла в школу и поговорила с учительницей, чтобы та помягче была к Римме, так как та многое пережила» Ученик читает отрывок из текста. «Римма училась плохо». Ученик читает необходимый отрывок. «Ребята ходили в госпиталь, играли на балалайке, выступали перед солдатам с песнями, читали раненым вслух, девочки вышивали кисеты» «Потому что боялись, что она вспомнить что-то страшное, что было в ее прошлом.» «Тактично, милосердно, уважали Римму, не хотели ей сделать больно» «Ай да Римма – молодец! Вот так мастерица! Шила раненым кисет – Вышла рукавица» Ученик отвечает: «Когда лейтенант просит написать письмо для дочки, Римма пишет и обнаруживается, что в письме много ошибок» «Маня Петлина рассказывает о нервном устройстве Риммы и ее печальном опыте» Ученик читает «Не совсем это правильный разговор…» «Римма два месяца ходила каждый день в госпиталь и писала письма всем родным лейтенанта, потом они разбирали с ним ошибки, и она находила на карте места, куда письма отправляли» «Римма приносит раненому свою ведомость за вторую четверть, где хорошие отметки, а по русскому и географии – отлично. И солдат расписывается в графе «подпись родителя или лица воспитывающего, так как мама Риммы в командировке» |
8. | Определение основной мысли, нравственного урока произведения | «Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать автор этим рассказом? Какова основная мысль? «Да, все правильно! Запишем в тетрадях вывод. Учитель пишет на доске: «Кассиль учит нас быть стойкими, прилежно учиться, не выискивать отговорки, чтобы прикрыть свою лень. Если человек что-то пережил в прошлом, не надо этим пользоваться для своей выгоды. За наше будущее сражались деды, чтобы мы могли свободно жить и учиться» | Ученики отвечают: «Не надо лениться, не надо оправдывать свое нежелание трудиться прошлыми страданиями» | |
9. | Рефлексия (получение обратной связи) | «Ребята, вам понравился рассказ Кассиля? Почему? Какие чувства он вызвал?» | Ученики отвечают: «Да, потому что девочка исправилась» «Да, так как Римма усвоила урок лейтенанта» | |
10. | Выдача домашнего задания. (закрепление материала) | «Дома напишите, пожалуйста, мини-сочинение о том, как, на ваш взгляд, могла сложиться дальше судьба Риммы Лебедевой.» «Благодарю вас за работу на уроке. До свидания» | Ученики записывают задание |
Этапы урока:
- Организационно-мотивационный этап (3,5 мин.)
Бернес, памятник
- Определение темы и постановка целей урока (1,5 мин.)
Запишите тему: «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
- Повторение изученных произведений (4 мин.)
Текст с пропусками
- Выступление ученика с сообщением о краткой биографии Л.А.Кассиля (3 мин)
- Обсуждение услышанного материала (2 мин)
- Словарная работа (3 мин)
Фото кисета
- Анализ рассказа Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» с точки зрения композиции. (12 мин)
Композиция схема
- Выделение основной мысли рассказа, записывание вывода в тетрадь. (3 мин)
Вывод: Кассиль учит нас быть стойкими, прилежно учиться, не выискивать отговорки, чтобы прикрыть свою лень. Если человек что-то пережил в прошлом, не надо этим пользоваться для своей выгоды. За наше будущее сражались деды, чтобы мы могли свободно жить и учиться
- Рефлексия (2 мин.)
- Выдача домашнего задания. (2 мин.)
Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса
Показываю на доске фотографию памятника братьям Газдановым в Северной Осетии
Ни один из них домой, в родное осетинское село, не вернулся.
Их мама Тассо умерла, когда пришла третья похоронка. Еще трижды потом сельский почтальон стучался в их дом с горестными вестями. Когда пришла седьмая похоронка, он отказался нести ее Газдановым. Эту трудную миссию взяли на себя старейшины. Глава семьи, Асахмат, упал замертво, когда увидел, что к нему во двор входят аксакалы, одетые во все черное…
А сколько их было таких матерей, отцов, жен и детей, которые получали похоронки, наверное, ни одна семья в нашей стране не осталась в стороне от этих страшных событий.
Мы продолжаем с вами тему войны и детей во время Великой Отечественной Войны. Сегодня у нас завершающее занятие.
Запишите тему урока в тетради. (На доске написано: Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне)
Война показывает, что на самом деле важно в жизни, она максимально обнажает достоинства человека и его недостатки, дает понять почем фунт лиха.
Значение выражения «Узнать почем фунт лиха»: фунт-единица измерения веса, равная 0,45 кг, лихо- горе, беда, несчастье
Значение: хлебнуть горя, побывать в неприятностях
Составьте предложение с этим выражением.
Тема войны всегда волновала писателей, особенно тема детей на войне. Мы с вами прочитали несколько стихотворных и прозаических произведений о войне, давайте немного о них вспомним
? как лучше? - На доску вывожу текст с пропущенными словами, ребята вставляют/ раздаю карточки каждому для заполнения пустых мест
А.Т.Твардовский в своем стихотворении «_____________________» повествует о десятилетнем мальчике, который совершил_________________поступок, показав танкистам, где находится немецкое орудие.
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» написал ____________________. В этом произведении идет речь о мальчике, которого раненный отец везет из крепости______________. Мальчик пережил что-то поистине страшное, потому что волосы его _________________.
В повести В.П.Катаева «_______________________» главный герой двенадцатилетний _______________________становится настоящим военным, сыном полка.
«Отметки Риммы Лебедевой» - это ____________________Л.А.Кассиля.
Что такое рассказ? Чем он отличается от повести и романа?
Лев Абрамович Кассиль (1905-1970)
прозаик. Родилс в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой – человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев – нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.
Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение.
Дома вы должны были прочитать рассказ Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
Начнем мы со словарной работы:
Кисет – небольшой мешочек, затягивающийся шнурком
Немцам в лапы попасть – попасть в плен
Первая отличница в классе – учится лучше всех
Сослужить службу – помочь
Работа с текстом:
Римма Лебедева – главная героиня рассказа. Какая она, найдите эпитеты в тексте.
Вопросы по содержанию:
В какой город приехала Римма? С кем? Откуда? В какой класс поступила? Где остановилась? Что тетка сказала учительнице? О чем попросила ребят Анастасия Дмитриевна(учительница)? Что сделала Маня Петлина? Как училась Римма? Почему она не готовила уроков? Почему ребята молчали? куда часто ходили ребята? Как они развлекали раненых? Кому Римма дала табачный кисет? О чем он попросил ее? Почему расстроился, прочитав написанное Риммой письмо? Что делала каждый день Римма после уроков? Что она принесла лейтенанту через два месяца? Почему он расписался в ведомости Риммы?
Композиция рассказа «Отметки Риммы Лебедевой»
Основная мысль?
Главная мысль рассказа "Отметки Риммы Лебедевой" заключаются в словах лейтенанта Тарасова:
Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их.
Вывод: Автор призывает нас быть стойкими, прилежно учиться, несмотря ни на что, не выискивать отговорки, чтобы прикрыть свою лень. Если человек в прошлом что-то пережил, то он не должен пользоваться этим для своей выгоды. Не стоит этим ни хвалиться, ни требовать к себе исключительного отношения. От этого зависит наше будущее. Ведь, за будущее воевали наши деды на войне отдавали свои жизни.
Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие чувства он вызывает?
Рефлексия: вспомним задачи урока: все ли у нас получилось? Да
Д/з: подумайте и напишите в тетради два-три предложения о том, как в дальнейшем сложилась судьба героини
Предмет: Литература в 5Б классе (седьмой, завершающий урок в теме о Великой Отечественной войне)
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
Цель урока: расширить знания учеников о Великой Отечественной войне, о жизни их сверстников во время войны через повторение уже изученных произведений и знакомство с рассказом В.П.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
Задачи урока:
- Повторить пройденные произведения о войне (устный опрос, вставление пропущенных в тексте слов)
- Узнать отдельные факты из биографии Льва Кассиля (устный доклад ученика)
- Изучить рассказ Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»: словарная работа, композиция, сюжет, основная мысль, нравственный урок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.Т.Твардовский в своем стихотворении «______________________» повествует о десятилетнем мальчике, который совершил ___________ поступок, показав танкистам, где находится немецкое орудие. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» написал________ ___________. В этом произведении идет речь о мальчике, которого отец везет из крепости _______. Мальчик пережил что-то действительно страшное, потому что волосы его __________. В повести В.П.Катаева «____________» главный герой двенадцатилетний мальчик по имени____________ становится настоящим военным, сыном полка. «Отметки Риммы Лебедевой» - это ____________________ Л.А.Кассиля .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения. Цели: 1) Учить анал...
Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_
Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...