Литературно-музыкальная композиция, посвященная воинам-интернационалистам «Никто не создан для войны» (10-11 классы)
методическая разработка (11 класс)
Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 10-11 классов в форме литературно-музыкальной композиции с приглашением участников боевых действий в Афганской и Чеченских войнах и их семьями. Внеклассное мероприятие предполагает достигнуть следующих результатов: приобретение знаний об исторических событиях Афганской и Чеченской войн; знакомство с воинами-интернационалистами своего края, решение проблемы преемственности поколений; повышение статуса нравственно-патриотического воспитания. Цель мероприятия - способствовать формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_kompozitsiya_nikto_ne_sozdan_dlya_voyny.doc | 122.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция, посвященная воинам-интернационалистам
«Никто не создан для войны»
(10-11 классы)
Цель и задачи: - формировать чувство патриотизма, воспитывая уважение к защитникам Отечества, душевность и чувство сострадания к чужой боли; - раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов; показать жестокость войны; - сохранять историческую память;
Оформление и оборудование: стенды с фотографиями земляков, воевавших в «горячих точках», записи военных песен. (Горят свечи)
Ход мероприятия
Посвящается двадцатилетним,
Прожившим так мало,
Повидавшим так много.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам 20 лет.
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.
В1:Что это? (Звуки колокола) Вы слышите?
В2: Это колокола. Колокола Памяти…
В3: Памяти? А разве такие бывают?
В4: Бывают. Слушайте! Это говорит сама память.
В3: Но разве память бывает живой?
В2: А вы не верите?
В1: Ты припомни, Россия,
Как всё это было.
Как полжизни ушло у тебя на бои.
Как под песни твои прошагало полмира,
Пролетело полвека по рельсам твоим.
В3: Вы когда-нибудь видели, как падали звёзды,
Рассекая в ночи, под луной, небосвод?
Как сгорали они, обретя миг свободы,
Совершая к земле свой последний полёт?
В4: Точно так же тогда уходили ребята
Под прицельным огнём на дорогах войны.
Там надеялся каждый,
Как в детстве когда-то,
Что развеются утром все кошмарные сны.
(Звучит фонограмма песни «В черном тюльпане» А.Розенбаума)
В1: Получают мальчики повестки.
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
В2. Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
В1. Мы думали, что Великая Отечественная война будет последней в нашей жизни. И вот – сначала Афган, потом – Чечня. Почему совсем недавно, говоря о трагедии в Косове, Албании, Югославии, наши правители все свои выступления заканчивали: «Добиваться мира только путем переговоров». Что же изменилось сейчас? Почему мы уже привыкли не содрогаться от слов диктора на телевидении: «Погибло столько-то… Ранено столько-то… Тяжело столько-то… Пропало без вести… Зачистка… Уничтожено…» Почему все забыто? Почему продолжается бойня, которую бывший президент (Б.Ельцин) назвал ошибкой? В2.У этих войн еще нет истории. Она не написана. Наш вечер мы посвящаем памяти воинов – интернационалистов, можно уточнить и сказать «живой памяти». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
В1. 15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана. 25 декабря 1979 года в 15:00 по московскому времени подразделения 40-й армии перешли границу Афганистана. Уже через два дня спецназовцы Альфы» и «Вымпела» взяли штурмом президентский дворец и устранили Амина. 28-го - 108 дивизия вошла в Кабул. Так начиналась долгая, почти десятилетняя война в Афганистане.
Чтец 1: Мы шли пружинисто и дружно:
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями – воробьи.
Земля сама под шаг просилась –
Десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман…
И мы тогда еще не знали
Словца мудреного «душман». (М.Гаврюшин)
В2. Афганистан. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». 10 лет войны, 10 лет боев, крови, страха, подвигов. На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились лучшие черты наших современников, солдат и офицеров. 1113 операций, уничтожены 41 тысяча 216 боевиков, в том числе 545 командиров отрядов моджахедов, захвачены 19 тысяч 335 боевиков, более 20 тысяч единиц оружия.
В1. С чего все началось?
Прежде всего с того, что русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. А впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО, стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны. Но главное – деньги, доллары, афгани... Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять – буквально за каждое ухо советского солдата, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить и платить очень щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи. Все мы знаем, сколь тогда полегло наших ребят. А чтобы бизнесу «духов» шел успешно, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана. Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.
Ученик 1: Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
Ученик 2: Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал. Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо… А уж сейчас не взыщите!» Это письмо написано за два месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.
Ученик 3: Бобров Евгений Петрович: “…Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь, но только пить ее страшно, нужно кипятить, одной дизентерии только десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе! По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой...” Ему оставалось жить чуть больше месяца.
Ученик 4: Грядушкин Сергей Анатольевич: “…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на два года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей.” Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.
Ученик 5: Гальченко Сергей Васильевич: ”…Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Ученик 6: Севастьянов Алексей Иванович: ”…Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, 12.12.84. Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.
Не сон, а явь. В горах Афганистана,
Охваченные мстительным огнем,
Душманы гульбеддиновского клана
Его казнили августовским днем.
Веселый парень из деревни вятской,
Девятидневный новичок войны
С кровавою налобною повязкой
Стоял он возле каменной стены,
Глядел в чужие дымчатые дали,
Короткой жизни подводя итог.
А моджахеды яростно рыдали,
Протягивая руки на восток.
И тени зла сменяли тени страха
На пыльной коже смуглого лица.
Они просили гневного Аллаха
Простить их за распятие пришельца.
Из-за рядов неторопливо вышел
И приказал хозяин-феодал:
- Отрезать ему уши, чтоб не слышал,
Глаза повыжечь, чтобы не видал.
И распластали грудь ему ножами
И вырезали сердце из груди.
И как шакалы палачи визжали:
- Вовек, гяур, сюда не приходи!
Одну из веток дерева пригнули,
подвесили солдата на сосне.
А сердце в пропасть ближнюю швырнули
И сгинули в вечерней тишине.
Сосна его растерянно качала.
Немела ночь. Ни звуков. Ни огней.
А сердце все настойчивей стучало
Из- под не остывающих камней.
И все ему, бессмертному, внимало -
И тот орел, что вымерял простор,
И тот овраг, с прожилкой речки малой,
И тот аул, что прятался меж гор.
И травы, омертвевшие когда-то,
Очнулись вновь и дружно в рост пошли.
Как будто сердце русского солдата
Вдруг стало сердцем выжженной земли.
В1. В этой войне погибло более 15 тысяч советских солдат. Без малого 37 тысяч искалеченных. Таков печальный итог девятилетней афганской эпопеи. Кабул, Герат, Кандагар. Такие поэтические названия афганских городов, такие трагические воспоминания. Чужая война застыла на русской земле в обелисках и звёздочках из обычной жести, запечатлелась в стихах и песнях «афганцев».
Чтец:
Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты «ноль двадцатый»?
А в глазах угасших
Неба синь и звёзды.
Мать вдали заплачет,
Прислоняясь к березе.
Пулей грудь пробита,
Песня не допета.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Смерть не даст ответа.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Тишина в эфире,
Словно всё убито
В этом странном мире.
Словно всё оглохло
В пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми…
В бронзе обелисков
Встали над планетой
Русские мальчишки
Юностью бессмертной,
Памятью священной
Встали над планетой
Вечной и нетленной.
В2. 24 сентября день памяти забайкальцев, погибших в локальных войнах. Именно в этот день в 1984 г. погиб в Афганистане младший сержант, командир отделения читинец, Сергей Токмаков. Посмертно он награжден орденом Красного Знамени.
В вооруженные силы призван 5.10.1982 года. В Афганистане с декабря 1982.Более 20 раз принимал участие в боевых операциях и проявил при этом мужество, стойкость и самоотверженность. 24 сентября при возвращении с боевого задания подразделение, в котором он действовал попало в засаду. Очередью из автомата он подавил огонь мятежников, чем помог подразделению выйти из-под обстрела, но сам погиб. Похоронен а Чите. На школе № 19 установлена мемориальная доска.
В1. Наконец, наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на смерть? И как больно читать о том, что та война была ошибкой. А каково это читать тем ребятам, которые прошли огонь и воду и остались в живых? Значит, все было зря?
В2. То, что выпало на долю советских солдат в Афганистане, никогда не покинет их сердца, опалённые суровыми испытаниями войны.
(музыка)
Чтец 2: Это время мое.
Я не знаю прекрасней времен.
Это воля – моя.
Мне вольнее неведомая воля.
Это вбитый в пустыню
Десантный родной батальон
И по Родине боль –
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы – твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха возьми меня,
Время моё!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье,
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.
И когда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот
Мы ударимся в ночь,
Зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда
По черным пескам поведет,
На барханах оставив кровавые наши насечки.
И за толику жить и стоять на железном ветру,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Безымянной звездой!
Ты в Тамбове прости меня, мама…
В2. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то получили взамен. Человек, заглянувший в лицо смерти и – не дай Бог – измене, лучше узнал цену жизни, любви, дружбы.
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе.
В1. Песня Михаила Муромова «Боевым награждается орденом» - одна из тех. Ее пели тогда, в Афганистане. А если песня ходит по кругу, из уст в уста – это верная примета, что она настоящая и в ней нет ни фальши, ни злобы.
Исполнение песни.
Высоко, высоко над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
«Боевым награждается орденом»…
это значит, что где-то в ночной тишине
злые пули надрывно свистят
и что в этой борьбе, как на всякой войне,
жизнь и смерть снова рядом стоят.
Это значит, что в этом суровом бою
Твой ровесник, земляк, твой сосед
Защищает любовь и надежду свою,
Наших окон приветливый свет.
Охраняя все это, чем мы так дорожим,
Он ведет этот правильный бой.
Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь
От беды заслоняя собой.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
«Боевым награждается орденом»…
В1. 15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Та война закончилась. Верилось, что впереди, после всего испытанного, нас ждали только счастье, удивительная наполненная жизнь. И мир. Выстраданный мир. Но в нашем обиходе появились новые странные слова: «горячая точка», «Кавказ», «Чечня».
В2. Приходится признать, что скоропалительное и поспешное политическое решение о выводе Советских войск из этой страны, геополитические проблемы, стоявшие перед СССР, не разрешило. Просто война из Афгана была перенесена в Таджикистан и Чечню. Сотни мирных людей погибли в Беслане, Буденновске и Норд-Осте, тысячи убиты в Чечне и Таджикистане.
В1. Матери, провожая сыновей в армию, продолжали волноваться. Почему? Все новые и новые вспыхивают «горячие точки». Среди них – ставшая для многих просто ужасом – Чечня. 1994 год – начало военных действий в Чечне.
Еще не стихла боль Афгана,
Еще не смыт позор и стыд,
Как снова «черные тюльпаны»
Чечня безжалостно дарит.
Россия-мать, когда устанешь
Ковать патроны и штыки?
Когда ты кровью перестанешь
Платить политиков грехи?
В2. Сегодняшние герои сражаются с врагами уже в своем Отечестве. Это трагедия и боль всего российского народа. Гибнут люди, разрушаются селения и города, калечатся молодые души.
Помните, есть такие строчки: «До тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага»? Слова из песни времени Великой Отечественной войны звучат актуально для наших ребят, проходящих службу в Чечни.
Чтец:
Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и кровью, омут,
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое название – Бамут.
Закрою атлас, снова открываю…
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она Чечня.
На фоне бледно-розового цвета
В истории свои загадки,
С плеча судить мы не вольны:
Кто виноват в кровавой схватке
Людей вчера одной страны.
Пройдя по жизненным излукам,
История, как ОТК,
Клеймо поставит по заслугам,
И не на час, а на века.
И за чеченскую аферу
Она – уму и совести укор.
Кто знал вчера названье это,
Что за чертою дальних гор?
Теперь в горах и на просторах равных
Ночами много женщин не уснут.
Как колокол вздыхает похоронный
Зловещее: Ба-мут, Ба-мут, Ба-мут!
Тем вздохам расстоянье не помеха,
Добро – негромко, громкозвучна злость.
Тревожное, трагическое эхо
И к мирному Кузнецку донеслось.
Поставит каждому печать.
И за солдатика – шофера
Пред богом будут отвечать.
Его уста сегодня немы, его объемлет тишина.
Но эта вот полупоэма
Сейчас ему посвящена.
А кто он, мы таить не станем:
Не из «господ», не из гуляк.
Его фамилия – Китанин,
Обычный парень, наш земляк.
Война, война… Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
(Фрагмент фильма «Прорыв», режиссер Виталий Лукин)
В1. Судьбы, судьбы… Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на чечено-ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не стал стрелять по людям в белых халатах. «Врачи» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его казнили под Бамутом в самый день его рождения. Через несколько месяцев могилу за огромные деньги матери укажут чеченцы. Она опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному крестику.
В2. (читает по листу): Из рассказа матери Евгения: «Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 же октября двадцать лет спустя своими руками я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» - это как моя вечная вина перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти…
(звучит грустная музыка)
В1. Девятнадцатилетнего парня избивали, заставляя сменить веру и Отечество, забыть присягу, снять с себя крест и стать бандитом… Наконец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить, - его обезглавили.
В2. Евгений Родионов был казнен 23 мая 1996 года на четвертом месяце плена под Бамутом в день своего девятнадцатилетия. Мать находилась в семи километрах. 24 мая Бамут был взят, но непоправимое уже свершилось.
В1. Сергей Караваев. Он также любил жизнь, дружил с девчонками, пел песни под гитару. Всё у него было бы так, если бы...
В2. Итак, июньская ночь 1998 – го года. Выпускной бал в школе. Для многих эта ночь - последней ночью детства, для Сергея – последним светлым мгновением памяти о школе, друзьях, о любимой девушке перед Армией, Чечнёй, смертью.
(Звучит мелодия «Школьного вальса»). Выбегают выпускники – Женя, Люба и Сергей – нарядные, разгорячённые танцами.
Валя: Господи, даже не верится, что мы последний раз в нашем классе!
Женя: В нашем многострадальном классе! Да, многое он испытал за эти годы!
Сергей: Ребята, а здорово сегодня наш директор изрёк?! (копирует) «Дорогие друзья, сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь! Ой, что это я говорю?!» Вот так и сказал: «в последний путь!» (смех)
Валя: Ой, Серёжка, ты зачем на парту забрался? Опять свои фокусы показываешь? И не надоело тебе за десять лет? И за что я тебя люблю, непутёвого?
Люба: А он речь от имени директора говорил, всех нас в последний путь провожал, умора!
Женя: Это он может! Помните, как в первом классе все с букетами цветов пришли, а он с цветочным горшком! (смех)
Люба: Он теперь взрослый стал, умный. Ну и куда ты поступать надумал, если не секрет, выпускник Караваев?
Сергей: Да никуда я не буду поступать! Мне в армию через три месяца. А там посмотрим. Как сказал один классик: «Дорог у жизни много – ты выбери свою!» Ну, не выбрал я ещё свою, не выбрал!
Вот Валя – с детства немецким бредит, учителем хочет стать, Люба наша – врачом детским, Женька – психолог прирождённый – ему в Универ прямая дорога. А я – в армию пока, а там посмотрим. (Застыли в «стоп – кадре»)
(ожили чтецы)
В1. Ровно через четыре месяца Серёжу Караваева призвали в армию. И всё было как у всех – учебка, часть. Коррективы внесла только война в Чечне, куда через 7 месяцев и попал Сергей...
В2. Первое письмо, которое получил Сергей в Чечне, было письмо от его любимой девушки Вали.
(Сергей оживает и выходит на авансцену с письмом)
Сергей (читает): «... Серёженька, милый, я как узнала, что ты в Чечне, - чуть не умерла от страха – ведь там убивают. Родной мой, береги себя, не забывай, что нас двое... У меня всё хорошо – учусь. Немецкий даётся без проблем, скоро первая сессия. Заходила к твоим. Мама здорова, только сильно похудела. Спрашивала, пишешь ли ты мне. Я соврала, что часто. Серёженька, береги себя (повторяюсь который раз, прости!) Но разве тебя можно остановить – я ведь знаю твой неуёмный характер. Люблю, жду, верю. Твоя Валя. 20 марта 1999 года»
(чтецы «ожили»)
В1. Последнее письмо, которое Валя получила от Сергея, датировано 12 мая 1999–го года. А ровно через 6 часов после его написания, Сергея не стало...
(Валя «оживает, читает письмо)
Валя: «Здравствуй, Валя, здравствуй, родная!
Получил от тебя письмо, которому очень рад. Пишу ночью, в недолгие минуты затишья.
Окружили село с бандитами, но они отбиваются – много наших ребят положили. Без слёз нельзя смотреть, что они делают с русскими парнями – выкалывают – издеваются даже над мёртвыми... Это не для слабонервных! Маме не пишу об этом – у неё слабое сердце, да и ни к чему это.
Но я выберусь, вернусь – ты же знаешь, я счастливый...»
Валя, глядя в зал, повторяет: «Я счастливый»
В2. Серёжа Караваев на рассвете погиб...
Бандиты бросили гранату в дом, где засели Сергей и два его боевых товарища. Ровно четыре секунды было у Сергея, чтобы принять решение.
Ровно четыре секунды и вся жизнь...
В1. И он его принял! Серёжа бросился телом на этот смертоносный кусок металла, который разорвался под ним. Двое его друзей не получили даже ранения. Их только обрызгало кровью Сергея. Страшная, нелепая и никому не нужная смерть.
(звучит вокализ Глиэра)
В2. Смерть матери, потеря отца – великое горе для их детей. Но страшно смотреть на мать, бросающуюся к могиле сыночка – солдата, который и не жил ещё, со словами: «Возьми меня с собой, родненький!» Этот крик леденит кровь, сжигает сердце!
В1. Смерть сыночка, плоть от плоти своей, кровиночки родной – что может сравниться с этим безмерным горем, с непосильной болью?
(Появляется девушка в чёрном платье и чёрной косынке на голове – символ матери погибших солдат. В руке она держит 2 цветка)
Молитва матери.
Господи Боже, взгляни на Россию!
Боже, услышь голоса матерей,
Тех, кто к тебе обращается ныне:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
Хоть не учили нас в детстве молиться,
Хоть и креста на груди нет моей,
Все же позволь мне к тебе обратиться:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
Их посылают спокойно правители,
Голову сложить у горных цепей.
Лишь на тебя полагаюсь, Спаситель,
Господи Боже, спаси сыновей!
Мы их растили для счастья и жизни.
Мы им отдали часть жизни своей
Что же ты делаешь с ними, Отчизна?
Господи Боже, спаси сыновей!
Господи Боже, взгляни на Россию
Боже, услышь голоса матерей,
Тех, кто к тебе обращается ныне:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
( Мать склоняет колено и кладёт цветы перед собой, как на могилу сына. Замерла)
В2. Мы рассказали вам невыдуманную историю. Но Серёжа Караваев был только одним из многих и многих погибших в той бессмысленной, кровавой войне. (Подходит, бережно поднимает «мать» с колен)
Чтец: Руки морщинисты, волосы белые. Мама!
Много пережила, многое сделала. Мама!
Слово, как солнце, нас греет столетия – Мама!
Это надежда, это бессмертие. Мама!
Первое слово сказал я простое: Мама!
В нем сокровенное все и святое. Мама! (А.Стовба)
В1. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться. Матери ждут своих сыновей, не смыкая глаз. Многие матери, сыновей которых отправляли выполнять свой воинский долг, так и не дождались их. Все они - участники афганской ли, чеченской ли войны - пали в бою с террористами. Каждый из них строил самые светлые планы на будущее. Ведь вся жизнь еще была впереди. Но мясорубка, в которую они попали, не пощадила их. В дома солдат пришли похоронки, разлившиеся морем материнских и отцовских слез. Одно утешает, что они оказались мужественными воинами. Они не дрогнули в смертельной схватке с коварным врагом. И мы можем по праву гордиться ими.
С.Алексиевич.
Цинковые мальчики.
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму: « Моё ты солнышко». Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп-шлёп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:» Мамочка, ты не бойся. Они добры»е. – И назад в карман запихивает. – Моё ты солнышко. Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепит на себя и марширует по дому. - Я солдат…Я солдат…
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой не купи – он в нём тонет.
-Моё ты солнышко.
Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришли все свои фото: мама, папа, сестрёнка. Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал, через два месяца письмо пришло из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная».
-Моё ты солнышко… Наша броня надёжная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чём он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата:
- Крепитесь, мать...
- Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут. Я осела на пол:
-Моё ты солнышко! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?
Привезли гроб, стучалась в гроб:
- Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку, паду на камни, обниму:
- Моё ты солнышко!»
Я вспоминаю, опять вспоминаю,
Как плакали матери, горя не скрыв.
И как было больно и как было горько
Слышать слова: «Сынок, ты погиб?»
И погас весь мир перед глазами,
И волос матери белее снега стал.
Так смерть смогла печать свою поставить
На месте, где её никто не ждал.
Твой мальчик, Родина, на землю тихо падал,
И ясные глаза смотрели ввысь.
А смерть идёт неслышными шагами
И нет уж сил сказать: «Остановись!»
Мы помним о войне в Афганистане,
Ведь всё забыть совсем нельзя теперь.
И мысли о жестокости, страданье
Проникнут в душу каждого, поверь.
Нельзя забыть те горькие мгновенья,
Что разрывал безумный женский плач.
Плач матери, - что может стать в сравненье?
И снова память… Боль и сожаленье…
В2. Самое страшное и трагическое для матери – потерять своего ребенка. Наверное, поэтому матери всего мира ненавидят войны – ведь они уносят жизни их сыновей. «Вот только б не было войны», - об этом заклинает каждая мать, потому что война рождает ненависть и страх.
Нам нельзя в свою боль замыкаться, Горе может в любой дом ворваться. Мы должны всем народом подняться. Мы должны дружно за руки взяться, За живых и погибших безвинно, Дорогих, бесконечно любимых.
В1. У меня свой взгляд на эту войну. Я не политик, излагать свое мнение могу искренне, не лукавя ни перед собой, ни перед другими. Мне гораздо проще, чем тем людям, которые в силу своего положения вынуждены оправдывать военные действия. Простить мы их все равно не сможем, и уж, конечно, не простят их матери, чьи сыновья погибли на этой страшной, жестокой войне. Мне смертельно жаль наших воюющих мальчиков, наших раненых и всех погибших. Жаль и мирных чеченцев, русских, украинцев и любых других людей, живущих в Чечне, подвергающихся обстрелам, терактам. Душа не может смириться с тем, что мирных жителей убивают, бросая вниз бомбы без указания адреса. Все время гложет мысль: так ли уж необходима эта война? Можно ли жестокостью искоренить жестокость? Жестокость порождает ненависть, ответную жестокость. И эта реакция бесконечна. Чтец: Как я боюсь войны в Чечне, Ее жестокости, коварства, Сейчас Чечня у нас в огне, А завтра вспыхнет государство.
Москва всегда решает все за нас, С кем нам дружить, с кем расставаться, И скольким мальчикам молоденьким опять В последнюю дорогу собираться…
А вы спросили русских матерей, Чьих сыновей забрали на распятье, Нужна ли им Чечня, если над ней Будет висеть их вечное проклятье?
Вы дали вольную Прибалтике морской, Степному Казахстану, Украине, Армении, Молдавии лесной, А про Чечню как будто бы забыли.
Но эта нация не хочет мирно жить, С соседями в покое и согласье, У них на первом месте слово «месть», А не «работа, солнце, мир и счастье».
Так пусть идут – куда ведет Аллах, Идут одни – своим народом, Мы проживем без них, они без нас, И это будет правильным исходом!
А мы должны были забрать уже давно Всех русских – обогреть и обустроить, И укреплять границы глубоко, Чтоб враг не мог нас больше беспокоить.
Того хотят все женщины России, Все матери погибших сыновей, Но вот беда – Москва слезам не верит, И не услышит русских матерей!..
В1. Жалимов Борис. Строки из дневника: “Двадцать лет. Много это или мало? Что я могу сказать о парнях, моих сверстниках, выполняющих интернациональный долг в ДРА? Они стоят на страже мира. Наши ребята, мои друзья делают все возможное, а порой невозможное, чтобы стереть войну с лица Земли”.
В2. Последние строки из дневника Жалимова Бориса: “Забыть бы людям все войны во все века! Засадить планету цветами. Жить и радоваться. Я вспоминаю, как в Новый год нарядили мы кипарис вместо елки и назвали его деревом мира. Маленькое деревце кипариса. Вечнозеленое, сильное и хрупкое одновременно”.
Перед последним боем он сочинил четверостишие:
Да, если я останусь жить,
То не забуду никогда,
Как надо жизнью дорожить
И помнить эти дни всегда.
Что теперь с нами стало, как Россия устала,
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови и не надо нам славы, Нас так мало осталось, а Россия одна…
В1. Они, восемнадцатилетние, прошли через ад и кровь. Восемнадцатилетние мальчишки неотступно смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно были под вражеским прицелом. Они пережили гибель своих друзей, тяжёлые болезни, нестерпимое пекло и песчаные смерчи. им знакома не только безудержная храбрость и отвага, но и чувство безысходности и отчаянья. Они видели благородство и подлость, высокую дружбу и мелкое предательство. В свои 18 лет они видели так много, что груз их жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше их.
Возвращение.
Парни возвращаются с войны –
досыта они навоевались.
Не увидят многие весны –
там, в ущельях многие остались.
без вести пропавшими. Другим –
памятники ставят из гранита.
А живым, Отечество, твой дым
часто горек, что-то в них убито!
Что убито? Выполнили долг,
все команды с честью выполняли…
Километры вздыбленных дорог,
жженье в теле от осколков стали.
Ярость благородная порой,
смерть за смерть и рокот автомата…
Всех прикрыл собой и ты герой.
И селенье с ходу с боем взято.
Каждый дом стреляет, каждый куст.
В рай спешат из жизни мусульмане.
Прет десант, не до гуманных чувств!
Хочешь жить – и переходишь грани…
Слава тебе, армия! Сыны
доблести и чести, вы сражались,
чтоб вернуться наконец с войны –
досыта, до слез навоевались.
(Альберт Кравцов)
В1. У каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…
В2. Долг? А если сердце человека не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова «Отчизна»? если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать… Как быть тогда?
В1. Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? Послушайте эти стихи.
Чтец: Но жизнь пройдет, развеявшись как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунды бытия.
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты, А для людей – душевную сердечность.
(Песня из к/ф «Офицеры» и кадры из этого фильма)
В2. Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут её и не передадут нам свою память? Какими мы будем без неё в нашем больном, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.
Великая Отечественная война длилась 4 года. Война в Афганистане – 9 лет. Чеченская война открыла свою пятнадцатилетнюю страницу. И никто не знает, какая страница этой книги станет последней. Война берет жертвы, калечит судьбы, ранит сердца и души. Зачем? Почему? Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Война всегда война.
В1. Более пяти тысяч Забайкальцев были участниками войн в Афганистане, Чечне и Таджикистане. 762 - награждены орденами и медалями за боевые достижения в горячих точках. 55 семей не дождались с войны в Афганистане своих отцов, братьев и сыновей.
В3.Останутся в памяти нашей
Запылённые батальоны,
И погибшие наши ребята
Вечно будут жить среди нас…
В4. И теперь одного я прошу,
(Вы, дожившие, просьбу поймите)
В светлом храме поставьте свечу,
Перед вечностью помяните…
Я молитвы сейчас не шепчу,
Я не жаловал божью обитель…
Всё равно, вы поставьте свечу
И не верившего помяните…
В2. Помяните во имя других,
Поминая, слезу уроните,
Чтобы больше никто не погиб,
Помяните меня, помяните…
В1. Гори свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают
Чей оборвался путь.
В4. Гори свеча, гори, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне.
(песня «Зажгите свечи»)
Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнения служебного долга, минутой молчания.
В1. Мы преклоняем колени перед теми, кто выжил, кто сегодня в строю.
В2. И болью сжимается сердце – вы прошли через эту войну.
В3. Жаль, войну мы не можем забыть…
В4. Но ведь кроме желания выжить,
Есть ещё мужество жить!
Заключение
Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и это не обсуждается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Литературно - музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
см...
Литературно - музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
см...
Литературно- музыкальная композиция , посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2 класс)
Литературно-музыкальная композиция включает исполнение песни сл. Л. Ошанина , муз. А.Островского "Пусть всегда будет солнце", стихотворный материал и презентации "Дети войны...
Сценарий мероприятия «Никто не создан для войны!» (встреча с воинами-интернационалистами)
Цели: Воспитание гражданственности и патриотизма. 1-й ведущийПамять — неподъемное святое слово. Без него нет человека, нет государства, нет прошлого, нет настоящего, а значит и будущего Чел...
Классный час, посвященный воинам-интернационалистам, героям России, погибшим в чеченской войне.
Девиз: “Достаточно мгновения, чтобы стать героем,Но необходима целая жизнь,Чтобы стать достойным человеком…”Цель и задачи:воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить...
Литературно-музыкальное мероприятие к Дню воинов-интернационалистов
сценарий мероприятия расчитан на широкую аудиторию...