Урок ОБЖ в 7классе
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

План-конспект урока ОБЖ на тему:« Профилактика лесных и торфяных пожаров, за¬щита населения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тростенецкая средняя  общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

Областной конкурс «Методическая копилка учителя»

II направление «ОБЖ»:

«Мой урок по основам безопасности жизнедеятельности»

 (методическая разработка урока).

подготовил:

учитель ОБЖ

Власов Сергей Леонидович

Тростенец,  2015

                       

                                            План урока

Тема: « Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения»

Класс: 7

Цель:

  • научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара;
  • сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара;
  • развивать мышление учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений (урок - закрепление)

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

     1. Вступительное слово учителя

     2. Чтение стихотворений учащимися

III. Проверка домашнего задания

  1. Викторина  
  2. Заполнение таблицы «Виды лесных пожаров»

IV. Работа над темой урока

  1. Причины возникновения лесных пожаров
  2. Профилактика лесных пожаров
  3. Система охраны лесов

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

  1. Чтение стихотворения.  
  2. Игра "Лесные поэты".
  3. Решение  ситуационных задач.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, серия плакатов по противопожарной безопасности, карточки с различными ситуациями, листы самоконтроля,  плакаты с изречениями: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего» (древняя мудрость) и «Охранять природу - значит охранять Родину» (М.М. Пришвин)

                                                Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие

II. Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя

-Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (лес) (Слайд 1)

-Вот сегодня мы и отправимся в лес по учебной природной тропинке.

Вспомните, пожалуйста,  с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.

2. Чтение стихотворений учащимися

  1. Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

  1. И мы пройдемся медленно по лесу,

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

И будем над цветками наклоняться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (Слайды 2- 6)

Учитель: Лес занимает более половины территории России. Ребята составили «живую анкету леса». Давайте их послушаем.

1ученик. Лес – «легкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется  при дыхании двухсот человек.

2ученик. Лес - друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов - особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3ученик. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

4 ученик. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн тонн ягод, 5 млн тонн орехов, 330 тыс. тонн грибов

5 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн кв. км.

6 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33000 га леса.

7 ученик. Сегодня над человечеством нависла угроза оставить будущее поколение без «зеленого золота». (Слайд 7)

III. Проверка домашнего задания

Учитель: Внимание на экран. Сейчас вы еще раз увидите кадры с лесными пожарами, и сопровождать их мы будем вопросами викторины.

  1. Викторина
  • Самый страшный враг леса
  • Что такое лесной пожар? (Слайд 8)
  • Что служит горючим материалом?
  • Какие виды лесных пожаров вы знаете?
  • К какому виду относится пожар в лесу, горючим материалом которого стали опавшие листья, пни, сухие ветки, сухой мох? (Слайд 9)
  • Как можно определить основное направление распространения лесного пожара?
  • Вы видите горение без пламени. При каком виде лесного пожара оно возможно? (Слайд 10)
  • Какой вид лесного пожара распространяется быстрее? (Слайд 11)

2 Заполнение таблицы. (Слайд 12)

Работа в парах

Виды лесных пожаров

Виды лесных пожаров

                                 

                                                                               

Низовой

Верховой

Подземный

(торфяной)

                                                               

Устойчивый

Беглый

Устойчивый

Беглый

-Вот мы с вами и подошли к основной теме урока.

-Сформулируйте тему. (Лесные пожары и их профилактика) (Слайд 13)

IV. Работа над темой урока

Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – зоной бедствия (карточка крепится на доску).

  1. Причины возникновения лесных пожаров

Учитель: Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине.

Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон. (Слайд 14) Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары. (Слайд 15)

(Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

- выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель: Помните ребята! Всего этого в лесу делать нельзя.

Учитель: Мы с вами говорили о разных науках - зоология, биология, а еще существует наука, изучающая лесные пожары. Называется она пирология. 

2. Профилактика лесных пожаров

С наступлением теплой летней погоды все стремятся отдохнуть на природе, но, чтобы отдых прошел без происшествий и тем более не обернулся трагедией, каждому необходимо соблюдать правила пожарной  безопасности в лесу.

  • Работа в группах.

У вас на столе лежат памятки. Внимательно изучите памятки.

1группа готовит  «Обращение к населению в связи с лесными пожарами»

2 группа готовит памятку для туриста «Правила разведения костра в лесу»

3группа готовит ответ на вопрос:  что делать, если вы попали в зону пожара?

(Учащиеся изучают памятки)

                         Правила пожарной безопасности в лесу (Слайды 16-19)

В пожароопасный сезон в лесу запрещается:

  1. Бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох,  вызовут их возгорание;
  2. Оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы;
  3. Выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;
  4. Разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, лесосеках е порубочными остатками, в местах с подсохшей травой.

                Правила разведения костра в лесу (Слайд 20)

  1. Площадку для костра необходимо выбрать желательно около воды. Все сухие листья и ветки, которые могут легко загореться, необходимо отгрести от костра на расстояние до 1-1,5 м.
  2. Нельзя разводить костер ближе, чем в 4—6 м от смолистых пней или корней.
  3.  Не рекомендуется разводить костер в лесу на каменистых россыпях. Огонь, проникший в щели между камнями, может очень быстро распространиться.
  4. Никогда не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра.
  5.  Его нужно обязательно залить водой.

                                                           Памятка

                           Что делать, если вы попали в зону пожара? (Слайд 21)

  1. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
  2. Если вы видите, что своими силами пожар потушить невозможно, то нужно срочно покинуть зону огня.
  3. Идти надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек.

( учитель объясняет по схеме, как правильно выйти из опасной зоны.)

  1. При сильном задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды.

     5.Особую опасность на пути представляют падающие деревья, поэтому                остерегайтесь их.

     6. Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.

3. Система охраны лесов (Слайды 22-23)

  • Специализированная служба авиационной охраны лесов
  • Наземная лесная охрана
  • Персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.

V. Физкультминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, а вы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  1. Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  2. Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  3. Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  5. Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  6. Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  7. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

VI. Закрепление изученного

  1. Чтение стихотворения.  

Г. Горбовский «Пожар отклокотал и умер»

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей. (Слайд 24)

  • Что тебя особенно взволновало в стихотворении?
  • Почему автор беспокоится и тревожится за людей?
  1. Игра "Лесные поэты". 

Работа в группах

Группам раздать карточки, на которых написаны либо первые строчки стихов, либо рифмующиеся окончания строк. Учащиеся должны придумать стихотворения сами и затем прочитать их классу.

Если на миг от костра отлучиться, 
Может беда от него приключиться.

Перестань с огнем шалить! 
Так недолго лес спалить.

Свалилось горе на зверят. 
Родимый дом огнем объят.

  1. Решение  ситуационных задач.

Работа в парах

Учащимся раздаются карточки с различными ситуациями. В течение 1 минуты нужно подготовить и дать ответ.

№1. Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас загорелась одежда. Что вы будете делать?

№2. Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?

№3. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести костёр. Как вы это будете делать?

№4. Вы ходили в поход. Ваш лагерь расположен в лесу. Подходит время возвращения домой. Каковы ваши дальнейшие действия?

№5. Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает, и как вы будете действовать дальше?

№6. Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре, вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?

VII. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы много говорили о лесных пожарах, о профилактике лесных пожаров. Давайте  подведем итог всему сказанному (ответы детей)

 (Слайд 25)

- Насколько полно каждый из вас усвоил материал, покажет «Лист самоконтроля»

Лесные и торфяные пожары. Их профилактика

Оценочная

таблица

Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?

• низовой;

• верховой;

• торфяной;

• степной

Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?

• степной;

• луговой;

• торфяной;

• верховой

Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?

• дым;

• паника;

• огонь;

• воздух;

• беспечность

Направление движения спасающегося от лесного пожара?

• напрямик через дымовую завесу;

• по направлению ветра;

• в наветренную сторону по ручью

Где и как разведете костер?

на пригорке, где ветрено;

• в углублении;

• обложить кострище камнями;

• рядом с кучей заготовленного хвороста;

• под деревом;

• рядом с палаткой;

• убрать сухой мох и траву вокруг кострища

Назовите причины лесных пожаров:

• пал сухой травы;

• молния;

• брошенный окурок;

• стекло;

• незатушенный костер;

•поджог

Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра

• лопата;

• зеленый лапник;

• песок;

• дерн;

• одеяло;

• куртка;

• палка

С чего начнете тушение пожара?

• с кромки огня;

• с центра очага пожара

• хаотично, где придется

Учащиеся

выставляют

оценки

Да \нет

Да- 3б.

Нет- 0б.

Стрелками укажите последовательность действий.

Учащиеся заполняют лист самоконтроля.

Учитель. А теперь подсчитаем количество баллов. Если вы набрали свыше 50 баллов, значит, вы усвоили новый материал урока.

VIII. Домашнее задание

Ответить на вопросы с. 132, решить ситуационную задачу,  нарисовать агитлистовку «Берегите лес от пожара»

IX. Рефлексия

С помощью смайликов оцените свои действия на уроке.

Спасибо за урок

Библиографический список:

  1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов  /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2006./.
  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. /А.Т.Смирнов , Б.О.Хренников ; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007/.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности : секреты преподавания: рекомендации / авт.- сост. Л.А.Тетушкина.- Волгоград: Учитель, 2009

4.   Ресурсы Интернета.

 Методические рекомендации

 Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она - один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения - лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

  • поглощают углекислый газ, выделяют кислород
  • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот
  • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;
  • служат домом для большинства видов живых организмов;
  • служат одним из основных мест отдыха людей.

Методическая разработка урока состоит из конспекта и презентации. Главная цель урока - осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека

 Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Проблемные вопросы могут обсуждаться в классе под руководством учителя, а также в группе учеников. Теоретический материал представлен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, прослеживается доступность изложения нового материала.
Игровые компоненты, включённые в урок, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала. Ресурс может использоваться на уроках ОБЖ, окружающего мира, географии.

Приложения к уроку                                  

  1. Презентация  «Лесные пожары и их профилактика»
  2. Лист самоконтроля (для подведения итогов урока)

Лесные и торфяные пожары. Их профилактика

Оценочная

таблица

Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?

• низовой;        

• верховой;

• торфяной;

• степной

Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?

• степной;

• луговой;

• торфяной;

• верховой

Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?

• дым;

• паника;

• огонь;

• воздух;

• беспечность

Направление движения спасающегося от лесного пожара?

• напрямик через дымовую завесу;

• по направлению ветра;

• в наветренную сторону по ручью

Где и как разведете костер?

на пригорке, где ветрено;

• в углублении;

• обложить кострище камнями;

• рядом с кучей заготовленного хвороста;

• под деревом;

• рядом с палаткой;

• убрать сухой мох и траву вокруг кострища

Назовите причины лесных пожаров:

• пал сухой травы;

• молния;

• брошенный окурок;

• стекло;

• незатушенный костер;

•поджог

Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра

• лопата;

• зеленый лапник;

• песок;

• дерн;

• одеяло;

• куртка;

• палка

С чего начнете тушение пожара?

• с кромки огня;

• с центра очага пожара

• хаотично, где придется

Учащиеся

выставляют

оценки

Да \нет

Да- 3б.

Нет- 0б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-презентация в 7классе по теме "Степень с натуральным показателем"

Презентация соответствует публикации урока с аналогичным названием....

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Открытый урок физики в 7классе "Момент силы"

На уроке разрешается проблема: как сформулировать условие равновесия рычага, если на него действует больше двух сил. Закрепляется урок практическими заданиями - 8 разных заданий, каждое выполняется дв...

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Презентации к урокам алгебры для 7класса

Презентации к урокам алгебры для 7 класс для использования интерактивной доски....

урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"

Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась...