История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Фролова Светлана Валентиновна

 

Познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdaniya_romana_voyna_i_mir.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.

Образ автора в романе.

Цель урока: познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.

1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.

"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий

определению, столь дорогому сердцу составителей литературных

анкет: "величайший роман в мире",  - я выбрал бы "Войну и мир".

Джон Голсуорси

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика

новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего

старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.

Н. Страхов.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по выявлению восприятия основной идеи «Севастопольских рассказов».

3. Вступительное слово учителя. 

          Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие. 

        Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год  - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год  - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год  - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805- 1807 годы  - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2. Истинный и ложный патриотизм.

3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.

В романе более 600 (550)  действующих лиц

   В романе 4 тома и эпилог:                                                                                                 

I том — 1805 год.                                                                                                                    

 II том — 1806—1811 годы.                                                                                                                

 III том — 1812 год.                                                                                                                         

IV том —1812—1813 годы                                                                                                      

пилог — 1820 год.

По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».

- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой?

В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается»

В 1867 году – «Война и мир»

Смысл названия романа.

Мир – отсутствие войны;

Мiр – народ,  человечество, крестьянская община, согласие и единство.

Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском  значении переплетаются все оттенки этого понятия.

Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.

ъ

Объяснение понятия "роман-эпопея". Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Роман-эпопея  - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».                                                                

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).                                                     - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).                                                    -  Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).                                                              

 - Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).                                                                                                     -    Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).                                                                                      

- Огромное количество человеческих характеров.                                                                    

 - Большая протяженность во времени (15 лет).                                                                          

- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино  

 Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.                                                                            

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».

5. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтение первой главы романа. Беседа с учащимися.

Д. з.   С. 226-229, с. 252, вопрос № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"

Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...

История создания романа "Война и мир"

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра....

История создания романа "Война и мир"

История создания романа Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя".

Конспект урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизма писателя...