Вечер памяти "Никто не создан для войны"
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Вечер памяти, посвященный войне в Афганистане
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_pamyati_prilozhenie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической тематики
Тема: «Никто не создан для войны»
Технология: литературно-музыкальная композиция
Автор : преподаватель литературы Бирюкова Наталья Николаевна
Категория: высшая
Вечер памяти, посвященный выводу советских войск из Афганистана.
«Никто не создан для войны»
Цели: 1. Познакомить с историей афганской войны, рассказать эпизоды из военной жизни, проследить историю войны.
2. Продолжить воспитывать чувство патриотического долга, а главное, чувство сострадания к погибшим.
3. Заставить задуматься о войне.
Оформление: 1. «Никто не забыт – ничто не забыто.
Но чтобы не забывать –надо помнить.
А чтобы помнить - надо знать»
2. Афганская война с 22.12.1979 – 15.02. 1989.
3. Афганистан болит в моей душе.
4. Никто не создан для войны.
Ход вечера:
Ведущий 1: 20 столетие часто называют бурным , жестоким. Таким оно стало и для российской истории. Войны так или иначе задели каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал близких.
«Отец, расскажи о прошедшей войне, -
Просил я, играя погоном.-
Как ты по Берлину скакал на коне
С казачьим лихим эскадроном».
Достав из кармана расшитый кисет,
Цигарку свернув очень споро,
Отец обстоятельно дал мне ответ,
Как бился с фашистскою сворой,
Как фрицы убили лихого коня,
Как шел сквозь военные грозы…
И долго стояли в глазах у меня
Скупые отцовские слезы.
«Отец , расскажи о прошедшей войне,-
Просил меня сын мой однажды.-
Тебя из Афгана везли на броне,
Представлен ты к ордену дважды».
Достав из платочка осколки гранат,
Где я их храню постоянно,
Я сыну сказал, что есть город Герат-
Жемчужина Афганистана.
И там, защищая афганский народ,
Мы с «духами» насмерть сражались…
Мы с ним помянули погибший мой взвод,
И крепко друг к другу прижались.
«Отец, расскажи о прошедшей войне, -
Мой внук обращается к сыну.-
Ведь ты воевал в этой самой Чечне,
Бандит расстрелял тебя в спину».
И сын мой поведал сынку своему,
Как пал, прикрывая солдата,
Как смерть обмануть помогали ему
Врачи полевого самбата.
Как вынес его с поля боя комбат,
И силы спасли молодые…
Три женщины, слушая , молча сидят,
Все три почему-то седые…
Песня : «Комбат» (гр. «Любэ») №9
Ведущий 2: В 20 веке выпало много потрясений и войн на долю нашей Родины. Кроме Великой Отечественной войны, где погибли более 20млн. русских солдат, русские солдаты воевали в Афганистане и Чечне. Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни родных и близких людей. Наш вечер памяти посвящен выводу советских войск из Афганистана. «Никто не создан для войны». Но наши мальчишки двадцатилетними, неопытными уходили на войну.
Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало,
Прожившим так много!
…Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам 20 лет.
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому неизвестно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть через год, через месяц,
Через день , через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить – что было и стало.
Разделить - темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам 20 лет.
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу.
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо – синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою,
Говорят, что за миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою,
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России.
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей.
Песня «19 лет» №6
Вед.1: Жизнь , как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь твой неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
Шаг за шагом бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо – столько и пройдет.
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели.
Нас позвали, друзья, в грозный час.
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорого
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь-
Эти качества не напоказ,
У Отчизны героев не счесть,
Время выбрало нас…
Песня «Солдат» (исполнятся под гитару)
Вед.2 : В Афганистан советские войска официально вошли в декабре 1979 года. К 1973 году американцы уже разместили там свою систему ПВО, а мы туда не успели. Иран, Пакистан к этому времени стали для Союза чужими. Афганистан стал просто опасен для нас. В Пакистане столкнулись интересы Италии, Франции, Китая – как угодно…
Разведки всех стран были там. Мы могли обойтись силами минимальными, и надо было окружить и убрать экстремистов. Связи у нас в Афганистане были хорошие. Большинство детей крупных афганских землевладельцев высшее образование получали в Советском Союзе. Причем военное, так как афганец прежде всего воин. Но наше правительство не сделало этого.
В декабре 1979 года спецчасти КГБ захватили дворец Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к США. Амин был убит. Посаженный с помощью Советского Союза президент Б.Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим приглашением.
Вед 1: Но советские солдаты шли туда не сами, их посылала Родина, правительство. Солдат выполнял свой долг, долг воина – интернационалиста.
Долг солдата – пред Родиной, клятву на верность которой произносит вместе со словами присяги. Может допустить ошибку правительство, может оказаться бездарным командование, но солдат, рискующий ежеминутно жизнью под вражескими пулями, не может нести за это ответственность.
Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно,
Отпускали их в вечный покой.
Закидали их елками, замесили их грязью,
И пошли по домам под шумом толковать,
Что пора положить бы конец безобразию,
Что и так уже скоро мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колени,
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране,
Даже светлые подвиги – это просто ступени
В бесконечные пропасти недоступной войне.
Песня «В горячих точках»
Вед.2: К началу военной кампании Министерство Обороны силами политуправления Туркенстанского военного округа выпустило памятку о правах и обычаях афганского народа. Несколько листочков машинописного текста. В любой детской энциклопедии прочесть можно было больше. Войска вводились вслепую, без подготовки. Карты Генштаба зачастую не соответствовали местности. Положиться можно было только на профессионализм и сообразительность офицеров. Очень много солдат погибло только из-за незнания местных обычаев.
Рассказ из жизни Владимира Чудова.
Владимир – кадровый офицер-разведчик, военный до мозга костей. Ничего в своей жизни он не умеет делать лучше, чем воевать, но трудно найти человека, который бы так ненавидел войну, как он. Его мир – это мир войны. Его жизнь – это бесконечная война за мир. Началась она для Чудова в 1968 году в воздушно-десантных войсках. Через полтора года – спецфакультет Рязанского военного училища, потом академия, разведшкола. Четверть века он прослужил в ГРУ, знаменитом «Аквариуме», изучил несколько восточных языков.
Как-то в самом начале войны Владимир вместе со своим разведотрядом двигался по пыльной дороге провинции Б… Рядом с колонной по своим делам шла афганка, закутанная в паранджу. Вдруг взрыв. Женщина подорвалась на мине и лишилась ступни.
Бойцы Чудова кинулись к раненой, сделали укол, остановили кровь, замотали культю, та плакала, даже отбивалась. Ехать в больницу тоже отказалась. Едва отряд двинулся дальше, как к этой женщине подбежали дети и принялись пинать ее, кидать камнями, плевать в лицо… Владимир не успел предупредить своих бойцов, что прикосновение неверного (человека другой веры) к афганской женщине, тем более к ноге, - самое страшное осквернение, какое ей можно нанести. Отныне она становилась неприкасаемой для своей семьи, своего народа. А осквернившего ждет смерть. С тех пор, где бы не появлялись эти бойцы, их БТР тут же начинали обстреливать. И машину перекрашивали, и номера меняли, все равно.
Так и отправило командование Чудова и его бойцов в Союз, от греха подальше.
Вед.1 : В Афганистане были экстремальные условия службы: во-первых, континентальный климат, днем жара до 60 С; во-вторых, недостаток питьевой воды; в-третьих, плохие санитарно-гигиенические условия; в- четвертых, трудности походного быта; в пятых, самая главная причина – постоянная опасность для жизни.
Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,
Но он уже не мой.
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один
Успеть бы оттянуть.
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставал – был жив.
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один
Решает, кому быть с кем,
Лишь миг один сомненья,
А затем
Шагнул к бессмертью обезжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит, смерть моя не зря…
Песня «Я один» №12 + отрывок из к/ф «9-ая рота»
Вед.2 : Война – это всегда страшно. Но солдаты, которые вернулись из пекла афганской войны , вспоминали зверства душманов.
«Понимаете в упор расстреливали наших этих ребят. А после боя приходили мужчины и забирали оружие, затем приходили женщины и снимали одежду, раненых, которые были живы, добивали топорами…
Душманы наших пленных уродовали – обрезали уши, нос. А наши как относились к пленным? Мы же гуманисты, нам нельзя было… Со стороны душманов были случаи жестокости очень страшные. Когда в плен попадали наши солдаты, что с ними творили душманы?! Сколько раз мы ходили в засаду и находили отрезанные ноги в сапоге. Недалеко от нашей части однажды нашли отрезанную голову, завернутую в офицерскую рубашку. А мы с пленными обходились по –гуманному, даже курить им давали»
Был бой короткий, как укус змеи.
Не видели в кромешной тьме солдаты,
Как навалились, повязали, повели.
Душманы лейтенанта и солдата.
Главарь сказал: «Я жизнь дарую вам,
Отправлю в Пакистан, а там – куда хотите.
Но только если примите ислам
И клятву на Коране мне дадите».
Затихла в ожиданье крови банда,
И главаря краснел звериный взгляд.
«Такой подачки нам от вас не надо, -
Ответил ему твердо лейтенант…-
Скорее голову я положу на плаху,
Но честь не замараю я свою».
И дан был знак.
Его свалили с ног,
Впихнули под огромный камень.
Домкрат опущен,
Лейтенант раздавлен.
Сержант стоял, привязанный к скале.
Скрипел домкрат, вновь камень поднимали.
Все происшедшее, как в страшном, диком сне,
А мысли лихорадочно плясали:
«Пусть мне возможность только предоставят.
Я буду ползать, камни эти жрать,
Я буду делать все, что ни заставят,
Чтоб выжить, а при случае сбежать»,
И закричал что было сил:
«Не убивайте!...»
Вед. 1: Советские войска несли в Афганистане большие потери, но солдаты проявляли мужество и героизм, насмерть стояли не сдавали позиций.
На каждого по двадцать
Озлобленных фанатов.
На каждого по двадцать
Прицелившихся глаз.
И срок настал кончаться
Патронам и гранатам,
И некому, ребята,
Спасти от смерти вас.
Не верю словосплетам,
Что мужество ослабло,
Что дух непобедимый
У армии иссяк.
Простая 9-ая рота
Бельмом у душманов стоит.
Стоит, не отходит,
С позиций ни с места.
А завтра мать заплачет,
Читая извещенье,
Что сын ее в неравном
Сражении погиб,
Закрыв своею грудью
Афганское ущелье,
В которое прорваться
Отчаялись враги.
Отрывок из к/ф «9-ая рота» + музыка Маршал «Рота»
Вед.2.: 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул землю Афганистана. Многие не согласны с определением слова «война». Да, война , хотят того многие или нет, но это война. С 22 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане мы потеряли по официальным данным 13310 человек, более 30 тысяч ранеными и искалеченными, около 300 – пленными и пропавшими без вести, не говоря уж о потерях боевой техники и материальных затрат. Война, в которой постоянно была задействована целая армия, а за 9 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек, несмотря на то, что юридически наша страна не находилась в состоянии войны.
Вед.1: Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война не исключение. Она еще долго будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие сыновей. Для матери потеря своего ребенка – это огромная трагедия, никто матерям не заменит их детей. Жизнь этих матерей разделилась теперь на до и после, боль утраты будет всегда жить в ее сердце.
Стихотворение «Матери России» (читает учащийся»
Вед.1 : Кому, куда передать этот плач, от которого леденеешь? Матери всегда будут помнить своих сыновей живыми…
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Песня «Мама не плачь»
Вед. 2: Послушайте стихотворение, написанное матерью Володи Кузьмина, погибшего в Афганистане.
…Притронулась губами к камню серому,
Прошел озноб по телу матери.
О, как тяжел и холоден гранит!
Что под собой в земле хранит
Луч солнца яркого, любовь и радость,
Погасли в склепе безобразном.
Мой сын! С тех пор не вижу света я,
Когда глаза твои закрыли не при мне,
В чужой далекой стороне на камне знойном
Перед концом, наверное , меня не вспомнил,
И буду вечно тем терзаться я,
Что не смогла спасти, собой прикрыть тебя.
Вед.2: Возвращаясь с войны солдаты входят в мирную жизнь. Солдаты афганской войны принесли с собой как бы обновленную любовь к родине, они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга. Пройдут годы. Многое, конечно, со временем забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах». Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети и внуки. Но эти войны станутся в памяти народа. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве русского солдата.
Песня «Орден» (исполняется под гитару)
Вед. 1: Трудно было вернуться к мирной жизни тем. Кто уцелел, но они всегда будут помнить тех молодых парней, которые погибли на чужой земле.
Как мало лет он прожил…
Только двадцать!
Но миг победы –
Больше, чем года.
Как трудно умереть,
Чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире
Между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
Вед.1 : Вдумайтесь , сколько молодых парней погибло на той ненужной, афганской войне.
Песня «Свечи» (минута молчания)
Вед.1: « Никто не создан для войны»?! Вот слова Эрнеста Хемингуэя, сказанные обо всех рядовых солдатах любой войны: «Те, кто сражался на войне – самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем больше хороших людей ты встречаешь.» Будем помнить тех хороших людей, кто воевал, тех кто не вернулся. А ведь все те молодые парни хотели жить, верили, что вернуться на родину, но не всем это было суждено.
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал я пятерки и двойки,
Но я школу свою любил.
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: «Какой был веселый!
И какой еще молодой!»
Подождите, девчонки , смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь 18.
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном
И подругу встречать по весне.
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на афганской войне.
Мать рыдает, горюет, страдая,
Над могилою ранней моей,
Да поет по весне, заливаясь,
Волгоградский шальной соловей.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне,
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой,
На дорогах моих неземных.
Вед.2: Да, наши войска ушли из Афганистана. Никто не должен считать это нашим поражением, потому что свой интернациональный и воинский долг выполнили до конца. Нас не разбили, мы уходили сами…
Вед.1 : «Пусть светлое, яркое, теплое солнце всегда светит вам, мои любимые…» Это слова солдата Ю.Чернова, который погиб в чеченской войне. Эти слова звучат как завещание. Так хочется, чтобы оно сбылось… Для всех нас, живущих в стране с израненной душой.
Песня «Домой» (исполняется под гитару)
Вед.1 : Наш вечер памяти подошел к концу, он был посвящен Афганской войне. Афганская война – это наша история, которую мы должны знать. «Никто не забыт – ничто не забыто, а чтобы не забывать – надо помнить, а чтобы помнить – надо знать.» (Слова эпиграфа записаны на доске)
Список литературы:
- Литературные вечера (сборник внеклассных мероприятий)- М.: Просвещение, 2006
- Зырянов В.П. Учебник истории 11 класс- М.: Дрофа , 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию....
Классный час Мужества: «Никто не создан для войны»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5629199","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5629206","at...
Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов
17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...
Поэтический вечер памяти и надежды «Опаленный войной народ, самой редкой славы солдаты…»
9 мая 2015 г. отмечается знаменательная дата в истории России - 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.Обращение к теме победы в Великой Отечественной ...
Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»
Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни....
сценарий исторического вечера "Мы никогда не видели войны..."
Исторический вечер "Мы никогда не втдели войны" посвящен детям на войне. К сценарию составлена презентация, подобрана музыка. В историческом вечера принимали участие учащиеся 5, 10 - классов...
Сценарий классного часа или литературного вечера "А, может, не было войны?"
Сценарий посвящён 75-летию Победы. Главная тема: "Война и юность"....