Ролевая игра Пресс-конференция "Экология и здоровье".
план-конспект занятия по обж (7 класс) на тему

Цель мероприятия:обсудить с учащимися и родителями проблему антропогенного загрязнения природной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_7.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Ролевая игра

Пресс-конференция "Экология и здоровье".

(мероприятие проводится вместе с родителями)

Самая большая ценность в мире — жизнь:

чужая, своя, жизнь животного и растений;

жизнь культуры; жизнь на всем протяжении —

 и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Н.К. Рерих

Цель игры: 

  • обсудить с учащимися и родителями проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека последствия и возможные пути решения данной проблемы;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами могут сделать для улучшения среды обитания.

Оборудование: плакаты, стенд “Экология и здоровье”; оборудование для эксперимента (машинное масло, перья птиц, песок, весы, бензин, щетки).

Действующие лица: председатель пресс-конференции, представители прессы, специалисты-экологи, химики, географ, лесник, глава администрации города, врач, депутат, лаборант больницы, учитель литературы.

План конференции

1. Вступительное слово председателя пресс-конференции.
2. Выступление экспертов-экологов.
3. Ответы на вопросы журналистов.
4. Биохимическая лаборатория.
5. Решение задач.
6. Подведение итогов.

Ход конференции

Председатель. Уважаемые дамы и господа, товарищи! Пресс-центр организовал эту встречу по просьбе журналистов. Объявленная тема пресс-конференции “Экология и здоровье”.

Сегодня мы обсудим следующие вопросы:

1. Современное состояние и охрана атмосферы.
2. Загрязнение гидросферы.
3. Экологическое состояние окружающей среды в нашем районе.
4. Экологическое состояние школы.

Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е — по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% – в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей. Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека. Послушаем специалистов.

1-й эксперт. Жизнь на Земле зависит от состояния атмосферы. Воздух необходим всем аэробным организмам. Когда хотят подчеркнуть необходимость чего-либо, говорят: “Нужен, как воздух”. Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Кроме того, атмосфера защищает живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Наибольшее значение для всех живых организмов имеет состав атмосферы, который в настоящее время претерпевает качественные изменения. За последние 10 лет в атмосферу выброшено 4,4 млн т свинца, 3,3 млн. т цинка, 585 тыс. т меди, 4,5 тыс. т никеля, 74 тыс. т кадмия.

Ученые установили прямую зависимость между загрязненностью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. Они подсчитали, что в течение года в России выбрасывается в атмосферу около 39 млн т вредных веществ. Проблема чистого воздуха – это международная проблема! Копоть Рурских металлургических заводов оседает в норвежских городах, а сернистый газ Бирмингема “сжигает” хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с эти новый термин – экологическая агрессия!

Загрязняющие вещества поступают в атмосферу в газообразном состоянии и выпадают на землю с осадками.

Термин кислотные дожди был введен английским химиком Смитом более 100 лет назад. Однако пагубное влияние кислотных дождей проявилось лишь в последние 10–15 лет. Основная причина кислотных дождей – выбросы в атмосферу сернистого газа, образующегося при сжигании топлива. Частое выпадение кислотных дождей нередко приводит к значительным изменениям в экосистеме. У лиственных растений разрушается хлорофилл, повреждаются листовые пластинки, многие ткани, у хвойных растений нарушается процесс дыхания. У животных и людей раздражаются слизистые оболочки, наблюдаются заболевания органов дыхания, снижается содержание гемоглобина в крови.

Председатель. От проблем атмосферы перейдем к проблемам гидросферы. Острейшая проблема – загрязнение водоемов.

2-й эксперт. На нашей планете суша занимает около 1/3 поверхности, а все остальное – вода. Объем воды на Земле – около 1,4 млрд. км 3, но больше 97% – это соленая вода морей и океанов, а пресной воды очень мало, всего около 2,6% (36 млн. км3), причем 3/4 ее приходится на льды Арктики (Гренландия) и Антарктиды. Это одна из причин того, почему четверть населения нашей планеты страдает от нехватки питьевой воды. Все чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевом голоде. Но пресная вода нужна не только для питья – промышленные предприятия потребляют воды гораздо больше.

Тревогу вызывает и загрязнение Мирового океана. Ежегодно в Тихий океан попадает более 9 млн т отходов, в Атлантический – более 30 млн т . В Мировой океан ежегодно поступает 13–14 млн т нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 м2 поверхности; по данным космической съемки, около 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой.

В атмосферу ежегодно поступает около 3 тыс. т ртути, а в океан – 5 тыс. т. Соединения ртути, попавшие в организм человека с морепродуктами, накапливаются в тканях мозга, почек, печени, легких, в костях, создавая вторичные очаги поражения. Разрушения затрагивают центральную нервную систему, мозжечок и кору мозга, что сопровождается нарушениями движения, потерей слуха, сужением поля зрения, психическими расстройствами. Повреждения возникают и в наследственном аппарате.

На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы. Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Это связано с неудовлетворительной работой очистных сооружений из-за технической отсталости и малой мощности либо с их отсутствием. Около 80% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке. В воду попадают излишки удобрений с полей, вызывающие эвтрофикацию водоемов: изменяется химический состав воды, бурно разрастаются водоросли в озерах и водохранилищах, нарушается биологический круговорот веществ. Проникая в землю, азотистые соединения делают непригодной для питья колодезную воду.

Председатель. До сих пор мы рассматривали общие экологические проблемы. Они становятся более понятными на конкретных примерах. Давайте обсудим, каково состояние окружающей среды в нашем районе. Слово нашему депутату.

Депутат. В администрации района недавно было собрание специалистов по охране природы, которые дали комплексную оценку экологического состояния окружающей среды в нашем районе. Оно крайне неблагополучно, огромное количество бытовых свалок и промышленных отходов. Показатели состояния здоровья населения района свидетельствуют о негативном влиянии загрязнений окружающей среды на организм человека. В нашем районе наблюдается рост частоты заболеваний органов дыхания – они занимают первое место среди всех заболеваний. Высока и продолжает расти частота онкологических заболеваний.

Наряду с мерами, направленными на уменьшение загрязнения окружающей среды, необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования населения.

Председатель. Теперь перейдем к еще более узкому вопросу – к оценке экологического состояния нашей школы. Этим вопросом занималась целая экспертная группа. Им слово.

Когда нам поручили оценить экологическое состояние школы, мы задали себе вопрос: в каких условиях мы учимся? Ежедневно мы проводим в школе 6-7 часов. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? От состояния и настроения учащихся зависит успех обучения, поэтому вопросы эти не праздные. Ответы на них зависят в первую очередь от санитарного состояния помещений. В нашей школе влажная уборка проводится ежедневно 2 раза. Накопившийся за день мусор – в среднем около 5 кг – частично сжигают, частично увозят на свалку. В кабинетах много растений, всегда чисто и уютно. Растения очищают и обезвреживают воздух, создают ощущение комфорта,  в коридоре созданы зелёные уголки. Дети пьют минеральную воду, используя специальные установки

Председатель. А теперь мы переходим ко второй части нашей пресс-конференции, в которой специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.

Ученик. Мы живем вдали от больших городов. Кругом лес. Грозит ли нам загрязнение атмосферы?

Химик. Еще вначале 1960-х гг. загрязнение атмосферы считалось проблемой больших городов. А теперь стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться на большие расстояния. Сегодня воздушные течения несут отравляющие газы, выброшенные заводами Англии, во Францию, завтра — в Россию. Поэтому выделять местное загрязнение атмосферы во Франции или в России можно только с учетом свойств загрязнителя. На предприятиях ставят фильтры-очистители, сооружают отстойники. Но эффективность мер по борьбе с загрязнением только в одной стране будет сведена на нет, если другие страны не примут таких же мер на своих территориях. Так что наши леса не спасут атмосферу от загрязнения.

Корреспондент журнала “Наука и жизнь” (родитель) Какова причина роста заболеваемости детей рахитом? Почему это связано с загрязнением воздуха?

Врач. Загрязненный, запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, необходимые для синтеза витамина D, без которого невозможно нормальное формирование скелета.

Корреспондент журнала “Химия и жизнь” (родитель). Чем грозят человеку высокие дозы облучения ультрафиолетом?

Врач: Под действием ультрафиолета могут появиться ожоги кожи, глаз, возрастает частота раковых заболеваний кожи. Ультрафиолетовые лучи оказывают отрицательное влияние на зрение, ослабляют иммунитет.

Корреспондент журнала “Природа” (родитель). Как предотвратить возникновение кислотных осадков?

Химик. Используя фильтры, можно сократить поступление оксидов серы и азота в атмосферу. Но дело это достаточно хлопотное и дорогое. Существуют различные пути улавливания оксидов серы, которые затем используют для производства серной кислоты. Как уже говорилось раньше, проблема кислотных дождей не может быть решена усилиями одной или даже нескольких стран.

Корреспондент газеты “Экология” (родитель). Как жителя города Октябрьска меня беспокоит экологическое состояние реки Волга. Что вы можете сказать о состоянии здоровья жителей Октябрьска?

Врач. Экологическое состояние окружающей среды сказывается на здоровье его жителей. Встречаются инфекционные заболевания – дизентерия, желтуха. Нарушен минеральный состав воды. Вследствие этого много больных с камнями в почках, желчном пузыре, с гастритами, с больными зубами. Вокруг все захламлено, нет общей свалки. В результате возросло количество клещей – переносчиков инфекционных заболеваний. У нас много больных гельминтозами, глистами заражена рыба.

Председатель. Теперь перейдем к последнему разделу нашей встречи – поработаем в “Биохимической лаборатории”. Добавьте небольшое количество машинного масла в банку с водой. Смешиваются ли эти жидкости? Хорошо потрясите банку, поднесите к свету и рассмотрите. Сделайте вывод.

Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц и на песок. Рассмотрите птичье перо. Обратите внимание на его внешний вид и вес. Покройте перо машинным маслом. Теперь с помощью воды, бензина и щетки постарайтесь очистить перо. Удалось ли вам это?

Покройте машинным маслом песок, найдите способ его очистки. Сделайте выводы о последствиях катастрофы.

Лаборант. Каждый школьник знает, что фрукты и овощи надо мыть. Однако статистика показывает, что именно мытье фруктов приводит к таким опасным заболеваниям, как холера и дизентерия. Все зависит от того, откуда берется вода для мытья. Вода часто бывает заражена опасными микроорганизмами. Мытье фруктов и овощей в такой воде не обеззараживает их, а наоборот, способствует попаданию на них возбудителей болезней. Мыть овощи и фрукты надо обеззараженной, кипяченой водой.

Председатель. Теперь мы можем перейти к подведению итогов нашей встречи.

“Самый страшный зверь на Земле” – так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь темной клетки, он видит самого себя – за решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись? К сожалению, нет!

Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”. Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на территории нашего района?

Обедняя природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из стихотворения Шеффера “Человек”.

…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна!

Нам следует изменить отношение к природе, понять свое место в эволюции, чтобы не разделить судьбу исключенных из нее гигантских ящеров. И первоочередную задачу мы видим в сообщении людям экологических, природоохранных знаний, в формировании их экологической культуры.

Список литературы:

1. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. - М.: Флинта-1999 г.

2. Зяблова Е. В. «Экологическая ролевая игра» «Химия в школе» №4 2007г. 80с.

3. . Плешаков А. А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас». М.: «Просвещение», 2006 г.

4, Инедеева Т. В. «Интеллектуальная игра» «Химия в школе. №5, 2007г. 80с.

5. Капецкая Г. А. «Химия и окружающая среда»  «Химия в школе» №7,2007г. 80с.

6. Коровин Н.В. Общая химия М.: «Высшая школа», 2000г.

7. Левитмах М. Х. Экология предмет. Интересно или нет? – Санкт- Петербург  «Союз» 2001г.

8. Мамедов Н. М. Проблемы экологии и некоторые актуальные аспекты. М.  «Просвещение» 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Будьте здоровы"

классный час о влиянии никотина и алкоголя на организм человека....

Ролевая игра с иллюстрацией проблемы «Вода и здоровье человека»

Ролевая игра  с иллюстрацией проблемы  «Вода и здоровье человека»  предназначена для студентов 1 курса колледжа, школьников, изучающих свойства воды...

Разработка классного часа с элементами ролевой игры "За здоровый образ жизни".

Классный час расчитан на проведение в среднем звене. Заставляет задуматься какую роль в жизни может сыграть отношение к своему здоровью....

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

laquo;Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также са...

РОЛЕВАЯ ИГРА с обучающимися 6-7 классов на тему: «Будьте здоровы!»

Ролевая игра с обучающимися 6-7 классов на тему: «Будьте здоровы!».Ролевая игра проводится с целью получения новых знаний обучающимися о никотине, составе табачного дыма, а также о влиянии...